Библиотека
|
ваш профиль |
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Вахонин М.С., Базилевич М.Е.
Стилистические особенности застройки улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске в дореволюционный период
// Урбанистика.
2024. № 2.
С. 63-74.
DOI: 10.7256/2310-8673.2024.2.70571 EDN: SUCKUK URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70571
Стилистические особенности застройки улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске в дореволюционный период
DOI: 10.7256/2310-8673.2024.2.70571EDN: SUCKUKДата направления статьи в редакцию: 26-04-2024Дата публикации: 08-05-2024Аннотация: В работе представлена систематизированная картина развития исторического ядра архитектурного ансамбля центральной магистральной улицы города Хабаровска – Муравьева-Амурского, формировавшегося в период второй половины XIX – начала XX в., и представляющего в настоящее время безусловный интерес с точки зрения изучения истории регионального зодчества дореволюционного периода, связанного с хозяйственным освоением восточных окраин Российской империи, строительством новых городов и поселений и созданием транспортной инфраструктуры, связавшей Тихоокеанский регион с центральной частью страны. Объектом исследования стала застройка ул. Муравьева-Амурского, сосредоточенная вдоль ее центральной композиционной оси, проложенной по гребню среднего холма в границах двух городских площадей – Комсомольской (Соборной) и Ленина (Николаевской). Предметом исследования – архитектурные и стилистические приемы организации объемно-планировочных и фасадных композиций элементов ее ансамбля. В основу исследования легли материалы, полученные авторами в ходе изучения научной и краеведческой литературы, интернет-ресурсов и архивного поиска, а также проведенных собственных натурных обследований застройки улицы. В результате были рассмотрены стилистические и объемно-планировочные характеристики зданий и сооружений, входящих в ансамбль, обусловленные спецификой развития города и его архитектурно-строительного комплекса. Исследование показало, что статус Хабаровска как административного центра Приамурского генерал-губернаторства и, как следствие, присутствие в нем трех категорий заказчиков: городской администрации, военного ведомства и частного купечества, а также особенности местных строительных материалов, определили типологическое и формотворческое разнообразие ансамбля центральной улицы города, развивавшегося в рассматриваемый период в четырех стилистических системах: русский стиль, ретроспективизм, «кирпичный» стиль и модерн. На завершающем этапе исследования авторами выявлен круг проблем взаимодействия исторической застройки и объектов нового строительства, активно внедряемых в градостроительную ткань и меняющих восприятие культурного ландшафта города. Ключевые слова: архитектура, история, наследие, Хабаровск, улица Муравьева Амурского, ансамбль, историко-культурный ландшафт, модерн, русский стиль, кирпичная эклектикаAbstract: The work presents a systematic picture of the development of the historical core of the architectural ensemble of the central main street of the city of Khabarovsk – Muravyov-Amursky, which was formed during the second half of the 19th – early 20th centuries, and is currently of absolute interest from the point of view of studying the history of regional architecture of the pre-revolutionary period associated with the economic development of the eastern outskirts of the Russian Empire, the construction of new cities and settlements and the creation of transport infrastructure that connected the Pacific region with the central part of the country. The study was based on materials obtained by the authors during the study of scientific and local history literature, Internet resources and archival searches, as well as their own field surveys of street development. As a result, the stylistic and space-planning characteristics of the buildings and structures included in the ensemble, determined by the specifics of the development of the city and its architectural and construction complex, were considered. The study showed that the status of Khabarovsk as the administrative center of the Amur Governor-General and, as a consequence, the presence in it of three categories of customers: the city administration, the military department and private merchants, as well as the characteristics of local building materials, determined the typological and form-creative diversity of the ensemble of the central street of the city , which developed during the period under review in four stylistic systems: Russian style, retrospectivism, “brick” style and modernism. The authors identified a range of problems of interaction between historical buildings and new construction objects, which are actively being introduced into the urban fabric and changing the perception of the cultural landscape of the city. Keywords: architecture, history, heritage, Khabarovsk, Muravyov Amursky street, ensemble, historical and cultural landscape, Art Nouveau, Russian style, brick eclecticism
Введение. Архитектурно-градостроительное оформление Тихоокеанских рубежей Российской империи, во второй половине XIX – начале XX в. связанное со строительством новых городов и поселений и созданием транспортной инфраструктуры, проходило в общем русле развития российского зодчества, но в тоже время имело свои отличительные особенности, обусловленные удаленностью региона и спецификой административно-территориального и социально-экономического развития его отдельных городов. Архитектурный ландшафт российского Дальнего Востока дореволюционного периода можно кратко описать в нескольких крупных стилистических системах: русский стиль, ретроспективизм, «кирпичный» стиль и модерн. Не является исключением и город Хабаровск, где каждое из этих направлений в разных трактовках нашло отражение в архитектуре построек различного назначения. Статус города как административного центра региона и, как следствие, размещение в его границах большого числа гражданских и военных ведомственных учреждений во многом определили характер развития его архитектуры, наиболее ярко проявившийся в формировании ансамбля центральной магистрали города – Муравьева-Амурского. Исследовательская работа по изучению истории архитектуры городов российского Дальнего Востока, в том числе Хабаровска, активно развернулась в 1990-е гг. За это время был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с историей развития первых городов региона, строительства отдельных памятников архитектуры и творчества местных архитекторов [1–8]. В то же время в них отсутствует целостный взгляд на процесс эволюционного развития ансамбля центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского, анализ и осмысление стилистических особенностей которого имеет важное значение для понимания общих процессов формирования образа города. В рамках данной публикации в соответствии с заявленной темой, рассмотрим стилистические особенности архитектурного ансамбля центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского. Первые постройки Основанное в 1858 г. как военный пост Хабаровска поселение развивалось на левобережье маловодной речки Бури (Плюснинка), постепенно поднимаясь по склону холма, проходящего вдоль основного русла реки Амур. Первый его план, составленный в 1864 г. военным топографом М. М. Любенским, определил структуру планировочного каркаса будущего города, основу которой составили сквозные магистральные улицы Уссурийская, Хабаровская и Амурская, проложенные по гребням трех холмов и протянувшиеся от высокого обрывистого берега Амура в северо-восточном направлении. Улице Хабаровской (ныне Муравьева-Амурского) при этом отводилась роль общественно-делового центра, в то время как две другие магистрали концентрировали постройки Военного ведомства и объекты иного назначения. Первоначально вся застройка выполнялась из дерева и носила функционально-утилитарный характер. Основную массу строений составляли казармы, склады и одноэтажные жилые дома для проживания солдат и офицеров, выполняемые из сруба. Основным средством фасадного декора служила резьба по дереву, которая размещалась на конструктивно значимых элементах. К 1865 г. в Хабаровке имелось 140 частных домов, 59 казенных, 14 торговых лавок и одна церковь [2]. В 1870-е гг. ввиду развития пушного промысла и торговли с близлежащими поселениями в Хабаровку начали стекаться финансовые активы, давшие импульс дальнейшей трансформации маленького военного поста в крупный торгово-промышленный центр региона. В 1880 г. Хабаровка получила статус города и была переименована в Хабаровск, а с 1884 г. с учреждением Приамурского генерал-губернаторства стала выполнять функции административного центра региона. К этому времени относится и появление первых каменных зданий, возводившихся вдоль красной линии центральной магистрали города, и постепенно замещавших одноэтажную деревянную застройку. В 1889 г. ул. Хабаровская была переименована и стала носить имя генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского [8]. В тот же период ввиду быстрого градостроительного роста было закрыто городское кладбище, расположенное в конце ул. Хабаровской, и проведены работы по переносу захоронений на новое место. Освободившаяся территория была переоборудована под площадь, получившую вскоре название Николаевская. Русский стиль В застройке Хабаровска данное течение нашло отражение в архитектуре наиболее значимых для города объектов, сосредоточенных вдоль его центральной улицы. В первую очередь к ним относится монументальный Успенский собор, построенный в 1884–1886 гг. по проекту С. О. Бера. Сооружение, возведенное в формах русского стиля, выполняло функцию градостроительной и визуальной доминанты уличного ансамбля и было включено в структуру городской панорамы со стороны реки (рис. 1а). На противоположной стороне Соборной площади в районе перекрестка ул. Муравьева-Амурского и Алексеевской (Шевченко) располагалась деревянная Триумфальная арка в мотивах русского стиля, установленная городской администрацией в 1891 г. в честь прибытия в город цесаревича Николая II, второе подобное сооружение располагалось у подножия западного склона центрального холма в начале улицы Алексеевской. Еще один образец архитектуры русского стиля представляет здание доходного дома купцов Плюсниных, построенное в 1900 г. по соседству с Успенским собором и начинающее сплошной фронт застройки по нечетной стороне ул. Муравьева-Амурского (рис 1а). В том же году на северной стороне Николаевской площади началось строительство Ремесленного училища, зафиксировавшего центральную композиционную ось улицы Муравьева-Амурского (рис. 1в). Сооружение возведено в формах эклектики, однако, мотивы русского стиля проявляются в рисунке элементов его фасадного декора.
Рис. 1. Образцы архитектуры русского стиля в Хабаровске. а) Панорама улицы Муравьева-Амурского с Успенским собором (https://todaykhv.ru/news/culture/33035/); б) Здание Доходного дома Плюсниных, 1902 г. Арх. Ю. З. Колмачевский. Фото М. Е. Базилевича; в) Здание Ремесленного училища, 1900–1903 гг. (https://natpopova.livejournal.com/372472.html)
В 1909 г. по нечетной стороне улицы было построено здание Городского дома, ставшее благодаря своему сложному силуэту и разнообразным деталям пластики стен одним из наиболее эффектных и запоминающихся объектов исторической части города (рис. 2). Структурно, дом представляет из себя трехэтажное кирпичное здание с оштукатуренными фасадами и за счет специфики шатровой кровли ярко выделяется на фоне близлежащих построек советского и современного периодов. Дворовые фасады выполнены из красного лицевого кирпича, без декоративной отделки, кроме венчающего карнизного пояса. Следует отметить, что несмотря на общую ретроспективную направленность данного течения, в композиционном решении Городского дома прослеживаются новаторские черты, связанные со стремлением к выявлению конструктивной основы здания и свободе планировочной схемы свидетельствующие о влиянии идей модерна, утверждавшегося в архитектуре региона в начале XX в.
Рис. 2. Здание Городского дома, 1909 г. Арх. П. В. Бартошевич, Б. А. Малиновский. Фото М. Е. Базилевича
Кирпичная эклектика и ретроспективизм Эклектика в архитектуре, возникшая во многом как реакция на однообразие классицизма, характеризовалась новым подходом к структуре построек. Новшества проявлялись на уровне метода функционального проектирования, следовавшего принципу «изнутри – наружу», когда вначале разрабатывалась планировочная схема, а уже после внимание уделялось внешнему облику объекта. В застройке Хабаровска данное направление получило распространение преимущественно в формах «кирпичной» архитектуры, составлявшей наиболее многочисленную группу построек. Данное обстоятельство очевидно было связано с особенностями развития в городе строительной отрасли, в которой к началу XX в. сложились три категории заказчиков: гражданская администрация, военное ведомство и крупное купечество, каждая из которых определяла характер и функциональное наполнение вновь возводимых построек. На уровне объемно-планировочных решений следует отметить общий отход от симметрии и анфиладной компоновки внутренних помещений, распространение свободной планировки и стремление к выделению отдельных элементов композиции в самостоятельные объемы. Характерной особенностью «кирпичной» архитектуры Хабаровска стало использование в лицевой кладке красного обожженного и серого необожженного (маньчжурского) кирпича, производившегося только на местных заводах и, ввиду сложности логистики, не получившего распространения в других городах региона. В то же время, следует отметить, что данный прием придавал хабаровским постройкам дополнительную выразительность и особый колорит, отличающий историческую застройку центра города и его главной улицы. Наиболее характерен в данном контексте торгово-деловой квартал, сформировавшийся на рубеже XIX–XX веков с северо-восточной стороны Соборной площади, и, представленный двух-трехэтажными каменными зданиями. Начало его создания было положено в 1891 г. купцами Хлебниковыми, построившими на углу улиц Муравьева-Амурского и Инженерной (Тургенева) одноэтажное здание с торговыми и конторскими помещениями, в дальнейшем получившее пристройку в виде двухэтажного корпуса. В 1900–1902 г. фронт застройки продолжился корпусами зданий общественного собрания и доходного дома Н. Р. Кровякова (рис. 3), в то время как на противоположенной стороне улице были возведены здания доходных домов Тарцевых и Пьянковых (рис. 4). Все сооружения выстроены в формах эклектики с элементами готики и неоклассицзма в элементах двухцветной лицевой кирпичной кладки. В 1910-е годы застройка квартала обогатилась еще двумя здания, построенными, однако, в новом для города стиле – модерн, постепенно пришедшем на смену хаосу эклектики.
Рис. 3. Застройка четной стороны ул. Муравьева-Амурского. Слева Доходный дом Н. Р. Кровякова, справа здание Общественного собрания, 1901 г. Арх. В. А. Рассушин. Фото М. Е. Базилевича
Рис. 4. Застройка нечетной стороны ул. Муравьева-Амурского. Слева направо: доходные дома Тарцевых (1908 г.); Пьянковых (1900 г.); И. Такеучи (1912 г.). Фото М. Е. Базилевича
Модерн В архитектуре Хабаровска данное направление, в отличие от ряда других городов российского Дальнего Востока и соседней Маньчжурии, получило распространение преимущественно в своей ориентальной форме, со свойственным для нее движением в сторону «украшательства» и нарочитой «фасадности» архитектуры. Элементы модерна в виде композиций в форме подвесок, состоящих из колец и спускающихся от них прямых линий, волнообразные очертания аттиков и характерных оконных обрамлений встречаются в оформлении ряда зданий вдоль красной линии ул. Муравьева-Амурского (реконструкция доходного дома Хлебникова, гостиница «Эспланад», доходный дом Коровяковых, Русско-Азиатский банк и др. (рис. 5).
Рис. 5. Стиль модерн в застройки ул. Муравьева-Амурского. Фото М. Е. Базилевича а) Здание доходного дома Хлебникова после реконструкции 1912–1913 гг.; б) Здание гостиницы «Эспланад», 1913 г.; в) Доходный дом Кровяковых, 1911 г.; г) Здание Русско-Азиатского банка, 1908 г.
К рациональной линии модерна, характеризующейся работой с крупными объемами и выявлением во внешних формах конструктивных и функциональных особенностей сооружения, относится здание дома аптекаря В. Ф. Зандау (рис. 6). Авторство объекта и дата его строительства спорны. По одним данным оно построено в 1913 г. предположительно по проекту академика А. И. фон Гогена [9]. В пользу этой версии говорит сильное внешнее сходство объекта с особняком М. Ф. Кшесинской, построенным архитектором в Петербурге в 1904–1906 гг. Сам проект и фотографии его реализации были опубликованы на страницах журнала «Зодчий». Другие источники датируют объект 1906 г. без указания авторства [8]. Тем не менее благодаря своему сложному разно этажному силуэту и трехгранному эркеру с куполом, акцентирующему центральный вход, сооружение доминировало в структуре окружающей застройки. В 1930-е гг. к его юго-западному фасаду была пристроена пятиэтажная гостиница, вследствие чего здание дома аптекаря В. Ф. Зандау утратило доминирующую роль в структуре квартала.
Рис. 6. Здание дома аптекаря В. Ф. Зандау. Современное состояние. Фото М. Е. Базилевича
Дальнейшая трансформация ансамбля В годы советской власти ансамбль центральной улицы Хабаровска пополнился выразительными зданиями в духе конструктивизма и неоклассики, завершившими формирование сплошной линии ее преимущественно брандмауэрной застройки. Ряд зданий дореволюционного периода подвергся перепланировке внутренних помещений и адаптации их под новые функции, что привело к изменению организации пространства и потере некоторых элементов аутентичного лепного декора. Значительной утратой стал снос в 1930 г. Успенского собора, часть гранитных блоков которого была использована при строительстве фундамента здания Амурского речного пароходства. В 1990-е гг. в городе начались работы по постановке на государственную охрану зданий дореволюционного периода, была проведена реставрация фасадов и интерьеров многих объектов, находившихся к тому времени уже в предаварийном состоянии, а в 2001 г. на месте снесенного Успенского собора по проекту Хабаровскгражданпроекта был возведен Градо-Хабаровский собор Успения Божьей Матери. Ввиду отсутствия вдоль красной линии свободных участков под застройку ансамбль ул. Муравьева-Амурского в последние годы меняется незначительно. Обновление происходит на уровне комплексного благоустройства и размещения рекламных вывесок и информационных стендов. В то же время на целостное восприятие ансамбля значительное влияние оказывает точечная высотная застройка кварталов в границах второстепенных улиц, пересекающих ул. Муравьева-Амурского и спускающихся к городским бульварам по склонам центрального холма. Вертикали многоэтажных жилых домов «разбивают» органичный силуэт исторической застройки, перекрывают визуальные коридоры и меняют уже сложившийся историко-культурный ландшафт. Заключение Исторический ансамбль ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске представляет безусловный интерес с точки зрения изучения истории регионального зодчества дореволюционного периода. В структуре ее застройки нашли отражение мотивы всех стилистических течений, господствовавших в отечественной архитектуре на рубеже XIX–XX в., подвергшихся, в силу географических и социокультурных особенностей региона, определенной смысловой и формотворческой трансформации, определив тем самым неповторимый колорит центральной части города. Формировавшаяся почти сплошным фронтом застройка ул. Муравьева-Амурского, сосредоточенная вдоль ее центральной композиционной оси, проложенной по гребню среднего холма в границах двух городских площадей – Комсомольской (Соборной) и Ленина (Николаевской) отражает основные вехи развития города, на протяжении многих лет являвшегося административным центром региона. Время сохранило здесь образцы архитектуры функционализма, советской неоклассики, конструктивизма, но, тем не менее, именно здания дореволюционного периода составляют основу историко-культурного ландшафта Хабаровска, нуждающегося в сохранении, и имеющем значительный потенциал для расширения сферы туризма в регионе.
Библиография
1. Баклыская, Л. Е. Восток и запад в дальневосточной архитектуре: монография / Л. Е. Баклыская : Тихоок. гос. ун-т.-Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015. – 165 с.
2. Бодиско, А. М. Из жизни Хабаровска / А.М. Бодиско; [редкол.: И. В. Филаткина (гл. ред.) и др.; сост. Т.В. Кирпиченко ; науч. консультант Н.И. Дубинина]. – Репр. изд. – Хабаровск : ДВГНБ, 2008. – 291 с. 3. Крадин, Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне (1858-2008) / Н.П. Крадин. – Хабаровск: Риотип, 2008. – 448 с. 4. Иванова, А. П. Организация торговых пространств в русских дальневосточных поселениях середины XIX – начала XX вв. [Электронный ресурс] / А. П. Иванова // Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/2006_3/32 5. Целуйко Д. С. Исследование планировочной структуры города Хабаровска с помощью инструментов пространственного синтаксиса. Components of Scientific and Technological Progress № 12(90) 2023. – С. 99-104. 6. Базилевич М. Е. Архитектурное наследие выпускников архитектурных и инженерных школ Санкт-Петербурга на Дальнем Востоке России (середина XIX – начало XX вв.) Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 1 (78) февраль. С. 5-13. 7. Архитекторы и инженеры восточных окраин России второй половины XIX – начала XX века: [монография] / М. Е. Базилевич, Н. П. Крадин, А. П. Иванова [и др.]. – Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2023. – 271 с. 8. Дыминская А. В. и др. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры Хабаровского края), изд. 2-е, перераб. и доп. – Хабаровск : Министерство культуры Хабаровского края, 2013. – 247 с. 9. Доходный дом В.Ф. Зандау [Электронный ресурс] Библиотека сибирского краеведения – URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/dohodnyy-dom-vf-zandau (Дата обращения: 26.04.2024 References
1. Baklyskaya, L. E. (2015). East and West in Far Eastern architecture. Khabarovsk: Pacific National University Publishing House.
2. Bodisko, A. M. and editorial team. (2008). Filatkina I V (chief editor) and others; compiler Kirpichenko T V, scientific consultant Dubinina N. I. Khabarovsk: DVGNB. 3. Kradin, N. P. (2008). Old Khabarovsk: Portrait of a city in wood and stone (1858-2008). Khabarovsk: Riotip. 4. Ivanova, A. P. (2006). Organization of trade space in Russian Far Eastern settlements in the mid. XIX – early XX centuries [Electronic resource] Architecton: Proceedings of Higher Education, 3(15). Retrieved from http://archvuz.ru/en/2006_3/32 5. Tseluiko, D. S. (2023). Study of the planning structure of the city of Khabarovsk using spatial syntax tools Components of Scientific and Technological Progress, 12(90), 99-104. 6. Bazilevich, M. E. (2020). Architectural heritage of graduates of architectural and engineering schools of St. Petersburg in the Far East of Russia (mid-XIX-early XX centuries) Bulletin of Civil Engineers, 1(78), 5-13. 7. Bazilevich, M. E., Kradin, N. P. & Ivanova, A. P. (2023). Architects and engineers of the eastern outskirts of Russia in the second half of the 19th – early 20th centuries. Khabarovsk: Pacific National University. 8. Dyminskaya, A. V. and Co (2013). Objects of cultural heritage (monuments of history and culture of the Khabarovsk Territory), ed. 2nd, revised and additional. Khabarovsk: Ministry of Culture of the Khabarovsk Territory. 9. Apartment house V.F. Zandau. Library of Siberian Local History. Retrieved from http://bsk.nios.ru/enciklodediya/dohodnyy-dom-vf-zandau
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор, опираясь на историческую хронологию застройки рассматриваемого объекта, атрибутирует основные его элементы (строения), подтверждая собственные аналитические выкладки репрезентативными иллюстрациями (фотографиями) конкретных архитектурных объектов. Вполне аргументировано автор осуществляет стилистическую типологию проанализированного комплекса строений (русский стиль, ретроспективизм, «кирпичный» стиль и модерн), раскрывает исторические социокультурные факторы застройки, принципы отнесения всего комплекса строений к сформировавшемуся историко-культурному ансамблю, имеющему уникальные черты, требующие дальнейшего изучения и комплексных мер по сохранению и популяризации. Таким образом, в целом предмет исследования рассмотрен на достаточно высоком теоретическом уровне. Статья достойна публикации в авторитетном научном журнале «Урбанистика». Но рецензент отмечает, что целеполагание перспективных дальнейших исследований рассмотренного комплекса строений улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске желательно непосредственно увязать с полученными в результате исследования автора результатами, чтобы читателю стала очевидной ценность предпринятой автором типологии совокупности стилистических особенностей застройки. Рецензент подчеркивает, что речь идет не о серьезной методической или стилистической ошибке, а о возможности и целесообразности усилить итоговый вывод, представленный автором на текущий момент лишь кратким заключением. Методология исследования, основанная на атрибуции и стилистической типологии застройки улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске, вполне релевантна программе исследования. Научно-познавательные задачи подчинены логике историко-биографического повествования, а аналитические выкладки автора — определению историко-культурной ценности анализируемых архитектурных объектов. В целом итоговый вывод является логическим следствием приведенных в аналитической части статьи аргументов, хотя, по мнению рецензента, может быть несколько усилен. Актуальность обращения к выбранной теме автор поясняет тем, что в опубликованных на данный момент исследованиях архитектуры Хабаровска «отсутствует целостный взгляд на процесс эволюционного развития ансамбля центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского, анализ и осмысление стилистических особенностей которого имеет важное значение для понимания общих процессов формирования образа города». Научная новизна, выраженная в авторской типологии совокупности стилистических особенностей застройки улицы Муравьева-Амурского в г. Хабаровске в дореволюционный период, не вызывает сомнений и заслуживает теоретического внимания. Стиль текста автором выдержан строго научный, хотя, по мнению рецензента не помешает дополнительная его литературная вычитка: к примеру в первом предложении («Архитектурно-градостроительное оформление Тихоокеанских рубежей Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. связанное со строительством новых городов и поселений и созданием транспортной инфраструктуры проходило в общем русле развития российского зодчества, но в тоже время имело свои отличительные особенности, обусловленные удаленностью региона и спецификой административно-территориального и социально-экономического развития его отдельных городов») содержит необособленный деепричастный оборот, — пунктуационную ошибку, которая в силу сложности предложения нелегко обнаружить «замыленным» глазом, но портящую читателю общее впечатление от статьи. Структура статьи соответствует логике изложения результатов научного исследования, но содержание итогового заключения рецензент рекомендует усилить. Библиография, учитывая опору автора на анализ эмпирического материала, в целом раскрывает проблемное поле исследования, хотя автор и проигнорировал возможность позиционирования результатов своего исследования в международном поле тематических дискуссий (нат зарубежной научной литературы близкой по тематике за последние 3-5 лет). Апелляция к оппонентам в статье корректна и, в принципе, достаточна. Интерес читательской аудитории журнала «Урбанистика» к представленной статье обеспечен, и после небольшой доработки её можно рекомендовать к публикации.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что архитектурно-градостроительное оформление Тихоокеанских рубежей Российской империи, во второй половине XIX – начале XX веков связанное со строительством новых городов и поселений и созданием транспортной инфраструктуры, проходило в общем русле развития российского зодчества, но в тоже время имело свои отличительные особенности, обусловленные удаленностью региона и спецификой административно-территориального и социально-экономического развития его отдельных городов. Статус Хабаровска как административного центра региона и, как следствие, размещение в его границах большого числа гражданских и военных ведомственных учреждений во многом определили характер развития его архитектуры, наиболее ярко проявившийся в формировании ансамбля центральной магистрали города – Муравьева-Амурского. Проведя анализ научной обоснованности изучаемой проблематики, автор отмечает наличие достаточного количества трудов ученых историков и архитекторов, рассматривавших различные аспекты историко-архитектурного развития Дальнего Востока. Однако, как замечает автор, в научном дискурсе отсутствует целостный взгляд на процесс эволюционного развития ансамбля центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского. Анализ и осмысление стилистических особенностей, имеющих важное значение для понимания общих процессов формирования образа города, и составляет научную новизну данного исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения объектов историко-культурного наследия как средства формирования культурной идентичности с целью их сохранения для последующих поколений. Методологической основой исследования явился комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, историко-культурный метод, анализ проектной документации. Теоретической основой исследования явились труды Базилевич Е.М., Баклыского П.В., Целуйко Д.С. и др. Эмпирическую базу составили образцы архитектуры Хабаровска второй половины XIX – начала XX веков. Целью исследования является выявление особенностей архитектурного ансамбля центральной улицы Хабаровска – Муравьева-Амурского. На основе историко-культурного анализа автор делает вывод, что эволюция застройки Хабаровска стала отражением общих процессов историко-культурного и социально-экономического развития города, прошедшего путь от военного поста до крупного регионального торгово-административного центра. Как констатирует автор, исторический архитектурный ландшафт столицы Хабаровского края уникален и содержит несколько гармонично сочетающихся слоев культурного наследия от классицизма до неоклассики. Изучив стилистические и композиционные особенности улицы Муравьева-Амурского, автор приходит к выводу, что в структуре ее застройки нашли отражение мотивы всех стилистических течений, господствовавших в отечественной архитектуре на рубеже XIX–XX в., подвергшихся, в силу географических и социокультурных особенностей региона, определенной смысловой и формотворческой трансформации, определив тем самым неповторимый колорит центральной части города. В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение объектов историко-культурного наследия определенных российских регионов, возможностей их охраны и восстановления представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит всего лишь из 9 источников, однако данное количество представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике ввиду специфики объекта исследования. Представляется, что автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |