Библиотека
|
ваш профиль |
Litera
Правильная ссылка на статью:
Шагбанова Х.С.
Патриотические начала в творчестве М.А. Шолохова
// Litera.
2024. № 1.
С. 213-225.
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.1.69489 EDN: BCGMKO URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69489
Патриотические начала в творчестве М.А. Шолохова
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.1.69489EDN: BCGMKOДата направления статьи в редакцию: 02-01-2024Дата публикации: 07-02-2024Аннотация: Статья посвящена анализу понимания патриотизма по М.А. Шолохову. Последовательно рассматривается тема любви к Родине в произведениях различных периодов творчества известного советского писателя. Будучи непосредственным участником судьбоносных для СССР событий, Шолохов сумел отразить патриотизм как многоуровневый и, порой, противоречивый концепт. Анализ патриотической модели поведения на примере главных героев и персонажей второго плана произведений писателя рассматривается в контексте таких сюжетно-композиционных элементов, как бинарные оппозиции (добро – зло, правда – ложь, честь – бесчеловечность, милосердие – жестокость, личное – коллективное). Описание данного концепта сопровождается обращением к категориям пространства и времени, осмыслением мировоззренческих, морально-нравственных и духовных доминант, которыми руководствуются литературные герои произведений. Патриотизм, представленный в историческом контексте литературного наследия М.А. Шолохова, целесообразно рассматривать как константу, способствующую рефлексии персонажа и регистрирующую внутренние логические связи данной константы, ее содержательное наполнение на протяжении сюжета. Патриотическая парадигма мировоззрения художественных произведений писателя характеризуется не только способностью мотивации к жертвенным поступкам, но и предпосылкой образовывать основу для конфликта персонифицированных позиций и взглядов. На примере героев своих произведений М.А. Шолохов показывает нам, читателям, каким должен быть настоящий патриот. Констатируется, что художественное наследие Мастера в современных социально-политических реалиях может успешно содействовать патриотическому воспитанию российской молодежи, т.к. художественная литература оказывает серьезное влияние на воспитание личности, на её внутренний потенциал и выбор морально-этических ориентиров, способствовать формированию высоких нравственных качеств человека. Ключевые слова: патриотизм, литературное творчество, художественный образ, реализм, донское казачество, традиционная культура, война, защита Отечества, Родина, Михаил ШолоховAbstract: The article is devoted to the understanding of patriotism according to M.A. Sholokhov. The theme of love for the Motherland is consistently considered in the works of various periods of the famous Soviet writer's work. Being a direct participant in the fateful events for the USSR, Sholokhov managed to reflect patriotism as a multilevel and, at times, contradictory concept. The analysis of the patriotic model of behavior on the example of the main characters and supporting characters of the writer's works is considered in the context of such plot and compositional elements as binary oppositions (good - evil, truth – lies, honor – inhumanity, mercy – cruelty, personal – collective). The description of this concept is accompanied by an appeal to the categories of space and time, an understanding of the ideological, moral and spiritual dominants that guide the literary heroes of the works. Patriotism, presented in the historical context of M.A. Sholokhov's literary heritage, should be considered as a constant that contributes to the reflection of the character and registers the internal logical connections of this constant, its meaningful content throughout the plot. The patriotic paradigm of the worldview of the writer's artistic works is characterized not only by the ability to motivate sacrificial acts, but also by the prerequisite to form the basis for a conflict of personalized positions and views. Using the example of the heroes of his works, M.A. Sholokhov shows us, the readers, what a true patriot should be. It is stated that the artistic heritage of the Master in modern socio-political realities can successfully contribute to the patriotic education of Russian youth, since fiction has a serious impact on the upbringing of a personality, on its inner potential and the choice of moral and ethical guidelines, and contribute to the formation of high moral qualities of a person. Keywords: patriotism, literary creativity, artistic image, realism, The Don Cossacks, traditional culture, war, protection of the Fatherland, Homeland, Mikhail Sholokhov
«О Шолохове — художнике сказано немало интересного, хорошего, яркого», так начинает свою статью «Снова о Мелехове» Ф.Г. Бирюков, которая была опубликована в одном из номеров журнала «Новый мир» за 1965 г. [2, c. 236]. Многогранное творчество М.А. Шолохова является яркой страницей в летописи творческого пути, пройденного нашими соотечественниками в ХХ веке. Исследователи верно отмечают, что писатель стремился эпично и глубоко запечатлеть основы человеческого бытия — то, на чем, по его мнению, держится мир [8, с. 4]. Литературные персонажи шолоховских произведений — личности из советского прошлого, эпохи, наполненной непростыми событиями, которые ставили советский народ перед тем или иным сложным общественным выбором. Это были трудные годы государственного строительства и поиска путей решения социальных невзгод, нестроений, сопровождаемых человеческими трагедиями. Совершено справедливо высказывается Н.Д. Котовчихина о том, что этот трагизм века через судьбы героев в наибольшей мере из всех русских писателей XX в. отразил М.А. Шолохов [7, c. 13]. Мотивная организация творчества Шолохова обнаруживает единый повествовательный план, представленный инвариантной и вариантной моделями, объектированными на выявление компонентов философского, семантического и морального порядка. Единый план выражения регистрирует драматизм и изменения, коснувшиеся основ жизни общества на индивидуальном и социальном уровне в условиях секуляризации. Поведение героев произведений писателя, рассматриваемое в контексте патриотической мировоззренческой парадигмы, демонстрирует актуальность бинарной оппозиции материального и нравственного, духовного, чем и обусловлены повествовательные мотивы. Писатель предпринимает попытку синтезировать самобытное и общечеловеческое, вселенское в многомерном пространстве аксиологических координат ценностной картины мира. На годы жизни мастера художественного слова выпали судьбоносные для нашей страны явления. В это время происходит, как справедливо отмечает В.К. Сигов, очередная социальная ломка, революция, гражданская война, и самое важное — коллективизация … разрушение традиций духовной жизни [13, с. 390]. М.А. Шолохов подробно отразил многие эти и иные поворотные события нашей недавней истории в своих произведениях. Важнейшее значение в подобных социальных достижениях и преодолениях имел дух патриотизма, присущий людям того времени. Уже произведения раннего творчества отмечены обращением к проблематике таких аспектов патриотического самосознания, как жертвенность и милосердие, братолюбие и взаимопомощь, понимание правды, судьбы, воли и свободы, постоянно оказывающихся в центре cюжета и апеллирующих к архетипу родной земли. Проза Шолохова как в содержательном, так и в формальном плане иллюстрирует органическую связь характеров главных героев с природой, с русской землей через совокупность своих тематическо-мотивных элементов, где одним из главных является патриотизм. Лейтмотивом творчества писателя является тема тяжелой судьбы Отчизны, его малой Родины — «Донщины», а также его земляков. Е.С. Князева обращает внимание на то, что характер персонажа формируется в стечении самых различных обстоятельств, но прежде всего в существовании неразрывной взаимосвязи человека с природой, родной землей, а также с событиями, происходящими в окружающей действительности» [6, c. 19]. Все это позволяет нам подробно рассмотреть понимание патриотизма М.А. Шолоховым, его проявления в мирное и военное время, соотношение «личного» и «коллективного» аспектов в любви героев к отчему краю. Патриотическое осмысление действительности как одна из фундаментальных художественно-композиционных доминант функционирует в связке с обращением к проблеме жизненного пути, судьбы человека как в экзистенциальном, так и в духовно-философском аспекте. Восприятие героем своего жизненного пути как неотъемлемой части судьбы Отечества, ее продолжения, формируется во взаимодействии с такими содержательными компонентами, как путь, свет, борьба добра и зла, развивающими и усложняющими семантику исходного архетипа. В рамках настоящей статьи творческое наследие одного из выдающихся писателей ХХ в. рассматривается в тесной связи с историческим контекстом, сопровождавшим и во многом вдохновившим на написание художественных произведений. В творчестве Михаила Александровича четко прослеживаются четыре этапа. Это, в первую очередь, ранние рассказы Шолохова о «Донщине» — дань автора малой Родине, роман-эпопея «Тихий Дон» как монументальное описание перипетий Гражданской войны, роман «Поднятая целина», повествующий о жизни граждан Советского Союза после гражданской войны, о мерах правительства по восстановлению экономики государства. Наконец, четвертый период представляет собой совокупность так называемых «военных произведений» Шолохова, действие которых разворачивается в период Великой отечественной войны — к ним относятся работы «Они сражались за Родину», «Наука ненависти» и «Судьба человека». Мотив любви к Родине отражает совокупность моральных, нравственных и духовных ценностей, организует семантическую структуру сюжетно-композиционных элементов, атрибутируя ткань повествования отсылками к природно-пространственным, витальным, предметным образам и метонимико-метафорическим переносам. Донские рассказы М.А. Шолохова посвящены судьбам людей, преимущественно жившим на его малой Родине. Прототипами для героев Шолохова являлись, в большинстве своем, реальные люди. Примечательно, что со всеми ними так или иначе автор был знаком сам — этим фактом объясняется высокая степень реализма творчества писателя. Временной промежуток, в котором происходят действия рассказов о «Донщине», охватывает период конца Гражданской войны и первые годы после ее завершения, когда регион и отдельные населенные пункты переходили из рук в руки, подвергались разбою со стороны многочисленных бандитских формирований, испытывали значительные экономические трудности. Именно в такой атмосфере изображаются персонажи рассказов и романов писателя, многие из которых находят внутренние силы для того, сохранить человеческое достоинство, остаться верными собственным убеждениям, проявить благоразумие, сострадание и милосердие. Цикл «Донские рассказы» состоит из десяти произведений. Важно отметить, что подавляющее большинство из них представляет собой или истории семей, совместно переживающих бедствия и потери близких вследствие Гражданской войны, или судьбы людей, разобщенных по причине политических убеждений. Так, в центре сюжета рассказа «Родинка» — судьба красноармейского командира Николки Кошевого. Ближе к развязке он узнает, что его без вести пропавший отец на самом деле оказывается атаманом местной шайки бандитов на Верхнем Дону. Отряды отца и сына встречаются в вооруженном противостоянии, где главный герой трагически гибнет от руки собственного отца. Тот, опознав в командире красноармейцев сына, сводит счеты с жизнью. Тема раскола семьи по причине участия в родственных людей в противоборствующих отрядах далеко не нова в отечественной литературе — похожий сюжет изображается в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Но если Тарас Бульба убивает сына вполне осознанно, то в «Родинке» для читателя остается тайной, пошел бы на такой поступок отец Николки, заведомо зная, что командир красноармейцев — его сын. Следует отметить, что стороны гражданской войны в цикле рассказов представлены достаточно выразительно и, по замечаниям критиков, без ущерба для сюжета и реалистичности повествования произведения нельзя отказаться от данных сюжетно-композиционных элементов. Автор осознанно отказывается сделать любую из сторон конфликта носителями правды в последней инстанции: основной посыл, который проходит красной нитью через ряд рассказов цикла — эмоциональные и неоправданно жестокие решения, которые человек способен принять (даже в отношении своих родных) под воздействием внешних обстоятельств, вполне возможны, однако о них впоследствии придется горько сожалеть. Патриотизм как приверженность политическим идеалам, мотивированных деятельностью ради блага государства (будь они «белые» или «красные»), автор не готов поставить выше патриотизма как любви к близким, сострадания и прощения [20, с. 66]. В этой связи закономерно возникает вопрос — исчерпывается ли для автора проявление патриотизма только любовью к Родине? Ответ на этот вопрос находится в рассказе «Лазоревая степь». Главный герой — дед Захар, добрый, не желающий обидеть ни одно создание. Его внуки, прогнавшие пана из его владений и участвовавшие в переделе земли, осуждены панским сыном и должны быть казнены. А.И. Метченко отмечает «раболепие» деда Захара в этот момент — тот молит сына пана пощадить внуков, однако ничего этим не добивается. Критик видит в символизме окружения знаки того, что, по мнению автора, окружающий мир еще не приспособлен «для благодушия и всепрощения» [10, с. 26-27]. Вопрос о том, могли ли мужики противостоять карательному отряду панского сына, автор также оставляет открытым для читателя, в очередной раз подчеркивая противоречивость ситуации и неопределенность перспектив развития сюжетной линии. Именно в этих произведениях формируется рецепция М.А. Шолоховым патриотизма как явления, существующего в двух измерениях. С одной стороны, патриотизм проявляется в любви к близким, в сострадании людям вне зависимости от их взглядов, а с другой — под патриотизмом понимается приверженность человека собственным взглядам на то, как должна выглядеть его Родина, их осуществлению на деле, готовности отстаивать их с оружием в руках. Таким образом, автор предлагает интерпретировать феномен патриотизма как противоречивое явление, способного породить внутренний, межличностный или групповой конфликт. Роман-эпопея «Тихий Дон» — наиболее яркий литературный труд М.А. Шолохова. Н.М. Муравьева пишет, что произведения такого масштаба, как «Тихий Дон», изменяют критерии ценностей, воздействуют на сознание людей, заставляют пересмотреть сложившиеся границы познания, точку отсчёта в оценках и представлениях о мире и человеке [11, с. 3]. Исследователи пишут об этом шедевре художественной литературы ХХ века как о самом ярком произведении о казаках, существующем на сегодняшний день [12, с. 253]. В романе во всей полноте раскрывается тема «человека и войны». Подлинным главным героем с философской точки зрения выступает не Григорий Мелехов, а народ (донское казачество), на долю которого выпали страшные события Первой мировой и Гражданской войны. Казачество в массовом сознании представляется исключительно воинствующим сословием, для которого война является чуть ли не смыслом жизни. М.А. Шолохов дает нам совершенно иную картину, во многом благодаря тому, что непосредственно знаком с казачеством «изнутри». Для Шолохова казаки — трудолюбивый народ, привязанный к своей родной земле, которую заботливо возделывает веками [1, c. 20]. Несмотря на все изменения, которые произошли с сослуживцами Григория в ходе сражений, некоторые из них превратились в жестоких убийц, некоторые были внутренне сломлены, но у всех них оставалась единая, скрепляющая черта — непреодолимая тяга к родным просторам. Данная тема иллюстрируется нелегким жизненным путем Г. Мелехова — несмотря на все перипетии Гражданской войны, герой стремился в отчий дом, к своим родным. Любовь к родной земле показана у Григория Мелехова через порыв освободить казачьи земли, захваченные красноармейцами. Конфликт душевного и чувственного выражается в поиске правды, в преодолении противоречий, размышлении об истине в диалоге со старым казаком Гришакой, представителем народного, наивного сознания, для которого правда соотносится прежде всего с волей Божией. В этом контексте автор интерпретирует патриотическое осмысление как справедливость, являющуюся основой для всего мироздания и заключающую в себе духовную силу, способную преодолевать трудности на пределе возможностей, подчас на грани жизни и смерти. В прозе Шолохова осознание героем себя в качестве части Родины представлено в различных конфигурациях и вариантах: в бытовых, повседневных, фольклорных, приточных и т.д., где актуализируется производный мотив — мотив ответственности за другого, за всех, что свидетельствует о его роли как одного из магистральных, сюжетообразующих и организующих идейно-выразительный контур и образный потенциал произведения. На страницах произведения отражены, пожалуй, все невзгоды, с которыми может быть сопряжена война — насилие и грабежи, убийства, потери родных и близких, расколы среди соседей и членов семьи, месть, горе [3, c. 10]. Эти события меняют людей физически и ментально. Описывая сослуживцев Григория Мелехова в ходе кампании Первой мировой войны, Шолохов мастерски демонстрирует связь между изменениями в морали человека на войне, подчеркивая их описаниями внешних изменений. Война оставляет в душе каждого, соприкоснувшегося с ее тяготами и лишениями, неизгладимые раны, и оттого нелегко вернуться к прежней жизни; в этом и заключается видение автором проблемы «человека на войне», где главное, по мнению Шолохова, — сохранить внутренний стержень вопреки происходящим вокруг трагическим событиям [15, с. 19]. Именно поэтому Григорий Мелехов не находит себе места ни среди белых, ни среди красных, ни среди повстанцев. Григорий — образцовый казак по натуре. Главная и, пожалуй, единственная его привязанность, прошедшая вместе с ним через все произведение — родные просторы, семья и близкие люди. Несмотря на то, что герой сыскал воинскую славу, которой удостаивался далеко не каждый, сумел отличиться, он не является прирожденным военным, война для него — лишь внешние события, олицетворение и закономерный итог внутренних, духовных процессов, происходящих в обществе. Финальная точка в военном периоде жизни Григория, когда он отказывается продолжать участие в конфликте — эпизод, когда он топит винтовку и наган и встречается с сыном Мишаткой. Рефлексия чувства любви и преданности родной земле в творческом наследии М. Шолохова формируется посредством целого сгустка макро- и микромотивов, мотивов-поступков, мотивов-персонажей, мотивов-результатов. Мотив патриотического осмысления происходящих событий представляет собой одну из основ сюжета романа, ассимилировавших идею о предназначении человека, заключающемся в добре, стремлении к справедливости и истине. Сопоставление героем своей участи и судьбы родного края обусловлено использованием автором образа-связки «умение оставаться человеком», который подобно лакмусовой бумажке маркирует качества души того или иного персонажа, его способность дистанцироваться от суеты, устремить свой взгляд к истине и свету. Патриотизм героев подвергается масштабным испытаниям — сперва Первой мировой, а затем и жестокой братоубийственной Гражданской войной. В самом эпиграфе к произведению («В годину смуты и разврата / Не осудите, братья, брата») уже озвучивается проблема выбора жизненных ориентиров, где патриотизм оценивается и через призму любви к малой Родине, родным и близким, и через выбор одной из линий политической борьбы в стране. В литературоведении присутствует точка зрения о жертвенности как одной из основных черт подвига в целом [17, с. 25], как верность личным принципам и готовность отстаивать их. Персонаж Григория Мелехова ведет себя как патриот: он верен своей земле, принимает участие в сопротивлении отрядам красноармейцев, где бы он ни был, его тянет в родные просторы Донщины. Война для Григория — прежде всего бедствие и личная трагедия, его мучают кошмары с воспоминанием поступков, которые ему приходилось совершать и видеть на фронте. Главный герой несет тяжелое бремя войны и одновременно находит силы интенсивно анализировать ситуацию, оценивать поведение сослуживцев и противников в контексте морали и нравственности, вспоминать родных людей и при каждом удобном случае проявлять о них заботу. Мелехов сражается то на одной, то на другой стороне, но нигде не находит совокупности тех моральных императивов, ради которых был бы готов воевать до окончания конфликта. По словам самого Шолохова, подлинный гуманизм заключается в борьбе, постоянном поиске правды. Григорий испытывает внутреннее противоречие между своим «патриотизмом малой Родины» и идеологическими установками противоборствующих сторон, действиями как большевиков, так и белогвардейцев. Хронотопические компоненты сюжета подобраны автором неслучайно и содержат определенную смысловую нагрузку, подчас глубоко символичную: хутор Мелеховых находится на самом краю селения, откуда открывается вид на меловую хребтину горы, на Гетманский шлях, на север, являясь средоточием ряда направлений, символизируя определенную точку, в которой сходятся жизнь и смерть, добро и зло, готовность сражаться до конца и тревога о будущем. Преамбула с мелеховским двором служит мотивом-экспозицией, эксплицирующей инвариантную схему судьбы семьи Мелеховых, сопровождаемую рядом мотивов. Мотив-хронотоп выполняет сюжетообразующую функцию, продуцирует систему смысловых связей, способствует в значительной степени возникновению сквозного образа главного героя-патриота, объединяющего художественно-эстетическую реальность в ее повествовательном аспекте и изображение действительности посредством модели патриотического поведения. Центральный мотив обогащен смыслами онтологического характера: Дон — не только река, но и образ монументальности бытия и вечности, олицетворяющий рождение, очищение, спасение от невзгод и бурь внешнего мира. Действие романа «Поднятая целина» также разворачивается на Донщине. Если рассмотренные ранее произведения описывали события гражданской войны и первых послевоенных лет, то данное повествует об освоении целинных земель, начиная с 1930 г. На этом принципиально ином историческом фоне тема патриотизма рассматривается автором в свете коллективного и собственнического. Казацкие земли, уставшие от продразверстки, встречаются с большевистским авангардом и коллективизацией. По сказанному ранее, патриотизм рассматривается Шолоховым, в первую очередь, как любовь к родной земле и близким людям, а апогеем проявления преданности Родине является общественный труд на земле. Одновременно писатель предлагает поиск ответа на вопрос, что же включает в себя понятие «родной земли»? Относятся ли к этому общему понятию домашний скот, птица, продукты, произведенные упорным трудом местных жителей? Именно в этом заключается одна из ключевых проблематик произведения — с приходом коллективизации, под угрозой принуждения жителям хутора приходится довериться партийному активу, отдав часть собственности и не получив никаких гарантий взамен (многие уверены, что из социалистического землепользования не выйдет ничего кроме всеобщего голода). Здесь раскрывается еще один аспект патриотизма по М.А. Шолохову, а именно, готовность пожертвовать не жизнью в военных условиях, а личным имуществом в мирное время. Иными словами, готовность к самопожертвованию у патриотически настроенного человека проявляется не только в экстремальных ситуациях, но и в будничных поступках. Такое жертвенное поведение на протяжении всего повествования оказывается достаточно редким — отдельные люди скорее готовы взяться за оружие и пойти на необдуманные и жестокие поступки, лишь бы обрести иллюзорное успокоение и материальное благополучие. Герои искусно изображаются автором во всем многообразии их противоречивых качеств. Истинное сострадание читателя, скорее всего, могут вызвать лишь некоторые второстепенные персонажи. Еще одна ключевая тема, которая затрагивается Шолоховым и также связана с авторским пониманием патриотизма — тема пассивности масс. С приездом в хутор партийных активистов их агитация находит поддержку лишь у малой части селян, в большинстве своем жители неохотно выходят на работы в поле. Но и после того, как активисты задают темп работы личным примером и вводят инновационные техники в земледелии (прополка хлебов), приток селян в колхоз остается слабым, и масса народа стремится выбить себе лишний день отдыха, не заботясь о собственном благополучии в будущем, одновременно узкий круг местных жителей, в числе которых Островнов и Половцев, планирует контрреволюционный мятеж. Основная масса местных жителей остается пассивной, стремясь сохранить имущество и сложившиеся устои. Автор же, в свою очередь, не демонстрирует очевидным образом поддержку ни одной из социальных групп. Одним из наиболее ярких героев, чья модель поведения наиболее близка к патриотической, является, герой второго плана — кузнец Шалый. Шалый не только помогает местному колхозу с починкой огромного количества борон и плугов к нужному сроку, но и в ходе произведения активно участвует в жизни хутора, занимает активную, деятельную гражданскую позицию, дает хуторянам полезные советы. В очередной раз образцом патриотичного человека у М.А. Шолохова выступает герой, сохраняющий нейтралитет в противостоянии условных «красных» и «белых», следующий своим внутренним убеждениям, ищущий правду, деятельный и заботящийся об общем благе, о родном хуторе. Мастер художественного слова также известен благодаря описанию событий Великой Отечественной войны в романе «Они сражались за Родину», рассказах «Судьба человека» и «Наука ненависти». Важным для раскрытия патриотических начал советского народа в тяжелые годы военного лихолетья является и статья в газете «Правда» от 13 мая 1945 г. «Победа, которой не знала история» [4, с. 97]. Патриотизм в этих произведениях также раскрывается в экстремальных условиях — при отступлениях на фронте и в плену врага. В центре романа «Они сражались за Родину» боевое подразделение первых лет войны, которому приходится с тяжелыми боями отступать вглубь страны. Отступление тяжело дается солдатам — многие из них проходят через населенные пункты не в силах смотреть в глаза местным жителям, а некоторые из жителей, в свою очередь, считают отступающих предателями и отказываются помогать. В определенный момент повествования раненые солдаты просят командира разрешить им вместо отступления следовать на переформирование подразделения и вернуться на фронт. В этот момент автор дает понять, что патриотизм включает в себя умение проигрывать, делать выводы и находить силы продолжать борьбу [5, с. 362]. Раненые солдаты нуждались в лечении и восстановлении и не смогли бы дать отпор врагу, но переформированное подразделение со свежими силами будет готово сражаться доблестно и эффективно. «Наука ненависти» повествует о судьбе лейтенанта Виктора Герасимова, прошедшего через нечеловеческие условия немецкого плена и повидавшего все ужасы немецких захватчиков. Война сделала из обыкновенного сибиряка-механика огрубевшего солдата, полного ненависти к врагу. Но сам Герасимов утверждает, что одной ненависти не может быть достаточно для победы — только воодушевляясь любовью к Родине, к своему народу можно одолеть противника. Интерес рассказчика к Герасимову возник в ходе эпизода, когда лейтенант окрикнул конвойного советского солдата, охранявшего двух фашистов. Тот был слишком расслаблен, за что был окрикнут лейтенантом. Автор рассказа иллюстрирует эволюцию главного героя от доброжелательного отношения к окружающим (и даже врагу) до ненависти. Портрет патриота в данном произведении характеризуется не слепой ненавистью, но благородным порывом, выраженно концентрированным стремлением победить чудовищный гитлеровский режим, поправший все мыслимые представления о достоинстве человека и человечности. «Судьба человека» продолжает тему патриотизма: главный герой, Андрей Соколов, попадает в плен к фашистам и проводит там более двух лет. Один из самых запоминающихся моментов — совершение Андреем первого убийства. Когда пленных однополчан заперли в церкви, среди них нашелся предатель, который хотел выдать политрука, однако был убит, и никто из оставшихся пленных не подвергся казни. В данном случае тема патриотизма коррелирует с антитезой «коллективного» и «собственнического» в «Поднятой целине». Патриотизм, таким образом, представляется, в первую очередь, как готовность пожертвовать личными интересами и благополучием ради коллективного блага [9, с. 496]. Примечательно, что самоотверженность и высокие моральные принципы Соколова отмечают даже немцы, когда тот отказывается принять пищу из их рук перед собственным расстрелом. Они ценят мужественное поведение героя, хотя тот, по сути, не является ни пехотинцем, ни кадровым военным вообще, он — военный шофер. Это свидетельствует о том, что истинный патриотизм проявляется не только в контексте боевых действий, но и на уровне межличностной коммуникации. Патриотизм в данном случае представлен совокупностью личных убеждений, принципов и идеалов, которыми главный герой руководствуется даже в самой, казалось бы, безнадежной ситуации. Подводя итог, отметим, что тема патриотизма в творчестве Шолохова выкристаллизовывалась на протяжении всего его творчества. Будучи непосредственным участником судьбоносных событий в истории нашей страны, Михаил Александрович искусно отмечал и описывал проявления патриотизма в самых разных жизненных ситуациях, в то же время подчеркивая многообразие способов проявить любовь и верность Родине. Многогранность и глубину концепта «патриотизм» замечали и подчеркивали в своем творчестве многие писатели и поэты военных лет [18, c. 352]. В рассказах о «Донщине» Шолохов уже выделяет два уровня патриотизма — «базовый», как любовь к малой Родине, родным и близким людям, а также «идеологический», как наличие убеждений и идеалов относительно устройства и образа Родины в будущем. Автор оставляет пространство читателю для собственной интерпретации, однако сам довольно акцентированно выделяет два аспекта, из которых первый проявляет в героях их лучшие черты, то второй в подавляющем большинстве случаев приводит к расколу, конфликтам и братоубийственным схваткам. Описываются ужасы как Первой мировой, так и Гражданской войны — Григорий Мелехов удостаивается славы бесстрашного и доблестного воина, но она не приносит ему счастья. Главный герой не находит себя ни в стане «красных», ни в стане «белых», и в конце концов возвращается к жизни казака-земледельца. Иначе патриотизм осмысливается в произведении «Поднятая целина». В этом романе патриотизм заключается в готовности людей, живущих своим трудом, пожертвовать личным благополучием ради коллективного. Наконец, военная проза М.А. Шолохова показывает патриотизм иначе. Писателю не чуждо чувство ненависти к врагам Родины, но только если она не животная, а подкрепленная чувством любви к Родине и народу [14, с. 198]. Таким образом, феномен патриотизма самым тесным образом сопряжен с понятием Родины и Отечества. Литературное наследие Шолохова отражает воплощение патриотического самосознания в социокультурном пространстве на уровне семейной и общественной жизни. Осмысление окружающей действительности с позиций восприятия Отечества как одной из мировоззренческих доминант обусловлено императивом деятельной, созидательной активности человека. Особенно остро в произведениях автора раскрываются качества индивидуума в тяжелых, а порой и критических условиях (война, нищета, голод), и в этих трудных обстоятельствах человек показывает свое истинное лицо. М.А. Шолохов смог искусно изобразить порыв души к поступку на благо Родины, поиск ответов на вопросы об истине, о роли простого человека в жизни государства. Судьба Отечества в творчестве писателя неразрывно связана с судьбами главных героев. Тексты, созданные с глубоким знанием быта, жизни, мировосприятия и устоев, посредством своей функционально-стилистической организации подчеркивают восприятие событий внешнего мира неотрывно от таких архетипов, как земля, огонь, вода и природа в целом. Патриотическая компонента литературного наследия М.А. Шолохова представлена как традиционными образами (земля — мать, Дон — отец, месяц — молодой казак), так и глубинными генетическими связями художественного слога писателя с пластами народного сознания. Интерпретация патриотического отношения родной земли у Шолохова сопряжена с единением и сближением человека и мира и иллюстрацией этой взаимосвязи в описании быта, социального положения и личных качеств. Любовь к земле отцов в произведениях автора ассоциируется не только с историческим прошлым, но и с трудом земледельца, рыболова, охотника. Индивидуально-авторские эпитеты повествуют о важности Отечества как гармоничной и уравновешенной системы с описанием духовно-этнических процессов, совокупностью бинарных оппозиций (жизнь — смерть, белое — черное и т.п.), взаимодействующих с микро- и макроконтекстом и мотивирующих положительно или отрицательно коннотативный аспект значения слова. Феномен патриотизма, репрезентированный посредством комплекса художественно-изобразительных средств и расширением ассоциативных значений уже имеющихся слов наряду с эстетико-семантическим построением конкретной повествовательной текстообразующей системы, преподносится как пространство, в котором реализуется своеобразие национального характера, личные качества и духовные устремления человека. Парадигма патриотического самосознания характеризуется не только градуированной и эмоциональной оценочностью героев и предметов, но и апелляцией к понятийно-прагматическому и ассоциативно-образному полю многообразия используемых в произведении элементов. Понятие «патриотизма» в творчестве М.А. Шолохова включает в свое структурно-содержательное пространство такие семантические микрополя, как сила воли, черты характера, нравственное проявление сущности человека, отношение личности к порученному делу. В шолоховской системе символов преобладает идея важности природы, окружающего мира как части родной земли, в значительной степени определяющая историко-социальное бытие человека и его патриотические императивы. Судьбы героев демонстрируют высокую значимость любви к Родине в контексте повествования о семье, о родственных узах, о преодолении трудностей. Несмотря на то, что описание самосознания народа представлено в качестве вспомогательного элемента художественного мира, тем не менее, оно придает особый колорит и организует идейную и эмоционально-психологическую многоплановость, позволяющую рассмотреть патриотический тип поведения определенных героев через призму человечности, стойкости, сохранения достоинства человеческой личности. В романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов переосмысливает суть беспощадной и бессмысленной полыхающей гражданской войны в категориях родной и чужой земли. Патриотическая модель мировосприятия является одним из центральных символов, преодолевающих пространственные и временные рамки, отмечающих своей универсальной природой проблемы морально-антиномичного порядка. Структура патриотизма, рассматриваемая в представленной статье посредством диалектического подхода, констатирует многоплановую взаимосвязь внутренних и внешних определений — категоризации и групповой интенсификации, — посредством которых осуществляется выявление проблематики понятия «патриотизм» в современном социальном и гуманитарном знании. Патриотизм как дискурсивная формация выражен через объективизацию взгляда на мир в категориях морали и человеческого достоинства, опосредованных этнокультурными, социальными, природно-географическими факторами и сопряженных с их апелляцией к высшим духовно-нравственным ценностям. Обширное и многогранное литературное наследие М.А. Шолохова будет востребовано заинтересованными читателями во все времена. Непреходящая ценность прозы писателя присутствует и в том, что его произведения актуальны в части патриотического воспитания молодежи при помощи художественного слова [19, с. 143]. Изобразительные средства выражения патриотических идей, задействованные Мастером, делают эти произведения берущими за сердце и не оставляющими никого равнодушным [16, c. 4].
Библиография
1. Архипенко Н.А., Власкина Т.Ю., Власкина Н.А. Принципы представления традиционной культуры донского казачества в творчестве М.А. Шолохова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010. № 2. - C. 8-24.
2. Бирюков Ф.Г. Снова о Мелехове // Новый мир. 1965. № 5. – С. 236-250. 3. Герасимова И.Ф. Трагизм изображения первой мировой войны в творчестве М.А. Шолохова и его старших литературных современников // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2012. № 2. – С. 5-14. 4. Губанов Г.В. Михаил Шолохов на фронтах войны и литературы // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013. № 2 (17). – С. 94-102. 5. Даренский В.Ю. Война как фактор нравственного преображения человека в романе М. Шолохова "Они сражались за Родину" // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2018. Т. 28. № 3. – С. 357-365. 6. Князева Е.С. Традиции М.А. Шолохова в русской прозе 60-70 годов ХХ века о судьбе крестьянства: автореф. дис. канд. филол. н. [Сургут. гос. пед. ун-т]. – Сургут, 2007. – 22 с. 7. Котовчихина Н.Д. Современный мир и творчество Михаила Шолохова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2010. № 3. – С. 12-20. 8. Котовчихина Н.Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века: автореф. дис. ... доктора филол. н. [Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2004. – 50 с. 9. Лысенко А.С. Правда о войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» [Электронный ресурс] // Бюллетень медицинских Интернет-конференций / Bulletin of Medical Internet Conferences. 2015. Т. 5. № 5. – С. 496. – URL: https://medconfer.com/node/5233 (дата обращения: 27.12.2023). 10. Метченко А.И. Мудрость художника: О М.А. Шолохове. – М.: Современник, 1976. – 190 с. 11. Муравьева Н.М. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика: автореф. дис. ... доктора филол. н. [Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – Тамбов, 2007. – 52 с. 12. Поль Д.В. Историзм шолоховского эпоса // Новый филологический вестник. 2021. № 3 (58). – С. 251-261. 13. Сигов В.К. «Русский текст» в многонациональной российской литературе ХХ века // Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации: Коллективная монография / Сост. и науч. ред.: Л.А. Трубина, В.К. Сигов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 384-404. 14. Слюсаренко Л.М. Творческое наследие М.А. Шолохова на постсоветском культурном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). – С. 193-199. 15. Чайкин Тимофей, иерей. Духовная нравственность казаков в романе "Тихий Дон" [Электронный ресурс] // Архонт. 2019. № 2 (11). – С. 18-20. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38214329 (дата обращения: 27.12.2023). Чэнь В. Публицистика М.А. Шолохова и А.Н. Толстого военных лет (1941-1945 гг.) в воспитании патриотизма молодого поколения [Электронный ресурс] // Русский лингвистический бюллетень. 2023. № 5 (41). – URL: https://rulb.org/archive/5-41-2023-may/10.18454/RULB.2023.41.44 (дата обращения: 11.11.2023). 16. Чэнь В. Публицистика М.А. Шолохова и А.Н. Толстого военных лет (1941-1945 гг.) в воспитании патриотизма молодого поколения [Электронный ресурс] // Русский лингвистический бюллетень. 2023. № 5 (41). - С. 1-5. – URL: https://rulb.org/archive/5-41-2023-may/10.18454/RULB.2023.41.44 (дата обращения: 11.11.2023). 17. Шагбанова Х.С. Анализ сферы личности героя на примере жития великого князя Александра Невского [Электронный ресурс] // Litera. 2021. № 9. – С. 19-27. – URL: https://www.e-notabene.ru/fil/article_36398.html (дата обращения: 11.11.2023). 18. Шагбанова Х.С. Концепт «патриотизм» в балладе К. Симонова «Секрет победы» // Образование и право. 2022. № 2. – С. 348-352. 19. Шаховалова Е.Г. Ценностный потенциал речевой культуры в гражданско-патриотическом воспитании современной молодежи [Электронный ресурс] // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: материалы докладов Международной научно-практической конференции по воспитательной работе, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (27 ноября 2020 г.) /Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова; отв. ред. И.В. Огнев. – Барнаул : АлтГТУ, 2020 – С. 142-144. – URL : https: //journal.altstu.ru/konf_2020/2020_1/67/ (дата обращения 11.11.2023). 20. Ширина Е.А. О духовных константах в русской литературе советского времени // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 2 (34). – С. 63-68. References
1. Arkhipenko, N.A., Vlaskina, T.Yu., & Vlaskina, N.A. (2010). The principles of representing the traditional culture of the Don Cossacks in the works of M.A. Sholokhov. News of the Southern Federal University. Philological sciences, 2, 8-24.
2. Biryukov, F.G. (1965). About Melekhov again. New World, 5, 236-250. 3. Gerasimova, I.F. (2012). The tragedy of the depiction of the First World War in the works of M.A. Sholokhov and his senior literary contemporaries. Bulletin of the Moscow State University for the Humanities. M.A. Sholokhov. Philological sciences, 2, 5-14. 4. Gubanov, G.V. (2013). Mikhail Sholokhov on the fronts of war and literature. Bereginya. 777. Owl: Society. Policy. Economy, 2(17), 94-102. 5. Darensky, V. Yu. (2018). War as a factor in the moral transformation of a person in M. Sholokhov’s novel “They Fought for the Motherland”. Bulletin of the Udmurt University. Series "History and Philology", 28(3), 357-365. 6. Knyazeva, E.S. (2007). Traditions of M.A. Sholokhov in Russian prose of the 60-70s of the twentieth century about the fate of the peasantry: dissertation abstract … Ph.D. [Surgut. state ped. University]. Surgut. 7. Kotovchikhina, N.D. (2010). The modern world and the work of Mikhail Sholokhov. Bulletin of the Moscow State University for the Humanities. M.A. Sholokhov. Philological sciences, 3, 12-20. 8. Kotovchikhina, N.D. (2004). Epic prose by M.A. Sholokhov in the Russian literary process of the 20th century: dissertation abstract ... Dr. Philol. [Moscow state open ped. University named after M.A. Sholokhov]. Moscow. 9. Lysenko, A.S. (2015). The truth about the war in the story of M.A. Sholokhov “The Fate of Man”. Bulletin of Medical Internet Conferences, 5(5), 496. Retrieved from https://medconfer.com/node/5233 10. Metchenko, A.I. (1976). The artist's wisdom: About M.A. Sholokhov. Moscow: Sovremennik. 11. Muravyova, N.M. (2007). Prose M.A. Sholokhov: ontology, epic character strategy, poetics: dissertation abstract ... Dr. Philol. [Thumb. state University named after G.R. Derzhavin]. Tambov. 12. Pol, D.V. (2021). Historicism of the Sholokhov epic. New Philological Bulletin, 3(58), 251-261. 13. Sigov, V.K. (2018). “Russian text” in multinational Russian literature of the twentieth century. Text as a philological phenomenon: current aspects of reception and interpretation: Collective monograph. Comp. and scientific ed.: L.A. Trubina, V.K. Sigov. Moscow: Moscow Pedagogical State University, pp. 384-404. 14. Slyusarenko, L.M. (2021). Creative heritage of M.A. Sholokhov in the post-Soviet cultural space. International scientific research journal, 4-3(106), 193-199. 15. Chaikin Timofey, priest. (2019). Spiritual morality of the Cossacks in the novel “Quiet Don”. Archon, 2(11), 18-20. Retrieved from https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38214329 16. Chen, V. (2023). Journalism M.A. Sholokhov and A.N. Tolstoy’s war years (1941-1945) in instilling patriotism in the younger generation. Russian Linguistic Bulletin, 5(41), 1-5. Retrieved from https://rulb.org/archive/5-41-2023-may/10.18454/RULB.2023.41.44 17. Shagbanova, Kh.S. (2021). Analysis of the sphere of the hero’s personality using the example of the life of Grand Duke Alexander Nevsky. Litera, 9, 19-27. Retrieved from https://www.e-notabene.ru/fil/article_36398.html 18. Shagbanova, Kh.S. (2022). The concept of “patriotism” in K. Simonov’s ballad “The Secret of Victory”. Education and Law, 2, 348-352. 19. Shakhovalova, E.G. (2020). The value potential of speech culture in the civic-patriotic education of modern youth. Main problems and directions of educational work in a modern university: materials of reports of the International scientific and practical conference on educational work dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War (27.11.2020). Altai State Technical University named after. I.I. Polzunova; resp. ed. I.V. Ognev. Barnaul: AltSTU, pp. 142-144. Retrieved from https://journal.altstu.ru/konf_2020/2020_1/67/ 20. Shirina, E.A. (2022). On spiritual constants in Russian literature of the Soviet era. Science. Art. Culture, 2(34), 63-68.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
|