Библиотека
|
ваш профиль |
Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:
Разумов И.К.
Гипотеза об использовании Нострадамусом криптографических методов для расстановки катренов в «Пророчествах».
// Историческая информатика.
2024. № 1.
С. 162-176.
DOI: 10.7256/2585-7797.2024.1.70073 EDN: AXGWPK URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70073
Гипотеза об использовании Нострадамусом криптографических методов для расстановки катренов в «Пророчествах».
DOI: 10.7256/2585-7797.2024.1.70073EDN: AXGWPKДата направления статьи в редакцию: 07-03-2024Дата публикации: 11-04-2024Аннотация: Несмотря на обширный библиографический материал, научное изучение жизни и творчества Нострадамуса началось относительно недавно. На данный момент оно включает детальное исследование биографии предсказателя и историко-филологические комментарии к катренам. При этом неупорядоченное расположение катренов является одной из основных проблем, препятствующих пониманию пророчеств. В частности, было обнаружено, что многие катрены описывают предполагаемые события будущего через сопоставление с прошлым, и значит не могут быть адекватно поняты в отсутствие аргументированной расстановки по датам. Хотя сам Нострадамус в эпистоле королю Генриху II недвусмысленно утверждает, что для расстановки катренов должна использоваться приведенная им библейская хронология с точкой отсчета, определенной ретроградными движениями планет (1606 год, как было показано профессором Бренд’Амуром), до сих в нострадамоведческой литературе отсутствовало обсуждение подобных криптографических подходов. В данной работе впервые детально аргументируется гипотеза об использовании Нострадамусом модифицированного алгоритма «скитала» для шифрования правильной последовательности катренов и присвоения им некоторых дат. Показано, что предсказатель действительно использует для этой цели циклически повторяющиеся библейские хронологии, размещенные им в эпистоле королю Генриху II. При этом конечной датой пророчеств оказывается 2242 год, близкий к окончанию 6000 лет еврейского календаря (2240 год РХ) и завершению цикла планетных эпох в астрологической концепции Авраама ибн Эзра (2241 год РХ), что хорошо согласуется с существующими историческими исследованиями. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что хотя «Пророчества» публиковались частями, они представляют собой целостное произведение, подчиненное строгому плану. Таким образом, полученные результаты касаются истории криптографии в Европе и имеют существенное значение для правильного понимания текстов Нострадамуса. Дальнейшее развитие предложенного подхода должно позволить восстановить правильный порядок катренов и соответствующие им даты реального времени, а значит более глубоко понять представления Нострадамуса о далеком будущем. Ключевые слова: Нострадамус, пророчества, катрены, центурии, шифр, хронологии, скитала, криптография, стеганография, планетные эпохиAbstract: Despite the extensive bibliographical material, scientific study of the life and work of Nostradamus has only relatively recently begun. Currently, it includes a detailed examination of the predictor's biography and historical-philological commentaries on the quatrains. The unordered arrangement of the quatrains is one of the main problems hindering the understanding of the prophecies. In particular, it has been discovered that many quatrains describe presumed future events through comparison with the past, and therefore cannot be adequately understood without a reasoned arrangement by dates. Although Nostradamus himself unequivocally states in an epistle to King Henry II that the quatrains should be arranged using the biblical chronology he provided, with a reference point determined by the retrograde movements of planets (1606 year, as shown by prof. Brind'Amour), discussions of such cryptographic approaches were absent in Nostradamus literature until now. This work presents, for the first time, a detailed argument for the hypothesis that Nostradamus used a modified «scytale» algorithm to encrypt the correct sequence of quatrains and assign them certain dates. It is shown that the predictor indeed employed cyclically repeating biblical chronologies placed in the epistle to King Henry II for this purpose. The final date of the prophecies turns out to be the year 2242, close to the end of the 6000 years in the Jewish calendar (2240 AD) and the completion of the cycle of planetary epochs in the astrological concept of Abraham ibn Ezra (2241 AD), which aligns well with existing historical research. The results of the analysis indicate that although the «Prophecies» were published in parts, they form a coherent work following a strict plan. Consequently, the obtained results are relevant to the history of cryptography in Europe and have significant implications for a correct understanding of Nostradamus' texts. Keywords: Nostradamus, prophecies, quatrains, centuries, cipher, chronologies, scytale, cryptography, steganography, planetary cycles1. Многослойность «Пророчеств» и проблема ускользающего смысла. Несмотря на широкую известность «Пророчеств» Нострадамуса [1,2,3] и связанный с ними обширный библиографический материал [4,5], научное изучение жизни и творчества французского предсказателя началось относительно недавно. На данный момент детально исследована биография провидца [6,7] и составлены историко-филологические комментарии к катренам [8,9,10]. Неожиданным результатом этих исследований оказался вывод, что во многих случаях текст катренов недостаточно информативен. С одной стороны, большую группу катренов трудно связать с какими-либо событиями, поскольку они имеют либо слишком банальный, либо напротив, слишком сюрреалистичный сюжет. С другой стороны, выяснилось, что в катренах часто описываются события предшествующие первой публикации «Пророчеств» (1555). Вероятно, Нострадамус верил в повторяемость исторических событий, описывая предполагаемые события будущего посредством их сопоставления с прошлым. Однако в отсутствие аргументации о привязке таких катренов к датам будущего они не выглядят предсказательными, и даже создают впечатление мистификации. Учитывая эти факты, профессор Дени Крузе делает радикальное заявление: «Нострадамус написал катрены, не понимая, что они означают. Даже если предположить, что предсказательный текст был наделен смыслом, он его теряет, наполняя читателя чувством собственной беспомощности и греховности [...] Нострадамус ясно дает понять своему читателю, что тот должен смело взглянуть по ту сторону слов» [11]. Заметим, что запутанная структура и туманное содержание пророческого текста, как впрочем и описание в нем прошедших событий задним числом, вполне могут служить косвенными признаками его использования в качестве носителя скрытого сообщения. Середина XVI века в Европе была ознаменована возрастающим интересом к разработке методов тайнописи. Со времен Древней Греции был известен простой шифр «скитала», в котором бумажная лента наматывается на цилиндр, после чего текст записывается на ленте вдоль оси цилиндра. Для дешифровки такого сообщения достаточно подобрать цилиндр подходящего радиуса. Также был известен «шифр Цезаря», в котором зашифрованное сообщение получается в результате замены букв исходного сообщения путем сдвига на заданное число позиций в алфавите. В 1518 году опубликована «Полиграфия» Иоганна Тритемия, где описан ряд новых, более продвинутых шифров [12]. Около 1499 года тем же аббатом Тритемием написана «Стеганография», попавшая в индекс запрещенных книг, и частично опубликованная только в 1606 году [13]. В 1550 году итальянец Дж.Кардано предложил новый способ стеганографии, так называемая «решетка Кардано» [14]. В 1553 и 1555 годах, то есть практически одновременно с первой публикацией «Пророчеств» Нострадамуса, Дж. Белазо предложил важное усовершенствование шифра «Цезаря» – алгоритм замены букв исходного сообщения в согласии с заданной повторяющейся последовательностью сдвигов по алфавиту [15], которая может быть выражена набором чисел либо мнемонической ключевой фразой. Общим намерением вышеупомянутых и некоторых других авторов (Леон Баттиста Альберти, Джованни Баттиста делла Порта и др.) было усовершенствование существующих методов тайнописи. При этом мысль исследователей развивалась в двух направлениях – с одной стороны, создание методов кодирования устойчивых к дешифровке (криптография), и с другой стороны, незаметное встраивание скрытых сообщений в обычные тексты (стеганография). В недавних работах [16,17] представлены результаты, касающиеся обнаружения графического шифра в «Пророчествах» Нострадамуса и предложены приближенные методы восстановления зашифрованных изображений. Оказалось, что координаты слов или букв (номер центурии, катрена, строки катрена) несут информацию об элементах изображений. На самих изображениях представлены в основном человеческие лица, выполненные в манере, напоминающей современный сюрреализм. Стоит отметить, что такой шифр является уникальным, особенно для XVI века, так что его разработка представляла собой новое слово в стеганографии. Поэтому сами зашифрованные изображения вполне могут носить формальный характер (например, изображение человеческого глаза или головы кошки), что и было получено нами в отдельных случаях. На этом пути остаются актуальными задачи совершенствования методов обработки паттернов и попытки распознавания зашифрованных лиц в историческом контексте. Целью данной работы является показать, что скрытое послание Нострадамуса отнюдь не исчерпывается графическим шифром. Сам Нострадамус в эпистоле королю Генриху недвусмысленно утверждает, что для расстановки катренов должна использоваться приведенная им библейская хронология с точкой отсчета, определенной ретроградными движениями планет (1606 год, как было показано профессором Бренд’Амуром [8]): «Я вычислил и рассчитал настоящие пророчества целиком согласно порядку в [этой] цепи, которая содержит свой кругооборот, все посредством астрономического учения и моего природного дара». Хотя числовая «цепь содержащая кругооборот» легко ассоциируется, например, с циклически повторяющейся последовательностью сдвигов в алгоритме Белазо, аргументированное обсуждение подобных криптографических гипотез в нострадамоведческой литературе отсутствует. Здесь мы соприкасаемся с философской проблемой, касающейся критериев истинности научного знания. Ведущим критерием считается подтверждение гипотез и теорий, основанное на совпадении вытекающих из них следствий с наблюдаемой реальностью [18]. Поэтому оценка статистической значимости, неслучайности, каких-либо совпадений (повторяемость наблюдаемых фактов, совпадение теории с экспериментом, совпадение экспериментов или следствий из различных теорий между собой) всегда лежит в основе науки. Часто такая неслучайность может быть принята как очевидная, в противном случае должны быть выполнены оценки случайных реализаций в рамках статистического подхода. Анализ статистических аномалий является в том числе одним из основных методов криптоанализа [19], но шифр Нострадамуса слишком специфичен для использования каких-либо стандартных приемов. Тем не менее, методологической особенностью данной работы является стремление автора получить максимум информации из анализа статистических аномалий в текстах Нострадамуса. Этот подход представляется наиболее адекватным для решения поставленной задачи.
2.Дискуссия о конечной дате пророчеств. Прежде чем перейти к поиску шифра, необходимо обсудить, на какой период времени были рассчитаны «Пророчества». В основе обсуждений конечной даты лежат несколько высказываний Нострадамуса в эпистолах сыну Сезару, королю Генриху, а также в катренах: 1. «Я составил книги пророчеств […], это непрерывное прорицание, от настоящего момента до 3797 года» (из Письма Сезару). 2. «Планета Марс завершила свою эпоху […] И теперь мы ведомы Луной, при помощи полного могущества вечного Бога, пока она не завершила свой круг; Солнце придет, и затем Сатурн. Ибо согласно небесным знакам правление Сатурна вернется…» (из Письма Сезару) 3. «Хотя мы пребываем в седьмом тысячном числе, которое завершает все, мы приближаемся к восьмому […] где великий вечный Бог завершит кругооборот» (из Письма Сезару) 4. «Я помышлял оставить записи о годах, городах, поселках, краях, где произойдет большинство [событий] […], доходя до самого [Второго] пришествия, которое произойдет потом, в начале седьмого тысячелетия» (из Письма Генриху). 5. «Наступит обновленное Царство Сатурна, и Золотой Век. Бог Создатель возговорит, вняв скорби своего народа, Сатана будет взят и связан в пучине пропасти в глубокой яме: и тогда наступит между Богом и людьми вселенский мир, и пребудет [Сатана] связанным на протяжении 1000 лет» (из Письма Генриху). 6. «Прошло 20 лет царствования Луны, / В 7000 году другой возьмет правление /, Когда Солнце завершит свои усталые дни, / Тогда завершится и исполнится мое пророчество» (Ц1К48). 7. «При завершении великого седьмого числа/ Произойдут игры гекатомбы, / Незадолго до великого тысячного рубежа, / Когда умершие выйдут из могил» (Ц10К74). Дискуссии комментаторов обусловлены тем, что хотя некоторые из приведенных высказываний хорошо согласуются между собой, другие высказывания, на первый взгляд, входят с ними в противоречие. Используемая ниже аргументация заимствуется в основном из книг и статей историков П.Бренд’Амура [8,20], А.Пензенского [4,10] и П.Гинара [21]. В приведенных цитатах Нострадамуса 3 и 7 утверждается, что история современного мира закончится при завершении «седьмого тысячного числа». Из цитаты 6 следует, что пророчества завершаются в 7000 году, вместе с завершением эпохи Солнца – поэтому, из сравнения с высказываниями 3 и 7, логично думать, что «седьмое тысячное число» соответствует 7000 году. Из цитаты 2 следует, что после эпохи Солнца наступает эпоха Сатурна. Фраза 5 связывает начало эпохи Сатурна с началом 1000-летнего царства Христа, когда Сатана будет связан. Таким образом, пророчества простираются до самого Второго Пришествия, которое ожидается по окончании 7000 лет от Сотворения мира. Однако, цитата 4 неожиданно утверждает, что Второе Пришествие состоится в начале (а не в конце!) седьмого тысячелетия, в то время как из высказывания 1 при его сравнении с 4,6 формально следует, что либо начало, либо конец седьмого тысячелетия приходятся на 3797 год. По нашему мнению, причиной кажущегося несоответствия является повышенная осторожность Нострадамуса. Предсказатель изъясняется открыто и непротиворечиво в той степени, в которой его высказывания соответствуют христианской эсхатологии. При этом, для избежания обвинений в ереси, он маскирует конкретную оригинальную дату наступления Царства Сатурна (Золотого Века, Второго Пришествия), указывая на нее намеками, понимание которых предполагает знакомство с астрологической традицией и требует более глубокого погружения в пророчества. Так в эпистоле королю Генриху (см. Приложение) приводятся две хронологии со сроками жизни библейских персонажей, что ставит читателя перед проблемой датирования Сотворения Мира. Согласно этим хронологиям, Сотворение Мира датируется по разному: 4758 г.д.н.э (I хр.) и 4174 г.д.н.э. (II хр.) Следовательно, первая хронология предоставляет единственную возможность для заключительной даты пророчеств – 7000 лет от Сотворения Мира завершаются в 2242 году РХ. Эта дата согласуется с таинственной цифрой «3797» на уровне намека: 1555+2242=3797, где 1555 – год первой публикации «Пророчеств». Отсюда следует, что число «3797» названо предсказателем условно, в то время как на самом деле имеется ввиду 2242 год. Совпадение имеет характер статистической аномалии: хотя исследователь может предполагать, что правильное понимание достигнуто, строго говоря, появление одинакового числа в двух равенствах, 4758+2242=7000 и 1555+2242=3797, могло произойти случайно. Если все таки допустить, что совпадение не случайно, тогда находит объяснение фраза 4 из приведенной подборки цитат. Дело в том, что год 2242 РХ находится в начале седьмого тысячелетия по еврейскому календарю (6000 лет от Сотворения Мира завершаются в 2240 году РХ). Когда в высказываниях 3,7 Нострадамус упоминает окончание «седьмого тысячного числа», он имеет ввиду 7000 лет в системе летоисчисления, соответствующей I хронологии. Когда же в высказывании 4 он говорит о начале седьмого тысячелетия, то имеет ввиду уже еврейский календарь. По нашему мнению, именно близость конечной даты «Пророчеств» к 6000 лет еврейского календаря могла побудить Нострадамуса прибегнуть к методам маскировки, чтобы избежать обвинений в симпатии к иудейству. Вторая хронология формально предоставляет две возможности для конечной даты: 6000 лет и 7000 лет от Сотворения мира завершаются соответственно в 1826 и 2826 гг РХ. Если предположить, что пророчества завершаются в 1826 году РХ, высказывание 4 находит объяснение, но оказываются неясными остальные высказывания. Если же предположить, что конечной датой выступает 2826 год РХ, оказываются неясными высказывания 1 и 4. Таким образом, вторая хронология выпадает из смыслового контекста, и приводится, по нашему мнению, исключительно с технической целью – в качестве ключа к расстановке катренов (см. следующие разделы). Приведенные рассуждения справедливы независимо от того, какой смысл придается планетным эпохам в высказываниях 2,5,6. Между тем, смысл понятия «планетных эпох» обнаруживается историками в современных Нострадамусу астрологических верованиях. В частности, высказывание 2 сравнивают с цитатой из астрологического трактата Ришара Русса [22]: «После в третий раз правил Марс до 6732 года и 4 месяцев, и в конце его правления Луна начала царствование, которое должно продлиться 354 года и 4 месяца, до 7086 лет и 8 месяцев, и после нее будет править Солнце до 7441 года, и после Солнца должен в четвертый раз править Сатурн, если только мир не завершит свое существование и не придет к концу». При этом Русса датирует Сотворение Мира 5200 годом до н.э., по Евсевию Кесарийскому, откуда названный им 7441 год СМ соответствует 2241 году РХ. Можно видеть, что этот результат вполне соответствует сделанным выше предположениям, касающимся конечной даты пророчеств Нострадамуса. Разумеется, сам Русса не являлся автором этой астрологической концепции. Идея о повторяющихся в последовательном порядке планетных эпохах, длительностью 354 года и 4 месяца каждая, принадлежит еврейскому философу и астрологу XII века, Аврааму ибн Эзра, на которого и ссылается Русса. Также в начале XVI века эта идея нашла авторитетную поддержку в трактате аббата Тритемия [23]. Поэтому у Нострадамуса были все основания принять эту концепцию в качестве основания для своих расчетов. Альтернативная точка зрения на концепцию планетных эпох представлена комментариями T.W.M. van Berkel [24]. По мнению этого исследователя, Нострадамус в высказываниях 2,5,7 мог иметь ввиду не эпохи Авраама ибн Эзра длительностью 354 года и 4 месяца каждая, а «дни» большой планетной недели, где каждому тысячелетию ставится в соответствие один день и некоторая планета, в аналогичной последовательности. В таком случае новое Царство Сатурна соответствует наступлению восьмого тысячелетия и не несет в себе никакой дополнительной смысловой нагрузки. Дату «3797» можно искать где-то в восьмом тысячелетии по летоисчислению II хронологии (почему именно по ней?) Совпадение же 2241 года из трактата Русса с окончанием 7000 лет I хронологии Нострадамуса следует признать случайным, как впрочем и «намек» на 2242 год, возникающий, из равенства 1555+2242=3797. По нашему мнению, концепция T.W.M. van Berkel не выглядит убедительной – не только потому, что она игнорирует значимые совпадения чисел, при этом никак не объясняя примечательную точность числа 3797, но и по той причине, что она не позволяет объяснить цитату 6. Действительно, Нострадамус утверждает, что на момент написания «Пророчеств» прошло 20 лет эпохи Луны. При вычитании из 2242 года двух планетных эпох (Солнца и Луны) по 354 года и 4 месяца – получаем 1533 год. Учитывая, что в 1555 году катрен Ц1К48 был впервые опубликован, вполне логично предположить, что он был написан в 1553 году, либо число 20 лет названо в нем округленно, но в любом случае Нострадамус здесь отсылает читателя именно к циклам Авраама ибн Эзра, а не к тысячелетним периодам. Другое дело, что I хронология устроена Нострадамусом таким образом, что седьмое тысячелетие заканчивается в 2242 году РХ. Следовательно, с указанного года стартуют как как новая эпоха Сатурна (354 года и 4 месяца), так и тысячелетие Сатурна (Золотой Век).
3.Скрытая связь хронологий Нострадамуса с датами реального времени. В эпистоле королю Генриху приводятся две хронологии библейских событий (см. Приложение), причем Нострадамус подчеркивает, что приведенные подсчеты не совпадают между собой. Согласно первой хронологии насчитывается 4758 лет от Сотворения мира до Иисуса Христа, а согласно второй хронологии между этими событиями формально насчитывается 4092 года и 2 месяца, хотя сам Нострадамус называет 4173 года и 8 месяцев. Первая хронология показывает, что по мнению Нострадамуса, 7000 лет от Сотворения Мира завершаются в 2242 году РХ. Относительно второй хронологии сказано, что она приводится с технической целью: «Я подсчитываю и вычисляю настоящие пророчества целиком согласно порядку [этой] цепи, которая содержит свой оборот, все посредством Астрономического учения и моего природного дара, и спустя некоторое время, и понимая под этим время когда…» Далее следует набор ретроградных движений планет (в датах юлианского календаря), которые, как показал проф. Бренд’Амур, однозначно указывают на 1606 год [8]. Астрономическая информация заимствуется Нострадамусом из эфемерид Леовица [25], о чем свидетельствуют совпадения неточностей в описании движений небесных тел с расчетами Леовица. В связи с этим возникает вопрос, с какой все таки даты отсчитываются пророчества – с момента их первой публикации в 1555 году или с указанного 1606 года? Автор данной статьи обнаружил числовую закономерность, исходя из которой можно обоснованно полагать, что пророчества объединены в целостную систему с начальной точкой в 1555 году, в то время как 1606 год указывает скорее на «фазу» в некотором циклическом процессе. Примем во внимание, что конечной точкой пророчеств выступает 2242 год (см. предыдущий раздел). Если предположить, что начальной точкой выступает 1555 год, получаем интервал времени пророчеств 2242-1555=687 лет. Оказывается, что длины обеих хронологий при делении на этот интервал дают в остатке число лет, указывающее на 1606 год «сверху» и «снизу» соответственно: 2242 – (4758 mod 687) = 1606 1555 + (4173 mod 687) = 1606 Полученная закономерность проиллюстрирована графически на Рис.1.
Рис.1. Схема для иллюстрации числовой закономерности: остатки от деления длин первой (4758) и второй (4173) хронологий на интервал пророчеств (2242-1555=687) указывают на 1606 год «сверху» и «снизу» соответственно. Кроме того, при старте с 1606 года в обеих хронологиях «рождение Ноя» соответствует одинаковой дате реального времени (1636).
Теперь рассмотрим некоторые даты приведенные в хронологиях. Согласно первой хронологии, «первый человек Адам появился примерно на 1242 года раньше Ноя», иначе говоря, Ной родился спустя 1242 года от сотворения мира (СМ). Согласно второй хронологии, «от сотворения мира до рождения Ноя прошло 1506 лет». Таким образом, цифры противоречат друг другу. Бренд’Амур обратил внимание [8], что обе цифры получены искажением известных из Библии. Действительно, согласно Лукиановой редакции Септуагинты (используемой Евсевием Кесарийским) и сделанной на ее основе реконструкции в Ватиканском кодексе, Всемирный потоп датируется 2242 годом СМ, что отличается лишь первой цифрой от числа, названного Нострадамусом в первой хронологии. Если предположить, что в тексте Нострадамуса допущена опечатка либо ошибка, следует признать также, что речь идет не о рождении Ноя, а именно о потопе, на момент которого Ною исполнилось 600 лет. Впрочем, ниже этой хронологии Нострадамус оговаривается, что его подсчет отличается от Евсевия Кесарийского. Вторая хронология выглядит еще более подозрительной на предмет опечаток. Названное Нострадамусом число 1506 отличается только перестановкой цифр от числа 1056, которое вычисляется на основании книги Бытия (глава 5). При этом вместо названной Нострадамусом суммы лет хронологии (4173 года и 8 месяцев) при суммировании дат хронологии получается 4092 года и 2 месяца. В связи с этим, Бренд’Амур замечает, что названная сумма может (весьма приближенно) получиться, если на основании книги Бытия произвести замену 1506 -> 1056, а также добавить пропущенные в хронологии интервалы времени (477 лет от завершения строительства I Храма до завершения строительства II Храма по иудейской традиции, 40 лет скитания евреев по пустыне, 7 лет и 6 месяце строительства храма Соломона). Однако, может быть Нострадамус специально искажает известные цифры, чтобы получить дополнительные степени свободы, исходя из потребностей своего шифра? Следуя схеме, представленной на Рис.1, отсчитаем 1242 года и 1506 лет, в первой и второй хронологии соответственно, стартуя с 1606-го года и учитывая граничные условия 1555 и 2242, при достижении которых происходит изменение направления счета лет по оси реального времени. В результате для обоих случаев приходим к одинаковой (!) дате, 1636 год нашей эры (см. Рис.1). Таким образом ожидаемая тождественность двух дат, обозначающих (как заявлено) рождение Ноя, реализуется именно в предполагаемой нами системе шифра, в то время как поиск и устранение опечаток не позволяют решить эту проблему. Обсуждение остальных дат хронологий на данный момент выходит за рамки логического анализа. Вместе с тем, по мнению автора, полученных результатов достаточно для того, чтобы считать обоснованным утверждение об использовании Нострадамусом схемы простого шифра для перебора дат (Рис.1). Эта схема классифицируется как модифицированный шифр «скитала» с использованием ключевой последовательности сдвигов (по аналогии с шифром Белазо) вместо фиксированного ключа. Исходя из представленной схемы, можно обоснованно утверждать, что пророчества простираются на интервал времени 1555–2242 гг., причем 1606 год выступает общей стартовой точкой двух хронологий, в то время как «рождение Ноя» указывает стартовое направление подсчета лет в каждой из них вдоль оси реального времени. Хотя схема предположительно устанавливает связь чисел хронологий с датами реального времени, она оставляет нерешенным вопрос, каким образом полученный список дат ставится в соответствие катренам. Этой проблеме посвящен следующий раздел статьи.
4.Скрытая связь хронологий с порядком следования катренов. Простейший способ установить связь чисел хронологий с порядковыми номерами катренов состоит в том, чтобы принять один катрен за один год и выполнить подсчет катренов в согласии с периодически повторяющимся рядом чисел из хронологии, начиная с некоторой стартовой точки. Тогда в зависимости от выбора стартовой точки и граничных условий (периодические или зеркальные) возникает несколько вариантов расстановки катренов, из которых следует выбрать правильный. Однако, на этом пути до сих пор не было получено результатов. Д.Хаматулиным [26] была предложена идея вместо подсчета самих катренов подсчитывать буквосочетания «an» (слово «an» переводится с французского как «год») в пророческих текстах. К сожалению, этот анализ не учитывал расхождений из-за опечаток между изданиями, и вероятно, поэтому в его рамках не были замечены закономерности, наиболее ясно свидетельствующие о наличии шифра. Прежде всего, необходимо определить, по каким источникам предпочтительно проводить такие подсчеты, и какую методику подсчета выбрать, потому что вследствие допущенных издателем опечаток даже экземпляры, соответствующие разным гранкам одного издания, могут приводить к разным результатам, не говоря уже о разных изданиях. Если же самостоятельно выполнять корректуру, устраняя наиболее очевидные опечатки, тогда трудно избежать подозрений в подгонке результатов. Как известно, «Пророчества» публиковались тремя частями: в 1555 году было опубликовано Письмо Сезару и первые 353 катрена, в 1557 году вместе с прежними катренами было опубликовано 289 новых, и наконец, известное нам издание, выполненное Бенуа Риго, в котором вместе с предыдущими пророчествами были опубликованы эпистола королю Генриху и заключительные 300 катренов, датируется 1568 годом. Издание 1555 года известно в двух экземплярах (хранящихся в Вене и Альби), которые мало отличаются друг от друга. Издание 1557 года известно в трех экземплярах, из которых наиболее достоверный хранится в библиотеке Утрехта, а два других («московский» и «будапештский»), предположительно, являются пиратскими копиями [4]. Наконец, издание 1568 года известно в нескольких версиях, факсимиле которых (впрочем, как и факсимиле предыдущих изданий) можно найти в электронной библиотеке на сайте Марио Грегорио [27]. С одной стороны, разумно предположить, что первые издания следует считать более адекватными для подсчетов слов или буквосочетаний, поскольку сам Нострадамус мог участвовать в корректуре и опираться на ранее опубликованные тексты в своей дальнейшей работе. Тогда Письмо Сезару и первые 353 катрена логично рассматривать по изданию 1555 года (для определенности, «Альби»), следующие 289 катренов по «утрехтскому» экземпляру издания 1557 года, и наконец Письмо Генриху и заключительные 300 катренов – по одной из версий издания 1568 года (для определенности, выбрана версия 1568-004 (Chomarat: A6587) из библиотеки Марио Грегорио; версии 002, 003, 005, 006 отличаются от нее незначительно). С другой стороны, если предположить, что Нострадамус успел принять участие в подготовке издания 1568 года, ранее допущенные неточности могли быть исправлены в этом издании. Для сравнения мы провели подсчет также по изданию 1597 года, выполненному наследниками Бенуа Риго. Кроме того, рассмотрена ситуация, когда «Письмо Сезару» и первые 353 катрена берутся из «утрехтского» экземпляра издания 1557 года, т.е. первое издание (1555) не участвует в сводном подсчете. Результаты подсчетов буквосочетаний «an» в различных изданиях сведены в Таблицу 1. В крайнем правом столбце таблицы приведен предполагаемый ряд правильных чисел.
Таблица 1. Результаты подсчета буквосочетаний «an» по различным изданиям «Пророчеств». Серым цветом закрашены клетки, числа в которых выглядят не случайными (см. пояснения в тексте). В квадратных скобках [*] указаны суммы без учета непронумерованного катрена 6-100 («предупреждение критикам»).
Обсудим основные особенности выполненного подсчета. (1) В 353 катренах первого издания «Пророчеств» (1555) содержится 777 буквосочетаний «an». Учитывая популярность числа 7 в христианской символике, где оно выражает совершенство и полноту, можно уверенно утверждать, что появление этого числа при подсчете является результатом авторского замысла, т.е. Нострадамус действительно подсчитывает буквосочетания «an». (2) Письмо Сезару в том же издании (1555) содержит 155 «an», что может служить намеком на дату его написания и стартовую точку пророчеств, т.е. на 1555 год. (3) В центуриях I-IV насчитывается 888 «an», а в центуриях I-V насчитывается 1111 «an» – по изданию 1568 года. Эти цифры кажутся правильными по той причине, что продолжают логику первого издания, где использовалось число 777 – Нострадамус продолжает особым образом выделять правильные цифры. «Утрехтский» экземпляр (1557) и издание наследников Бенуа Риго (1597) несколько искажают эти суммы. (4) Суммарное количество буквосочетаний «an» по всем катренам I-X центурий в изданиях 1568 г. и 1597 г. оказывается одинаковым и составляет 2087. В сводном подсчете по изданиям 1555, 1557, 1568 гг. та же цифра 2087 возникает при условии, что не учитывается единственный непронумерованный катрен 6-100, написанный на латыни («предупреждение критикам»). Число 2087 кажется правильным и примечательным по той причине, что при его умножении на два получается 4174 – число совпадающее с длиной второй хронологии (4173 года 7 месяцев). Это соответствует мысленному образу, что хронология отсчитывается от начала катренов до конца, а затем возвращается в начало («содержит свой кругооборот», как отмечает сам Нострадамус в ее описании). Иначе говоря, снова можно предполагать использование модифицированного алгоритма «скитала». (5) Если рассмотреть совместно Письмо Сезару и катрены I-X центурий, получается 153+2087=2240 «an» (по изданиям 1568 и 1597 гг.) Если же для Письма Сезару использовать цифру 155, которая обсуждалась выше, получаем 155+2087=2242 «an». Оба полученных числа уже фигурировали в Разделе 2 при обсуждении конечной даты «Пророчеств». Год 2240 РХ соответствует окончанию 6000 лет еврейского календаря, а год 2242 РХ соответствует окончанию 7000 лет I хронологии Нострадамуса. Таким образом, предсказатель снова показывает, что «Пророчества» рассчитаны на интервал времени 1555–2242 гг. Интересное следствие состоит в том, что, по-видимому, центурия VII остается незавершенной не в силу того, что ее заключительные 58 катренов утрачены, а в соответствии с авторским замыслом, так как в противном случае итоговые суммы 2087 и 2242 не возникли бы. (6) Непронумерованный катрен 6-100, написанный на латыни («предупреждение невежественным критикам»), присутствует в «утрехтском» экземпляре и последующих изданиях, в то время как в «московском» и «будапештском» экземплярах издания 1557 года VI центурия заканчивается 99-ым катреном. Таким образом, в любом случае, катрен 6-100 выделяется на фоне остальных катренов. Может быть это случайность, но количество буквосочетаний «an» равное 1328, соответствующее этому катрену в издании 1568 года, ассоциируется с 1328 годом, – это дата восхождения на французский престол Филиппа VI Удачливого, первого короля Франции из династии Валуа. Хотя этот смысл мало согласуется с рассмотренными выше особенностями шифра, не стоит исключать символическое значение полученного числа. Вероятно, по аналогии с числами 888 и 1111, Нострадамус использует его в качестве узнаваемой «метки», подтверждающей правильность подсчета буквосочетаний «an». (7) Подсчет выполненный по изданию 1597 года примечателен тем, что несмотря на множество исправленных опечаток предыдущих изданий, а также на появление новых опечаток, суммарные числа 2087 и 2240 совпадают с изданием 1568 года. Удивительно, как Нострадамусу удалось добиться такой точности подсчета суммы в издании вышедшем через 30 лет после его смерти (притом, что индивидуальные отличия в интересующих нас позициях буквосочетаний «an» исчисляются десятками). Возможно, издатель Бенуа Риго и его наследники были посвящены в некоторые секреты Нострадамуса? (8) Сводный подсчет по изданиям 1557 и 1568 гг., выполненный Д.Хаматулиным, в котором для Письма Сезару и центурий I-VII используется «утрехтский» экземпляр (1557), а для Письма Генриху и центурий VIII-X издание 1568 года, утрачивает перечисленные выше закономерности. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что «утрехтский» экземпляр оказывается наименее точным вследствие внесенных исправлений и опечаток издателя.
5.Выводы. (i) В предыдущих исследованиях [4,8,10,20,21] было надежно установлено, что «Пророчества» Нострадамуса рассчитаны на интервал времени 1555–2242 гг. Конечная дата пророчеств близка к завершению 6000 лет еврейского календаря (2240 год РХ). (ii) Правильная последовательность катренов и соответствующие им даты, по-видимому, зашифрованы. Предполагаемый метод шифрования дат классифицируется как модифицированный алгоритм «скитала» с использованием ключевой последовательности чисел вместо одного числа. Стартовой точкой (фазой циклического процесса) в этом шифре выступает 1606 год, а ключевая последовательность задается псевдобиблейскими хронологиями из эпистолы королю Генриху II. (iii) Соответствие между датами хронологий и номерами катренов устанавливается, по-видимому, путем подсчета буквосочетаний «an» (французское слово «год») в текстах пророчеств. Результаты подсчетов свидетельствуют, что хотя «Пророчества» публиковались частями, они представляют собой целостное произведение, подчиненное строгому плану. (iiii) Дальнейшее развитие предложенного подхода должно позволить восстановить правильный порядок катренов и соответствующие им даты реального времени, а значит более глубоко понять представления Нострадамуса о далеком будущем.
Приложение. Хронологии, приведенные в эпистоле королю Генриху II. I хронология. «Первый человек Адам появился перед Ноем примерно за 1242 года, не подсчитывая времена по вычислениям язычников, как было сделано в вычислениях Варрона, но только согласно Святым Писаниям, и сообразно слабости моего разума, в моих Астрономических расчетах; после Ноя, от него и от Всемирного Потопа, пришел Авраам примерно через 1080 лет, который был величайшим Астрологом, согласно некоторым, он первым изобрел Халдейские письмена; затем пришел Моисей примерно через 515 или 516 лет, и между временем Давида до Моисея было 570 лет примерно. Затем, после, между временем Давида и временем нашего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа, рожденного единственной Девой, было (согласно некоторым хронографам) 1350 лет, кто-нибудь сможет возразить, что этот подсчет неверен, поскольку он отличается от подсчета Евсевия [Кесарийского]. И от времени человеческого искупления до гнусного совращения Сарацин прошел 621 год, около того, откуда можно легко обобщить, какие времена прошли; если мой подсчет не является приемлемым для всех наций, так это потому, что все было рассчитано через небесные движения, в сочетании с переживанием навеянным в некоторые уединенные часы, с переживанием от моих античных предков». II хронология. «Я подсчитал, годы от сотворения мира до рождения Ноя – прошло 1506 лет, и от рождения Ноя до завершения строительства Ковчега перед Всемирным Потопом прошло 600 лет, даны Лунные или Солнечные [годы] или смешанные. Я полагаю, что Священные Писания основаны на Солнечных. И в конце этих 600 лет Ной вошел в Ковчег чтобы спастись от Потопа: и был всемирный потоп на земле, и продолжался 1 год и 2 месяца. И от конца потопа до рождения Авраама, прошло число лет 295. И от рождения Авраама до рождения Исаака прошло 100 лет. И от рождения Исаака до Иакова 60 лет, от часа когда он вошел в Египет до исхода из него прошло 130 лет. И от хождения Иакова в Египет до исхода оттуда прошло 430 лет. И от исхода из Египта до возведения Храма Соломоном на 4-ом году его правления, прошло 480 или четырежды двадцать лет. И от возведения Храма до Иисуса Христа согласно подсчету хронистов, прошло 490 лет. И таким образом, по этому подсчету, который я провел с помощью Священных Писаний, прошло примерно 4173 года и 8 месяцев, больше или меньше. От Иисуса Христа из-за различия сект я пропускаю, подсчитывая и вычисляя настоящие Пророчества, целиком согласно порядку цепи, которая содержит свой оборот /вращение/, все посредством Астрономического учения и моего природного дара, и спустя некоторое время, и понимая под этим время когда Сатурн, который повернется, войдет в 7 месяца апреля до 25-го августа, Юпитер с 14 июня по 7 октября, Марс с 17 апреля по 22 июня, Венера с 9 апреля по 22 мая, Меркурий с 3 февраля по 27 февраля, затем с 1-го по 24 июня, и с 25 сентября до 16 октября. Сатурн в Козероге, Юпитер в Водолее, Марс в Скорпионе, Венера в Рыбах, Меркурий через месяц в Козероге, Водолее и Рыбах, Луна в Водолее, голова Дракона в Весах, хвост в знаке противоположном, [затем] следует соединение Юпитера и Меркурия, с квадратурой Марса и Меркурия; голова Дракона будет с соединением Солнца и Юпитера, год будет спокойный, без затмения, ничего кроме, и будет началом того, что отсюда будет продолжаться, и начиная с этого года будет совершено самое большое гонение на Христианскую Церковь, какого еще не было в Африке, и продолжится оно до 1792 года, который будут считать обновлением эпохи».
Библиография
1. Les Propheties de M. Michel Nostradamus (1555). Lyon, chez Mace Bonhomme.
2. Les Propheties de M. Michel Nostradamus. Don’t il en y a trois cents qui n’ont encores iamais este imprimees (1557). A Lyon, chez Antoine du Rosne. 3. Les Propheties de M.Michel Nostradamus. Don’t il en y a trois cents qui n’ont encores iamais este imprimees (1568). Lyon, par Benoist Rigavd. 4. Пензенский А А (2003). Нострадамус: миф и реальность. Москва, Эксмо. 5. Benazra R (1990) Repertoire Chronologique Nostradamique (1545–1989). Paris, Ed. La Grand Conjonction. 6. Lemesurier P (2003) The Unknown Nostradamus: The Essential Biography for His 500th Birthday. London, John Hunt Publishing . 7. Leroy, E. (1972). Nostradamus: Ses origines, sa vie, son oeuvre. Marseille, Editions Jeanne Laffitte. 8. Brind'Amour P. (1993). Nostradamus astrophile : les astres et l'astrologie dans la vie et l'œuvre de Nostradamus, Ottawa, Presses de l'Université d'Ottawa et Éditions Klincksieck 9. Prévost, R. (1999) Nostradamus, le mythe et la réalité: un historien au temps des astrologues. Paris, Le Grand livre du mois. 10. Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса: полный русский комментированный перевод. – М.: Эксмо, 2006. (Перевод, вступительная статья, комментарии А.Пензенского). 11. Crouzet, D. (2011). Nostradamus: une médecine des âmes à la Renaissance. Paris, Ed. Payot & Rivages. 12. Trithemius, Johannes, Early Printing Collection, and George Fabyan Collection. Polygraphiae libri sex Ioannis Trithemij, abbatis Peapolitani quondam Spanheimensis, ad Maximilianum Caesarem. [Reichenau: Impressum ductu Ioannis Haselberg de Aia, biblipolae, anno a Christo nato , men. Iulio, 1518] Pdf. https://www.loc.gov/item/32017914/ 13. Tritemius, J. (1606). Steganographia, hoc est ars per occultam scripturam animi sui voluntatem absentibus aperiendi certa. Ex officina typographica Matthiae Beckeri, sumptibus Ioannis Berneri. 14. Cardanus, H. (1550). De subtilitate rerum. Norimberga, Johannes Petreius. 15. Biermann, N. (2018). Analysis of Giouan Battista Bellaso's cipher challenges of 1555 // Cryptologia. 42 (5), 381–407. 16. Разумов И.К. Графический шифр Нострадамуса // Начала русского мира, 2023, N2, с. 38–63. 17. Razumov I K (2020–2023) Graphic cipher of Nostradamus. SSRN, 14 Jan 2020, 3508575; http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3508575 18. Губанов Н.И., Губанов Н.Н., Волков А.Э. Критерии истинности и научности знания // Философия и общество, 2016, N3. С. 78–95. 19. Коутинхо С. Введение в теорию чисел. Алгоритм RSA. Москва: Постмаркет, 2001. 20. Nostradamus, Les premières Centuries ou Prophéties, Édition et commentaire par Pierre Brind'Amour, Genève, Droz, 1996. 21. Dr. Patrice Guinard. (2015). Nostradamus occultiste: Codes et Procedes de Chiffrements dans l’oeuvre de Nostradamus. Books on Demand, Paris. 22. Roussat Richard (1550) Livre de l’estat et mvtation des temps, prouuant par authorites de l’Escripture saincte, & par raison astrologales, la fin du Monde ester prochaine. A Lyon, chez Guillaume Rouille, B l’Escu de Venise. Auec Priuilege du Roy; Paris: Gutenberg Reprints, 1981. 23. Trithemius, J. (1522). De septem secunda Deis id est intelligentiis sive spiritibus moventibus orbes libellus. – Joannes Haselberg. 24. T.W.M. van Berkel. The millennium model versus the Trithemian cycle, 2003. http://nostredame.chez-alice.fr/nberk5.html 25. Leowitz, C. (1557). Ephemeridum novum atque insigne opus ab anno domini 1556 us in 1606 accuratissime supputatum: cui praeter alia omnia in caeteris editionibus addi solita, etiam haec accesserunt. Augsburg 26. Хаматулин, Д. (2021). Введение в нострадамусоведение. Магнитогорск. 27. Bibliotheque Nostradamus http://www.propheties.it/bibliotequenostradamus.ht References
1. Les Propheties de M. Michel Nostradamus. (1555). Lyon, chez Mace Bonhomme.
2. Les Propheties de M. Michel Nostradamus. Don’t il en y a trois cents qui n’ont encores iamais este imprimees. (1557). A Lyon, chez Antoine du Rosne. 3. Les Propheties de M.Michel Nostradamus. Don’t il en y a trois cents qui n’ont encores iamais este imprimees. (1568). Lyon, par Benoist Rigavd. 4. Пензенский А А (2003). Нострадамус: миф и реальность. Москва, Эксмо. 5. Benazra, R. (1990). Repertoire Chronologique Nostradamique (1545–1989). Paris, Ed. La Grand Conjonction. 6. Lemesurier, P. (2003). The Unknown Nostradamus: The Essential Biography for His 500th Birthday. London, John Hunt Publishing. 7. Leroy, E. (1972). Nostradamus: Ses origines, sa vie, son oeuvre. Marseille, Editions Jeanne Laffitte. 8. Brind'Amour, P. (1993). Nostradamus astrophile : les astres et l'astrologie dans la vie et l'œuvre de Nostradamus, Ottawa, Presses de l'Université d'Ottawa et Éditions Klincksieck. 9. Prévost, R. (1999). Nostradamus, le mythe et la réalité: un historien au temps des astrologues. Paris, Le Grand livre du mois. 10. Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса: полный русский комментированный перевод. – М.: Эксмо, 2006. (Перевод, вступительная статья, комментарии А.Пензенского). 11. Crouzet, D. (2011). Nostradamus: une médecine des âmes à la Renaissance. Paris, Ed. Payot & Rivages. 12. Trithemius, Johannes, Early Printing Collection, and George Fabyan Collection. Polygraphiae libri sex Ioannis Trithemij, abbatis Peapolitani quondam Spanheimensis, ad Maximilianum Caesarem. [Reichenau: Impressum ductu Ioannis Haselberg de Aia, biblipolae, anno a Christo nato , men. Iulio, 1518] Pdf. Retrieved from https://www.loc.gov/item/32017914/ 13. Tritemius, J. (1606). Steganographia, hoc est ars per occultam scripturam animi sui voluntatem absentibus aperiendi certa. Ex officina typographica Matthiae Beckeri, sumptibus Ioannis Berneri. 14. Cardanus, H. (1550). De subtilitate rerum. Norimberga, Johannes Petreius. 15. Biermann, N. (2018). Analysis of Giouan Battista Bellaso's cipher challenges of 1555. Cryptologia, 42(5), 381–407. 16. Разумов, И.К. Графический шифр Нострадамуса. Начала русского мира, 2023, N2. С. 38–63. 17. Razumov, I.K. (2020–2023). Graphic cipher of Nostradamus. SSRN, 14 Jan 2020, 3508575. Retrieved from http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3508575 18. Губанов, Н.И., Губанов, Н.Н., Волков, А.Э. Критерии истинности и научности знания. Философия и общество, 2016, N3. С. 78–95. 19. Коутинхо, С. Введение в теорию чисел. Алгоритм RSA. Москва: Постмаркет, 2001. 20. Nostradamus, Les premières Centuries ou Prophéties, Édition et commentaire par Pierre Brind'Amour, Genève, Droz, 1996. 21. Dr. Patrice Guinard. (2015). Nostradamus occultiste: Codes et Procedes de Chiffrements dans l’oeuvre de Nostradamus. Books on Demand, Paris. 22. Roussat, Richard. (1550). Livre de l’estat et mvtation des temps, prouuant par authorites de l’Escripture saincte, & par raison astrologales, la fin du Monde ester prochaine. A Lyon, chez Guillaume Rouille, B l’Escu de Venise. Auec Priuilege du Roy; Paris: Gutenberg Reprints, 1981. 23. Trithemius, J. (1522). De septem secunda Deis id est intelligentiis sive spiritibus moventibus orbes libellus. Joannes Haselberg. 24. T.W.M. van Berkel. The millennium model versus the Trithemian cycle, 2003. Retrieved from http://nostredame.chez-alice.fr/nberk5.html 25. Leowitz, C. (1557). Ephemeridum novum atque insigne opus ab anno domini 1556 us in 1606 accuratissime supputatum: cui praeter alia omnia in caeteris editionibus addi solita, etiam haec accesserunt. Augsburg. 26. Хаматулин, Д. (2021). Введение в нострадамусоведение. Магнитогорск. 27. Bibliotheque Nostradamus. Retrieved from http://www.propheties.it/bibliotequenostradamus.htm
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Методология статьи заключается в использовании логико-статистических методов применительно к изучению исторической хронологии. Для этого автором проводится сравнение различных хронологических шкал, представленных в текстах Нострадамуса, и привязка к ним хронологических дат, упоминаемых Нострадамусом в катренах и зашифрованных им. Актуальность работы заключается в научном подходе к наследию Нострадамуса. В статье отсутствуют какие-либо элементы толкований средневекового ученого в духе предсказаний будущего, широко распространенных в квазинаучных и дилетантских высказываниях на эту тему. В том же направлении можно рассматривать и научную новизну статьи. Довольно специфический предмет исследования обусловил и структуру статьи, которая внешне несколько отличается от традиционно-научной, но при этом полностью остается в рамках научного подхода. В первом разделе ставится проблема привязки текстов Нострадамуса к реальной хронологии и дается краткий историографический обзор уже имеющихся работ, ставится цель статьи и обсуждаются критерии истинности научного знания. Во втором разделе автор рассматривает суть дискуссии о времени, на которое распространяются пророчества Нострадамуса. Далее, в следующих двух разделах, автор с помощью собственной методики, основанной на статистических сопоставлениях в историко-хронологическом исследовании, предлагает собственную интерпретацию последовательности катренов и расшифровки их дат. Убедительные аргументы в пользу авторских статистических наблюдений дает таблица 1, содержащая результаты подсчета буквосочетаний «an» по различным изданиям «Пророчеств». Эти результаты позволяют автору прийти к важному выводу о том, что, хотя «Пророчества» публиковались частями, они представляют собой «целостное произведение, подчиненное строгому плану». В приложении приводится два небольших текста Нострадамуса, позволяющих читателю представить себе специфику анализируемого в статье материала. Статья, таким образом, написана в соответствии со строгой логикой изложения, соответствующей общей логике исследования. Следует отметить сугубо научный и довольно сложный язык изложения, который будет доступен подготовленному читателю. Работа содержит достаточно полную библиографию (27 позиций), рассчитанную на серьезное научное изучение изложенных в тексте статьи проблем. Статья написана в полемическом ключе и содержит обсуждение вопросов, являющихся дискуссионными по своей сути. Автором статьи проведены исследования текстов и обоснование их привязки к хронологической шкале на основе достаточно простых математико-логических операций, которые могут внести серьезные изменения в определение последовательностей катренов Нострадамуса. Интерес представляют и представленные автором обобщения, касающиеся истории криптографии в Европе, они имеют существенное значение для корректного понимания текстов Нострадамуса. В пользу научности статьи говорит и тот факт, что автор не рассматривает содержание катренов как пророчества, а называет их «представлениями Нострадамуса о далеком будущем». Конечно, статья имеет не вполне стандартный характер, но ее научность, выраженная отношением к наследию Нострадамуса как к историческим текстам и стремление к их анализу методами исторической хронологии, позволяет констатировать состоятельность аргументации автора и рекомендовать публикацию данной работы в журнале «Историческая информатика». |