Библиотека
|
ваш профиль |
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Винокуров А.Д.
Реконструкция ранней этнической истории якутского племени "Жархан" на основе этнонимии, устной традиции и тотемических представлений
// Genesis: исторические исследования.
2023. № 12.
С. 106-114.
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.12.69436 EDN: GBIAUO URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69436
Реконструкция ранней этнической истории якутского племени "Жархан" на основе этнонимии, устной традиции и тотемических представлений
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.12.69436EDN: GBIAUOДата направления статьи в редакцию: 20-12-2023Дата публикации: 27-12-2023Аннотация: Статья посвящена ранней истории якутского племени «Жархан» являвшегося одним из основных этнических компонентов, принимавших участие в формировании вилюйской группы якутов. Ранее, исторические и генеалогические сведения передавались в устной форме из уст в уста в исторических преданий и легенд. Конец XIX – середина XX вв. знаменует собой качественно новый период в становлении письменной традиции генеалогии якутского народа связанный с кропотливой источниковедческой, собирательской и научно-исследовательской работой Г.В. Ксенофонтова, С.И. Боло, А.А. Саввина, Г.У. Эргиса и др. Нами предпринята попытка показать процесс сегментации жарханских родов и образования новых родоплеменных групп путем составления номенклатуры родового состава. Изучение родового состава позволяет представить процессы движения и расселения родов, переименования, слияния и образования новых. Цель и задачи исследования – систематизация и интерпретация материалов устной генеалогической традиции, легенд и архивных документов. Методологическую основу исследования составили исходные принципы исторической науки – принцип историзма и принцип объективности. Для проведения генеалогических исследований принцип историзма имеет важное значение, так как позволяет нам проследить сегментацию больших родоплеменных групп на малые. В качестве дополнительных методов исследования были использованы общенаучные и исторические (историко-сравнительный, историко-типологический, источниковедческий анализ). Новизна исследования заключается в систематизации родоплеменного состава и введении в научный оборот ранее не опубликованных документов Национального архива РС(Я) раскрывающих родовой состав. На основе изученного материала сделан вывод, что устные исторические предания и родословные представляли собой центральный стержень в структуре исторического знания у якутов. Концептуально генеалогические предания формировались из действительной генеалогии и ирреальной, которая является в основном структурообразующей вымышленной генеалогией (в границах родовых и племенных сообществ). Результатом выполненной работы является подготовка номенклатуры родового состава якутов. Также нами установлено, что у якутов были общие, групповые и индивидуальные тотемы. Наряду с этим выявлена практика смены исторического тотема на новый, связанный с новой средой обитания. Ключевые слова: тотемизм, родословные, генеалогия, семейная история, локальные сообщества, историческая антропология, родоплеменная структура, культ предков, архивные документы, легендыAbstract: The article is devoted to the early history of the Yakut tribe "Jarkhan", which was one of the main ethnic components involved in the formation of the Vilyui group of Yakuts. Previously, historical and genealogical information was transmitted orally with help of historical legends. The end of the XIX – the middle of the XX centuries marks a qualitatively new period in the formation of the written tradition of the genealogy of the Yakut people associated with the painstaking source studies, collecting and research work of G.V. Ksenofontov, S.I. Bolo, A.A. Savvin, G.U. Ergis, etc. We have made an attempt to show the process of segmentation of the Jarkhan clans and the formation of new tribal groups by compiling a nomenclature of the generic composition. The study of the generic composition allows us to imagine the processes of movement and settlement of genera, renaming, merging and formation of new ones. The purpose and objectives of the research are to systematize and interpret the materials of the oral genealogical tradition, legends and archival documents. The methodological basis of the research is based on the basic principles of historical science - the principle of historicism and the principle of objectivity. The principle of historicism is important for conducting genealogical research, as it allows us to trace the segmentation of large tribal groups into small ones. General scientific and historical methods (historical-comparative, historical-typological, source analysis) were used as additional research methods. The novelty of the research lies in the systematization of the tribal composition and the introduction into scientific circulation of previously unpublished documents of the National Archive of the RS(Ya) revealing the tribal composition. Based on the studied material, it is concluded that oral historical traditions and pedigrees represented the central core in the structure of historical knowledge among the Yakuts. Conceptually, genealogical traditions were formed from real genealogy and unreal, which is basically a structure-forming fictional genealogy (within the boundaries of tribal communities). The result of the work performed is the preparation of the nomenclature of the Yakut generic composition. We also found that the Yakuts had common, group and individual totems. Along with this, the practice of changing the historical totem to a new one associated with a new habitat has been revealed. Keywords: totemism, pedigrees, genealogy, family history, local communities, historical anthropology, tribal structure, ancestor cult, archival documents, legendsЖарханцы являются одной из крупнейших родоплеменных групп, принявших участие в формировании якутского народа. Устная народная традиция возводит их родословную к легендарной прародительнице Ньырбакаан, являвшейся женой кангаласского тойона Мунньан Дархана. В то же время сохранившиеся архивные документы обозначают жарханцев как составной части кангаласцев. В связи с этим нами в настоящей исследовании предпринята попытка показать процесс сегментации и образования новых родоплеменных групп. Первые письменные сведения русских казаков-землепроходцев локализуют Ярканскую волость в районе устья р. Синяя (рис.1) и вносят их в состав ясакоплательщиков кангаласской группы родов и племен [2, с.371]. В книге ясачного сбора за 1648-1649 гг. значатся имена ясакоплательщиков Треки Илгиева, его сыновей Тогурая, Тохтотоя, Балатчи Трекиных, Тюляка Сюсергина плативших ясак в Якутском остроге, и Булгудака Угдарова, Таркая Барканова, Тарбука Барканова, Оргуса Чачуева, Ивака Емконова, Тюмука Ивакова, Могчора Чюкуева, Сарчикана Бырканова, Турейка Угдарова плативших ясак в Олекминском острожке [4, с.703-705, с.755-756]. Из вышеперечисленных лиц, имя Таркая Барканова можно соотнести с именем фольклорного персонажа Таркаайы Быркыҥаа уола, сына Быркыҥаа Боотура, внука Ньырбакаан. Рисунок 1. Карта расселения якутских родов в 17 веке Среди якутов вилюйской и центральной группы улусов сохранился цикл сказаний о Ньырбакаан и её потомках. Основной концепт данной легенды повествует о том, что после разгрома туматами тунгусского племени «Ньырбаҕаат» (в иных источниках - туматка) спаслась одна девушка по имени Ньырбакаан сумевшая добраться до современного местонахождения г. Якутска и ставшая женой кангаласского родоначальника Мунньан Дархана. От данного брака родилось трое сыновей: Быркыҥаа Боотур, Тойук Булгудах и Босхоҥ Бэлгэтии. Стоит отметить, что возможно, данный брак имел политическую и династическую подоплеку. Далее, повествуется о вынужденном переселении на р. Вилюй сыновей Ньырбакаан в связи с сложными взаимоотношениями братьев с сводным братом Тыгын Дарханом, старшим сыном Мунньан Дархана [9, с.21]. Далее, сюжетная линия гласит, что при побеге из Туймаады братья Быркыҥаа Боотур и Тойук Булгудах оставили своего парализованного брата Босхоҥ Бэлгэтии у речки Нуоралдьын являющейся притоком р. Синяя. Обращая внимание на географическую локализацию жарханцев в устье р. Синяя по свидетельству документов ясачного сбора XVII века, то можно предположить, что Босхоҥ Бэлгэтии был оставлен у проживавших тут родичей [3, с.237]. В соответствии с этим можно предположить, что к моменту прихода русских землепроходцев на территории центральной Якутии согласно фольклорным и архивным сведениям было две локальные группы жарханцев: 1. Жарханцы во главе с Треком Илгиевым проживавшие по р. Синяя Хангаласского улуса (подтверждается архивными источниками); 2. Жарханцы из свиты Ньырбакаан проживавшие в долине Туймаада г. Якутска (согласно фольклорным источникам). После исхода из центральной Якутии жарханцами была заселена территория современного Сунтарского, Нюрбинского улусов и отдельный род остался в бассейне р. Олекма. Согласно данным ревизских сказок 1795 г. и Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. подготовлена таблица расселения жарханцев с указанием отделившихся наслегов [11, с.786-787] (табл.1). Таблица 1. Расселение жарханских наслегов с указанием отделившихся наслегов
Приведенную выше таблицу существенно дополняет вторая таблица с перечислением родового состава (табл.2), благодаря которой имеется возможность отследить процесс дробления и образования новых родов и наслегов. Таблица 2. Номенклатура родового состава жарханских наслегов
Из вышеперечисленных родов наиболее близко к центральной Якутии проживали представители Тонго-Конуйского (ранее, часть 1-го Жарханского) наслега Мархинского улуса проживавшие в бассейне р. Тонго-Кууну [5, л.2], Сялядярского рода в бассейне р. Тобуя Оргетского наслега Верхневилюйского улуса [6, л.2], Жарханского рода Оргетского наслега Средневилюйского улуса [8, л.2] и Ярханского рода Олекминского улуса [7, л.1]. Наличие жарханских родов в составе иных родоплеменных групп возможно указывает на оседание части жарханцев при движении основной массы их соплеменников в сторону р. Вилюй. В качестве тотемного покровителя у вилюйских жарханцев как части кангаласского родоплеменного союза был орел [10, с.165]. У внука Ньырбакаан Таркаайы был сын по имени Боруллуо (в пер.с як.яз. – орлан белохвост). В то же время как у олекминских ярханцев тотемным животным был лебедь, возможно данный факт указывает на взаимопроникновение тотемных представлений от меитцев к ярканцам [12, с. 246]. В разные годы благодаря усилиям исследователей и краеведов были записаны устные варианты родословных схем жарханцев. Стоит отметить, что данные схемы имеют подтверждение по материалам ревизских сказок и метрических книг. В качестве примера может служить родословная Головинского рода (Кулуба аҕатын ууhа) 1-го Жарханского наслега Мархинского (Нюрбинского) улуса составленная Г.И. Васильевым-Быластаайы со слов старшего поколения родственников (в скобках даны имена из архивных документов): 1. Мунньан Дархан (Мындяк) + Ньырбакаан; 2. Ырыа Быркыҥаа; 3. Таркаайы (Таркай Барканов); 4. Боруллуо; 5. Арханча; 6. Боччуйар (Болчуяр Архантин); 7. Байам (Баям Болчуяров, после крещения Николай Слепцов). Впоследствии род улусного головы Николая Слепцова при разделении 1-го Жарханского и Таркайского наслега разделился на две ветви: 1. Головинский род в составе 1-го Жарханского наслега; 2. Павловский род Таркайского наслега [1, с.3-4]. Таким образом на основании фольклорных и архивных источников предпринятая попытка реконструкции ранней этнической истории жарханцев позволила составить более полное представление о специфике развития этой родоплеменной общности на рубеже XVII-XX вв. В результате исследования выявлены места расселения и родовой состав, изучены родословные и тотемистические представления. Библиография
1. Васильев-Быластаайы Г.В. Кулуба аҕатын ууhа / Якутск: Издательство ЯГУ, 1999. – 43 с.
2. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б. О. Долгих.-Москва: Издательство АН СССР, 1960. – 636 с. 3. Исторические предания и рассказы якутов. В 2 т. Т. 1. / Под ред. А.А. Попова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 322 с. 4. Материалы по истории Якутии XVII века: (документы ясачного сбора). В 3 ч. Ч.2 / Москва: Наука, 1970. – 632 с. 5. Национальный архив Республики САХА (Якутия). Ф. И343, Оп. 4, т. 1, Д. 130. 6. Национальный архив Республики САХА (Якутия). Ф. И343, Оп. 4 т. 2, Д. 461. 7. Национальный архив Республики САХА (Якутия). Ф. И343, Оп. 5, Д. 55. 8. Национальный архив Республики САХА (Якутия). Ф. И343, Оп. 7, Д. 100. 9. Ньырбакаан удьуордара : (былыргы сэһэннэр уонна кэпсээннэр) / Сост. Н.Т. Степанов. – Якутск: Издательство ЯНЦ СО РАН, 1991. – 181 с. 10. Попов Г.Н. Сочинения Т.2: Прошлое Якутии: сб. док. и материалов по истории Якутской АССР / Якутск, 2009. – 367 с. 11. Статистические данные показываюшие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев: (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.) / Сост. С. Патканов.-Санкт-Петербург: Типография «Ш. Буссель», 1912. – 999 с. 12. Фольклор олекминских якутов = Өлүөхүмэ сахаларын фольклора / Якутск : Алаас, 2021. – 282 с. References
1. Vasilyev-Bylastaayy, G.V. (1999). Kuluba aҕatyn uuha. Yakutsk: YSU Publishing House.
2. Dolgikh, B.O. (1960). The clan and tribal composition of the peoples of Siberia in the 17th century. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 3. Historical legends and stories of the Yakuts. In 2 vols. T. 1. (1960). Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 4. Materials on the history of Yakutia in the 17th century: (documents of yasak collection). At 3 hours. Part 2 (1970). Moscow: Nauka. 5. National Archives of the Republic of SAKHA (Yakutia). F. I343, Op. 4, vol. 1, D. 130. 6. National Archive of the Republic of SAKH (Yakutia). F. I343, Op. 4 v.2, D. 461. 7. National Archive of the Republic of SAKH (Yakutia). F. I343, Op. 5, D. 55. 8. National Archive of the Republic of SAKH (Yakutia). F. I343, Op. 7, D. 100. 9. Stepanov, N.T. (1991). Nyirbakaan udjuordara: (bylyrgy seһenner uonna kepseenner). Yakutsk: Publishing house YSC SB RAS. 10. Popov, G.N. (2009). Works Vol.2: Past of Yakutia: collection. doc. and materials on the history of the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic. Yakutsk. 11. Patkanov, S. (1912). Statistical data showing the tribal composition of the population of Siberia, language and clans of foreigners: (based on data from special development of the 1897 census material). St. Petersburg: Printing house “Sh. Bussel”. 12. Folklore of the Olekma Yakuts. (2021). Yakutsk: Alaas.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
На статью «Реконструкция ранней этнической истории якутского племени "Жархан" на основе этнонимии, устной традиции и тотемических представлений» Предмет исследования обозначен в названии и разъяснен в тексте статьи. Методология исследования базируется на принципах объективности, научности, историзма. В работе были применены историко-хронологический, историко-сравнительный, историко-генетический и др. методы. Актуальность. В настоящее время у тюрко-монгольских народов возрос интерес к изучению родов и родовых союзов в этногенезе и в истории народов. Это в значительной степени связано с процессами архаизации в условиях трансформационных изменений общества, наблюдаемых с конца ХХ века. Автор пишет, что «жарханцы являются одной из крупнейших родоплеменных групп, принявших участие в формировании якутского народа и их родословная восходит к легендарной прародительнице Ньырбакаан », при этом фольклорные источники и письменные источники разнятся по вопросу это отдельный род или же жарханцы составная часть рода кангалас. Автор в данной статье делает попытку «показать процесс сегментации и образования новых родоплеменных групп» у якутов. Научная новизна работы определяется постановкой проблемы и задач исследования. Новизна определяется также тем, что работа подготовлена на имеющемся комплексе фольклорных и архивных документов. Стиль, структура, содержание. Стиль работы научный с элементами описательности. Структура работы в целом логично выстроена. В начале статьи автор пишет о цели исследования и задачах. Далее он сравнивает фольклорные данные о роде и пишет, что у якутов сохранился цикл сказаний о прародительнице рода Ньырбакаан и её потомках. «Основной концепт данной легенды повествует о том, что после разгрома туматами тунгусского племени «Ньырбаҕаат» (в иных источниках - туматка) спаслась одна девушка по имени Ньырбакаан сумевшая добраться до современного местонахождения г. Якутска и ставшая женой кангаласского родоначальника Мунньан Дархана». В фольклорных сказаниях говорится и о месте локализации рода. В русских источниках середины XVII в. упоминаются некоторые представители этого рода, которые платили ясак и имя одного из них (Таркай Барканов) автор соотносит с именем фольклорного персонажа Таркаайы Быркыҥаа уола, сына Быркыҥаа Боотура, внука Ньырбакаан. Основываясь на фольклорных и исторических источниках, автор выявляет две локальные группы жарханцев. В статье дан анализ образования родовых поселков (наслегов) жарханцев в разных улусах Якутии. Автор также анализирует родовой состав и отслеживает процесс образования новых родов и наслегов. В заключении статьи автор приводит выводы по теме. Текст статьи логично выстроен и последовательно изложен. Текст снабжен двумя таблицами и одним рисунком (карта расселения жарханцев в XVII в.). Библиография статьи состоит из 12 источников (это архивные документы их Национального архива Республики Саха (Якутия), сборников фольклорных материалов на русском и якутском языках, работ по истории Якутии, фундаментальной работы Долгих Б. О. , посвященному родовому и племенному составу народов Сибири в XVII в. , материалам статистики о родовом составе и численности якутов в конце XIX в.). Библиография оформлена по существующим правилам. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации по теме исследования и полученных результатов. Апелляцией к оппонентам является также библиография работы. Выводы, интерес читательской аудитории. Работа будет представлять интерес для историков, фольклористов и др. специалистов, интересующихся родовым составом якутов и других народов Сибири. |