Библиотека
|
ваш профиль |
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Тан Х.
Сравнительный анализ музыкальности в произведениях Кандинского и Чжу Дэцюня
// Человек и культура.
2024. № 4.
С. 1-9.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.70558 EDN: IPWIEP URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70558
Сравнительный анализ музыкальности в произведениях Кандинского и Чжу Дэцюня
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.70558EDN: IPWIEPДата направления статьи в редакцию: 24-04-2024Дата публикации: 01-07-2024Аннотация: Объектом исследования являются произведения основателя абстрактного экспрессионизма Василия Кандинского и китайского художника Чжу Дэцюня. Предмет исследования – музыкальность в произведениях Василия Кандинского и Чжу Дэцюня. Автор проводит подробный сравнительный анализ абстрактных идей и произведений двух художников, с целью изучения их эмоций и источников вдохновения. Отдельное внимание уделено влиянию произведений В. Кандинского на творчество Чжу Дэцюня, в результате чего китайский художник пытался совместить западную музыку с ритмами китайской каллиграфии, придавая своим работам более глубокое значение. Кроме того, с позиций ощущения музыкальности рассмотрены в статье такие произведения Чжу Дэцюня как «Ритм возрождения» и «Умиротворение». Отмечено, что творчество Чжу Дэцюня сосредоточено на отражении духа, культуры и эмоций. Для достижения поставленной в процессе исследования цели были использованы подходы и методы современной философии, культурологии, искусствоведения. Основными выводами проведенного исследования являются то, что под влиянием теории В. Кандинского, Чжу Дэцюнь стал более музыкальным в своих абстрактных картинах. Несмотря на то, что Чжу Дэцюнь не был очень опытен в теории музыки и ее исполнении, он мог точно уловить мелодию и ритм инструментов, таких, как традиционный китайский гучжэн, а также почувствовать свет и цвет, создаваемый музыкальной композицией. Основной вклад автора в исследование заключается в демонстрации влияния В. Кандинского на работы Чжу Дэцюнь, которому удалось под влиянием музыки включить в свои работы философские идеи и элементы местной культуры, создавая тем самым уникальное китайское абстрактное искусство. Новизна исследования заключается в том, что автор описал каким образом в картинах Чжу Дэцюнь отразилось сочетание китайской и западной живописи, что является ценным примером для обмена и развития китайской и западной культуры и искусства. Ключевые слова: китайское искусство, Чжу Дэцюнь, абстракция, экспрессионизм, живопись, музыкальность, творчество, эмоции, философия, культураAbstract: The object of the study is the works of the founder of abstract expressionism, Vasily Kandinsky, and the Chinese artist Zhu Dequn. The subject of the study is musicality in the works of Vasily Kandinsky and Zhu Dequn. The author conducts a detailed comparative analysis of abstract ideas and works of two artists in order to study their emotions and sources of inspiration. Special attention is paid to the influence of V. Kandinsky's works on Zhu Dequn's work, as a result of which the Chinese artist tried to combine Western music with the rhythms of Chinese calligraphy, giving his works a deeper meaning. In addition, from the standpoint of a sense of musicality, Zhu Dequn's works such as "The Rhythm of Rebirth" and "Pacification" are considered in the article. It is noted that Zhu Dequn's work is focused on reflecting the spirit, culture and emotions. To achieve the goal set in the research process, approaches and methods of modern philosophy, cultural studies, and art criticism were used. The main conclusions of the study are that under the influence of V. Kandinsky's theory, Zhu Dequn became more musical in his abstract paintings. Despite the fact that Zhu Dequn was not very experienced in music theory and performance, he could accurately capture the melody and rhythm of instruments such as traditional Chinese guzheng, as well as feel the light and color created by a musical composition. The author's main contribution to the study is to demonstrate the influence of V. Kandinsky on the works of Zhu Dequn, who managed to incorporate philosophical ideas and elements of local culture into his works under the influence of music, thereby creating a unique Chinese abstract art. The novelty of the study lies in the fact that the author described how Zhu Dequn's paintings reflected a combination of Chinese and Western painting, which is a valuable example for the exchange and development of Chinese and Western culture and art. Keywords: chinese art, Zhu Dequn, abstraction, expressionism, painting, musicality, creativity, emotion, philosophy, cultureВведение В начале XX века Китай подвергся влиянию новых европейских теорий искусства, среди которых идеи Василия Кандинского, основателя абстрактного экспрессионизма, оказали значительное влияние на развитие абстрактного искусства в Китае. Василий Кандинский (1866-1944) был художником русского происхождения и работал в Центральной Европе, в частности в Германии, где достиг апогея как в живописи, так и в художественном творчестве. Считающийся основателем абстрактного искусства, Кандинский исключительно часто упоминается в дискуссиях о ранней абстрактной живописи, особенно в тех, которые имеют отношение к музыке [1, с. 132]. По мнению композитора Джерарда Макберни идея музыки проявляется в картинах Кандинского повсюду. Он считал, что оттенки резонируют друг с другом, создавая зрительные «аккорды» и оказывая влияние на душу [2, с. 28]. Для Василия Кандинского музыка и цвет были неразрывно связаны друг с другом. Эта связь была настолько очевидной, что Кандинский ассоциировал каждую ноту с конкретным оттенком. Однажды он сказал: «Звук цветов настолько определенен, что трудно найти человека, который бы выразил ярко-желтый цвет с басовыми нотами или темное озеро с высокими частотами» [3, с. 113]. Музыка сыграла важную роль в развитии абстрактных картин Кандинского. Одним из источников вдохновения стал знаменитый венский композитор Арнольд Шенберг. Шенберг отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как Кандинский отказался от фигуры или узнаваемого объекта в пользу форм, линий и диссонирующих цветов в своем творчестве. Он использовал цвет, линии, форму и текстуру, чтобы создать ритмичный визуальный опыт, вызывающий эмоциональный отклик. Неудивительно, что Кандинский дал многим своим картинам музыкальные названия, например, «Композиция» или «Импровизация». Музыкально-живописная аналогия Кандинского во многом основывалась на соотнесении цвета и музыкального звука. Опираясь на мнение Поля Сезанна о том, что «Цвет — это место, где встречаются наш разум и Вселенная» [4, с. 45], Кандинский распространил этот принцип на все формы сенсорного восприятия, в духе синтетизма. Вера в то, что цвет обладает собственным тональным качеством, привела Кандинского к тому, что он вывел свои живописные мотивы из объективного контекста и посвятил себя более радикальному изучению цветомузыкальных соответствий. Чтобы высвободить внутреннюю силу цвета, Кандинский рассматривал его как музыкальную ноту и выбирал цвет по аналогии с музыкальной гармонией [5, с. 65]. Чжу Дэцюнь, выдающийся представитель китайского абстрактного искусства, получил образование во Франции, где он усвоил методы абстрактной живописи и развил своё художественное видение на основе Кандинского теоретического восприятия музыки. В статье проводится тщательный анализ воздействия музыкальности на абстрактную живопись в творчестве Чжу Дэцюня и Кандинского, рассматривается важность теорий Кандинского для прозрений современных китайских художников, а также исследуется процесс формирования и эволюции абстрактной живописи у современных китайских мастеров. Объект исследования – Музыкальность в творчестве китайского художника Чжу Дэцюня. Цель исследования – Исследование влияния теории искусства Кандинского на музыкальность в художественных картинах Чжу Дэцюня. Основная часть Чжу Дэцюнь является выдающимся деятелем китайского абстракционизма. Он родился в 1920 году в провинции Аньхой, Китай, и получил качественное образование. Когда в 1955 году Чжу Дэцюнь впервые прибыл в Париж, он столкнулся с периодом доминирования абстрактного искусства. На тот момент французская абстрактная живопись уже прошла стадии абстрактного экспрессионизма Кандинского, неопластицизма Мондриана, супрематизма Малевича и абстрактного экспрессионизма Поллока. До своего приезда в Париж Чжу Дэцюнь не имел возможности увидеть эти направления, и он остро почувствовал глубокую разницу между восточным и западным искусством. В процессе обучения он также тщательно изучал теории абстрактной живописи Кандинского, акцентирующие внимание на выражении внутренних чувств и эмоций. Более того, Чжу Дэцюнь проникся теорией Кандинского о важности цвета, что привело его к пониманию выразительных функций цвета в современной живописи [6, c 75]. Одновременно с этим Чжу Дэцюнь обогатил свои работы множеством уникальных элементов, характерных для китайской культуры. С точки зрения теории и практики живописи, Чжу Дэцюнь на протяжении многих лет совершенствовал своё мастерство, активно экспериментируя с сочетанием различных цветов, техниками традиционной китайской каллиграфии и литературной поэзии, чтобы создать уникальный визуальный опыт. В своём эссе он говорит о влиянии Кандинского на своё творчество: "Китайская живопись акцентирует внимание на грамотности, и, как выразился Кандинский, художники-абстракционисты также фокусируются на духе, разуме, внутренней сути. Поэтому я считаю, что самое важное в абстрактной живописи — это воображение художника". Он подчёркивает, что развитие воображения должно опираться на выражение основных экспрессивных сил живописи и на культивирование знаний и литературы, дабы картины были содержательными” [7, c. 105.]. Художественная теория Чжу Дэцюня во многом схожа с теорией В. В. Кандинского. В области абстрактного искусства Кандинский предложил уникальные новшества в выражении цвета, структуре и форме произведений. Чжу Дэцюнь, находясь под заметным влиянием Кандинского, пытался совместить западную музыку с ритмами китайской каллиграфии, придавая своим работам более глубокое значение. Концепция Кандинского основывается на всеобъемлющем подходе к живописи и искусству в целом. По теории Кандинского, различные виды искусства, будь то живопись, музыка или танец, несмотря на свои особенности в художественном исполнении или форме, объединены общей целью – выражением потребностей духа, поиском вдохновения, улучшением чувств, настроения и эмоций. В теоретической системе Кандинского искусство представлено в виде треугольной пирамиды, в вершине которой находится музыка, непосредственно выражающая душу и внутренний дух художника. Живописцы и музыканты, по сути, занимаются одним и тем же – стремятся выразить «внутренний дух». Кандинский однажды выразился: «Художник, не видящий цели даже в художественном подражании явлениям природы,является творцом, который хочет и должен выразить свой внутренний мир. Он с завистьювидит, как естественно и легко это достигается музыкой, которая в наши дни являетсянаименее материальным из всех искусств. Понятно, что он обращается к ней и пытается найти те же средства в собственном искусстве» [8, с 53]. Естественно, в своём творчестве он отдал предпочтение музыкальному методу, что привело к созданию произведений с ритмичной живописью, математической и абстрактной структурой, полифонией цвета и современным стремлением придать цвету движение. Искусство живописи Чжу Дэцюня характеризуется комплексным подходом, объединяющим особенности китайской древней поэзии, каллиграфии и живописи с принципами западного абстракционизма. Его работы отличаются синтезом китайской и западной культур, что позволяет художнику с помощью западных техник отражать восточные идеи и философию, формируя тем самым уникальный художественный язык. Традиционная китайская культура и искусство, такие как каллиграфия, живопись и поэзия, оказали значительное влияние на творчество Чжу Дэцюня, способствуя формированию уникального сочетания западных и китайских традиций в его работах. Кандинский и Чжу Дэцюнь находят общий язык в живописи, утверждая, что абстрактная форма является ключевым средством выражения образа, и это необходимо учитывать при создании любого произведения. Кандинский особое значение придавал символическому выражению через точки, линии и плоскости, которые могут передавать разнообразные идеи и значения в зависимости от способа их использования. Форма его абстрактных картин отражает сущность формы. Чжу Дэцюнь в своих работах использует выразительную силу света, смешивая точки, линии и плоскости в светоцветовую гамму, гармонично объединяя их и создавая выразительный скрытый смысл на своём уникальном цветовом и каллиграфическом языке [9, c 9]. Чжу Дэцюнь в процессе своего творчества тщательно изучал, как западные импрессионисты использовали свет для достижения живописного эффекта, создавая впечатление размытости и воздушности и делая структуру изображения динамичной. Художник обогащает свои картины разнообразием пространственных слоёв, сочетанием вещества и света, создавая особенно насыщенную атмосферу и наполняя произведения глубокими китайскими поэтическими мотивами. Кандинский также попытался провести систематическое исследование языка современных пластических искусств при совместном участии художников-пластиков, литературоведов и музыкантов с целью создания набора общих и полных теоретических принципов, пригодных для всех видов художественного творчества [10, c 9]. Так он достигает полноты выражения своего творческого замысла, позволяя зрителям глубже переживать произведение и задумываться о его содержании. Чжу Дэцюнь добился мастерства, объединив в своей работе элементы как западного, так и китайского искусства, не допуская их слияния воедино. Например, в его крупномасштабной работе "Ритм возрождения" заметно использование ярких, жизнеутверждающих цветов и наличие музыкальности художника. Эта картина была выбрана для оформления Шанхайского Большого театра. Художник сам говорил: "Эта работа заняла несколько месяцев, и каждый раз, приступая к написанию, я внимательно слушал идиллическую симфонию Бетховена, находя в музыке вдохновение для живописи" (рис.1). Под влиянием музыки работы Чжу Дэцюня создаются с непрерывно изменяющимися образами и цветами, подобно симфонии, где сливаются разнообразные краски, а уникальные цвета восточной эстетики усиливают ощущение музыкальности. Контрасты между светом и тенью в его картинах работают как ритмы в музыкальной композиции. В своём произведении «Умиротворение» (рис.2), написанном в 50-х годах XX века, художник демонстрирует зрителям острое чувство динамики и воздушности, используя разнообразные точечные символы и ярко представляя различные оттенки зелёного цвета. Хотя художник не использует чётко определённые точки и линии, он создаёт впечатление, что форма и структура этих элементов ощутимы. Таким образом, в своих работах Чжу Дэцюнь раскрывает свои эмоции и мастерство. Произведения Чжу Дэцюня в зрелом возрасте отличаются как от традиционной китайской живописи, так и от западной абстрактной живописи. В этих работах сочетаются спонтанность традиционной китайской литературной живописи и музыкальные мотивы, характерные для творчества Кандинского [11, c.23]. Чжу Дэцюнь «Ритм возрождения» (рис.1)
Чжу Дэцюнь «Умиротворение» (рис.2)
Картины Чжу Дэцюня, это воплощение накопленного опыта изображения природы и жизни. Этот опыт обогатил автора образным материалом. Он испытывает любовь к природе, к жизни, к своей культуре, что, благодаря его мастерству, наполняет произведения чувствами и эмоциями. Переживания концентрируются в компактном пространстве картин, где контраст света и столкновение цветов взрываются, затягивая зрителя и даруя ему радость от созерцания. Подход Чжу Дэцюня замечательно отражает его понимание смысла жизни. В работах, где используются языковые выражения В. В. Кандинского, такие как знаки, формы и плоскость, проблемы, возникающие при обучении художеству, находят решение в теоретических концепциях Кандинского и становятся понятными через анализ его работ. Чжу Дэцюнь сосредоточен на отражении духа, культуры и эмоций, используя разнообразие цветов. В отношении к музыкальному искусству Чжу Дэцюнь многому научился у В. В. Кандинского, где художник стремится синтезировать оба направления искусства. В своих работах он ориентируется на ритмическую и мелодическую структуру музыкальных произведений, добавляя таким образом музыкальный элемент в своё абстрактное творчество и обогащая его музыкальной эстетикой. Заключение Подводя итог, можно сказать, что под влиянием теории Кандинского, Чжу Дэцюнь более музыкален в своих абстрактных картинах. Несмотря на то, что Чжу Дэцюнь не был очень опытен в теории музыки и ее исполнении, он мог точно уловить мелодию и ритм инструментов, таких, как традиционный китайский гучжэн, а также почувствовать свет и цвет, создаваемый музыкальной композицией. Чжу Дэцюнь оказался талантливым исследователем западной теории живописи, добившись выдающихся успехов в этом отношении, а также позволив миру узнать себя и сыграть важную просветительскую роль в воспитании и образовании китайских художников. Чжу Дэцюнь добился выдающихся художественных успехов в результате своих многолетних поисков и стал всемирно известным художником-абстракционистом, создавшим уникальный творческий путь. Его художественная практика и достижения служат откровением для китайских художников, которые стремятся исследовать путь сочетания китайской и западной живописи, а также являются ценным примером для обмена и развития китайской и западной культуры и искусства. Библиография
1. Го С. Красота линий и гармония музыки: «музыкальность» В.В. Кандинского в педагогической практике // Научное мнение. 2021. № 6. С. 131-136.
2. Завизион С. П. Эпоха и творчество (феномен культуры в теоретическом наследии Василия Кандинского). – Москва: Ин-т бизнеса и политики, 2007. – 154 с. 3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. – Москва: Азбука, 2020. – 283 с. 4. Кулибёф Изабель де Василий Кандинский: альбом для творчества. 20 великих картин / перевод с французского Дины Батий. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 5. Дюхтинг Хайо Василий Кандинский, 1866–1944: революция в живописи. Перевод с немецкого Е. Ю. Суржаниновой. – Москва: АРТ-РОДНИК: Taschen, 2012. 6. Лю Фэн Образ вне образа-Чжу Дэцюнь. Исследование абстрактного искусства. Шанхайский университет, 2015. 7. Чжу Дэцюнь Мой процесс рисования // Литературные исследования. 2000. № 5. C. 102-106. 8. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. – Москва: Издательство Международное Литературное Содружество, 1967. 9. Ян Лифан Художественное исследование абстрактной живописи – от Кандинского до Чжу Дэцюнь. Шаньсийский университет, 2014. 10. Лю Янь Исследование теории абстрактной живописи Кандинского. Шаньдунский университет, 2006. 11. Гун Ань Анализ искусства Чжу Дэцюня. Нанкинский педагогический университет, 2008. References
1. Go, S. (2021). Beauty of lines and harmony of music: “musicality” V.V. Kandinsky in pedagogical practice, Scientific opinion, 6, 131-136.
2. Zavizion, S.P. (2007). Epoch and creativity (the phenomenon of culture in the theoretical heritage of Wassily Kandinsky). Institute of Business and Politics. Moscow: Institute of Business and Politics. 3. Kandinsky, V.V. (2020). About the spiritual in art. Moscow: Azbuka. 4. Coulibeuf Isabelle de. (2017). Wassily Kandinsky: album for creativity. 20 great paintings. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. 5. Düchting, Hayo. (2012). Wassily Kandinsky, 1866-1944: revolution in painting. Moscow: ART-RODNIK: Taschen. 6. Liu, Feng. (2015). The image outside the image-Zhu Dequn. Research on abstract art. Shanghai University. 7. Zhu Dequn. (2000). My drawing process, Literary Studies, 5, 102-106. 8. Kandinsky, W.W. (1967). The spiritual in art. International Literary Commonwealth Publishing House. 9. Yang, Lifan. (2014). Artistic research of abstract painting-from Kandinsky to Zhu Dequn. Shanxi University. 10. Liu, Yan. (2006). Research on Kandinsky's abstract painting theory. Shandong University. 11. Gong, An. (2008). Analysis of Zhu Dequn's art. Nanjing Normal University of Education.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в начале XX века, в связи с влиянием западной культуры и значительными социальными изменениями, китайские художники начали принимать и адаптировать новые художественные формы и идеи. Китай подвергся влиянию новых европейских теорий искусства, среди которых идеи Василия Кандинского, основателя абстрактного экспрессионизма, оказали значительное влияние на развитие абстрактного искусства в Китае. Актуальность исследования определяет тот факт, что своеобразие искусства Китая в настоящее время привлекают к себе большое внимание многих исследователей и любителей из различных стран мира. К сожалению, в статье отсутствует теоретическая составляющая. Автором не проделан библиографический анализ, не проработана научная обоснованность изучаемой проблематики, что затрудняет определение научной новизны исследования. Методологическую базу исследования составил комплексный подход, содержащий сравнительный, исторический, социокультурный и художественный анализ. Эмпирической базой исследования послужили произведения и эссе китайского художника Чжу Дэцюнь «Ритм возрождения» и «Умиротворение», а также воспоминания В.В Кандинского. Соответственно, цель данного исследования заключается в анализе влияния взглядов Кандинского на музыкальность в художественных картинах и особенностей его творческого стиля на формирование художественного видения современного китайского художника Чжу Дэцюня. Для достижения цели автором были поставлены следующие задачи: анализ воздействия музыкальности на абстрактную живопись в творчестве Чжу Дэцюня и Кандинского; изучение роли теорий Кандинского в творчестве современных китайских художников; исследование процесса формирования и эволюции абстрактной живописи у современных китайских мастеров. На основе компаративного и художественного анализа автором выделены сходные характеристики художественных положений Чжу Дэцюня и теорий В.В. Кандинского. В области абстрактного искусства Кандинский предложил уникальные новшества в выражении цвета, структуре и форме произведений. Концепция Кандинского основывается на всеобъемлющем подходе к живописи и искусству в целом. По теории художника, различные виды искусства, будь то живопись, музыка или танец, несмотря на свои особенности в художественном исполнении или форме, объединены общей целью – выражением потребностей духа, поиском вдохновения, улучшением чувств, настроения и эмоций. Чжу Дэцюнь, находясь под заметным влиянием Кандинского, пытался совместить западную музыку с ритмами китайской каллиграфии, придавая своим работам более глубокое значение. Однако автор не сводит художественную манеру современного китайского абстрактного искусства к простому копированию идей В.В. Кандинского. Искусство живописи Чжу Дэцюня автор характеризует комплексным подходом, объединяющим особенности китайской древней поэзии, каллиграфии и живописи с принципами западного абстракционизма. Работы китайского мастера отличает синтез китайской и западной культур, что позволяет художнику с помощью западных техник отражать восточные идеи и философию, формируя тем самым уникальный художественный язык. Традиционная китайская культура и искусство, такие как каллиграфия, живопись и поэзия, оказали значительное влияние на творчество Чжу Дэцюня, способствуя формированию уникального сочетания западных и китайских традиций в его работах. Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение взаимовлияния различных культур вследствие межкультурного взаимодействия и фактов проявления такого взаимовлияния в предметах художественной культуры представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список исследования состоит всего лишь из 5 источников, что представляется явно недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автору следует расширить список и доработать материал по теоретическому обоснованию исследования. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор раскрыл основные принципы художественного метода В. В. Кандинского (по мысли автора — теории искусства В. В. Кандинского) и роль специфики его музыкального восприятия сочетания цвета и геометрии (ритма) абстрактной живописи. Это позволило автору выделить общие и отличительные черты в художественных методах В. В. Кандинского и Чжу Дэцюня. Влияние Кандинского подтверждается и высказываниями китайского мастера. Хотя, как верно отмечает авто, в творчестве Чжу Дэцюня не менее существенны аллюзии к традиционному китайскому искусству, для которого свойственен синтез поэзии, философии и каллиграфии. Иероглифическая каллиграфия традиционной китайской культуры обладает собственным уникальным символическим и абстрактным выразительным потенциалом, поэтому стиль и художественный метод Чжу Дэцюня, согласуясь с принципами европейского абстракционизма, тем не менее представляет гармоничный синтез западной и восточной культур. Выводы автора, «что под влиянием теории Кандинского, Чжу Дэцюнь более музыкален в своих абстрактных картинах», ... «он мог точно уловить мелодию и ритм инструментов, таких, как традиционный китайский гучжэн, а также почувствовать свет и цвет, создаваемый музыкальной композицией», … «добился выдающихся художественных успехов в результате своих многолетних поисков и стал всемирно известным художником-абстракционистом, создавшим уникальный творческий путь», — хорошо обоснованы и заслуживают теоретического внимания. Таким образом, предмет исследования рассмотрен автором на достаточном для публикации в таком авторитетном научном журнале как «Человек и культура» теоретическом уровне. Содержание статьи в полной мере соответствует тематике журнала, и она достойна публикации. Методология исследования основана на гармоничном сочетании историко-биографического метода и элементов искусствоведческого иконографического анализа. Ясная программа исследования, изложенная во введении, хорошо реализована в основной аналитической части. Примененный авторский инструментальный комплекс релевантен решаемым научно-познавательным задачам. Итоговый вывод автора заслуживает доверия. Актуальность выбранной темы автор поясняет тем, что «в начале XX века Китай подвергся влиянию новых европейских теорий искусства, среди которых идеи Василия Кандинского, основателя абстрактного экспрессионизма, оказали значительное влияние на развитие абстрактного искусства в Китае». Последовательной аргументации этого тезиса на примере творчества Чжу Дэцюня и посвящена статья. Научная новизна исследования, выраженная в авторской подборке проанализированной и обобщенной научной литературы, сомнению не подлежит. Стиль текста в целом автором выдержан научный. Структура статьи отвечает логике изложения результатов научного исследования. Библиография в достаточной мере раскрывает проблемное поле исследования, но её оформление нуждается в корректировке с учетом требований редакции и ГОСТа (см. https://nbpublish.com/e_ca/info_106.html). Апелляция к оппонентам корректна и, в принципе, достаточна, хотя автор и избегает острых дискуссионных тем. Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Человек и культура» и после небольшой доработки может быть рекомендована к публикации. |