Библиотека
|
ваш профиль |
Litera
Правильная ссылка на статью:
Чжан Ю.
Эволюция художественного конфликта в творчестве В.С.Маканина
// Litera.
2024. № 6.
С. 290-299.
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.6.71021 EDN: CKHRXQ URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71021
Эволюция художественного конфликта в творчестве В.С.Маканина
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.6.71021EDN: CKHRXQДата направления статьи в редакцию: 14-06-2024Дата публикации: 04-07-2024Аннотация: Предметом исследования является художественный конфликт в произведениях В. С. Маканина. Объектом исследования выступает эволюция данного конфликта на протяжении различных периодов творчества писателя. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние социальных и исторических изменений на структуру и содержание художественного конфликта. Особое внимание уделяется анализу трёх ключевых этапов в развитии конфликта: период советской эпохи, время социальных реформ и современный этап интеграции российской литературы в мировой литературный контекст. Анализируются основные тематические и стилистические изменения, которые происходили в литературе в ответ на общественные и культурные трансформации. Исследование представляет интерес для глубокого понимания специфики русской литературы конца XX – начала XXI века, а также для изучения взаимосвязей литературного процесса с историческими и социальными изменениями в стране. Методология исследования включает морфологический анализ структуры произведений Маканина, стилистический анализ как культуро-специфического кода автора и моделирующий метод для предсказания литературных трендов и создания вариаций текстов. Основными результатами проведенного исследования являются выявление и анализ трехэтапного развития художественного конфликта в произведениях В. С. Маканина. Первый этап отражает трансформацию советского и российского общества, второй – распространение социальной толерантности в последние годы СССР, а третий – модернизацию и интеграцию России в мировую культуру с 1991 года. Особым вкладом автора в исследование темы является глубокий анализ изменения художественного конфликта в контексте социокультурных трансформаций общества. Исследование показывает, как внешние социальные и культурные изменения влияют на внутренний мир персонажей и структуру художественных текстов. Новизна исследования заключается в многоаспектном подходе к анализу художественного конфликта, который позволяет не только рассматривать его в рамках литературной структуры, но и отражать широкий спектр взаимосвязей между литературным произведением и изменениями в обществе на протяжении различных исторических периодов. Это позволяет глубже понять механизмы взаимодействия литературы и социума, а также оценить индивидуальный вклад писателя в отражение и интерпретацию этих изменений через призму художественного конфликта. Ключевые слова: русская литература, художественный конфликт, Маканина, структура прозы, жанр, Эволюция литературы, Литературные тенденции, Социокультурные изменения, Советская литература, Постсоветский периодAbstract: The subject of the study is the artistic conflict in the works of V. S. Makanin. The object of the study is the evolution of this conflict during various periods of the writer's work. The author examines in detail such aspects of the topic as the impact of social and historical changes on the structure and content of artistic conflict. Special attention is paid to the analysis of three key stages in the development of the conflict: the period of the Soviet era, the time of social reforms and the modern stage of the integration of Russian literature into the world literary context. The main thematic and stylistic changes that took place in literature in response to social and cultural transformations are analyzed. The research is of interest for a deep understanding of the specifics of Russian literature of the late XX – early XXI century, as well as for studying the interrelationships of the literary process with historical and social changes in the country. The research methodology includes a morphological analysis of the structure of Makanin's works, stylistic analysis as a culture-specific code of the author, and a modeling method for predicting literary trends and creating variations of texts. The main conclusions of the conducted research are the identification and analysis of the three-stage development of artistic conflict in the works of V. S. Makanin. The first stage reflects the transformation of Soviet and Russian society, the second – the spread of social tolerance in the last years of the USSR, and the third – the modernization and integration of Russia into world culture since 1991.The author's special contribution to the research of the topic is an in-depth analysis of the changes in artistic conflict in the context of sociocultural transformations of society. The study shows how external social and cultural changes affect the inner world of characters and the structure of literary texts. The novelty of the research lies in a multidimensional approach to the analysis of artistic conflict, which allows not only to consider it within the framework of a literary structure, but also to reflect a wide range of relationships between a literary work and changes in society over various historical periods. This allows us to better understand the mechanisms of interaction between literature and society, as well as to evaluate the individual contribution of the writer to the reflection and interpretation of these changes through the prism of artistic conflict. Keywords: Russian literature, artistic conflict, Makanina, prose structure, genre, Evolution of literature, Literary trends, Sociocultural changes, Soviet literature, Post-Soviet periodВведение. Теоретический фундамент изучения конфликта, а главное художественного конфликта – кажется возможным построить благодаря системному подходу, общенаучные преимущества которого очертил М. С. Каган [1], а литературоведческие – Дж. Каллер [2], Й. М. Киселев [3] и Е. А. Кравченкова [4]. Так, по мнению М. С. Кагана, этот подход уместно использовать для изучения системных объектов, поскольку именно он призван предоставить целостные знания о них [1, c. 76]. Последнее обеспечивается тем, что, во-первых, исследуемая система рассматривает художественный конфликт как часть метасистемы, то есть извне, из среды, в которую он вписан и в котором функционирует; во-вторых, изучение системы происходит в трех плоскостях: предметной, функциональной и исторической – которые должны быть признаны достаточными методологическими компонентами системного подхода как целого. Длительное время исследование понятия «конфликт» осуществлялось с помощью описательного (через систему соприкасающихся понятий) и миметического (через описание существенного в существующем) подходов. Еще античное театроведение сформировало терминологический ряд на обозначение понятий и категорий, связанных с конфликтом. Было введено в обращение понятие «агон» – «словесное состязание, во время которого два противника защищают противоположные положения, а хор подстрекает их» [5, c. 58] – и «перипетия» – изменение событий к противоположным законам вероятности или необходимости [6, c. 657]. Относительно художественного конфликта все кажется значительно сложнее и требует в первую очередь аргументов для отграничения его от жизненного. Анализируя опыт всемирной литературы и литературоведения, можно увидеть множество доказательств того, что художественный конфликт отражает жизненный конфликт, а это является предпосылкой применения моделирующего подхода, сущность которого рассмотрим ниже. Поскольку конфликт – это способ мотивационного и причинно-следственного объяснения событийной цепи через противоположные отношения между носителями противоположных идей, то он непременно получает смысловую нагрузку [7, c. 62]. Именно конфликт, по мнению И. Киселева, определяет пафос и событийный уровень произведения. Определение конфликтом идеи и пафоса произведения помогает сформулировать еще одну его функцию – эстетическое воспитание читателя и зрителя (при условии, что произведение получит сценическое воплощение) [3]. Между тем возникновение неограниченного количества читательских интерпретаций конфликта, отраженного в художественном произведении, не обязательно определяется наличием ряда критериев, в частности маркированности и многозначности. Иными словами, только тот конфликт, который охватывает обобщенные образы, которые подвергаются разноинтерпретации, является художественным. Зато конфликт, участники которого вполне конкретны (как это есть в фельетонах, пародиях, произведениях-репликах художественных дискуссий), хотя и воплощен в художественном произведении, сам художественным не является. Он может стать художественным, если для читателя его участники потеряют конкретность, перестанут быть однозначными, а ведущую роль начнут играть скрытые маркеры художественности. Возможно, проблема со способностью искусства понимать смысл конфликта (в том числе с литературой эстетического поворота) состоит в том, что невозможно удержаться от «превращения лоскута в деталь, а искусства – в цель» [8, c. 91]. Однако именно в этот момент человек сталкивается с самим конфликтом, и «эстетика произведения либо открывается, либо растворяется в любой функции, которую она еще может выполнять» [8, c. 91]. Возможно, эту нецелесообразность следует признать, и именно в этом признании вклад литературы в художественный конфликт обретает свою интенсивность и значимость. Проблематика исследования. Исследованием проблематики интерпретации образов и художественных конфликтов в прозе В.С. Маканина занимались известные российские и китайские ученые и исследователи. Так, кандидат филологических наук РФ Е. А. Кравченкова в своей диссертации выделяет «широкий спектр тем, отражаясь в разных произведениях писателя, формирует главную проблему творчества В. С. Маканина – страдание и боль человека» [4, c.7]. Доктор филологических наук РФ Т. Н. Маркова считала, что «утрата – важнейший из лейтмотивов прозы В.С. Маканина. Значение этого слова-концепта в ходе развертывания маканинского повествования разрастается, ширится, пока не приобретает громадных, всеобъемлющих масштабов, соотносимых разве что со смыслом человеческого бытия. Подменяя понятие «памяти» понятием «памятник», человек утрачивает связь с прошлым, а значит – теряет ощущение самого себя во времени» [9, с. 16]. Широкое распространение в контексте темы исследования получила русскоязычная монография китайского ученого Гун Цинцин, которая в своей книге сосредоточилась исследовании связи произведений писателя с постреализмом и постмодернизмом, с мифологией и фольклором как важнейшими истоками современного художественного сознания [10]. Также исследованием данной проблематики занимались Се Чжоу, Чжан Вэйвэй [11] и Хоу Вэйхун [7]. Основная часть. Владимир Маканин (1937-2017 годы) – один из самых влиятельных и авторитетных писателей в современных российских литературных кругах. Писатель родился в 1937 году, а публиковать произведения начал в первой половине 1960-х годов. Это поколение писателей, положивших конец жесткому «железному веку» русской литературы, создавшим «оттепельную литературу» и открывшим «бронзовый век». Лишь более десяти лет спустя работы В. С. Маканина привлекли внимание критиков, и его отнесли к следующему поколению «писателей семидесятых». Двумя основными факторами, которые способствовали трансформации советского российского общества в 1960-х и 1970-х годах, были: высокоцентрализованная административная власть Советской России и научно-техническая революция, активно продвигавшаяся после «оттепели». Эти два фактора способствовали урбанизации российского общества, но они же создали ситуацию, при которой жизнь людей стабильна и однообразна, их мысли просты и бедны, а индивидуальность почти исчерпана. Именно из-за этой огромной перемены В. С. Маканин увидел, что он не пишет о крупных темах, положительных персонажах и таких героических личностях, как другие писатели семидесятых. Свое внимание он сосредоточил на простых городских жителях, которые в реальной жизни составляли подавляющее большинство населения. К началу 1980-х годов он опубликовал «Прямую линию», «Повести о Старом Поселке», «Ключарев и Алимушкин», «В большом городе», «На зимней дороге» и более десятка сборников работ, все эти произведения описывают посредственность советского российского общества. Главный герой книги либо становится бездарным в «бытовой жизни», как Ключарев в рассказе «Ключарев и Алимушкин», либо как Ключарев в рассказе «Голубое и красное». Главные герои В. С. Маканина сознательно культивируют свое понимание «правильности», обладают личными характеристиками и транслируют персонализированный стиль жизни. Это отрицание посредственности и утверждение индивидуальности противоречат единственному и исключительному «советскому образу жизни», пропагандируемому советскими чиновниками в то время. Поэтому в глазах советской официальной критики произведения В. С. Маканина содержали в себе что-то подозрительное и не могли быть опубликованы. Поэтому неудивительно, что к нему относились холодно. Его произведения на этом эволюционном этапе относят к серой литературе, а его героев относят к промежуточным персонажам [9]. С распространением социальной толерантности в Советской России в середине 1980-х годов и распадом Советского Союза в конце 1991 года в России появилось то, что Сартр называл «творческой свободой, встроенной в политическую свободу». В. С. Маканин вступил в новый творческий период. С середины 1980-х годов В.С. Маканин последовательно публиковал такие рассказы, как «Наше утро», «Кавказский пленный», «Место под солнцем», «Где сходилось небо с холмами», «Мужчина и женщина», «Утрата», «Долог наш путь», «Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» и другие повести: «Андеграунд, или Герой нашего времени», «Испуг», «Асан» и другие романы. По сравнению с ранними творениями В. С. Маканина эти произведения имеют более широкую тематику, содержат описание более богатых характеров личностей и более разнообразные жанры. Автор пишет об инженерах, дворниках, душевнобольных, фронтовиках, пенсионерах, писателях-фрилансерах и многом другом. Его романы включают реалистические романы, романы-антиутопии, социально-психологические романы и романы смешанных жанров, которые трудно классифицировать. В произведениях этого этапа В.С. Маканин продолжает фокусироваться на жизни простых людей в современном обществе и теме банальности. Отличие от предыдущего эволюционного этапа писателя заключается в том, что теперь он может без каких-либо сомнений описывать и анализировать посредственность всего общества и его вред. Например, он указывал в «Сюжете усреднения», что благодаря творческому и индивидуальному духовному поиску многих людей с высокими идеалами русская культура XIX века показала бурно развивающуюся восходящую тенденцию, обусловленная русской культурой XX века; его опора на уже существующее. Найдя так называемую вечную истину и отказавшись от исследования и стремления к индивидуальности, он превращается в питательную среду для лени и посредственности. Писатель также осознал глубокую истину, вытекающую из обычного явления очередей в советском российском обществе [12]. В условиях дефицита и ограниченности возможностей людям приходится стоять в очереди, чтобы что-то сделать. И именно потому, что возможностей так мало, каждый в очереди надеется вытеснить человека перед собой, поэтому изо всех сил старается быть придирчивым к человеку впереди. То, как люди выстраиваются в шеренгу, и небольшое отклонение от линии становится причиной того, что толпа сзади нападает на него и выгоняет из игры. При этом, чтобы не быть вытесненными из очереди другими, все в очереди старались изо всех сил стоять в очереди и не смели отклониться ни в малейшей степени. Со временем посредственность, распри, конформизм и жесткое мышление стали хроническими болезнями общества. В произведении «Лаз» В. С. Маканин акцентирует внимание на интеллигентской сущности героя, которая находит выражение в деталях его образа. Одной из таких деталей является тщательно оберегаемая шапочка с помпоном. На первых страницах рассказа Ключареву нравится бродить по великолепно освещенным коридорам, их мягкий свет успокаивает его. Он описывает освещение как «чудо» и замечает радостное отсвечивание стен, красивые светлые календари и даже белые медицинские халаты, которые собирают в себе частицы рассеянного теплого света. Однако со временем героя начинает настораживать невозможность определить источник этого света, который направлен на тот или иной предмет, словно удар шпаги [13]. В романе отсутствует резкое противопоставление между «настоящим» и «будущим». Даже среди относительно благоустроенных жителей подземелья нет веры в перспективность мира, основанного на крови и слезах. Зримым символом этой утраты надежды является холм, на котором находятся «билеты в будущее», достигший уже человеческого роста. В новом веке В. С. Маканин по-прежнему описывает таких героев: у них много недостатков и грехов, но они также хорошо умеют сочувствовать и любить других, наделены совестью, а совесть может вызвать существование из состояния затерянности в толпы. Другими словами, писатель выступает за жизнь, полную свободы, индивидуальности и выбора. Такими людьми являются старик-пенсионер в «Испуге» и майор Жилин в «Асане». Первый из двоих придерживается своей личности и демонстрирует свою жизнь заботой и любовью к женщинам [14]. Второй придерживается своей личности и использует свое остроумие и храбрость для беспрепятственного выполнения служебных обязанностей, заботы о своих подчиненных и коллегах, а также помощи чеченцам. Человек и этническая русская мать, приехавшая в зону боевых действий в поисках пленного сына. Никто из них не «тает» среди своих собратьев. Их изображения заставляют людей чувствовать себя реальными и заслуживающими доверия, даря им духовное просветление и удовольствие [15]. Романы, написанные В. С. Маканиным в XXI веке, обладают огромным читательским потенциалом благодаря обширному наследованию им прекрасных традиций русской литературы и литературы других стран мира. Эту характеристику писателя можно оценить и по названиям перечисленных выше произведений. Например, «Кавказский пленник» напоминает нам одноименный роман Льва Толстого [16], а «Андеграунд, или Герой нашего времени» естественно напоминает «Записки из подполья» Достоевского [17]. Это создает бесконечно широкое идеологическое пространство для понимания произведения читателями. Можно проследить все этапы формирования и развития конфликта в произведениях писателя, которые обосновываются на достижениях его предшественников. Однако, если сравнить судьбы Жилина Толстого и Жилина Маканина, можно выделить диалог писателя с предшественниками, дополняющий их. Нынешняя мировая война стала более жестокой, судьбы людей становятся еще более трагичными, потому что Жилин Толстого наконец-то добился хорошего результата побега из тюрьмы, но Жилина Маканина в конце концов забили до смерти люди, которых он заботил и любил всеми возможными способами, что стало абсурдной ситуацией. В творчестве В. С. Маканена характер структуры художественного конфликта важнее самого развития сюжета, и эта структура в значительной степени берет на себя функцию непосредственной передачи тематического смысла. В качестве примера возьмем романы «Где сходилось небо с холмами» и «Стол, покрытый сукном и с графином посередине». По сути, обе работы имеют уникальную двухслойную структурную схему: создавая явную структуру, автор конструирует и неявную структуру, нарушающую причинную корреляцию явной структуры. Именно на этом скрытом структурном уровне, который легко упустить из виду, автор нарушает «закон образования и преобразования энергии» на поверхности произведения и достигает риторического замысла зеркального отражения: раскрытия конфликта – самосуществующего и парадоксального [18, c. 199]. Роман «Где сходилось небо с холмами» неявный и глубокий, отражающий изменения в человеческих эмоциях и мире, показывающий влияние современной индустриальной цивилизации на человеческую душу и культурные традиции. Воздействие романа выражает сожаление автора по поводу постепенной утраты драгоценного культурного наследия русского народа и безразличия человеческой природы. В романе автор дает нам основание для такого вывода [19]. В начале романа автор впервые показывает печаль главного героя Башилова через описания поведения и выражения, такие как «держаться за голову и надолго замолчать», «нахмуренное лицо», «седина» и т. д. Затем автор описывает былую красоту и нынешний упадок родного города главного героя Башилова, и рассказывает историю о спасении, которого невозможно достичь путем создания образа спасителя [19]. Под руководством такого повествовательного направления мы легко можем сформировать логический смысл сюжета, а именно: селяне – заброшенность – наследие. Эта тенденция вызывает у нас большее сочувствие к неспособности Башилова экономить. «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» – это тоже произведение с зеркально-отражающими обвинениями. В романе используется повествовательная перспектива от первого лица и используется «повествование собственной истории» (персонаж является одновременно рассказчиком и главным героем), чтобы создать для нас реалистичный опыт процесса допроса. В начале романа читатель попадает на допрос, и допрос описывается с точки зрения подсудимого, создавая для читателя напряженный и конфронтационный контекст. В произведении «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» используется стратегия повторения деталей. Эти мелкие детали могут показаться не связанными с основной историей, но, если поместить их в контекст текста в целом, можно увидеть причину их существования [20]. Посредством ряда мер, таких как руководство расследованием, сочетание силы и мягкости, грубое обращение, нарушение логики, подстрекательство и уговоры, а также лицемерие, дознаватели «полностью разоблачали и разрывали «я» человека, подлежащего судебному разбирательству, до тех пор, пока человек был всего лишь чистый лист, пока они не поймут все детали, пока их личность не разрушится» [20]. В то же время уровень их жестокости также крайне удивителен. Они получат чувство выполненного долга, а затем и своего рода удовольствие, потому что люди, находящиеся под судом, покрыты синяками и кровью. Однако те же самые мучители, которые сходят с ума сразу после допроса, возвращаются к своей нормальной человечности, как только выходят из группы. Об этом свидетельствуют мимолетные подробности о добром характере допрашивающего, которые автор часто описывает, когда интенсивность допроса достигает максимума. Главный герой романа «Андеграунд, или Герой нашего времени» Петрович – несостоявшийся писатель-подпольщик, который имеет уникальный и альтернативный темперамент и стремление к индивидуальности, сексуальную свободу и право выбора жизни. Он не приемлет системы прошлого и одинаково несовместим с новым порядком после распада Советского Союза. Не сумев интегрироваться в общество, ему пришлось изменить свой образ жизни и отношения с обществом [17]. Художественный конфликт этого героя описывается в форме самовыражения и сопротивления. Он совершил убийство, в которое не мог поверить. Таким героям не суждено найти своего места в обществе, а их жизнь и судьба печальны. Петрович обладает чертами русского человека нью-эйджа. По его внешности и мыслям можно сказать, что это городской представитель низшего сословия, бездомный, имя которого неизвестно и отвергнуто обществом. Подобно некоторым героям экзистенциальной литературы, имена для них излишни, они жертвы общества и времени. Однако этот типичный деятель из низов общества легко может стать убийцей. Пустые суждения и невымышленные мучения были основой его жизни. Главный герой тот же одинокий циник со сломленной личностью, психопат, замученный жизнью, вызывающий у людей жалость [17]. В этом произведении В. С. Маканин создает негативный образ уставшего и устаревшего персонажа, в котором нет ничего нового. Такого рода подпольные люди являются представителями городского дна и являются сегодня новой столицей России. Нищие в эпоху первоначального накопления. Они рассматривают маргинальность как самостоятельно выбранное состояние существования [21, c. 8]. Главной особенностью художественного конфликта в произведения В. С. Маканина, по мнению М.Ф. Амусина, является то, что «хорошо знакомая читателю жизненная реальность инфицируется фантастическим, немыслимым допущением или «отчуждается» с помощью гротескных приемов, гипербол, перенесения в иной хронотоп» [18, с. 256]. Определяющую роль играет конфликт и в отношении сюжета, темы произведения («конфликт, возникающий в произведении как движущая сила его сюжета и звено, сочетающее сюжет и фабулу произведения с его темой»), его идеи. Но для выяснения идейной позиции писателя недостаточно знать, какой конфликт им избран и какие социальные силы находятся в состоянии столкновения, а следует определить разрешение конфликта (которая должна соответствовать доказывающей общественной закономерности: художественный конфликт – это модель конфликта жизненного), в частности какая сила и как одержала победу. И именно поэтому целесообразно говорить, что нет конфликт воплощает главную идею (долгое время эта мысль господствовала в литературоведении), а благодаря конфликту раскрывается идея произведения, очерчивая, таким образом, его функциональное предназначение. За последние двадцать лет публикация каждого произведения В. С. Маканина вызывала огромный резонанс среди читателей и критиков, а оценка Маканина в обществе продолжала расти: в 1993 году он прославился «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» получил Букеровскую премию за русские романы. В 1999 году стал лауреатом Российской государственной литературной премии за «Кавказский пленник» и «Андеграунд, или Герой нашего времени». В 2008 году – получил награду «Шедевр» за «Асан». Кроме того, он также является лауреатом важных международных литературных премий, таких как Премия Москвы-Пеннета и Пушкинская премия (учрежденная Фондом Чопфера). В 2008 году был экранизирован роман Маканина «Кавказский пленник» (фильм назывался «Пленники»), а во МХАТе была поставлена одноименная пьеса по его роману «Река с быстрым течением». Эти фильмы и спектакли были тепло приняты зрителями. Заключение. Художественный конфликт – это модель жизненного конфликта, которая: 1) носит антропоцентрический характер, то есть участникам выступают конкретные характеры, лишенные однозначного трактовки, или обобщенные образы, подвергающиеся разноинтерпретации; 2) выступает имманентным художественно-конструктивным элементом произведения; 3) для исследователя обладает доминантными оценочную и эстетическую, а для читателя – дидактическую и катарсистическую функции. Это обусловило необходимость глубокого изучения эволюции художественного конфликта в произведения российского писателя В. C. Маканина. В. С. Марканин – современный российский интеллектуал и хранитель традиционной культуры. В своих ранних работах он описывал посредственность советского общества, а в более поздних произведениях обращал внимание на жизнь простых людей и банальность. Его романы и рассказы разнообразны по жанрам и характерам персонажей. Структура повествовательных его произведений часто выходит за пределы самого текста и содержит в себе писательское понимание мира, жизни и искусства. Писатель ломает традиционную структурную художественного конфликта – привычку устанавливать замкнутую сюжетную разгадку, а затем демонтирует образ мышления завершением сюжета и идеологического повествования в рамках категории детерминистского мышления и транслирует смысл конфликта на читателя. Понимание сути конфликта достигает эффекта зеркального отражения, раскрывая оппозицию между «истинным я» и «ложным я». Более того, в этой имплицитной структуре заметно и то, как автор в определенной степени раскрывает причины смысла самого произведения.
Библиография
1. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат. 1974. 328 с.
2. Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение. М.: АСТ. 2006. 158 с. 3. Киселев Й. М. Конфликт в художественном произведении. К.: Держлитвидав УРСР. 1962. 76 с. 4. Кравченкова Е. А. Художественный мир В.С. Маканина: Концепции и интерпретации: дисс. кандидата филологических наук: 10.01.01. Москва. 2006. 273 с. 5. Головня В. В. Аристофан. М.: АН СССР, 1955. 184 с. 6. Аристотель. Сочинения : в 4 т.; пер. с древнегреч., общ. ред. А. И. Доватура. Т. 4. М. : Мысль, 1983. 830 с. 7. 侯玮红:论马卡宁小说创作的艺术风格,载《外国文学评论》,2001 年第 2 期,第 60 页-66 页 = Хоу Вэйхун: О художественном стиле создания романа Маркканена, «Обзор зарубежной литературы». 2001 г. Выпуск 2. C. 60-66. 8. Rugo D. The patch as method: The arts’ contribution towards understandings of conflict. Int Polit Sci Rev. 2024. № 45(1). Р. 81-93. 9. Маркова Т. Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин): дисс. д-ра филол. наук : 10.01.01. Екатеринбург. 2003. 379 c. 10. Гун Ц. Авторское сознание и формы его выражения в прозе В. С. Маканина 1970-1980-х годов: монография. отв. ред. М. В. Скороходов; ред. Н. Кисина. Москва: Водолей, 2022. 299 c. 11. Се Чжоу, Чжан Вэйвэй. Ретритная духовная практика и антропология аскезы в романе В. Маканина «Предтеча». Мир русскоговорящих стран. 2022. № 4 (14). С. 110-125. 12. Маканин В.С. Сюжет усреднения: сборник «Однодневная война». М., Издательство: Эксмо, 2010. 352 с. 13. Маканин В.С. Лаз. сборник «Линия судьбы и линия жизни»: романы. М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф. 2001. 599 с. 14. Маканин В.С. Испуг. М. Издательство: Эксмо. 2011. 370 с. 15. Маканин В.С. Аcан. М. Издательство: Эксмо. 2018. 480 с. 16. Маканин В.С. Кавказский пленный. Предисл. Н. Ивановой. М.: Панорама. 1997. 476 с. 17. Маканин В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени: роман. Москва : Вагриус. 1998. 493 с. 18. Амусин, М. Ф. Алхимия повседневности: очерк творчества Владимира Маканина. Москва : Эксмо. 2010. 445 с. 19. Маканин В.С. Где сходилось небо с холмами. М.: Вагриус. 2000. 207 с. 20. Маканин В.С. Стол, покрытый сукном и с графином посередине. Сборник «Прямая линия». М. Издательство: Эксмо. 2010. 119 с. 21. Шилина К. О. Поэтика романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»: дис. канд. филол. наук 10.01.01. Тюмень. 2005. 168 с. References
1. Kagan, M. S. (1974). Human activity (Experience of system analysis). Moscow: Politizdat.
2. Kaller, J. (2006). Theory of literature: Brief introduction. Moscow: AST. 3. Kiselev, Y. M. (1962). Conflict in a work of art. Kiev: Derzhlitvidav URSR. 4. Kravchenkova, E. A. (2006). The artistic world of V.S. Makanin: Concepts and interpretations. [Ph.D. dissertation, Specialty 10.01.01]. Moscow. 5. Golovnya, V. V. (1955). Aristophanes. Moscow: Academy of Sciences of the USSR. 6. Aristotle. (1983). Works: in 4 volumes; Vol. 4 (A. I. Dovatur, Ed. & Trans.). Moscow: Mysl. 7. Hou, W. (2001). On the artistic style of creating Markkanen's novel. Review of Foreign Literature, 2, 60-66. 8. Rugo, D. (2024). The patch as method: The arts’ contribution towards understandings of conflict. International Political Science Review, 45(1), 81-93. 9. Markova, T. N. (2003). Formative trends in prose of the late 20th century (V. Makanin, L. Petrushevskaya, V. Pelevin). [Doctoral dissertation, Specialty 10.01.01]. Ekaterinburg. 10. Gun, Ts. (2022). Author’s consciousness and forms of its expression in the prose of V. S. Makanin in the 1970s-1980s. (M. V. Skorokhodov, Resp. Ed.; N. Kisina, Ed.). Moscow: Aquarius. 11. Xie, Zhou, & Zhang, Weiwei. (2022). Retreat spiritual practice and the anthropology of asceticism in V. Makanin’s novel “The Forerunner.” World of Russian-speaking countries, 4(14), 110-125. 12. Makanin, V. S. (2010). The plot of averaging: the collection “One-Day War”. Moscow: Eksmo. 13. Makanin, V. S. (2001). Laz. Collection “Line of Fate and Line of Life”: novels. Moscow: Tsentropoligraf. 14. Makanin, V. S. (2011). Fright. Moscow: Eksmo. 15. Makanin, V. S. (2018). Asan. Moscow: Eksmo. 16. Makanin, V. S. (1997). Caucasian prisoner. (N. Ivanova, Preface). Moscow: Panorama. 17. Makanin, V. S. (1998). Underground, or A Hero of Our Time: a novel. Moscow: Vagrius. 18. Amusin, M. F. (2010). Alchemy of everyday life: An essay on the work of Vladimir Makanin. Moscow: Eksmo. 19. Makanin, V. S. (2000). Where the sky met the hills. Moscow: Vagrius. 20. Makanin, V. S. (2010). A table covered with cloth and with a decanter in the middle. Collection "Straight Line". Moscow: Eksmo. 21. Shilina, K. O. (2005). Poetics of V. Makanin’s novel “Underground, or A Hero of Our Time”. [Candidate dissertation, Specialty 10.01.01]. Tyumen.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
|