Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Основополагающая роль мировоззрения в субкультурах

Сюй Сюйчэнь

аспирант, кафедра (МГУ), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 13

Xu Xuchen

Teacher, Department of Regional Studies, Faculty of Foreign Languages and Regional Studies, Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory str., 1, p. 13

syuichen@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2024.4.70358

EDN:

WMUFCY

Дата направления статьи в редакцию:

04-04-2024


Дата публикации:

02-05-2024


Аннотация: Предметом исследования данной работы является мировоззрение субкультуры и его сложное взаимодействие с элементами и структурой данных групп. Для этого детально анализируются разнообразные типы субкультур с целью выявления их уникальных мировоззренческих особенностей и характеристик. Основная цель исследования заключается в поиске связей между мировоззрением субкультур и их структурными элементами, а также в понимании влияния этих связей на социокультурные процессы. Анализируя эти вопросы, исследование стремится расширить наше понимание субкультурных динамик и их места в современном социокультурном контексте. Результаты данной работы могут быть полезны для дальнейших исследований в области антропологии, социологии, культурологии, а также для разработки практических стратегий по управлению и поддержке субкультурных сообществ.  Для достижения целей исследования используется антропологического анализа субкультур, включающую в себя анализ синхронных и диахронных аспектов субкультурного мировоззрения, а также сопоставительный анализ. Научная новизна данной работы проявляется в глубоком и всестороннем анализе разнообразия типов представленности мировоззрения в различных субкультурах и их воздействии на широкий спектр социокультурных процессов. Представленный в исследовании анализ выявляет уникальные аспекты субкультурного мировоззрения и его разнообразные проявления, что не только способствует более глубокому пониманию социокультурных динамик современного общества, но и расширяет наше знание о механизмах формирования и функционирования субкультурных сообществ. Выводы данной работы имеют важное значение как для академического исследования в области антропологии и социологии, так и для практического приложения, например тех, что направлены на эффективное управление и поддержку субкультурных групп в современном обществе, включая разработку политик и программ, способствующих инклюзивности, культурному разнообразию и социокультурной гармонии.


Ключевые слова:

Мировоззрение, Социокультурные процессы, Анализ, Хип-Хоп культура, Динамика, Массовая культура, Субкультуры, Контркультуры, Скинхеды, Сопоставление

Abstract: The subject of this work is the worldview of subculture and its complex interaction with the elements and structure of these groups. To do this, various types of subcultures are analyzed in detail in order to identify their unique ideological features and characteristics. The main purpose of the research is to find links between the worldview of subcultures and their structural elements, as well as to understand the impact of these links on socio-cultural processes. By analyzing these issues, the study seeks to expand our understanding of subcultural dynamics and their place in the modern sociocultural context. The results of this work can be useful for further research in the field of anthropology, sociology, cultural studies, as well as for the development of practical strategies for managing and supporting subcultural communities. To achieve the goals of the study, an anthropological analysis of subcultures is used, which includes an analysis of synchronous and diachronic aspects of the subcultural worldview, as well as comparative analysis. The scientific novelty of this work is manifested in a deep and comprehensive analysis of the diversity of types of worldview representation in various subcultures and their impact on a wide range of socio-cultural processes. The analysis presented in the study reveals unique aspects of the subcultural worldview and its diverse manifestations, which not only contributes to a deeper understanding of the socio-cultural dynamics of modern society, but also expands our knowledge of the mechanisms of formation and functioning of subcultural communities. The conclusions of this work are important both for academic research in the field of anthropology and sociology, and for practical applications, for example, those aimed at effective management and support of subcultural groups in modern society, including the development of policies and programs that promote inclusivity, cultural diversity and socio-cultural harmony.


Keywords:

Worldview, Sociocultural processes, Analysis, Hip-Hop culture, Dynamics, Popular culture, Subcultures, Countercultures, Skinheads, Comparison

Мировоззрение субкультуры не только прочно связано с её структурой, но и играет ключевую роль в формировании её идентичности, ценностей и целей. Это комплекс убеждений, ценностей и представлений, который пронизывает все аспекты жизни группы и определяет её взгляды на мир и саму себя. Детальное рассмотрение этого мировоззренческого ядра субкультуры позволяет лучше понять её внутреннюю динамику и влияние на социокультурное окружение.

Этот аспект становится особенно важным при анализе субкультур, поскольку мировоззрение определяет не только внутренние нормы и ценности группы, но и её взаимодействие с другими социокультурными субъектами. Рассмотрение этого ядра помогает понять, как субкультурные группы взаимодействуют с обществом в целом и какие изменения они могут принести в широкую культурную среду.

На самом базовом уровне мировоззрение субкультуры состоит из альтернативных идей и образов, которые выступают своеобразным фундаментом, определяющим ценности и установки группы. Эти идеи и образы формируются под влиянием различных факторов, включая исторические, социокультурные, экономические и даже психологические аспекты [15, c. 104-105].

Важно отметить, что мировоззренческое ядро не является статичным элементом [3, c. 221]. Напротив, оно динамично и подвержено изменениям в зависимости от внешних и внутренних факторов, таких как изменения в социокультурной среде, эволюция идеологий и т.д.

Ключевым аспектом мировоззренческого ядра является его влияние на остальные элементы структуры субкультуры. Именно через эту призму формируются конфигурации уровней мировоззрения, которые определяют, какие идеи и ценности будут преобладать в данной субкультуре, а также какие предметно-действенные формы воплощения будут использоваться для выражения этого мировоззрения [8, c. 391].

Более того, мировоззрение субкультуры не только влияет на внутреннюю динамику группы, но и на её взаимодействие с внешней социокультурной средой. Оно определяет промежуточные зоны взаимодействия, включая как дистанцирование от определенных сегментов культуры доминантной, так и принятие других сегментов, которые соответствуют мировоззрению субкультуры.

Таким образом, мировоззрение субкультуры представляет собой основу, на которой строится вся структура субкультуры, и играет ключевую роль в её формировании, развитии и взаимодействии с окружающим миром.

При более детальном изучении взаимодействия указанных составляющих в рамках анализа мировоззренческого ядра выявляется тесная взаимосвязь с остальными элементами структуры субкультуры, что существенно влияет на характер этой взаимосвязи.

Основное внимание уделяется рассмотрению взаимоотношений между мировоззренческим ядром и формами его выражения в практике субкультуры. В данном контексте возможны два противоположных сценария, отличающихся особенностями связи между указанными элементами и конфигурацией мировоззрения субкультуры. Необходимо учитывать, что данные сценарии представляют собой экстремальные позиции, а реальное положение скорее всего находится на промежуточном уровне.

Первый сценарий характеризуется глубокой интеграцией религиозных, философских и мифологических аспектов в мировоззренческое ядро субкультуры. В результате формируется сложная система концепций и образов, однако данное ядро остается далеким от прямого отражения социокультурной реальности [13, c. 10-11]. Большинство членов субкультуры имеют ограниченный доступ к этим аспектам, который осуществляется через символические и художественные проявления, в то время как глубинные аспекты мировоззрения остаются либо недоступными, либо доступными только ограниченному кругу посвящённых.

Во втором сценарии наблюдается иная организация данной системы. Здесь мировоззренческое ядро формируется на основе повседневных аспектов, тесно связанных с реальностью, и включает в себя преимущественно эмоционально-образные уровни. Данное содержание мировоззрения широко известно и принято большинством участников субкультуры, играя ключевую роль при вступлении в нее [9, с. 71]. В отличие от предыдущего сценария, музыкальные и художественные интересы, а также внешний облик, не играют доминирующей роли в данной системе.

Рассмотрим взаимосвязь между промежуточными зонами взаимодействия с социокультурной средой и другими структурными элементами. Обобщенно, это взаимодействие можно рассматривать как степень интеграции в субкультурное сообщество. Возможно существование субкультур, которые функционируют отдельно от общей социокультурной среды. В таких случаях принадлежность к субкультуре чаще всего определяется через специфические формы выражения [7, с. 234]. В других случаях наблюдается слияние субкультурного и повседневного пространств, при этом организующим и объединяющим фактором выступает мировоззрение.

Совмещение конфигураций мировоззренческого ядра субкультуры и способов его выражения через предметно-действенные формы позволяет выявить различия в характере самовыражения. Обычно субкультуры, применяя игровой подход, придерживаются театрализованного стиля в своей самопрезентации с целью привлечения внимания. Однако существует различие между зонами локализации такого поведения. В одних случаях это проявляется в ограниченных средах, таких как закрытые встречи, доступ к которым имеют только участники, и направлено в первую очередь на самовыражение. В других случаях самовыражение субкультуры имеет разобщенный характер, сильно выражается демонстративный аспект и проявляется в форме вызова [14, с. 425-426].

Далее, обратимся к анализу содержания мировозренческого фундамента субкультуры - альтернативных идей и образов, выраженных в конфигурации мировоззрения, а также к разработке методов определения состава мировоззренческого ядра и его конкретной конфигурации для выбранных субкультур. С. Л. Франк [12] предлагает следующие категории для сопоставления.

1. Сопоставление с уже установленными типами, такими как эмпиризм и рационализм, дает нам понять, что альтернативное мировоззрение, изучаемое в контексте субкультур, не соответствует ни одному из них. Хотя оно содержит элементы как рационального, так и эмпирического типов, оно скорее иррационально и представляет собой особый набор взглядов, отличных от традиционных парадигм. Также мы анализируем мировоззрение с точки зрения другой дихотомии - реализма и идеализма. Основываясь на эмпирических данных о мировоззренческих характеристиках субкультур, мы предполагаем, что идеализм отражает стремление к пониманию и переживанию мира, в то время как реализм более связан с эмоциональными и чувственными аспектами.

2. Соотнесение мировоззрения с теорией познания. Структура познавательного процесса, характерная для участников определенной субкультуры, в значительной степени соответствует структуре познания, определенной базовой философско-мировоззренческой парадигмой, преобладающей в данном обществе. Это обусловлено тем, что подобная структура обычно является одной из наиболее стойких и мало поддающихся изменениям.

3. При проведении анализа мировоззрения с учетом сопоставления с другими структурами, такими как искусство, религия, философия, мораль и повседневность, необходимо обратить особое внимание на характеристики, которые отличают субкультуру от других культурных форм. Это позволит выявить связь этих характеристик с определенной структурой из перечисленных выше.

При рассмотрении мировоззренческих аспектов субкультуры, например, готов выявляются её особенности, прежде всего, в контексте религиозных убеждений, где проявляется интерес к альтернативным интерпретациям христианства, таким как культ почитания тёмных духов, включая демонов, вампиров и ведьм [5, c. 98]. Эти аспекты также имеют философское измерение и оказывают влияние на моральные установки, включая переосмысление концепций убийства и самоубийства. В контексте субкультуры ролевиков-реконструкторов особенности выражаются, скорее, в организационных аспектах повседневной жизни и структурировании деятельности, которые воздействуют на другие сферы субкультурной деятельности.

4. При рассмотрении мировоззренческих аспектов субкультур необходимо учитывать их соотношение с коллективным и индивидуальным типами мировоззрения. В данном контексте особый интерес представляет изучение коллективного мировоззрения, поскольку оно отражает общие ценностные ориентации и установки субкультуры. Влияние индивидуальных мировоззренческих особенностей также важно учитывать, однако в анализе субкультур предпочтительнее использовать коллективный подход, учитывая его относительную стабильность и сохранение в процессе времени. Эмпирическое наблюдение за динамикой субкультур предоставляет косвенные данные о взаимосвязи между коллективным и индивидуальным мировоззрением внутри субкультурной среды.

5. При аналитическом рассмотрении мировоззренческих особенностей субкультур оправдано проведение параллели между национальным и субкультурным мировоззрениями, как это делает Франк. У. Бек критикует национализм и ограниченность национального мировоззрения [1, c. 5-10], что поднимает к рассмотрению вопроса о степени широты или ограниченности субкультурного мировоззрения.

Сопоставление позволяет обратить внимание на разнообразие перспектив восприятия мира внутри различных субкультур, таких как готическая субкультура, ролевая культура, скинхеды, аниме-фанаты и т.п. В отличие от национального мировоззрения, субкультурное мировоззрение не всегда включает прямое противостояние другим субкультурным взглядам и стереотипам. Границы субкультурных мировоззрений гибки и могут подвергаться перемещению, а иногда даже специально пересекаются [6, с. 205]. Например, субкультура ролевиков-реконструкторов периодически включает в себя представителей других субкультур, таких как поклонники творчества Толкина или аниме, что влияет на изменения в мировоззренческих установках как внутри субкультур, так и между ними [11, c. 9-12]. Далее следует сопоставление с социальным временем, которое является отдельной категорией, отличной от исторического времени. Оно характеризуется прерывистостью и неожиданными скачками, в отличие от более равномерного и размеренного движения истории [2, с. 12].

В антропологии существует метод синхронного и диахронного анализа культур. Поскольку субкультуры гораздо менее крупные образования нежели культуры, то есть предположение, что диахронное для них — не длительное, вековое существование в контексте истории, но своеобразный временной «скачок» в прошлое или будущее, что в сочетании с аксиологическим полем (одна из основных характеристик социального времени) обуславливает ту или иную форму изоляции субкультуры как особого феномена. Теоретически данных форм должно быть девять:

Таблица 1. Формы субкультур.

Традиционные

Актуальные

Альтернативные

Синхронные

-

Хип-Хоп, Паркур, Падонки

Готы, Байкеры

Диахронные (ориентация на прошлое)

Ролевики, Кришнаиты, Скинхеды

Стиляги, Неформалы

Хиппи

Диахронные (ориентация на будущее)

Аниме

Киберы

Хакеры

Прим.: Данные таблицы основаны на исследовании А. Ю. Павловой [10, c. 100-101]

Исходя из алгоритма выявления мировоззренческих особенностей в субкультурах и их внутренних связей, мы можем выделить четыре типа представленности мировоззрения в данных субкультурах:

· Игнорирование (структурные компоненты не выражены или скрыты от внешних наблюдателей и участников);

· Периферийное положение (структурные компоненты мировоззрения имеют второстепенное значение в сравнении с другими характеристиками субкультуры) [4, c. 98];

· Декларация (мировоззрение является символом, отделенным и обособленным от других характеристик);

· Доминирование (Мировоззрение стоит во главе угла и определяет направление развития субкультуры, представители принимают его осознанно).

В заключение стоит отметить, что мировоззрение представляет собой неотъемлемую часть структуры субкультуры, определяя ее особенности и направленность. Это формируется под влиянием различных факторов и состоит из альтернативных идей и образов, которые устанавливают ценности группы. Кроме того, мировоззрение субкультуры динамично и подвержено изменениям, зависящим от внешних и внутренних факторов, таких как социокультурная среда и эволюция идеологий. Это влияние также распространяется на другие элементы структуры субкультуры, определяя преобладающие идеи, ценности и формы их выражения. Взаимодействие мировоззрения субкультуры с внешней социокультурной средой определяет ее интеграцию или изоляцию.

Не менее важным аспектом является классификация представленности мировоззрения в субкультурах, позволяющая лучше понять их динамику, влияние на окружающую среду и стратегии самовыражения. Глубокий анализ этих типов представленности раскрывает разнообразие субкультурного мировоззрения и его проявлений.

Таким образом, изучение мировоззрения в контексте субкультурного анализа имеет важное значение для понимания социокультурных процессов и может быть полезным как в научных исследованиях, так и в практических приложениях, направленных на формирование и развитие субкультурных сообществ.

Библиография
1. Бек, У. Космополитическое мировоззрение / Ульрих Бек. – Москва: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. – 311 с.
2. Белокопытова, Е. И. Структура молодежной субкультуры // Аналитика культурологии. – 2005. – № 2(4). – С. 9-14.
3. Ершова, Ю. А. Мировоззренческая основа в молодежных субкультурах // Практическая философия: состояние и перспективы: Сборник материалов III научной конференции, Симферополь, 17–18 мая 2020 года / Главный редактор О.А. Габриелян. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 220-225.
4. Зорова, А. В. Изучение влияния субкультур на мировоззрение молодежи в диахроническом аспекте / А. В. Зорова, В. М. Непочатова // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: Материалы II Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 08–12 апреля 2019 года / Ответственный редактор Э.А. Дмитриева. Том Часть 4. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2019. – С. 150-152.
5. Квак, А. В. Современные субкультуры и их языковой сленг / А. В. Квак, С. Н. Саъдиева, Н. С. Федорова // Достижения науки и образования. – 2022. – № 3(83). – С. 97-99.
6. Кузьмина, И. К. Субкультуры современного общества // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – № 3. – С. 203-206.
7. Максимов, Д. Ю. Связь субкультуры и мировоззрения человека // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 2. – С. 233-235.
8. Малинин, В. Б. Социология культуры и субкультуры / В. Б. Малинин, В. А. Измалков // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19, № 10. – С. 389-392.
9. Мансурова, З. Р. Субкультуры в молодежной среде // Право: ретроспектива и перспектива. – 2021. – № 1(5). – С. 70-73.
10. Павлова, А. Ю. Субкультура и социальное время // Челябинский гуманитарий. – 2011. – № 3(16). – С. 99-101.
11. Пасынкова, С. Д. Молодежные субкультуры в современной России // Вестник науки. – 2022. – Т. 1, № 4(49). – С. 7-16.
12. Франк, С. Л. Русское мировоззрение. [Вступ. ст. А. А. Ермичева, с. 5-36]. СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1996. 736 с.
13. Шафигуллин, В. А. Субкультура и контркультура: современные тенденции // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 4. – С. 9-12.
14. Эррера, Л. М. Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1. – С. 422-430.
15. Gelder, K. (2007). Subcultures: Cultural Histories and Social Practice (1st ed.). Routledge. Pp. 103-106.
References
1. Beck, U. (2008). Cosmopolitan worldview. Ulrich Beck. Moscow: Center for the Study of the Post-Industrial Society.
2. Belokopytova, E. I. (2005). Structure of youth subculture. Analytics of Cultural Studies, 2(4), 9-14.
3. Yershova, Y. A. (2020). Worldview basis in youth subcultures. Practical Philosophy: State and Perspectives: Collection of Materials of the III Scientific Conference, Simferopol, May 17-18, 2020. Chief Editor O.A. Gabrielyan (Pp. 220-225). Simferopol: Limited Liability Company "Publishing House Typography "Arial".
4. Zorova, A. V. (2019). Study of the influence of subcultures on the worldview of youth in a diachronic aspect. A. V. Zorova, V. M. Nepochatova. Youth and Science: Current Problems of Fundamental and Applied Research: Materials of the II All-Russian National Scientific Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists. In 4 parts, Komsomolsk-on-Amur, April 8-12, 2019 / Responsible Editor E.A. Dmitrieva. Volume Part 4 (Pp. 150-152). Komsomolsk-on-Amur: Komsomolsk-on-Amur State University.
5. Kwak, A. V. (2022). Modern subcultures and their linguistic slang. A. V. Kwak, S. N. Saadiyeva, N. S. Fedorova (Eds.). Achievements of Science and Education, 3(83), 97-99.
6. Kuzmina, I. K. (2014). Subcultures of modern society. Socio-Economic Sciences and Humanities Research, 3, 203-206.
7. Maksimov, D. Y. (2011). The connection between subculture and human worldview. Actual Problems of Humanities and Natural Sciences, 2, 233-235.
8. Malinin, V. B. (2017). Sociology of culture and subculture. V. B. Malinin, V. A. Izmalkov (Eds.). Journal of Scientific Articles Health and Education in the XXI Century, 10, 389-392.
9. Mansurova, Z. R. (2021). Subcultures in the youth environment. Law: Retrospective and Perspective, 1(5), 70-73.
10. Pavlova, A. Y. (2011). Subculture and social time. Chelyabinsk Humanitarian, 3(16), 99-101.
11. Pasynkova, S. D. (2022). Youth subcultures in modern Russia. Bulletin of Science, 4(49), 7-16.
12. Frank, S. L. (1996). Russian worldview. S. L. Frank; [Introduction by A. A. Ermichev, pp. 5-36]. St. Petersburg: Science: St. Petersburg Publishing House.
13. Shafigullin, V. A. (2023). Subculture and counterculture: modern trends. Social and Humanities Knowledge, 4, 9-12.
14. Errera, L. M. (2011). The phenomenon of youth subculture and its marginality. Proceedings of the Tula State University. Humanities, 1, 422-430.
15. Gelder, K. (2007). Subcultures: Cultural Histories and Social Practice (1st ed.). Routledge. Pp. 103-106.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Основополагающая роль мировоззрения в субкультурах», в которой проведено исследование роли мировоозренческого ядра в формировании внутренних норм и ценностей группы и ее взаимодействия с другими социокультурными субъектами.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что мировоззрение представляет собой неотъемлемую часть структуры субкультуры, определяя ее особенности и направленность. Оно формируется под влиянием различных факторов и состоит из альтернативных идей и образов, которые устанавливают ценности группы. Автором отмечено, что мировоззрение субкультуры динамично и подвержено изменениям, зависящим от внешних и внутренних факторов, таких как социокультурная среда и эволюция идеологий. Это влияние также распространяется на другие элементы структуры субкультуры, определяя преобладающие идеи, ценности и формы их выражения. Взаимодействие мировоззрения субкультуры с внешней социокультурной средой определяет ее интеграцию или изоляцию.
Актуальность исследования обусловлена наличием большого количества субкультур в современном обществе и необходимостью научного обоснования процесса формирования как групповых иделов, норм и ценностей, так и особенностей внутри и межгрупповой коммуникации, так как мировоззрение определяет не только внутренние нормы и ценности группы, но и её взаимодействие с другими социокультурными субъектами. Рассмотрение этого ядра помогает понять, как субкультурные группы взаимодействуют с обществом в целом и какие изменения они могут принести в широкую культурную среду.
К сожалению, в статье отсутствует анализ научной обоснованности проблематики несмотря на обширный научный дискурс по изучаемому вопросу. Автором не проведен и библиографический анализ. Вследствие этого научная новизна исследования не может быть определена исходя из текста статьи.
Для исследования данного вопроса автором использованы общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, классификация, а также компаративный и социокультурный анализ. Теоретическим обоснованием исследования послужили труды таких отечественных ученых как Франк С.Л., Зорова А.В., Ершова Ю.А., Максимов Д.Ю. и др.
Цель исследования заключается в анализе влияния мировоззренческого ядра на формирование внутригрупповых убеждений, норм и ценностей и выстраивание коммуникации с другими участниками социокультурного процесса.
На базовом уровне автором определены такие составляющие мировоззрения субкультуры как альтернативные идеи и образы, которые выступают своеобразным фундаментом, определяющим ценности и установки группы. Эти идеи и образы формируются под влиянием различных факторов, включая исторические, социокультурные, экономические и даже психологические аспекты. Таким образом, мировоззрение субкультуры представляет собой основу, на которой строится вся структура субкультуры, и играет ключевую роль в её формировании, развитии и взаимодействии с окружающим миром.
Особое внимание автор уделяет рассмотрению взаимоотношений между мировоззренческим ядром и формами его выражения в практике субкультуры. В данном контексте автором выделены два противоположных сценария, отличающихся особенностями связи между указанными элементами и конфигурацией мировоззрения субкультуры. Первый сценарий характеризуется глубокой интеграцией религиозных, философских и мифологических аспектов в мировоззренческое ядро субкультуры. В результате формируется сложная система концепций и образов, однако данное ядро остается далеким от прямого отражения социокультурной реальности. Во втором сценарии мировоззренческое ядро формируется на основе повседневных аспектов, тесно связанных с реальностью, и включает в себя преимущественно эмоционально-образные уровни. Данное содержание мировоззрения широко известно и принято большинством участников субкультуры, играя ключевую роль при вступлении в нее.
На основе категорий, разработанных С.Л. Франком, автор анализирует содержание мировозренческого фундамента субкультуры - альтернативных идей и образов, выраженных в конфигурации мировоззрения и разрабатывает методы определения состава мировоззренческого ядра и его конкретной конфигурации для выбранных субкультур. В результате сопоставлений автором отмечено разнообразие перспектив восприятия мира внутри различных субкультур, таких как готическая субкультура, ролевая культура, скинхеды, аниме-фанаты и т.п. В отличие от национального мировоззрения, субкультурное мировоззрение не всегда включает прямое противостояние другим субкультурным взглядам и стереотипам. Границы субкультурных мировоззрений гибки и могут подвергаться перемещению, а иногда даже специально пересекаются.
Исходя из алгоритма выявления мировоззренческих особенностей в субкультурах и их внутренних связей автором выделено четыре типа представленности мировоззрения в изучаемых субкультурах: игнорирование, периферийное положение, декларация, доминирование.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение механизмов и предпосылок формирования ценностной и поведенческой системы определенного сообщества представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 15 источников, в том числе иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.