Библиотека
|
ваш профиль |
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Павлова-Борисова Т.В., Борисова А.А.
Воплощение образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе
// Культура и искусство.
2023. № 12.
С. 125-142.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.12.69480 EDN: PAZATX URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69480
Воплощение образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.12.69480EDN: PAZATXДата направления статьи в редакцию: 29-12-2023Дата публикации: 17-01-2024Аннотация: Статья посвящена воплощению образа якутской оперной певицы, народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе. Впервые в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с раскрытием темы выдающейся женщины-современницы – известном деятеле музыкального искусства как носительнице творческого начала. Предметом исследования является образ талантливой якутской вокалистки запечатленный в лучших произведениях изобразительного искусства (Л.М. Неофитова, В.Р. Васильева, А.Н. Осипова, Л.Д. Слепцовой) и литературы (Сем. Данилова, Е. Неймохова, И. Гоголева, Л. Попова, П. Харитонова, П. Дмитриева, В. Потаповой). Объектом исследования является творчество якутских художников и литераторов второй половины XX - начала XXI вв. В статье впервые исследован ранее неизученный аспект их творчества. В исследовании были применены общенаучные методы анализа и синтеза, системный, описательный, социокультурный, историко-биографический, иконографический методы, а также искусствоведческий анализ. Основными выводами проведенного исследования являются следующие наблюдения. В данном образе представлены заложенные в национальном сознании народа представления о женской красоте и природном таланте, что свидетельствует о том, что в 60-80 гг. ХХ в. в восприятии якутского общества традиционные представления, основанные на мифологии и фольклоре саха были достаточно крепки и устойчивы. Благодаря природному таланту, обучению в классе народной артистки СССР, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Л. Дорлиак А.Е. Ильина смогла состояться как выдающийся мастер отечественного академического вокального исполнительства и сама как творческая личность оказала большое влияние на творческое вдохновение многих литераторов, художников и развитие якутского искусства в Республике Саха (Якутия) во второй половине ХХ века. Ключевые слова: Анегина Ильина, якутское искусство, якутская литература, оперная певица, изобразительное искусство, поэзия, живопись, графика, образ, воплощениеAbstract: The article is devoted to the embodiment of the image of the Yakut opera singer, People's Artist of the USSR Anegina Ilyina in the Yakuts visual arts and literature. For the first time, this article discusses issues related to the disclosure of the theme of an outstanding contemporary woman - famous figure of musical art as a carrier of creativity. The subject of the study is the image of a talented Yakut vocalist captured in the best works of fine art (L.M. Neofitoff, V.R. Vasilyeff, A.N. Ossipoff, L.D. Sleptsova) and literature (Semen Daniloff, E. Neimokhoff, I. Gogoleff, L. Popoff P. Kharitonoff). The object of the study is the work of Yakut artists and writers of the second half of the 20 - 21 centuries. For the first time, the article explores a previously unexplored aspect of their work. The descriptive, comparative, iconographic, historical-biographical methods are applied, which allow us to reveal the topic most effectively. This image presents the ideas of female beauty and natural talent inherent in the national consciousness of the people, which indicates that in the 1960-1980 in the perception of the Yakut society traditional ideas based on the mythology and folklore of Sakha were quite strong and stable. Thanks to her natural talent, studying in the class of the People's Artist of the USSR, professor of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory N.L Dorliak A.E. Ilyina was able to take place as an outstanding master of Russian academic vocal performance and herself as a creative personality had a great influence on the creative inspiration of many writers, artists and the development of Yakut art in the Sakha Republic (Yakutia) in the second half of 20 centuries. This article is the first experience in studying of this scientific problem. Keywords: Anegina Ilyina, Yakut art, Yakut literature, opera singer, fine arts, poetry, painting, graphics, image, embodimentЗаслуженная артистка ЯАССР (1971), лауреат Государственной премии ЯАССР им. П.А. Ойунского (1972), лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1977), заслуженная артистка РСФСР (1977), народная артистка РСФСР (1982), народная артистка РС (Я) (2013) А.Е. Ильина является выдающейся якутской оперной певицей (меццо-сопрано), выпускницей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, которая долгие годы была ведущей солисткой Государственного театра опера и балета Республики Саха (Якутия). Лауреат Международного конкурса вокалистов в г. Праге (1967 г.), лауреат Международного конкурса вокалистов в г.Мюнхене (1971 г.) – она впервые вывела якутское профессиональное музыкальное искусство на международный уровень. А.Е. Ильина – единственная среди мастеров якутской оперной сцены и всего Дальнего Востока – была удостоена высокого звания народной артистки Советского Союза (1988). Одарённые певицы в Якутии были и до Анегины Ильиной, но по масштабу дарования и достигнутых профессиональных результатов она многие годы являлась лидером вокального исполнительского искусства республики. Рис.1. Анегина Ильина
В современном художественном процессе Якутии сложно назвать известную личность, которая стала бы такой же популярной и представляла большой интерес в качестве объекта для творчества. В настоящее время чувствуется нехватка подобных героинь, образ которых стимулировал бы творчество национальных деятелей культуры и искусства. Персонажи современных художественных произведений заметно отличаются от их предшественниц, живших в прошедшем столетии. Глобализация, индустриализация, стремительный темп развития общественной жизни породили прагматичность мышления. Красота, талантливость обретает утилитарность и практический характер. Вместе с тем, родовые представления якутского народа о красоте, гармонии, важной роли женского начала в жизни этноса являются непреходящей ценностью, весьма актуальной на рубеже ХХ и ХХI веков. Актуальность исследования обусловлена огромной известностью якутской певицы и важностью вклада, который она внесла в развитие культуры и искусства республики. Целью предпринятого в данной статье исследования является изучение репрезентации образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в изобразительном искусстве и литературе Якутии через выявление художественных особенностей и средств выразительности. Предметом исследования является репрезентация образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в изобразительном искусстве и литературе Якутии. Объектом исследования стало творчество якутских графиков, живописцев, писателей, поэтов второй половины XX века. Эмпирическую базу исследования составили произведения изобразительного искусства Л. Неофитова, В. Васильева, А. Осипова, Л. Слепцовой и литературы С. Данилова, Е. Неймохова, И. Гоголева, Л. Попова, А. Михайлова, П. Харитонова, М. Тимофеева, П. Дмитриева, В. Потаповой и др. В статье впервые исследован ранее неизученный аспект их художественной деятельности - воплощение образа выдающейся якутской женщины на примере творческой индивидуальности народной артистки СССР Анегины Ильиной. Как показывает обращение к работам ведущих якутских искусствоведов и литературоведов [6; 7; 9; 10; 12; 13; 15; 18] женская тематика в национальном искусстве ранее освещалась с той или иной степенью полноты, но изучение иконографии таких выдающихся творческих личностей как Анегина Ильина – только начинается. Данная статья является первым опытом изучения заявленной проблематики и вносит научный вклад в понимание природы данного явления. В процессе исследования заявленной темы авторами были применены общенаучные методы анализа и синтеза, системный, описательный, социокультурный, историко-биографический, иконографический методы, а также искусствоведческий анализ. Годы юности Анегины Ильиной пришлись на 1950-е гг., когда в стране начинался новый экономический и культурный подъём. Позади был трудный период послевоенного восстановления. Открывались новые перспективы, в том числе и для культурного роста населения. Женщины, особенно в отдаленных национальных автономиях СССР все более активно включались в процессы культурного строительства, так как система государственного устройства давала представительницам талантливой молодежи большие возможности «социальной мобильности». Следует отметить, что восхождение Анегины Ильиной к высотам профессионального музыкального искусства происходило благодаря слаженной деятельности советского государства в сфере культуры и искусства, грамотно проводимой им культурной политике и выстроенной системе подготовки и отбора кадров. Будучи ученицей общеобразовательной школы села Дюллюкю Верхневилюйского района ЯАССР из многодетной семьи, она не имела возможности пробиться к высотам мирового музыкального искусства если бы не являлась участницей школьной самодеятельности, которая была «базой» для отбора перспективной молодежи в учреждения профессионального образования. Поступив в Якутское педагогическое училище, Анегина попала в класс известного советского музыканта А.Ф. Костина, который в 1940-х гг. приехал в северную республику и на долгие годы связал свою жизнь с якутским музыкальным искусством. Андрей Филиппович Костин широко известен как автор популярных песен «Ах, Самара-городок!», песни «Лыжники», ставшей военным маршем якутских солдат и т.д. По воспоминаниям его ученицы Розы Баглановой – популярной исполнительницы песни «Ах, Самара городок!», ее преподаватель А.Ф. Костин являлся автором аранжировки известного волжского припева. Предметы теоретического цикла у А.Ильиной преподавал советский композитор, выпускник Казанской консерватории Н.И. Бажов и хормейстер, заслуженный артист Якутской АССР (1962), заслуженный деятель искусств МАССР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), выпускник Московской консерватории Г.Ф. Таныгин, направленный в те годы для работы художественным руководителем Якутского радио и телевидения. Таким образом, в советские годы укрепление педагогического состава образовательных учреждений в регионах Министерством культуры РСФСР Министерством просвещения РСФСР высокопрофессиональными специалистами было явлением достаточно распространенным. Приглашенным специалистам на местах создавались необходимые условия для работы и дальнейшей адаптации и они шли навстречу подобным предложениям. А.Ф. Костин советовал А.Ильиной принять участие в Республиканском конкурсе молодежи, на который приехали представители Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в том числе проректор М.Н. Анастасьев, который порекомендовал студентке приехать на вступительные экзамены в Москву. Так, она оказалась в музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. По итогам государственных экзаменов заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор и декан вокального факультета Московской консерватории Г.И. Тиц дал рекомендацию А.Е. Ильиной для поступления в консерваторию, где она впоследствии была распределена в класс выдающегося вокального педагога, народной артистки СССР, профессора Н.Л. Дорлиак. На старших курсах консерватории Анегина Ильина успешно прошла всесоюзный отборочный тур на международный конкурс «Пражская весна», где заняла почётное второе место. Убедительная победа молодой певицы была воспринята не только как достижение якутской музыкальной культуры, но и успех советской вокальной школы на международном уровне. Именно в тот исторический период времени в якутском обществе остро ощущался дефицит кадров музыкальной интеллигенции. В республике имелась достаточно развитая инфраструктура музыкального искусства – функционировал Музыкальный театр ЯАССР, формировалась система профессионального музыкального образования – сеть ДМШ, ДШИ, Якутское музыкальное училище, Якутское радио и телевидение. В этой связи появление молодой, титулованной оперной певицы, получившей признание на всесоюзном и международном уровнях, стало уникальным событием якутской культуры. Блистательная исполнительская карьера в стенах Якутского музыкально-драматического театра (ныне Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона) сформировала статус Анегины Ильиной как лидера якутского оперного искусства. Классический репертуар от партии Ольги в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского до Кармен из «Кармен» Ж. Бизе, многочисленные гастроли по республике и за её пределами создали в якутской культуре феномен Анегины Ильиной – представительницы высокого искусства. Формы репрезентации её образа в якутской культуре развивались в двух направлениях: 1) в сфере изобразительного искусства, где в процессе его развития сложилась иконография как совокупность картин и портретов, посвященных Анегине Ильиной, 2) в области литературы. 1. В изобразительном искусстве К образу А.Е. Ильиной в разные периоды своего творчества обращались такие известные якутские художники второй половины ХХ века как Л. Неофитов, В. Васильев, А. Осипов, Л. Слепцова. Как отмечают современные искусствоведы, то было время, когда художники еще восхищались красотой женщины в традиционном смысле этого слова в отличие от современного искусства, где преобладает маскулинная и феминная культуры [8]. Одним из первых в якутском изобразительном искусстве образ Анегины Ильиной воплотил Лаврентий Неофитов (1931-1964) в цветной линогравюре «Едут на ысыах» из серии «Якутский традиционный праздник Ысыах» (1962). Рис.2. Л.М. Неофитов «Едут на ысыах»
В данной работе запечатлены сборы жителей якутского села, направляющихся на якутский национальный летний праздник ысыах. В названии линогравюры нет упоминания об Анегине Ильиной-Дмитриевой, отсутствует посвящение ей автора, но в художественной среде бытует стойкое мнение, что сидящая на переднем плане на телеге с людьми молодая черноволосая девушка с двумя косами, воплощает образ молодой якутской певицы. Об этом свидетельствует и сама героиня, выступившая в качестве модели.
В этой живой зарисовке воедино сошлись традиционный якутский мир, воплощенный в образах старшего поколения, а также молодежь, одетая в обычную «городскую одежду». Персонажи, изображенные на данной картине, писались с реальных прототипов – якутских студентов учебных заведений г. Москвы творческой направленности. Так, старуха, закуривающая трубку, писалась с Александры Аргуновой-Куорэгэй, тогда являвшейся студенткой ГИТИСа и начавшая свою театральную деятельность и художественное творчество на родине мужа – исландского режиссера и сценариста Магнуса Йонссона. Прообразом женщины в платке, едущей на красиво убранной лошади, резво скачущей иноходью, стала будущая народная артистка РС (Я), ведущая актриса Саха академического театра им. П.А. Ойунского Зоя Багынанова. Прототип молодого мужчины на велосипеде, крепко держащегося обеими руками за руль велосипеда и динамично крутящего педали, – впоследствии известный народный художник Якутии Вячеслав Кандинский, первый директор Якутского художественного училища им. П.П. Романова.
Из всех персонажей, представленных на картине, только главная героиня обращена лицом к зрителю, в анфас. В её взгляде мы видим затаённое ожидание, робость, мечты о будущем, легкое волнение, но в то же время в хрупкой девичьей фигурке угадывается стойкий характер и решимость – правой рукой она уверенно упирается в край телеги со стоящей с традиционной берестяной утварью, укрытой национальным ковриком из конского волоса. Художник мастерски прорисовал все детали, воплотив символическое начало пути молодой девушки в неизведанный мир, открывающий большие возможности.
Портретное сходство с А.Е. Ильиной имеет так же и главная героиня линогравюры «Музыка» из цикла «Новое и старое» самобытного графика Валериана Васильева, чье творчество является яркой страницей якутского изобразительного искусства 1960-х гг. Рис. 3. Валериан Васильев «Музыка» Время создания данной работы, ныне хранящейся в собрании Национального Художественного музея Республики Саха (Якутия), датируется 1966 годом. В этот период об Анегине Ильиной много писала республиканская и столичная пресса. Она стала символом и олицетворением якутского профессионального музыкального искусства. И хотя на картине изображена молодая женщина с собранными темными волосами, небольшой челкой, высокими скулами, играющая на виолончели – в ней определенно угадываются черты лица якутской оперной певицы. Обращают на себя внимание выразительные, удлиненной формы пальцы исполнительницы, держащие гриф инструмента. Если на картине Л. Неофитова взгляд героини был мечтательно устремлен вдаль, то в этой работе мы видим полное погружение виолончелистки в исполнительский процесс. Она музицирует с отрешенным взглядом, обращенным внутрь своей души. Известные портреты Анегины Ильиной, переданные в Академию художеств СССР, создала заслуженный деятель искусств РС(Я) Людмила Слепцова (1942 г.р.). На картине «Портрет А. Ильиной» (1979) представлен поэтичный образ молодой женщины в светлом голубом платье с воздушными складками в виде рюш, которая сидит слегка полубоком со сложенными на коленях руками. Возникает ощущение динамичности позы героини за счет несколько ассиметричной ее посадки, словно героиня только присела на минутку и готова быстро встать и заняться более привычными ей делами. Лицо Анегины излучает спокойствие, открытость, умиротворение. На картине того же автора «Поет Анегина Ильина» (1979) певица изображена в своей профессиональной обстановке во время выступления на концерте. Фон картины темный, строгие вертикальные складки драпировки занавеса создают четкий ритм, пересекаясь под прямым углом с изображением рояля, за которым сидит, аккомпанируя солистке, известная якутская пианистка Людмила Окоемова. Фигура Анегины Ильиной составляет центр композиции и выделяется за счет светлых тонов. Певица изображена в длинном якутском белоснежном платье с национальными украшениями. Ее образ возвышен, лицо слегка приподнято, взгляд устремлен вверх, руки сложены перед собой. Солистка запечатлена в момент погружения в творческий процесс создания художественного образа, готовая начать исполнение своей партии [19]. Рис.4.Слепцова Л. Д. Поет Анегина Ильина.
Классикой жанра является парадный портрет А.Е. Ильиной, принадлежащий кисти народного художника Якутии Афанасия Осипова (1987). Рис. 5. А.Н. Осипов. Портрет Анегины Ильиной Зритель видит перед собой уже не юную девушку или молодую женщину в пору творческих исканий, а зрелого мастера, находящегося в своей профессиональной лаборатории. Фигура певицы изображена в полный рост и занимает большую часть композиции. Спокойный, сосредоточенный взгляд героини устремлен на зрителя. Она сидит за роялем, одна рука покоится на коленях, другой она касается нотного листа на пюпитре – художник запечатлел рабочий репетиционный момент, заглянув в творческую мастерскую певицы. Величественность данного образа достигается за счет преобладания прямых линий, уравновешивающих композицию. Немалую роль играет цветовая гамма портрета, состоящая из теплых, темных, насыщенных коричневых, охристых оттенков. Предметы, присутствующие на картине – рояль, нотные листы, книга – призваны визуализировать принадлежность героини к профессии музыканта, оперной певицы. Берестяной туесок на заднем плане с левой стороны уравновешивает композицию, привносит национальный колорит в картину и подчеркивает народное происхождение примадонны якутской оперы, вышедшей их глубин якутского народа. 2. В литературе. Если мы обратимся к рассмотрению литературных произведений якутских писателей, посвященных А. Ильиной, то следует назвать сочинения Сем. Данилова, Е. Неймохова, И. Гоголева, Л. Попова, А. Михайлова, П. Харитонова, М. Тимофеева, П. Дмитриева, В. Потаповой и др. В 1986 году в якутском книжном издательстве вышла повесть Егора Неймохова «Взлет», которую он в эпиграфе посвятил Анегине Ильиной. В центре внимания писателя – творческий путь талантливой якутской певицы, названной им Антонидой Долгуновой, в образе которой угадываются биографические черты из жизни Анегины Ильиной. В повести так же присутствует образ ее педагога Нинель Александровны, в чертах которой можно провести параллели с реальным преподавателем А.Е. Ильиной – Ниной Львовной Дорлиак – на это указывает и сходство имен. В поисках себя, своего профессионального пути сопротивлению устаревшему и анахроничному показано становление молодой певицы (Неймохов Е. Взлет: повесть. Якутск, 1986, с.135 - 142). Особенно много Анегине Егоровне было посвящено стихов, так как именно словесно-поэтическое творчество особенно успешно развивалось в республике тех лет и имело генные связи с почвенной якутской культурой. В разные годы якутские поэты посвящали свои стихи А. Ильиной. Наиболее популярными являются стихотворения Леонида Попова: «Люди, тише, птицы, тише, Тише, тише. Тишина! Снова голос твой я слышу, Анегина Ильина! И мечты мои влекутся Вновь за песней, за тобой, Жаворонок наш якутский, По дороге голубой... .» (Литературный перевод И. Фонякова)
и Алексея Михайлова:
«И снова голос Анегины Звучит, тревожа и маня, И снова кликом журавлиным Наполнена душа моя. ... Да, этот голос - часть пирроды И, как она, берет в полон И мудрой ласкою народа, И родиной отмечен он».
Некоторые из них, как стихотворение А. Михайлова написаны на русском языке или имеют литературный перевод на русский язык, как стихотворение Л.Попова, а преобладающее большинство – нет. Смысловой перевод анализируемых ниже стихотворений был специально подготовлен для данной статьи Т.В. Павловой-Борисовой. Анегину Ильину часто называют «прекрасной якутской Туйаарымой Куо из страны олонхо», образ которой она так удачно воплотила на якутской оперной сцене и сама став его живым олицетворением. К данной метафоре прибегнул поэт Иван Гоголев: «А Туйаарыма – героиня древних олонхо песней своей волшебной, прекрасной дает мне заветные крылья для дальних полетов». Леонид Попов писал: «Ты проходишь, Анегина, как богиня Айысыт» (Гоголев И. Из эпоса «Эр соготох». Народная артистка СССР А.Е. Ильина: стихи // Кыым. 1988. 28 июля (на якут. яз.); Попов Л. Анегине Ильиной: стихи // Советы Якутии. 1992. 11 января). Поэты, характеризуя Анегину Ильину, часто сравнивают её с образами божественных айыы и мифологических красавиц, являющихся в сознании якутов символами красоты, чистоты, воплощением не только этнического эстетического идеала, но и вместилищем духовного совершенства и добродетели. Красочные эпитеты используются поэтами для описания голоса певицы. «Волшебный, с переливчатым кылысахом» – так писал о нем Иван Гоголев. Леонид Попов называет его «божественным» и то, что он «радость обещает», «рассыпается нежным звоном серебра». Известная якутская поэтесса Варвара Потапова сравнивает его «с солнца сиянием, с гулом дремучей тайги, с раскатом волн Лены великой, с таинством улыбки светлых айыы» (Потапова В. Славлю певцов (А.Е. Ильиной) // Эдэр коммунист. 1988. 28 сентября (на якут. яз.). Михаил Тимофеев слышит «песни звук, летящий по воздуху, подобно стреле, на родину в северные края» [5]. Семен Данилов охарактеризовал звучание голоса Анегины следующими эпитетами: «Дивным цветом серебристой лисы, иногда взлетая высь, падает на землю – подобно стерху со сломленным крылом. Иногда твой голос летит стремительным полетом чудной птицы, иногда стелется тонким кружевом падающего снега, согревая белую березку. Иногда переливается светом золотистым, иногда сверкнет лучом солнечного диска, иногда грома раскаты взрываются в нем мощно, кидая огненные молнии в небеса» – прибегая к перечислению столь различных, а иногда и контрастных сравнений, поэт воплотил богатство тембровых красок голоса певицы, различие динамических оттенков, с которым он звучит, силу достигаемых эмоциональных вершин и музыкальных кульминаций и те огромные выразительные возможности, которые заложены в нем от природы и взращены педагогическим, исполнительским талантом Н.Л. Дорлиак (Данилов Сем. Искусство: стихотворение // Саха сирэ. 2003. 5 февраля). Савва Борисов сравнил пение Анегины с «дыханием летнего дня, горячего знойного воздуха», с трелями жаворонка – это одно из наиболее часто упоминаемых образных сравнений якутских поэтов, применяемых в описании голоса певицы [5]. Евдокия Гаврильева, так же как и Савва Борисов называет её «жаворонком якутской земли», а голос – подобный «дыханию полуденного лета» (Гаврильева Е. Стихотворение Анегине // Коммунизм сардангата. 1978. 6 мая (на якут. яз.). Летнее время у якутов ассоциируется с теплом, благоденствием, когда после суровой, тяжелой, морозной зимы можно согреться в лучах теплого, жаркого солнца – это и есть великое благо для носителя традиционного сознания и культуры якутов. Лето – это время проведения праздника ысыаха – средоточия праздничной культуры якутов, вмещающего в себя спектр ритуальной обрядности, призванного упорядочить взаимоотношения народа саха с великой Матерью-природой, духами и божествами айыы. Именно поэтому в ряде стихов Анегина поет перед земляками именно на празднике ысыах, стоя посередине аласа, в полуденный летний зной, под ясным чистым небом – так складывается картина этнического идеала - самого лучшего и благоприятного, счастливого времени года: «в песнях слышу я шум листвы березовой рощи, волнующее торжество величавого ысыаха», – пишет далее Евдокия Гаврильева. Пение Анегины сопровождается шумом зеленой, изумрудной листвы, цветением летней растительности, «журчанием ручейка, несущегося по родным аласам, праздничные брызги алмазами сверкают под солнечным лучами» – пишет тот же автор далее. 3. О мифологических факторах популярности образа А. Ильиной. В 1960-1970 гг. активно шли процессы развития якутского профессионального искусства [9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 18; 20], во многом опиравшиеся на самобытное народное творчество. Если предпринять попытку рассмотреть мифологические факторы популярности образа А Ильиной в родном регионе, то можно провести определенные аналогии с поклонением якутов женским мифологическим персонажам. В традиционном сознании якутского народа окружающий мир являлся результатом творения светлых божеств айыы. Жизненные идеалы, представления и свершения якутов по их традиционным взглядам покровительствовались теми и или иными духами (божествами). Для мифологических представлений якутов было характерным поклонение природным стихиям, олицетворенным в виде духов айыы в мужской ипостаси, например, таким как создатель вселенной Юрюнг Айыы Тойон (Юрюнг Аар Тойон), божество конного скота Кюрюё Джёсёгёй Айыы – им посвящались песнопения-тойуки, алгысы. Их имена славились на национальных якутских празднествах ысыах. Иэйэхсит и Айыысыт – покровители женщин-рожениц, а Иэйэхсит ещё и покровительница избранных людей, Аан Алахчын Хотун – дух-хозяйка земли и др. [1; 4; 5; 14, с.25-26] определяли жизнь всего сущего и человека. В развитых мифологических традициях, например, в античной, происходит ранняя «специализация» пантеона божеств по роду деятельности. Якутские мифы еще не наделяют тех или иных духов какими-то «профессиями», этот процесс только лишь наметился. В представительном пантеоне якутских небожителей отсутствуют божества, «ответственные» за творческую сферу человеческой деятельности, как это имеет место быть на античном Олимпе или в некоторых других религиозно-мифологических системах народов мира в разные периоды развития мировой истории культуры и искусства. В якутской мифологии в процессе исторического развития не сформировался образ божеств или духа, покровительствующего музыке, подобно греческим музам, покровителю искусств Аполлону или легендарному певцу древнегреческих мифов Орфею. Божества в мужском или женском олицетворении, покровительствующего искусству, музыке в якутском пантеоне мифологических персонажей у якутов не было, так как данные виды художественной деятельности еще не были выделены из синкретического единства национального народного творчества. К таковым, отчасти, можно отнести, пожалуй, Кудай Бахсы – мифического покровителя кузнецов как носителей творческого начала в традиционных представлениях якутов. Образ Анегины Ильиной гипотетически сравним с образом якутского мифологического кузнеца Кудай Бахсы, владеющего таинством кузнечного дела, неподвластного простым смертным, а потому по силе мастерства Кудай Бахсы в чем-то равен богам и может вступать с ними в партнерские, договорные отношения. Поэтому «музой», покровительствующей пению, музыке, искусству в поэтическом восприятии якутских творческих деятелей позднесоветского периода, во многом, стал образ Анегины Ильиной – проводника из мира людей в мир божественных айыы и таинств природы. В якутском героическом эпосе олонхо, признанном в 2004 г. шедевром нематериального культурного наследия человечества, в процессе длительного исторического развития были сформированы определенные эстетические идеалы. Главным лейтмотивом якутского эпоса является борьба доброго и злого начал за выживание и процветание народа айыы. Героический поход богатыря айыы во имя вызволения похищенной злым демоном абаасы невесты составляет кульминацию эпического произведения. Для того, чтобы подчеркнуть значимость нравственно-этического посыла борьбы доброго начала, олонхосуты-сказители воспевали добродетели и красоту невесты богатыря айыы. Самым популярным сюжетом олонхо было героическое сказание «Ньургун Боотур Стремительный», где главной героиней выступает Туйаарыма Куо – нареченная невеста богатыря айыы [14]. Осмысление образа Анегины Ильиной в якутском искусстве решено в традиционном ключе – она обладает талантом, ниспосланным её выше божествами айыы, вхожа в светлый мир прекрасного, и ей подвластны природные стихии – ветер, вода, ручьи, капель, тающий снег, журавли, чьим кликом она может петь (Михайлов А. «... И снова голос Анегины» // Михайлов А. Белое чудо. Якутск, 1990. С.18-19), жаворонки, трелями которых она пользуется. Якутские писатели и поэты в своих произведениях трактовали ее образ как дочери великой Матери-природы, которая даровала ей уникальный голос, способный творить чудеса – погружать в мир предков, дарить ощущение покоя и счастья, умиротворения и даже исцелять, гармонизируя человека с силами природы, возвращая к жизни, перенося из суровой обыденной реальности в мир прекрасного возвышенного искусства. В заключение приведем основные выводы данной статьи:
2. якутские художники воплотили образ Анегины Ильиной в своем творчестве достаточно многоаспектно – он прошел путь определенного эволюционного развития от юной девушки, вступающей в большой окружающий мир через деятельностную сущность творческой личности до воплощения ее как человека, достигшего больших высот в профессиональном искусстве; 3. у якутских художников образ Анегины Ильиной соответствует особенностям преимущественно репрезентативного портрета, в котором усилены достоинства и лучшие качества персонажа героини как выдающейся творческой личности Якутии позднесоветского периода; 4. определенное историческое дистанцирование от конкретного периода позднесоветского времени, когда создавались портреты Анегины Ильиной, позволяют осмыслить личность героини и выделить в запечатленных образах такие значимые аспекты как: - решительность; - стремление к поиску нового, неизведанного; - настроенность на достижение профессиональных высот; - творческая составляющая; - богатый духовный мир; - погруженность в себя, сосредоточенность; - величественность, значимость. 5. якутские писатели и поэты второй половины XX в. были выходцами из глубин якутского народа и в своем мироощущении сохраняли традиционное восприятие мира, поэтому они использовали в своем творчестве соответствующие метафоры и эпитеты, характерные для национального сознания, сравнивая в своём творчестве образ Анегины Ильиной с образами якутских женских мифологических персонажей, которые в традиционном сознании представляли одну из важных ценностей; 6. наделение художественного образа Анегины Ильиной в произведениях якутских поэтов определенными чертами, характерными для Иэйэхсит и Айыысыт, Аан Алахчын Хотун и т.д., не означает факт введения образа Анегины Ильиной в общественном сознании якутского народа в пантеон якутских божеств – для этого требуется длительное историческое время отбора ценностных констант. Скорее, это свидетельствует о влиянии мифологических представлений якутов на художественные процессы национальной культуры и ее своеобразии. 7. советская эпоха дала жизнь возникновению новых образов. Хотя они заключали в себе определенный элемент традиционного мышления, но прежде всего развивали социалистическую эстетику, которая соответствовала устремленности общества к социальному прогрессу путем модернизации традиционного образа жизни, поэтизации труда, установления социального и политического равенства между полами и т.д. 8. в этом ряду образ Анегины Ильиной является продуктом культуры позднесоветского периода, весьма востребованным на малой родине певицы и актуальным для национального художественного процесса.
Библиография
1. Гоголев А.И. Мифологический мир якутов. Божества и духи-покровители. Якутск: Изд-во ЦКиИ им. А.Е. Кулаковского, 1994. 29 с.
2. Дмитриев П.Н. Народная артистка СССР Анегина Ильина. Якутск: Медиа-Холдинг "Якутия", 2013. 64 с. 3. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 375 с. 4. Кузьмина А.А. Из истории исследований мифологических основ якутского героического эпоса олонхо // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г.М. Василевич. Якутск: НБ РС (Я), 2020. С106-107. 5. Мухоплева С.Д. К вопросу мифологических персонажей в якустком героическом эпосе олонхо: божества айыы // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Якутск: МФИТ; Компания "Дани-Алмас", 2023. С.210-218. 6. Неустроева Г.Г. Графика Якутии 1960-1980-х годов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. №2. С.118-129. 7. Неустроева Г.Г. Современная графика Якутии (1990-2019 гг.) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальенго Востока. 2020. №3. С.56-65. 8. Печурина О.А. Образ женщины в изобразительном искусстве Росси: культунро-политические стереотипы в прошлом и настоящем // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Том 1. Санкт-Петербург: Санкт-Петерургский государственный университет технологий и дизайна, 2021. С.378-382. 9. Покатилова И.В. Вечно существующее время: Очерки о системе искусств в Якутии XX-XXI вв. М.: Изд-во "Знание-М", 2021. 137 с. 10. Покатилова И.В. Морфология искусств в Якутии XX-начала XXI веков // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2021. №3. С.14-25. 11. Потапов И.А. Афанасий Осипов. М.: "Da stile", 1998. 134 с. 12. Потапов И.А. Творческие проблемы художников Якутии (1945-середина 1970-х годов). Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1992. 172 с. 13. Потапов И.А. Якутская графика: альбом. Якутск: Кн. изд-во, 1967. 47 с. 14. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. Новосибирск: Наука. Сибирская изд. фирма РАН, 1994. 400 с. 15. Спиридонов И.Г. Якутская литература навстречу новому веку. Якутск: Бичик, 2000. 253 с. (на якут. яз.). 16. Тимофеева В.В. Летопись Союза художников Якутии // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальенго Востока. 2021. №1. С.102-111. 17. Тимофеева В.В. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия): динамика жизни // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2021. №3. С. 26-33. 18. Тобуроков Н.Н., Сыромятников Г.С., Габышев Н.А., Михайлова М.Г. История якутской литературы (середина XIX-XX века). Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. 194 с. 19. Художник-педагог Людмила Слепцова / Сост. А.А. Нестерова. Якутск: ЯХУ им. П.П. Романова, 2002. 64 с. 20. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). М.: Изд-во "Искусство", 1978. 208 с References
1. Gogolev, A.I. (1994). Mythological world of the Yakuts. Patron deitues and spirits. Yakutsk: Publishing house of Center of culture and arts named by A.E. Kulakovsky.
2. Dmitriev, P.N. (2013). People's artist of the USSR Anegina Ilyina. Yakutsk: Media-Holding "Yakutia". 3. Emelyanov, N.V. (1980). Plots of Yakut olonkho. Moscow: Nauka. 4. Kuzmina A.A. (2022). Iz istorii issledovaniy mifologicheskikh osnov yakutskogo geroicheskogo eposa olonkho. [From history of research into the mythological foundations of the Yakut heroic epic olonkho]. Narody i kul'tury Severnoy Azii v kontekste nauchnogo naslediya G.M. Vasilevich. Yakutsk: National Library of the Sakha Republic (Yakutia), 106-107. 5. Mukhopleva, S.D. (2023). K voprosu mifologicheskikh personzhei v yakutskom geroicheskom epose olonkho: bozhestva aiyy. [On the issue of mythological characters in the Yakut heroic epic olonkho: aiyy deities]. Tengrianstvo i epicheskoe nasledie narodov Evrazii: istoki i sovremennost'. Yakutsk: International Tengri Research Foundation; Dani-Almaz Company, 210-218. 6. Neustroeva G.G. (2020). Grafika Yakutii 1960-1980 godov. [Graphics of Yakutia 1960-1980s]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2, 118-129. 7. Neustroeva G.G. (2020). Sovremennaya grafika Yakutii (1990-2019 govov). [Modern graphics of Yakutia (1990-2019)]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 3, 56-65. 8. Pechurina, O.A. (2021). Obraz zhenschiny v izobrazitel'nom iskusstve Rossii: kul'turno-politicheskie stereotipy v proshlom i nastoyaschem. [The image of a woman in the fine arts of Russia: cultural and political stereotypes in the past and present]. Istoricheskiy put' Rossii: iz proshlogo v buduschee. Sankt-Peterburg, 1, 378-382. 9. Pokatilova, I.V. (2021). Eternally existing time: Essays on the system of arts in Yakutia in the XX-XXI centuries. Moscow: Publidhing house "Znanie-M". 10. Pokatilova, I.V. (2021). Morfologiya iskusstva v Yakutii XX - XXI vekov. [Morphopogy of arts in Yakutia of the 20th - early 21st centuries]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 3, 14 - 25. 11. Potapov, I.A. (1998). Afanasiy Osipov. Moscow: "Da stile" publishing. 12. Potapov, I.A. (1992). Tvoscheskie problemy khudozhnikov Yakutii (1945 - seredina 1970-kh godov). Yakutsk: Yakutskiy nauchnyi centr RAN publishing. 13. Potapov, I.A. (1967). Yakutskaya grafika; al'bom. Yakutsk: Book publishing. 14. Alekseev N.A., Emelyanov N.V., Petrov V.T. (Ed.) (1994). Predaniya, legendy i mify yakutov. Novosibirsk: Nauka. 15. Spiridonov, I.G. (2000). Yakutskaya literatura navstrechu novomu veku. Yakutsk: Bichik. 16. Timofeeva, V,V, (2021). Letopis' Souza khudozhnikov Yakutii [Chronicle of the Union of Artists of Yakutia]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 1, 102 - 111. 17. Timofeeva, V.V. (2021). Natsional'nyi khudozhestrvennyi muzei Respubliki Sakha (Yakutia): dynamika zhizn'i [National Art Museum of the Rebublic Sakha (Yakutia): dynamics of life]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 3, 26 - 33. 18. Toburokov, N.N., Syromyatnikov G.S., Gabyshev N.A., Mikhailiva M.G. (1993). Istoriya yakutskoi literatury (seredina XIX - XX veka). Yakutsk: Yakutskiy nauchnyi centr RAN. 19. Nesterova, A.A. (Ed.) (2002). Khudozhnik-pedagog Lyudmila Sleptsova. Yakutsk: Yakutskoe khudozhestvennoe uchilische. 20. Chervonnaya, S.M. (1978). Zhivopis' avtonomnykh respublik RSFSR (1917 - 1977). Moscow: Izdatel'stvo "Iskusstvo".
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
По мнению рецензента, безусловно, фактор мифологического мышления, продолжающего играть для якутов существенную роль в формировании мировоззрения и уникального национального колорита народной культуры, национальной самобытности народа, важен в раскрытии причин популярности образа Анегины Ильиной на малой Родине. Но он вряд ли является единственным. Особенно если учесть, что культ образа известной камерной и оперной певицы Якутии формировался преимущественно в советское время, когда народные мифы считались «темными пережитками», а государственная культурная политика строилась на принципах торжества особой советской мифологии, составлявшей основу официальной идеологической монополии Советского государства. Рецензент считает, что образ Анегины Ильиной в большей степени является продуктом культуры позднесоветского времени, а самобытная якутская мифологическая логика культивирования известной личности, возвеличивающая Народную артистку СССР (1988) до максимально возможного уровня величия, включающего её образ в пантеон языческих божеств, представляется существенной только в плане раскрытия своеобразия якутской народной культуры. Автор затрагивает весьма интересную тему, но, на взгляд рецензента, тема раскрыта нелогично и противоречит научным представлениям о специфике мифологии и религиозного мировоззрения, для которых наиболее существенным фактором является весьма продолжительное историческое время опытного отбора народом ценностных констант. Подобные константы формируются и передаются из поколения в поколение веками. В культурном опыте только те константы обретают функцию нормирования повседневной жизни, которые не утрачивают своей актуальности на протяжении веков. Именно такие константы в мифологической картине мира обретают конкретику божественных образов, отражающих структуру бытия. Вполне вероятно, что особый мифологический колорит якутской культуры повлиял на популярность образа выдающейся певицы, но войдет ли он в пантеон языческих божеств, как то обосновывает автор, зависит не только от таланта самой певицы, но и от многих непредсказуемых факторов жизни якутского народа на протяжении грядущих столетий. Поэтому приведенные автором аргументы не доказывают исключительную роль мифологии якутского народа в репрезентации образа Анегины Ильиной в культуре Якутии. Рецензент рекомендует автору построить повествование статьи несколько иначе: первоначально раскрыть при помощи иконических и историко-биографических методов формы репрезентации образа Анегины Ильиной в культуре Якутии, а лишь за тем перейти к раскрытию мифологических факторов его популярности на малой Родине певицы. В таком ракурсе, когда мифологический фактор трактуется как существенный, но не единственный, мысль автора может быть воспринята научной общественностью как оригинальная авторская позиция, с которой можно соглашаться или спорить. Сейчас же, фрагмент текста, повествующий о пантеоне языческих божеств, нарушает логику повествования, хотя по мысли автора, должен представлять некий важный аргумент, каким не является. Помимо указанной методической ошибки, в тексте встречаются ошибки стилистического и грамматического характера («… театра опера и балеты Республики», «… то было время когда…», «… художник, будучи как и она студентом…», «Персонажи, изображенные на данной картине писались с реальных прототипов…», «… не юную девушку или молодую женщину, находящуюся в динамическом процесс созидания, а зрелого мастера, находящегося в своей профессиональной лаборатории…» и др.), в отдельных предложениях есть лишние пробелы перед знаками препинания. Конечно, после теоретической доработки, текст необходимо дополнительно вычитать литературному редактору. Также следует присмотреться к ложному суждению в заключительном предложении: не может «появление в творческих исканиях якутских художников, писателей, поэтов второй половины XX в. образа талантливой творческой исполнительницы А.Е. Ильиной» одним единственным, хоть и «знаменательным» событием. Эту мысль необходимо сформулировать иначе. Актуальность затронутой автором темы влияния мифологических и религиозных представлений традиционных культур на художественные процессы, по мнению рецензента, заключается в углублении научного знания о социально-психологических закономерностях воспроизводства культуры. Хотя автор обосновывает актуальность темы исключительно авторитетом творческой личности А.Е. Ильиной. Научная новизна в работе присутствует, но выражена слабо аргументировано. Библиография в целом отражает проблемную область исследования, оформлена с учетом редакционных требований. Апелляция к оппонентам в принципе корректна и достаточна, хотя вряд ли коллеги смогут разделить убежденность автора в исключительном влиянии религии якутов на репрезентацию образа выдающейся певицы в художественной культуре. После доработки статья может представлять интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство».
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что для якутского общества, патриархального в прошлом, к середине XX века появление ярких одаренных творческих личностей, к тому же успешных в профессиональной деятельности, вызывало большой интерес среди представителей художественной интеллигенции, обративших свой взгляд на воплощение образа известной якутской певицы. Актуальность исследования обусловлена известностью якутской певицы и важностью вклада, который она внесла в культурное развитие республики. В ходе исследования автором применялись как общенаучные методы анализа и синтеза, так и социокультурный, биографический и искусствоведческий анализ. Теоретической основой выступают труды таких исследователей как Кузьмина А.А., Печурина О.А., Потапов И.А., Тимофеева В.В. и др. Эмпирическую базу составили произведения якутских художников, поэтов и писателей второй половины ХХ века. Цель настоящего исследования – на основании живописных и литературных произведений, созданных в Якутии во второй половине ХХ века, отдельных научных статей и монографий, проследить формирование образа якутской певицы Анегины Ильиной как дочери своего народа, обладающей уникальными способностями и талантом. К сожалению, автором не проделан анализ научной обоснованности изучаемой проблематики, вследствие чего представляется затруднительным делать заключение о научной новизне исследования. Автором отмечено два направления репрезентации образа певицы в якутской культуре: изобразительное искусство и литература. К образу А.Е. Ильиной в разные периоды своего творчества обращались такие известные якутские художники второй половины ХХ века как Л.М. Неофитов, В.Р. Васильев, А.Н. Осипов, Л.Д. Слепцова. Как отмечает автор статьи, якутские художники воплотили образ Анегины Ильиной в своем творчестве достаточно многоаспектно – он прошел путь определенного эволюционного развития от юной девушки, вступающей в большой окружающий мир через деятельностную сущность творческой личности до воплощения ее как человека, достигшего больших высот в профессиональном искусстве. У якутских художников образ Анегины Ильиной соответствует особенностям репрезентативного портрета, в котором усилены преимущества и лучшие качества персонажа как выдающейся творческой личности позднесоветского периода. Среди литературных произведений якутских писателей, посвященных А.Е. Ильиной автор выделяет сочинения Е. Неймохова, И. Гоголева, Л. Попова, Н. Рыкунова, П. Харитонова, П. Дмитриева, В. Потаповой и др. На основе художественного анализа автор приходит к заключению, что якутские писатели и поэты в своих произведениях трактовали образ А. Ильиной как дочери великой Матери-природы, которая даровала ей уникальный голос, способный творить чудеса – погружать в мир предков, дарить ощущение покоя и счастья, умиротворения и даже исцелять, гармонизируя человека с силами природы, возвращая к жизни, перенося из суровой обыденной реальности в мир прекрасного возвышенного искусства. В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение творчества художников нашей страны и отображения ими культурных особенностей представителей определенных коренных народов в своих произведениях представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 20 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал, показал глубокое знание изучаемой проблематики. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка. Текст статьи нуждается в корректорской правке
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Целью предпринятого в данной статье исследования является изучение репрезентации образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в изобразительном искусстве и литературе Якутии через выявление художественных особенностей и средств выразительности. Предметом исследования является репрезентация образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в изобразительном искусстве и литературе Якутии. В статье впервые исследован ранее неизученный аспект их художественной деятельности - воплощение образа выдающейся якутской женщины на примере творческой индивидуальности народной артистки СССР Анегины Ильиной. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Отметим скрупулёзный труд автора по отбору практического материала и его анализу. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Однако, недостатком является отсутствие информации о разработанности темы в науке, что помогло бы понять авторский вклад в решение заявленного вопроса. Библиография статьи насчитывает 20 источников, среди которых представлены труды исключительно на русском языке. Считаем, что обращение к трудам зарубежных исследователей на языке оригинала, несомненно, внесло бы весомый вклад в исследуемый вопрос. Кроме того, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации. Однако, данные замечания не являются существенными и не относятся к научному содержанию рецензируемой работы. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, культурологам, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Воплощение образа народной артистки СССР Анегины Ильиной в якутском изобразительном искусстве и литературе» может быть рекомендована к публикации в научном журнале. |