Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Ценности традиционной культуры и их осмысление в сознании молодежи

Макаров Артем Сергеевич

ORCID: 0009-0002-3316-3167

аспирант, кафедра социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13

Makarov Artem Sergeevich

Postgraduate student, Department of Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13

makarov_artem_s@mail.ru
Шалин Виктор Викторович

ORCID: 0000-0002-2886-5976

доктор философских наук

профессор, кафедра социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13

Shalin Viktor Viktorovich

Doctor of Philosophy

Professor, Department of Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13

victor_filosof@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2024.2.69566

EDN:

MJCCGY

Дата направления статьи в редакцию:

11-01-2024


Дата публикации:

04-05-2024


Аннотация: Предметом исследования является система ценностей прошлого, представленная в традиционной российской культуре. Объектом исследования служит связь ценностей традиционной культуры со структурой сознания современной российской молодежи. Автор рассматривает подробно такие аспекты темы, как изучение концепта «традиционная культура», анализ его содержания, представленного феноменом народного единства, понимания значимости этого феномена в сознании жителей страны. Особое внимание в процессе исследования уделялось социологическому опросу молодежи, связанному с актуализацией культурного, исторического, патриотического смысла праздника Народного единства, отношению к нему молодого поколения, выявлению значимых для него ценностей. Важная роль в представленной работе отводится сравнительному анализу опросов жителей страны и студенческой молодежи, характеристике базовых основ мировоззрения в структуре сознания старшего и молодого поколений  Методы, которые применялись в ходе исследования, представлены: анализом источников по проблеме определения смысла концепта «традиционная культура»; методом письменного опроса студентов; методом сравнительного анализа ответов между данными, представленными ВЦИОМ, и молодыми людьми по проблеме народного единения общества в системе государства. Научная новизна представленного исследования характеризуется сравнительным анализом отвлеченных социологических исследований, осуществленных ВЦИОМ, с конкретными результатами опроса молодежи – студентов Костромской государственной сельскохозяйственной академии. Результаты работы показывают, что на современном этапе развития российского общества наблюдается тенденция к размыванию четких представлений молодого поколения об образно-символическом смысле духовно-нравственных ценностей народа, определяющих традиционную культуру. Главным выводом исследования является положение о том, что молодежь в основном не признает ценность единения общества как показатель целостности государства, не знает исторический смысл праздника Народного единства, не считает традиционные ценности (семья, любовь к Родине, братство народов) значимыми в современной реальности, используя интернет-пространство для коммуникации, становится зависимым от гаджетов, что представляет реальную угрозу утраты связи между поколениями.


Ключевые слова:

традиции, культура, ценности, традиционная культура, целостность, народное единство, сознание молодежи, социологический опрос, телевидение, клиповое сознание

Abstract: The subject of the study is the system of values of the past, represented in traditional Russian culture. The object of the research is the connection of the values of traditional culture with the structure of consciousness of modern Russian youth. The author examines in detail such aspects of the topic as the study of the concept of "traditional culture", the analysis of its content, represented by the phenomenon of national unity, understanding the significance of this phenomenon in the minds of the inhabitants of the country. During the research, special attention was paid to a sociological survey of young people related to the actualization of the cultural, historical, patriotic meaning of the National Unity holiday, the attitude of the younger generation towards it, and the identification of values significant to it. An important role in the presented work is given to the comparative analysis of surveys of residents of the country and students, the characteristic of the basic foundations of the worldview in the structure of consciousness of older and younger generations, the methods that were used during the study are presented by: analysis of sources on the problem of determining the meaning of the concept of "traditional culture"; by the method of a written survey of students; by the method of comparative analysis of responses between data, represented by VTSIOM, and young people on the problem of national unity of society. The scientific novelty of the presented research is characterized by a comparative analysis of abstract sociological research carried out by VTSIOM with the specific results of a survey of young students of the Kostroma State Agricultural Academy. The results of the work show that at the present stage of development of Russian society there is a tendency to blur the clear ideas of the younger generation about the figurative and symbolic meaning of the spiritual and moral values of the people that define traditional culture. The main conclusion of the study is that young people generally do not recognize the value of social unity as an indicator of the integrity of the state, do not know the historical meaning of the National Unity holiday, do not consider traditional values (family, love of the Motherland, brotherhood of peoples) significant in modern reality, using the Internet space for communication, becomes dependent on gadgets which poses a real threat of loss of communication between generations.


Keywords:

traditions, culture, values, traditional culture, integrity, national unity, youth consciousness, sociological survey, television, clip consciousness

Современное научное знание содержит многообразие подходов к определению «Традиционной культуры», в рамках различных наук содержание термина варьируется. Представители социогуманитарных дисциплин, к числу которых отнесём: культурологию, антропологию, социологию, историю, философию, этнографию, этнологию, фольклористику, не дают универсального определения понятия «Традиционная культура», а применяют наряду с этим термином равнозначные ему термины «Архаическая культура», «Повседневная культура», «Аграрная культура» и др.

Трактовка определения зависит от исследовательского интереса к изучению данного феномена, его содержания, способа воспроизведения и условий функционирования. Тем самым, в социально-гуманитарном знании выделяют функциональный, субстанциональный, философско-социологический, этнографический и культурологический подходы к пониманию термина «Традиционная культура», причем каждый из перечисленных подходов наделяется определенными характерными чертами, признаками, достоинствами и недостатками. Осознавая сложность и неоднозначность данного феномена, связь с народной и архаической культурами, применением современных механизмов передачи и трансляции культурных форм (в виде СМК и сетевых технологий), позволим себе уточнить смысловые границы термина «Традиционная культура» и изучить отношения, в которых находятся традиционная культура и российская молодежь как активный субъект (носитель) современной культуры.

А.В. Костина утверждает, что в условиях современного общества наиболее существенными элементами традиционной культуры являются: субъекты культуры, социальные механизмы трансмиссии культуры, социальные функции культуры и культурные тексты в широком понимании [1]. По мнению ученого, традиционная культура функционирует в рамках современной культуры с помощью образцов прошлой социокультурной деятельности поколений в уже апробированных условиях, то есть таких, которые проверены историей и временем. Основными каналами трансляции такого социокультурного опыта становятся ритуалы, обычаи, фольклор и мифология. Постоянное воспроизведение уже заданных прежде культурных образцов, согласно А.В. Костиной, неизбежно приводят к статичности и экстенсивности развития современного общества.

В рамках функционального подхода свою теорию традиционной культуры выстраивает А.В. Захаров, который усматривает связь между прошлым и настоящим на основе преемственности духовных ценностей. Исследователь проводит семантический анализ понятия и рассматривает бытовое, этнографическое, философское и социологическое значение термина «Традиция», в результате чего приходит к выводу о том, что традиционные формы общественной жизни не исчезают, а сосуществуют наряду с урбанизированной, массовой культурой. Изучая дискуссию относительно переосмысления понятий «Модерн» и «Современность» между социологами классического периода развития (М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, К.Маркса, Ф.Тённиса) и представителями «теории модернизации» (У.Ростоу, Д.Белла, Р.Арона, З.Бзежинского, У.Мура), А.В. Захаров подчеркивает, что массовая цивилизация не вытесняет традиционную культуру, а включает её в себя [2]. При этом современный исследователь традиционной культуры совершенно справедливо отмечает, что необходимо изучать данный феномен в рамках определенной предметной области.

Несомненно, диалог современной и традиционной культур, выстраивающих своё взаимодействие на границах исторических эпох и модели «прошлое – настоящее» очевиден. Трудно не согласиться с мнением доцента Самарского государственного института культуры Чирковой Н.В., которая убеждена в том, что в современной культуре обнаружены элементы народной культуры, подчеркивая мысль, что традиционная народная культура является носителем новых актуальных значений [3]. Исследователь фольклорных традиций указывает на преемственность модели «прошлое – настоящее» в современной культуре.

Посредством рассмотрения проведенных в последние десятилетия в России праздников, фестивалей, организации выставок, церемоний, политических и коммерческих мероприятий, изготовления рекламных роликов, Н.В. Чиркова подчеркивает связь между ориентирами, символами «славного прошлого» и «современности». Она употребляет термины «Третья культура», «Промежуточная культура» или «Популярная культура», заполняющие пробел между профессиональной культурой и фольклором, указывающие на смешанный тип культуры, результат слияния традиционной и массовой культуры. По мнению ученого, на данном этапе происходит процесс отражения в современной культуре традиций прошлого, ведь, несмотря на изменения, переход к постмодернизму, новые подходы к её содержанию, появление новых методов и стилей, массовая культура по своей сути – традиционна и полиморфна.

Б.Г. Соколов придерживается схожего мнения относительно культурной согласованности, связи прошлого и будущего человечества на основе традиций. Своё утверждение ученый выстраивает с помощью свободы человеческой экзистенции, эйдетического пространства культуры, которое, по его мнению, открыто будущему. Профессор СПбГУ говорит о тождественности, близости культуры и традиции, о том, что оба понятия являются важнейшими факторами создания и формирования человечества, завязанных на сфере ценностей, одновременно утверждая об их разнонаправленности (по причине различного временного параметра). Вследствие чего, они могут вступать между собой в конфликт, ограничивать друг друга, но именно через напряженность их соединения, по мнению Б.Г. Соколова, можно рассмотреть будущее культуры [4].

На позиции конфликтогенности между феноменом культуры и традициями настаивает С. Хантингтон, который обосновывает свою концепцию конфликта цивилизаций противоречием между традиционностью и современностью. Россию он воспринимает как православную цивилизацию традиционного типа, с набором моральных императивов и духовных ценностей, являющихся основой культуры, которая, по мнению американского социолога, противостоит могущественной западно-европейской цивилизации, ориентированной на экономический рост, материальные блага и правовую культуру. [5, р.30]. Дж. Пил, так же как и С. Хантингтон, считает, что культурная идентичность народов России, развивающихся стран, мешает их встраиванию в систему западно-европейской цивилизации. Такие страны, по мнению Дж. Пила, являются «призраками» [6]. В представлении западных ученых понятия «культура» и «цивилизация» рассматриваются как синонимичные.

Толстиков В.А., Ревенко Н.В, российские исследователи культурно-цивилизационного пространства России из Белгорода, считают, что из-за отсутствия выработки единой национальной идеи, Запад не рассматривает нашу страну в качестве самодостаточной культурно-цивилизационной системы современности, соотнося её с так называемым «вторым миром». Российские ученые делают акцент на историзме, духовных практиках, национальной самобытности, реконструкции теории «христианского социализма», настаивая на поиске новой культурной парадигмы для России [7].

Необходимость изучения особенностей традиционно-исторических и культурных связей между поколениями обоснована в работе российских ученых Волковой П.С., Ковалевой С.В.. В исследовании говорится о том, что связь должна носить онтологический характер и проявляться в сознании молодежи на основе актуализации базового феномена понимания, содержащего смысл, а вот форма этой связи может быть различной и зависеть от возможностей репрезентации средствами современных технологий [8].

Обратимся к результатам исследования ежедневного опроса «Россияне о единстве нации» ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2023 года, согласно которым чувство национального единения россиян стало крепче по сравнению с предыдущими годами. Так, 58 % жителей нашей страны сегодня ощущают сплоченность и народное единство. Данные опроса указывают на тот факт, что чувство единства нации разделяют более половины россиян, которые подчеркивают мирное сосуществовании представителей разных культур и этносов (22%), особенности русского менталитета и культуры (11%), сплоченность народа в трудное время для страны (12%), взаимопомощь (7%), любовь к Родине (6%).

Сравнивая ответы россиян на закрытый вопрос: «Имеется ли в России народное единение?», заданный нашим соотечественникам в предыдущие годы, начиная с 2012, обнаруживается, что доля респондентов, декларирующих народное единство, изменялась нелинейно, поэтому невозможно говорить о математически четко выраженном тренде. Отсутствие внутренней целостности общества особенно актуально выраженным было в 2021 году, когда 61% опрашиваемых ответили, что народного единения в России не наблюдается. Вдвое меньше (31%) считали, что единство скорее есть.

Анализ ответов на поставленный вопрос по гендерному и возрастному признаку показывает, что народное единение в России есть, согласно представлениям женского населения 60 лет и старше (63%), которое имеет хорошее материальное положение (69%), проживает в небольших, провинциальных городах с населением 100-500 тыс. человек или в сельской местности (по 64%), предпочитает интернету телевидение (71%).

«Народного единства в стране нет», считают мужчины (39%), которые моложе 60 лет (34-39%), недовольные своим материальным положением (53%) и предпочитающие телевидению интернет (47%). По территориальному фактору ответы на поставленный вопрос разделяются следующим образом: меньшинство населения страны, проживающего в крупных мегаполисах, ощущает народное единение. В частности, мнение жителей Москвы и Санкт-Петербурга разделилось поровну: 47% считают, что единство есть, 48% — что его нет. Оценивая ответы возрастных групп, можно обнаружить, что, по мнению представителей поколения 60+, народное единение в России наблюдается для 63% vs. 58% по выборке. Но при этом считают, что празднование Дня народного единства важным не является. В отличие от них, молодежь убеждена в необходимости этого праздника. В частности, 18-24 летние молодые люди признают важность этого события (70% vs. 89%).

Однако на вопрос: «Какое событие произошло 4 ноября, в честь которого мы отмечаем в этот день праздник?» только 24% смогли дать правильный ответ: «День освобождения от польской интервенции Мининым и Пожарским», а 59% – затрудняются ответить.

Согласно позиции ВЦИОМ, «можно предположить, что молодежь как наиболее активная социальная группа рассматривает праздник не только как повод почувствовать единство многонационального народа России, но и отдохнуть, посетить праздничные мероприятия — выставки, концерты, мастер-классы. Другими словами, ей в меньшей степени может быть понятно символическое содержание праздника» [9].

Применяя социологические методы исследования в практике работы с молодежью [10], была проведена работа со студентами 1-4 курса Костромской государственной сельскохозяйственной академии. В ходе работы было опрошено 95 человек в возрасте от 18 до 22 лет с целью изучения позиции молодых людей по вопросу о ценностях традиционной отечественной культуры, связанных с празднованием Дня народного единства 4 ноября 2023 года. Студенты ответили так:

· Не считают этот праздник показательным для характеристики единения российского народа – 61, 5% (39% – по сведениям ВЦИОМ);

· Знают исторический смысл этого праздника – 70,3% (24% – согласно показателям ВЦИОМ);

· Праздник необходим, чтобы просто отдохнуть, расслабиться от учебы – 95,2%

· Не признают ценность семьи, любви к Родине, братства народов – 58%.

Таким образом, заканчивая исследование, посвященное пониманию традиционных российских культурно-исторических ценностей в сознании молодежи, можно сказать, что наблюдается тенденция к размыванию четких представлений молодого поколения об образно-символическом смысле духовно-нравственного единения народа. По сути, этот вывод соответствует предположению, высказанному ВЦИОМ. Кроме того, как указывают современные исследователи, сознание молодежи становиться «клиповым», экранные технологии, используемые в смартфонах, создают виртуальный мир симулякров, который замыкает человека в границах иллюзорного отражения, не давая возможности заглянуть как внутрь себя, так и в пространство внешней реальности [11],[12]. Согласно представлениям Григорьева С.Л., проблема влияния экранных гаджетов на сознание молодежи «в настоящее время трансформировалась в проблему зависимости от данных устройств, что стало представлять реальную угрозу процессу естественной трансляции необходимых форм значимого социокультурного опыта от поколения к поколению» [13, с. 47].

Выводы по статье:

· Концепт «традиционная культура» включает в себя представления о субъектах культуры, социальных механизмах трансмиссии культуры, социальных функциях культуры и культурных текстах;

· Традиционные формы общественной жизни не исчезают, а сосуществуют наряду с урбанизированной, массовой культурой;

· Традиции и культура, будучи базовыми факторами формирования общества, могут быть разнонаправленными в своем развитии, вступать между собой в конфликт, ограничивать друг друга, но именно через напряженность их соединения;

· Народное единение как социальную целостность общества, основанную на связи традиции и культуры, признает поколение пожилых людей, имеющее стабильно хорошее материальное положение и использующее телевизионные формы получения информации;

· Молодое поколение в основном не признает ценность единения общества как показатель целостности государства, в основном не знает исторический смысл праздника Народного единства, не считает традиционные ценности (семья, любовь к Родине, братство народов) значимыми в современной реальности, использует интернет-пространство для коммуникации;

· Необходимо изменить условия образования, воспитания молодого поколения, минимизировав использование цифровых технологий в учебном процессе, создавая возможность актуализации творческого потенциала внутреннего мира для реализации базовых феноменов человеческого бытия, выраженных в различных формах текстов культуры.

Библиография
1. Костина А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Культурология. 2009. №4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/(дата обращения 12.11.2023 г.)
2. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Журнал «Социологические исследования». 2004. №7. С. 105-115. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/18746100.html/ (дата обращения 11.12.2023 г.)
3. Чиркова Н. В. Сюжеты и образы традиционной культуры в пространстве современности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 6. – С. 57–62. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470084.htm/ (дата обращения 11.12.2023 г.)
4. Соколов Б.Г. Культура и традиция. // Метафизические исследования: Культура. Альманах «Метафизические исследования». Выпуск 4. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 1997. 348 c.
5. Huntington S.P. The clash of civilizations? // Foreign affairs. – N.Y., 1993. – Vol. 72, N 3. – P. 22-49.
6. Piel G. The West is best // Foreign affairs. – N.Y., 1993. – Vol. 72, N4. – P. 25-26.
7. Толстиков В.А., Ревенко Н.В. Культурно-цивилизационное пространство России: подходы к институционализации // Культура и цивилизация. 2016. Том 6. № 6А. С. 66-71.
8. Волкова П.С., Ковалева С.В. Культурно-историческая преемственность поколений как диалог сознаний / Aspectus. 2014. № 4. С. 8-19.
9. ВЦИОМ. Новости: Народное единство – 2023. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/narodnoe-edinstvo-2023?ysclid=lr0dijdv77603891429 (дата обращения 26.12.2023 г.)
10. Караваева В.А., Ковалева С.В. Применение социологических методов исследования в практике социальной работы / В сборнике: Актуальные технологии преподавания в высшей школе. Материалы научно-методической конференции. Ответственные редакторы Г.Г. Сокова, Л.А. Исакова. 2019. С. 242-245.
11. Саенко, Н. Р., Хрустова В. С. Бытие человека в условиях ускорения социокультурной динамики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 2-2(40). – С. 175-178.
12. Ковалева С.В., Григорьев С.Л. Homo affectus как антропологический проект экранной культуры / Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. № 1 (869). С. 141-147.
13. Григорьев С.Л. Психофизические эффекты активного использования технических средств экранной коммуникации / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 24, № 86, 2022. С. 42-48.
References
1. Kostina, A.V. (2009). Traditional culture: on the problem of defining the concept. Information humanitarian portal «Knowledge. Understanding. Skill.» Cultural studies, 4. [Electronic resource] Retrieved from http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina
2. Zakharov, A.V. (2004). Traditional culture in modern society. Federal educational portal "Economics. Sociology. Management". The Journal of Sociological Research, 7, 105-115. [Electronic resource] Retrieved from http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/18746100.html
3. Chirkova, N. V. (2017). Plots and images of traditional culture in the space of modernity. Scientific and methodological electronic journal «Concept», 6, 57-62. Retrieved from http://e-koncept.ru/2017/470084.htm
4. Sokolov, B.G. (1997). Culture and tradition. Metaphysical research: Culture. The Almanac «Metaphysical Research», Issue 4. St. Petersburg: Aleteya Publishing House.
5. Huntington, S.P. (1993). The clash of civilizations? Foreign affairs, 3, 22-49. N.Y.
6. Piel, G. (1993). The West is best. Foreign affairs, 4, 25-26. N.Y.
7. Tolstikov, V.A., & Revenko, N.V. (2016). Cultural and civilizational space of Russia: approaches to institutionalization. Culture and Civilization, 6(6A), 66-71.
8. Volkova, P.S., & Kovaleva, S.V. (2014). Cultural and historical continuity of generations as a dialogue of consciousnesses. Aspectus, 4, 8-19.
9. VTsIOM. News: National Unity – 2023. Retrieved from https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/narodnoe-edinstvo-2023?ysclid=lr0dijdv77603891429
10. Karavaeva, V.A., & Kovaleva, S.V. (2019). Application of sociological research methods in the practice of social work. In the collection: Current technologies of teaching in higher education. Materials of the scientific and methodological conference, 242-245. The responsible editors are G.G. Sokova, L.A. Isakova.
11. Saenko, N. R., & Khrustova, V. S. (2014). Human existence in conditions of acceleration of socio-cultural dynamics. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice, 2-2(40), 175-178.
12. Kovaleva, S.V., & Grigoriev, S.L. (2023). Homo affectus as an anthropological project of screen culture. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanities, 1(869), 141-147.
13. Grigoriev, S.L. (2022). Psychophysical effects of active use of technical means of screen communication. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, 24(86), 42-48.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье являются ценности традиционной культуры и их осмысление в сознании молодежи
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использован, дескриптивный метод, метод категориализации, метод анализа, метод обобщения, а также приведены результаты социологических исследований ВЦИОМ на тему «Россияне о единстве нации».
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку трактовка определения традиционной культуры зачастую зависит от исследовательского интереса к изучению данного феномена, его содержания, способа воспроизведения и условий функционирования. Тем самым, в социально-гуманитарном знании выделяют функциональный, субстанциональный, философско-социологический, этнографический и культурологический подходы к пониманию термина «Традиционная культура», причем каждый из перечисленных подходов наделяется определенными характерными чертами, признаками, достоинствами и недостатками. Осознавая сложность и неоднозначность данного феномена, связь с народной и архаической культурами, применением современных механизмов передачи и трансляции культурных форм (в виде СМК и сетевых технологий), позволим себе уточнить смысловые границы термина «Традиционная культура» и изучить отношения, в которых находятся традиционная культура и российская молодежь как активный субъект (носитель) современной культуры.
Научная новизна исследования заключается в подробном описании и анализе многообразных подходов к определению традиционной культуры в рамках социально-гуманитарного знания и осмысления ее ценностей в сознании молодежи.
Статья написана языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций к изучаемой проблеме и применением научной терминологии и дефиниций, а также статистических данных по теме исследования.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей, в структуре данного исследования можно выделить такие элементы как введение, основная часть, выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить, что подчеркивается необходимость изучения особенностей традиционно-исторических и культурных связей между поколениями, при этом такая связь должна носить онтологический характер и проявляться в сознании молодежи на основе актуализации базового феномена понимания, содержащего смысл, а вот форма этой связи может быть различной и зависеть от возможностей репрезентации средствами современных технологий.

Библиография содержит 13 источников, включающих в себя отечественные и зарубежные периодические и непериодические издания, а также электронные ресурсы.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих подходы и различные аспекты к пониманию традиционной культуры, ее ценностей и осмыслению их молодежью, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что концепт «традиционная культура» включает в себя представления о субъектах культуры, социальных механизмах трансмиссии культуры, социальных функциях культуры и культурных текстах. Традиционные формы общественной жизни не исчезают, а сосуществуют наряду с урбанизированной, массовой культурой. Традиции и культура, будучи базовыми факторами формирования общества, могут быть разнонаправленными в своем развитии, вступать между собой в конфликт, ограничивать друг друга, но именно через напряженность их соединения. Народное единение как социальную целостность общества, основанную на связи традиции и культуры, признает поколение пожилых людей, имеющее стабильно хорошее материальное положение и использующее телевизионные формы получения информации. Молодое поколение в основном не признает ценность единения общества как показатель целостности государства, в основном не знает исторический смысл праздника Народного единства, не считает традиционные ценности (семья, любовь к Родине, братство народов) значимыми в современной реальности, использует интернет-пространство для коммуникации. Необходимо изменить условия образования, воспитания молодого поколения, минимизировав использование цифровых технологий в учебном процессе, создавая возможность актуализации творческого потенциала внутреннего мира для реализации базовых феноменов человеческого бытия, выраженных в различных формах текстов культуры.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией образовательных организаций в воспитательной работе, общественными организациями по работе с молодежью, экспертам и аналитиками.

В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что в статье не были четко определены и выделены ее структурные элементы, хотя они прослеживается в его содержании, однако, отдельно они не обозначены соответствующими заголовками. При описании и использовании результатов социологических исследований в тексте статьи для наглядности возможно было бы продемонстрировать их рисунками. Указанные недостатки не снижают высокую научную значимость самого исследования, а скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.