Библиотека
|
ваш профиль |
Litera
Правильная ссылка на статью:
Садовникова Ю.М.
Новый исторический роман: традиции, эволюция и специфика жанра на примере романа Барри Ансуорта «Моралите»
// Litera.
2024. № 4.
С. 289-295.
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.4.70314 EDN: POSDZI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70314
Новый исторический роман: традиции, эволюция и специфика жанра на примере романа Барри Ансуорта «Моралите»
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.4.70314EDN: POSDZIДата направления статьи в редакцию: 01-04-2024Дата публикации: 07-05-2024Аннотация: Несмотря на большое количество написанных литературоведческих работ, до сих пор ведутся споры в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это, по-видимому, связано с тем, что для большинства экспертов в центре внимания традиционно должна находиться именно история, а не теория жанра. Авторы исторических романов помогают воссоздать исторические образы прошлого, позволяя читателям увидеть мир глазами людей, живших в другие эпохи. Исторический роман может быть как развлекательным жанром, так и инструментом для изучения истории, стимулируя интерес к прошлому и поднимая важные вопросы о том, как жили и действовали люди в разные времена. Различные точки зрения позволяют лучше понять многогранность жанра и его влияние как на литературу, так и на понимание истории и жизни. Автором был использован прием литературы «нового историзма». Наряду с канонами исторического романа XIX столетия, Б. Ансуорт прибегает к традиционным приемам историографического метаромана эпохи постмодернизма. Этот роман представляет собой новый подход к жанру исторической беллетристики, отличный от традиционного вальтерскоттовского. Новый исторический роман и метафизический детектив можно рассматривать через призму нового исторического романа, который фокусируется на исторических аспектах повествования, точно воссоздавая обстановку определенной эпохи с каждым вымышленным персонажем и событием, и возвращая читателя в реальность XIV века. Расследование убийства – важный элемент сюжета романа, но имеет смысл только в том случае, если воссоздана обстановка эпохи, в которой всё происходит. Средневековая драма играет здесь важную роль, особенно авторская трансформация от религиозной к светской драме. Трансформация жанровой формы – характерная черта современной литературы. Романы Барри Ансворта интересны тем, что синтезируют несколько жанровых комбинаций и в то же время воспроизводят аспекты формирования нового для своего времени жанра – моралите. Ключевые слова: Барри Ансуорт, Моралите, Вальтер Скотт, роман, историзм, жанр, трансформация, традиция, постмодернизм, прошлоеAbstract: Despite the large number of literary works written, there are still debates in determining the genre structure of the historical novel and the features of its poetics. This is apparently due to the fact that for most experts the focus should traditionally be on history, and not on genre theory. Authors of historical novels help recreate historical images of the past, allowing readers to see the world through the eyes of people who lived in other eras. The historical novel can be both an entertaining genre and a tool for the study of history, stimulating interest in the past and raising important questions about how people lived and acted in different times. Different points of view allow us to better understand the versatility of the genre and its influence both on literature and on the understanding of history and life. The author used the technique of “new historicism” literature. Along with the canons of the historical novel of the 19th century, B. Unsworth resorts to the traditional techniques of the historiographical meta-novel of the postmodern era. This novel represents a new approach to the genre of historical fiction, different from the traditional Walterscottian one. The new historical novel and metaphysical mystery can be viewed through the lens of the new historical novel, which focuses on the historical aspects of the story, accurately recreating the setting of a specific era with each fictional character and event, and taking the reader back to the reality of the 14th century. The murder investigation is an important element of the novel's plot, but it only makes sense if the setting of the era in which everything takes place is recreated. Medieval drama plays an important role here, especially the author's transformation from religious to secular drama. Transformation of genre form is a characteristic feature of modern literature. Barry Unsworth's novels are interesting in that they synthesize several genre combinations and at the same time reproduce aspects of the formation of a new genre for its time – morality tales. Keywords: Barry Unsworth, Morality Play, Walter Scott, novel, historicism, genre, transformation, tradition, postmodernism, the pastИсторический роман сегодня принадлежит к числу наиболее популярных литературных жанров. Само понятие «исторический роман» хорошо знакомо литературоведам с XIX века. Несмотря на большое количество литературоведческих работ, до сих пор существуют спорные моменты в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это связано с тем, что для большинства ученых в центре внимания находится история, а не теория жанра. Точки зрения литературоведов и критиков на исторический роман можно разделить в зависимости от оценки того или иного критерия. Так, одна группа исследователей (Пауткин 1983, Щедрина 1997, Дронова 1999 и др.) считает определяющими чертами исторического романа реальное, с опорой на документы, зафиксированное в истории существование лиц и событий, которые изображены в романе. Другая часть исследователей (Кожинов 1996, Тамарченко 1999 и др.) рассматривают определяющим не сам исторический материал, а отношение к нему автора. Следуя данной логике, роман является историческим, если он раскрывает закономерности общественной жизни и создает неповторимый образ эпохи. Часть ученых (Ленобль 1977, Оскоцкий 1980, Петров 1984 и др.) полагает, что решающей является сознательная установка автора на соблюдение дистанции между современностью и описываемой эпохой. Первоосновой исторического романа является правда истории. Это понятие включает в себя определяющие историческую эпоху компоненты: общественные закономерности, тенденции социального развития, место и роль народа на историческом этапе. И художественная правда, представленная в авторской интерпретации, не должна противоречить исторической правде. Литература, как известно, отражает реальность. Что же является объектом отражения в историческом романе? История, т. е. исторические события, описанные историками и интерпретируемые автором исторического романа. Через чтение исторического романа мы знакомимся с историей прошлого, с событиями давно минувших дней. В художественной картине прошлого, прежде всего, отражается духовный опыт, нравственный потенциал современника. Писатель, исследуя историю, отталкивается от проблем нынешнего дня и пытается найти более оптимальные пути их решения. Этим и объясняется постоянный интерес к жанру исторического романа. «Художественная правда как эстетическая категория появляется в искусстве по-особенному, в зависимости от метода направления и жанра произведения» [6: 45]. Нам думается, что ее трудно решить и методом призывов к безбрежию вымысла и ограничению пределов документализма. Ее решение может быть подвластно таким принципам исследования, которые, с одной стороны, способны в огромном многообразии выявить сходные формы, с другой – обнаружить закономерности тех или иных проявлений художественной правды в этих формах. И. Варфоломеев называет эти сходные формы «типовыми устойчивостями» и считает, что «устойчивое проявление художественной правды может выступать и своеобразным элементом подтверждения закономерности конкретной типовой устойчивости в жанровой природе исторической романистики» [3: 24]. Исторический роман, по мнению Ю.С. Райнеке, «стал гибридным жанром, соединив в себе два начала – литературу и историю. То есть автор исторического романа создает вымышленный мир, опираясь на реальные исторические свидетельства» [8: 26]. Основная часть Проскурнин Б.М. утверждает, что «под историческим романом вальтерскоттовского типа подразумевается произведение, в котором доминирует словесно-образное осмысление исторических тенденций (закономерностей), соединяющих прошлое и настоящее в единый поток времени, определяющих судьбу и внутренний мир героя, то есть человека реконструируемой писателем эпохи и неизбежно включающих его в процесс созидания истории» [7: 23]. Исторический роман Скотта органично соединил в себе исторический факт и вымысел. Скотт считал, что вымысел является сознательным приемом романиста, а задачи писателя схожи с задачами историка. Романист-историк, по мнению Скотта, возводит роман на новую высокую ступень и приравнивает его к историческим трудам. В рецензии на «Хроники Сида» Скотт писал: «Независимо от того, правдива или вымышлена история Сида, она представляет большую ценность как своеобразная картина нравов». В романах Скотта переплетаются действительные и вымышленные события, реальные исторические персонажи описаны наряду с вымышленными героями. Восстанавливаются не только исторические события (задача историка), но и мысли и чувства людей (романная техника). Поэтому исторический роман претендует на большую правдивость, чем историческая наука. Вопрос об обязательном присутствии в романе о прошлом реального исторического персонажа является спорным. В начале ХХ века советские исторические романисты стали изображать образы исторических деятелей, и этим объяснялось главное требование романа о прошлом – наличие реальной исторической личности. Одни ученые, например, С. Петров, Л. Александрова, считают главным признаком исторического романа создание образа реальной личности, представителя исторической эпохи. Другие исследователи игнорируют важность присутствия в романе о прошлом реальных деятелей: «наличие в нем исторических персонажей, географически точно зафиксированного места действия, документально точное воспроизведение реалий эпохи являются второстепенными» [5: 14]. Б. М. Проскурнин в своей статье «Современный английский исторический роман: традиция и диалог с нею» дает проблемный обзор динамики национальной английской традиции жанра исторического романа от момента ее окончательного оформления в начале XIX в. до современного этапа развития жанровой парадигмы и настаивает, что «в современный (то есть постпостмодернистский) британский исторический роман «вернулась» традиция реконструкции истории в ее целостности, доминирует внедрение «тотальности» в подходе к воспроизведению прошлого, акцент делается не только на социально-политических и хронологических («датных») скрепах истории, но и на других, особенно культурологических скрепах, т. е. на культуремах, маркирующих историческое время (бытовых, артефактных, материальных, духовных, нравственных, масс-медийных, интерьерных, устройства жилища и быта, одежды, пищи, досуга, круга чтения и пр.). В новейших исторических романах постпостмодернистского этапа уменьшилась, а то и вовсе исчезла игра с историческими временами, когда повествовательно (и/или сюжетно) нарочито обнажался временной плюсквамперфект (присутствие прошлого в настоящем из желания акцентировать историю как континуум); на новый уровень вышла традиция, начатая В. Скоттом, «сюжетного пропускания» исторического процесса через внутренний мир героя, не обязательно героя в прямом смысле слова, но непременно «помещенного» в плотное и по возможности целостное «тело» истории [7: 8]. Роман Барри Ансуорта “Morality Play” (Моралите), опубликованный в 1995 году, погружает нас в мрачное Средневековье. Перед нами предстает Англия конца XIV века – не самое лучшее время, охваченное голодом и мором. Главные герои романа – странствующая труппа из шести комедиантов – театр на четырех колесах. Актеры этого театра – нищие, вечно голодные энтузиасты, которые вкладывают в свою работу всю душу. Театр той далекой эпохи заметно отличался от того, что мы видим на сцене сегодня. Актеры брали на себя роли персонажей, импровизировали, меняя по ходу пьесы и состав героев, но никогда не отклоняясь слишком далеко от традиционной сюжетной линии. Их лица были скрыты под масками аллегорических персонажей, олицетворяющих порок или добродетель. Жанр моралите следует четкой схеме вознаграждений и наказаний, но пьеса, которую придумывают герои, основанная на реальных вещах, оказывается импровизацией, которая неизвестно чем закончится. Придумывая сценарий, реплики, актеры действуют в рамках привычного моралите: «Сыграть ее мы решили в форме моралите, используя некоторые готовые речи, которые комедианты выучили давно, каждый в своей роли, однако больше полагаясь на жесты и пантомиму, перемежая их тут же сочиненными словами» [1: 61]. В произведениях Барри Ансуорта прошлое фигурирует как нечто гораздо более значимое, чем плод тщательного исследования и костюмированной постановки. Его романы глубоко эмоциональны и чувства героев – безразличие и безумие, страх и отвага, радость и гнев – живы и реальны. При всем этом исторические персонажи остаются людьми своей эпохи, с собственным мировоззрением и системой ценностей, а также подвергаются испытаниям собственными страхами, недостатками и слабостями. Для исторических персонажей автор часто выбирает образ маргиналов и неудачников, так как он считает их более искренними, а их жизнь приближенной к реальности и настоящей [4: 89]. В романе продемонстрирован новый подход к жанру исторического романа, отличный от традиционного вальтерскоттовского. Новый исторический роман и метафизический детектив можно рассматривать через призму новой исторической беллетристики, которая фокусируется на исторических аспектах повествования, точно воссоздавая историческую обстановку с каждым вымышленным персонажем и событием, и приглашая читателя в реальность XIV века. Расследование убийства – ключевой элемент сюжета романа, но он является значимым только благодаря воссозданной исторической обстановке, в которой оно происходит. Средневековая драма играет здесь важную роль, особенно авторская версия превращения религиозной драмы в светскую. Трансформация жанровых форм характерна для современной литературы. Роман Барри Ансуорта представляет особенный интерес, потому что синтезирует в себе совокупность нескольких жанров и одновременно воссоздает картину становления нового для той эпохи жанра – моралите. В романе автор показывает, что каждый человек играет в жизни свою роль, как и бедный комедиант, и богатый господин в пьесе. Независимо от социального положения или статуса, люди всю жизнь играют роли и носят маски. Автор приравнивает рыцарей, лордов и судей к комедиантам, выступающим на показ, показывая, что все люди изначально равны и, в принципе, ничем не отличаются друг от друга. Все люди равны, даже перед лицом смерти. Кем бы вы ни были – благодетелем, дворянином, судьей или нищим, неважно, какую роль мы играем в жизни – однажды мы все сыграем свою последнюю роль, и зрителями станет смерть. «Теперь он покидал место Игры, лишенный всех ролей, кроме этой последней – умирания, – которая ожидает нас всех». [1: 90]. Таким образом, автор подчеркивает истинно христианские идеи, такие как примат души, духовный путь, необходимость аскетизма для заботы о внутреннем мире, бессмысленность жадности, похоти и накопительства, а также врожденное природное равенство человека перед Богом и смертью. Заключение Автор использует прием литературы «нового историзма». Наряду с канонами исторического романа XIX столетия Б. Ансуорт прибегает к традиционным приемам историографического метаромана эпохи постмодернизма. В романе Б. Ансуорта «Моралите» смешиваются жизнь и искусство, зрители и актеры, реальное и ирреальное, что, с одной стороны, демонстрирует специфику средневековой ментальности, не проводящей границы между сакральным и профанным, а с другой – реализует постмодернистский взгляд писателя на мир вне границ и систем. Подобное переплетение планов оказывается возможным за счет жанровой генерализации. При помощи этого приема автор избегает статуса «массовости» своего романа, ориентируясь на культурно развитую аудиторию. Барри Ансуорту в «Моралите» удается соответствовать современным запросам общества, не игнорируя при этом устоявшиеся каноны каждого из используемых жанров. «До Вальтера Скотта не было истинного романа… Романы восемнадцатого века… изображали не общество, не людей, не действительность, а признаки больного или праздного воображения. Вальтер Скотт первый показал, чем должен быть роман» [2: 278]. Со времен В. Скотта роман претерпел ряд изменений, споры вокруг этого жанра литературы продолжаются и по сегодняшний день, его жизнеспособность и значимость волнуют писателей и литературоведов во всех странах. Разнообразие точек зрения позволяет лучше понять многогранный характер этого жанра и его влияние как на литературу, так и на понимание истории. Авторы исторических романов помогают воссоздавать историческую картину прошлого и позволяют читателям увидеть мир глазами тех, кто жил в другие времена. Исторический роман может быть не только развлекательным жанром, но и инструментом для изучения истории, вызывая интерес к прошлому и поднимая важные вопросы о том, как живут и действуют люди в разные времена. Библиография
1. Ансуорт, Б. Моралите / Пер. с англ. И.Г. Гуровой. М.: Транзиткнига / АСТ, 2004. – 240 с.
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М. 1955. Т. VI. – 799 с. 3. Варфоломеев И. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. – Т. 1984. – 111 с. 4. Жанрово-стилистическая специфика дискурса: монография / Под общ. ред. Е. В. Вохрышевой. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2022. – 128 с. 5. Комаровская Т.Е. Исторический роман США ХХ века: монография. Минск: БГПУ, 2019. – 238 с. 6. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества М., 1974. – 520 с. 7. Проскурнин, Б.М. Современный английский исторический роман: традиция и диалог с нею // Мировая литература в контексте культуры. 2023. № 16 (22). С. 23-32. 8. Райнеке Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия). Дисс. … канд. филол. наук. М. 2002. 211 с. References
1. Unsworth, B. (2004). Morality Play: a novel. Translated from the English by I. Gurova. Moscow: AST; Transit book.
2. Belinskij, V.G. (1955). Polnoe sobranie sochinenij. Vol. VI. Moscow. 3. Varfolomeev, I.P. (1984). Sovetskaja istoricheskaja romanistika: problemy tipologii i pojetiki. Tashkent. 4. Vohryshevoj, E.V. (2022). Zhanrovo-stilisticheskaja specifika diskursa: monografija. Samara: SF GAOU VO MGPU. 5. Komarovskaja, T.E. (2019). Istoricheskij roman SShA HH veka: monografija. Minsk: BGPU. 6. Novikov, V.V. (1974). Hudozhestvennaja pravda i dialektika tvorchestva. Moscow. 7. Proskurnin, B.M. (2023). Contemporary English Historical Novel: Tradition and Dialogue with it. World Literature in the Context of Culture, 16(22), 23-32. 8. Rajneke, Y.S. (2002). Istoricheskij roman postmodernizma i tradicii zhanra (Velikobritanija, Germanija, Avstrija). Dis. Candidate of Philology. Moscow.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Отметим, что исторический роман сегодня принадлежит к числу наиболее популярных литературных жанров. Однако, несмотря на большое количество литературоведческих работ, до сих пор существуют спорные моменты в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Практическим материалом исследования явился роман Барри Ансуорта “Morality Play” (Моралите), опубликованный в 1995 году, который погружает читателя в атмосферу средневековой Англии. Статья является новаторской, одной из первых в российском литературоведении, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Так, методологической основой исследования явились описательно-сопоставительные, контекстуальные и ситуативно-интерпретационные методы исследования, а также методы герменевтики. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Автор подробно описывает ход исследования. Приведенные данные вполне репрезентативны. Отметим, что вводная часть не содержит конкретной исторической справки по изучению данного вопроса как в общем, так и в частном. Отсутствуют ссылки на работы предшественников. Библиография статьи насчитывает 8 источников, среди которых теоретические работы исключительно на русском языке. Считаем, что при рассмотрении подобной тематики важно обращаться к работам зарубежных исследователей на языке оригинала. Библиография оформлена в соответствии с требованиями ГОСТа. В общем и целом отметим, что работа написана простым, понятным для читателя языком, в ней поднимается актуальная исследовательская проблема. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Высказанные замечания не являются существенными и не влияют на общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по теории литературы и зарубежной филологии. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Новый исторический роман: традиции, эволюция и специфика жанра на примере романа Барри Ансуорта «Моралите» может быть рекомендована к публикации в научном журнале. |