Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Исаченко Н.Н.
Трансформация ценностных основ культуры как угроза культурной безопасности
// Философия и культура.
2024. № 2.
С. 63-71.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.2.69781 EDN: TPZWXG URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69781
Трансформация ценностных основ культуры как угроза культурной безопасности
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.2.69781EDN: TPZWXGДата направления статьи в редакцию: 07-02-2024Дата публикации: 02-03-2024Аннотация: Аннотация. Ценности, формируемые в культуре, отражая общественные отношения, выполняя регулятивную роль, определяются как нормы, закреплённые в культуре общества. Нравственные нормы, соединившие такие свойства морали как нормативность, императивность и оценочность, выступают в качестве значимых основ (оснований) культуры. Ценности, нормы, закрепленные в культуре, способствуют интеграции и духовному развитию общества Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на систему ценностей. Актуальность данного исследования определена диалектикой возникающих противоречий в современной российской культуре, обусловленных формированием в массовой культуре амбивалентных ценностей, норм, установок, оказывающих негативное влияние на коллективное сознание, на изменение ценностных основ культуры современного общества, что ставит под угрозу безопасность культуры. В фокусе анализируемой проблематики в качестве предмета исследования выступает кич-культура как явление массовой культуры. Целью исследования является выявление угроз культурной безопасности, идущих от кич-культуры, трансформирующей ценностные основы культуры, и определение стратегий, обеспечивающих защиту российской культуре. Исследование озвученной проблематики осуществляется через призму социокультурного, структурно-функционального, междисциплинарного подходов. Новизна исследуемой проблематики заключается в том, что в качестве одного из источников, создающего определенные риски и несущего угрозы культурной безопасности выступает кич-культура как псевдокультура, которая лишена эстетическо-художественной ценности и нравственного содержания. Продукция кич-культуры, как феномена массовой культуры, формируя своеобразные идеалы, эстетику, этикет, задавая определённые стандарты, нормы обществу, способствует снижению духовно-нравственных основ общества, трансформации ценностной системы, отчуждению от высокой культуры. В целях обеспечения культурной безопасности озвучено несколько предложений. В частности речь идет об организации совместной деятельности государственных структур, общественных организаций, научной, культурной и образовательной сфер, основанной на принципах оптимизации конструктивного воздействия на сознание молодого поколения через процесс медиации (синтез традиционных и инновационных ценностей) и инкультурацию. Ключевые слова: массовая культура, кич-культура, ложные истины, художественный суррогат, квази-культурные нарративы, угрозы культурной безопасности, обеспечение культурной безопасности, духовные ценности, традиционная культура, гуманистические идеалыAbstract: Values formed in culture, reflecting social relations, fulfilling a regulatory role, are defined as norms fixed in the culture of society. Moral norms that combine such properties of morality as normativity, imperativeness and evaluativeness act as significant foundations of culture. Values and norms enshrined in culture contribute to the integration and spiritual development of society The transformational processes taking place in modern society have influence on the value system. The relevance of this study is determined by the dialectic of emerging contradictions in modern Russian culture caused by the formation of ambivalent values, norms, and attitudes in mass culture that have a negative impact on collective consciousness, on changing the value foundations of culture in modern society, which jeopardizes the safety of culture. In the focus of the analyzed problem, kitsch culture as a phenomenon of mass culture acts as the subject of research. The purpose of the study is to identify threats to cultural security coming from kitsch culture, which transforms the value foundations of culture, and to identify strategies to protect Russian culture. The study of the voiced issues is carried out through the prism of socio-cultural, structural-functional, interdisciplinary approaches. The novelty of the studied problem lies in the fact that kitsch culture acts as a pseudo-culture, which is devoid of aesthetic and artistic value and moral content, as one of the sources that creates certain risks and poses threats to cultural security. In particular, we are talking about the organization of joint activities of government agencies, public organizations, scientific, cultural and educational spheres, based on the principles of optimizing the constructive impact on the consciousness of the younger generation through the mediation process and inculturation. Keywords: mass culture, kitsch culture, false truths, artistic surrogate, quasi-cultural narratives, threats to cultural security, ensuring cultural security, spiritual values, traditional culture, humanistic ideals
В современном обществе в условиях глобализации культуры, в ситуации противостояния традиционных и инновационных культурных форм, российская культура переживает состояние, которое характеризуется как критическое, кризисное. Деидеологизация, коммерциализация, вестернизация культуры способствуют отказу от устоявшейся иерархии ценностей, утрате культурной идентичности, и свидетельствует о наличии вызовов, опасностей, несущих угрозу культуре. В этой связи актуализируется проблематика культурной безопасности. В фокусе современных вызовов и угроз безопасность выступает одной из центральных тем научных исследований. В отечественной гуманитаристике наиболее известными являются работы А. Л. Маршака, А. П. Романовой, А. Я. Флиера, О. Д. Гараниной, В. Ф. Молчановского, посвящённые анализу этой проблематики. Однако при наличии в научной мысли значительного числа не предоставляется возможным зафиксировать наличие единого концепта «безопасность», выполняющего методологически- регулятивную роль в социо-гуманитарной сфере научной рациональности. Под безопасностью понимается «совокупность специальных мер по сохранению целостности, относительной самостоятельности, устойчивости социальной системы» [1, с. 170]; меру защищённости общества, человека от различных нежелательных опасностей и их последствий; отсутствие угроз, опасностей, рисков. Безопасность интерпретируется как условия жизнедеятельности общества, состояние всех его институтов, систем, структур, характеризующиеся «качественной определённостью, приемлемым соотношением свободы и необходимости» [2, с. 503]. В философской ретроспективе категория «безопасность» объединила в себе многообразие её содержания, но главный акцент сделан на отсутствие угроз. В онтологическом аспекте безопасность касается бытия в целом (природы, человека, материального, социального), и признается формой бытия человечества. Онтологический аспект указывает на единство категорий «безопасность» и «опасность» и предполагает наличие защиты от опасностей. В антропологическом аспекте проблема безопасности касается в первую очередь человека, его жизни и достигается через устранение угроз, опасностей. В аксиологическом контексте безопасность рассматривается как базовая ценность, стоящая в одном ряду с такими ценностями как добро, истина, красота, имеющими особую значимость для человека. Выступая как ценность, безопасность воспринимается через категорию уверенности в счастливом будущем как характеристику качества жизни. В зависимости от типа угроз и вида опасностей в современном научном дискурсе исследуются такие виды (сферы) безопасности как экономическая, военная, политическая, правовая, экологическая, информационная, духовная, культурная, и другие. Большинство авторов безопасность определяют как специфическую форму взаимодействия объектов, обеспечивающую их дальнейшее развитие, предупреждая или устраняя угрозы, опасности. В рамках нашего исследования внимание концентрируется на концепте «культурная безопасность». Нередко культурная безопасность рассматривается как сфера государственной политики, направленной на укрепление традиционных ценностей [3], интерпретируется как проблема правовой политики [4], как ресурс сохранения культурного наследия [5]. Проблематику культурной безопасности нередко связывают с существующими рисками информационного манипулирования массовым сознанием, признавая сферу культурной безопасности авторитарной. Культурная безопасность в рамках обеспечения национальной безопасности России [6] означает способность общества, государства осуществить защиту и сохранение культуры, традиций, ценностей народа, его культурного наследия, обычаев, языка, сохранение и укрепление стабильности в условиях существующих рисков, вызовов, угроз, в условиях перманентных социокультурных, политических, экономических трансформаций. В философско-культурологической интерпретации культурная безопасность трактуется как социокультурное явление, в рамках которого осуществляется поддержание безопасности в культурной сфере. Обеспечение культурной безопасности предполагает непосредственную связь с «культурно-духовным состоянием общества и духовной культурой его членов; с комплексом мер, направленных на минимизацию рисков, угроз в сфере культуры» [7, с. 115]. Обеспечение культурной безопасности имеет своей целью защиту культурного наследия, предотвращение разрушения духовных основ, нравственных ценностей, усиление роли этических норм, укрепление национального самосознания. Культурная безопасность как феномен является «объективированным состоянием культуры» [8, с. 93.], и в рамках её обеспечения требуется анализ состояния современной культуры, влияния ее продукции на формирование ценностной системы общества, на коллективное сознание. Полагаем, что проблематику культурной безопасности следует рассматривать через призму базовых культурных ценностей, закреплённых и сохраняемых в обществе, через осмысление происходящих процессов, явлений в сфере культуры, через призму духовно-нравственных оценок продукции, тиражируемой массовой культурой с помощью средств массовой информации. В фокусе проблематики культурной безопасности культура рассматривается и как объект, и как один из факторов обеспечения безопасности. Одним из источников угроз культурной безопасности является массовая культура, транслятором которой являются средства массовой информации, тиражирующие посредством информационно-коммуникационных технологий идеи, нормы, ценности, установки, оказывающие противоречивое воздействие на коллективное сознание В философско-культурологической мысли относительно массовой культуры сформировались амбивалентные позиции. Массовая культура, ее продукция часто становится объектом критики и трактуется как социальный механизм угнетения человека [9]. В рамках продуктивного подхода - интерпретируется как особая знаковая система, выступающая связующим звеном между обществом и человеком. Массовая культура, выполняя функцию передачи культурных ценностей, норм, через взаимодействие с народной и элитарной культурой, в последние годы концептуально меняется. Основываясь на базовых интересах общества, она создает новые формы, рассчитанные на усреднённый вкус обывателя. Характерными признаками массовой культуры как индустрии развлечений и досуга являются доступность, зрелищность, привлекательность, нацеленность на коммерческий успех, культ успешности и богатства. В условиях медиатизации и цифровизации массовая культура обладает мощным суггестивным потенциалом. Интенсифицируя популяризацию западного образа жизни, ценностей, идеалов, вступающих в противоречие с традиционными ценностями, широко транслируются символы, идеалы субкультур, контркультур, оказывающих амбивалентное воздействие на массовое сознание. Самым низким уровнем массовой культуры является кич-(китч)-культура (китч - с немецкого халтура, пошлость, безвкусица). Кич-культура – это псевдокультура, не имеющая эстетическо-художественной ценности, часто лишённая нравственного содержания. Мимикрируя под истинные произведения искусств, она захватила театр, кино, телевидение, Интернет, выполняя функцию замещения потребности масс в прекрасном. Кич-культура постепенно «превращается в маркер новой социокультурной ситуации» [10, с. 190]. Большинство продукции кич-культуры являются художественным суррогатом, продукцией низкого качества, для которой характерна тенденция к снижению этизации и эстетизации. Манипулируя общественным сознанием, кич-культура как феномен современности, задает стандарты обществу, пробуждая «низовые» потребности масс. Нахождение кич-культуры в противостоянии классической эстетической парадигме свидетельствует о ее маргинальности. С одной стороны, маргинальность вносит долю креативности, но в тоже время способствует смысловому искажению эстетической и нравственной парадигмы, нарушению её целостности. Пробуждая низшие инстинкты, реанимируя низшие уровни сознания, кич-культура трансформирует систему ценностей, способствуя интеллектуальной и нравственной деградации личности. Кич-культура проникла в поп-культуру, эстрадные шоу, рекламу, моду, комиксы. Для кича свойственны имитация, фальсификация, эксцентричность, эпатажность, провокационный стиль, акцентуация на низменные человеческие проявления. Продукция кич-культуры, формируя своеобразную эстетику, этикет, нивелируют моральные нормы, установки, способствуя снижению духовности общества, отчуждению от высокой культуры. Кич-культура стала «точкой отхода от элементарных эстетических ценностей, одним из наиболее агрессивных проявлений примитивизации и опошления в популярном искусстве» [11, с. 63]. Причиной распространения китча, с одной стороны, стала так называемая демократизация, либерализация культуры, а с другой стороны - низкий уровень эстетической культуры масс. Кич стал стилевой основой современной российской поп-культуры, которая направлена на удовлетворение невзыскательного вкуса потребителя, на пропаганду чуждых западных ценностей, образа жизни, либеральной идеологии. Представители поп-культуры, демонстрируя гламурные образы, транслируя в своих произведения (песнях, клипах, шоу) пошлость и аморальность, являются носителями кича. Их повседневное поведение, ценности, идеи, пропагандируемые со сцены, с экранов телевизора, оказывают негативное воздействие на массовое сознание, подрывают психологическую, социальную устойчивость личности, способствуя изменению аксиологической картины их бытия. Кич активно используют современные театральные режиссёры, подвергая модернизации сюжеты классических произведений, вульгаризируя образы героев в угоду коммерческого успеха. Соединяя элементы эклектичности, развлекательности, пошлости, они несут антикультуру в массы. Элементы кича используют и современные кинематографисты. Кич-продукцией являются фильмы «Жених» «Ёлки», «Бабушка легкого поведения», отличающиеся непрофессиональной игрой актёров, стереотипными сюжетами, характерным «агрессивно-экспансивный напором» [12, с. 98]. Эти фильмы - художественный суррогат, перенасыщенный пошлостью, безвкусицей, примитивностью. Продукция, лишённая этического и эстетического содержания, создаёт «духовно опустошённое» пространство, нахождение в котором способствует нравственной и ценностной дезориентации, отчуждению от высокой культуры. В философско-культурологическом дискурсе сформировалось две линии, отражающие диалектику принятия или отрицания кич-культуры. Следует признать, что при наличии негативных тенденций, кич как элемент массовой культуры, способствует «примирению классики, авангарда и масскульта на уровне обыденного сознания» [13, с. 10], а также кичу не свойственна апологетика насилия, жёсткости. Антитезисом является признание кича негативным явлением, псевдокультурой, несущей зло [14]. В лице коллективного субъекта, восставшего против кич-культуры, выступают массы, считающие, что продукция поп-культуры, транслирующая квази-культурные нарративы, противоречит традициям, оскорбляет чувства верующих (танцы на кресте, пропаганда нетрадиционных отношений), ведет к разрушению нравственных основ, смысложизненных ориентиров. А если продукция культуры не способна пробуждать в человеке чувств сострадания, милосердия, миролюбия, доброты, не способна формировать эстетические, нравственные чувства, она несёт угрозу культуре, культурной безопасности. Культурная безопасность включает систему мер, «направленных на преодоление всех видов опасностей и создание благоприятных условий» [7, с. 115] для развития культуры; предоставление гарантий защиты национальной культуры; охрана культуры, сбережение духовности, укрепление традиционных ценностей. В рамках обеспечения культурной безопасности возникает потребность: 1) в создании в медиапространстве образовательных программ, платформ, проектов, популяризирующих национальную культуру, традиции, способствующих повышению культурного уровня; 2) в образовательных каналах, транслирующих массив высокохудожественного материала, популяризирующего традиционные ценности, формирующего гуманистические идеалы, эстетические, нравственные и патриотические чувства. Так как культура находится в постоянной динамике, формируя новые формы, новые ценности, что свидетельствует о ее воспроизводстве, это нередко становится причиной возникающих противоречий между традиционным, статичным и новым, динамичным. В рамках рационализации ценностей допускается модификация ценностной системы, потому в условиях формирования инновационно-традиционной культуры решение проблемы видится через медиацию, то есть через поиск синтеза традиционных и инновационных ценностей, но с учетом доминирования «общечеловеческих ценностей, культурных универсалий; традиций, наполняющих деятельность гуманистическим смыслом» [15, с. 220]. Обеспечение культурной безопасности как основы национальной безопасности России, возможно при организации комплексной и системной деятельности государства, общественных организаций, учреждений культуры и образования, применяющих различные способы, средства и механизмы, способствующие повышению культурного уровня масс; при осуществлении «инкультурации, введению индивидуума в систему принятых в обществе культурных норм социального взаимодействия, представлений о допустимости тех или иных поступков» [6, с. 182], используя возможности информационно-коммуникационных технологий. В целях снижения рисков, угроз безопасности культуры возникает потребность в организации деятельности, основанной на: 1) принципе оптимизации деятельности сфер культуры, образования, науки, направленной на минимизацию негативного воздействия продукции массовой культуры на коллективное сознание; 2) принципе конструктивного воздействия на сознание молодого поколения посредством продукции культуры, ориентирующей на формирование позитивных ценностей. Считаем, возможным создание курса «Культурная безопасность и культура безопасности», изучение которого будет способствовать формированию умений 1) осуществлять критический анализ продукции массовой культуры, 2) фильтровать информацию, извлекая значимое, ценное, игнорируя деструктивное. В целях обеспечения культурной безопасности российской культуры особое значение мы придаем воспроизводству культурного наследия, сохранению культурно-исторического опыта, традиций, обычаев, языка.
Библиография
1. Молчановский, В. Ф. Безопасность – атрибут социальной системы: Социально-политические аспекты обеспечения государственной безопасности в современных условиях. Москва: Граница, 1994. 347 с.
2. Фролов, И. Т. Философский словарь. М.: Республика, 2001. 719 с. 3. Великая, Н. М., Шушпанова, И. С. Российская молодежь о перспективах и образах будущего социально-политического развития //Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия : Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 2. С. 29-40. 4. Сазонникова Е. В. Культурная безопасность как вопрос правовой политики: понятие и содержание. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота, 2011. № 5 (11): в 4-х ч. Ч. II. C. 168-170. 5. Маршак, А. Л. Культурная безопасность как ресурс сохранения культурного наследия народов России // Гуманитарий Юга России. 2022. Том 11. № 4. С. 55-64. 6. Флиер, А. Я. Культура как фактор национальной безопасности. // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 181-187. 7. Маршак, А. Л. Художественная жизнь как сфера культурной безопасности современной России: социокультурный подход. // Теория и практика общественного развития. 2007. № 2. С. 114-119. 8. Воденко, К. В. Теория и методология исследования культурной безопасности молодежи Юга России. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022 Т. 22. Вып. 1. С. 90-97. 9. Хаксли, О. Искусство и банальность. пер. Н. А. Зинкевич предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. Москва: Прогресс, 1986. 640 с. 10. Фетисова, Т. А. Кич как феномен культуры. Обзор. // Вестник культурологии. 2017. №3. С. 188-203. 11. Теплиц, К. Т. Всё для всех : Массовая культура и современный человек. Рос. акад. наук. 2000. Москва: ИНИОН. 123 с. 12. Лем, С. Мой взгляд на литературу. пер. В. Язневича. Минск: Харвест. 2009. 864 c. 13. Яковлева, А. М. Китч, или Немного о дурном вкусе. Искусство. 2001. № 8. С. 9-10. 14. Greenberg, C. Avant Garde and Kitsch. Arts. Boston, Massachusetts. 1989. URL: https://cpb-us-e2.wpmucdn.com/sites.uci.edu/dist/d/1838/files/2015/01/Greenberg-Clement-pdf. (дата обращения 12.01.24) 15. Исаченко, Н. Н. Cуггестия в культуре сетевых сообществ. Философия и культура информационного общества. Материалы десятой международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16-18 ноября 2022 г. Санкт-Петербург. 2022. С. 218-220. References
1. Molchanovsky, V. F. (1994). Security as an attribute of a social system: Socio-political aspects of ensuring state security in modern conditions. Moscow: Border.
2. Frolov, I. T. (2001). Philosophical dictionary. Moscow: Republic. 3. Velikaya, N. M., & Shushpanova, I. S. (2021). Russian youth on the prospects and images of future socio-political development. Bulletin of the South Russian State Technical University. Series : Socio-economic sciences, 2, 29-40. 4. Sazonnikova, E. V. (2011). Cultural security as a matter of legal policy: concept and content. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. Diploma, 5(11), 168-170. 5. Marshak, A. L. (2022). Cultural security as a resource for preserving the cultural heritage of the peoples of Russia. Humanities of the South of Russia, 4, 55-64. 6. Flier, A. Ya. (1998). Culture as a factor of national security. Social sciences and modernity, 3, 181-187. 7. Marshak, A. L. (2007). Artistic life as a sphere of cultural security in modern Russia: sociocultural approach. Theory and practice of social development, 2, 114-119. 8. Vodenko, K. V. (2022). Theory and methodology of the study of cultural safety of youth in the South of Russia. Proceedings of the Saratov University. A new series. Series: Sociology. Political science, 22(1), 90-97. 9. Huxley, O. (1986). Art and banality. Trans. N. A. Zinkevich preface, general ed. by L. G. Andreev. Moscow: Progress. 10. Fetisova, T. A. (2017). Kich as a cultural phenomenon. Review. Bulletin of Cultural Studies, 3, 188-203. 11. Teplits, K. T. (2000). Everything for everyone: Mass culture and modern man. Russian Academy of Sciences. Moscow: INION. 12. Lem, S. (2009). My view on literature. Per. V. Yaznevich. Minsk: Harvest. 13. Yakovleva, A.M. ( 2001). Kitsch, or A little bit about bad taste. Art, 8, 9-10. 14. Greenberg, C. (1989). Avant Garde and Kitsch. Arts. Boston, Massachusetts. Retrieved from https://cpb-us-e2.wpmucdn.com/sites.uci.edu/dist/d/1838/files/2015/01/Greenberg-Clement-pdf 15. Isachenko, N. N. (2022). Suggestion in the culture of online communities. Philosophy and culture of the information society. Proceedings of the tenth International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, November 16-18, 2022 St. Petersburg. pp. 218-220.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что культура находится в постоянной динамике, формируя новые формы, новые ценности, что свидетельствует о ее воспроизводстве, что зачастую становится причиной возникающих противоречий между традиционным, статичным и новым, динамичным. Автором допускается модификация ценностной системы, однако, в условиях формирования инновационно-традиционной культуры необходим поиск синтеза традиционных и инновационных ценностей, но с учетом доминирования общечеловеческих ценностей, культурных универсалий; традиций, наполняющих деятельность гуманистическим смыслом. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе в условиях глобализации культуры, в ситуации противостояния традиционных и инновационных культурных форм российская культура переживает состояние, которое характеризуется как критическое, кризисное. Как отмечает автор, деидеологизация, коммерциализация, вестернизация культуры способствуют отказу от устоявшейся иерархии ценностей, утрате культурной идентичности, и свидетельствует о наличии вызовов, опасностей, несущих угрозу культуре. К сожалению, из материалов исследования затруднительно делать вывод о научной новизне исследования, так как автором лишь проанализированы уже известные научные положения и факторы. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, послужившие его основой, могут быть использованы при формировании отдельной дисциплины или учебного модуля «Культурная безопасность». Соответственно, цель данного исследования заключается в анализе факторов, представляющих угрозу для культурной безопасности страны и предложении путей обеспечения данного вида безопасности. Объектом исследования является национальная культура, предметом – сфера сохранения культурной идентичности. Методологическую базу составил комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, философский и социокультурный анализ. Теоретическим обоснованием исследования являются труды А.Л. Маршака, А.П. Романовой, А.Я. Флиера, О.Д. Гараниной, В.Ф. Молчановского, посвященные анализу данной проблематики. На основе библиографического анализа автор приходит к заключению, что в фокусе современных вызовов и угроз безопасность выступает одной из центральных тем научных исследований. Однако при наличии обширного научного дискурса автором не зафиксировано наличие единого концепта «безопасность», выполняющего методологическую регулятивную роль в социо-гуманитарной сфере научной рациональности. Автором проведен обзор феномена «безопасность» в онтологическим, антропологическом и аксиологическом аспекте. Особое внимание автор уделяет раскрытию сущности понятия «культурная безопасность» как способности общества, государства осуществить защиту и сохранение культуры, традиций, ценностей народа, его культурного наследия, обычаев, языка, сохранение и укрепление стабильности в условиях существующих рисков, вызовов, угроз, в условиях перманентных социокультурных, политических, экономических трансформаций. Автор предлагает рассматривать проблематику культурной безопасности через призму базовых культурных ценностей, закреплённых и сохраняемых в обществе, через осмысление происходящих процессов, явлений в сфере культуры, через призму духовно-нравственных оценок продукции, тиражируемой массовой культурой с помощью средств массовой информации. В целях укрепления культурной безопасности автором предлагается разработать комплекс мер, направленных на создании в медиапространстве образовательных программ, платформ, проектов, популяризирующих национальную культуру, традиции, способствующих повышению культурного уровня; транслирующих массив высокохудожественного материала, популяризирующего традиционные ценности, формирующего гуманистические идеалы, эстетические, нравственные и патриотические чувства. В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что формирование научного обоснования возможностей и способов сохранения и популяризации национальной культуры представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшей проработки. Следует заметить, автор достиг поставленной цели. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Библиографический список исследования состоит из 15 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |