Библиотека
|
ваш профиль |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:
Михайлова А.А.
Изучение и сохранение традиционной культуры казачества в научных и творческих приоритетах кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2023. № 6.
С. 10-22.
DOI: 10.7256/2453-613X.2023.6.69395 EDN: DNKAIP URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69395
Изучение и сохранение традиционной культуры казачества в научных и творческих приоритетах кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
DOI: 10.7256/2453-613X.2023.6.69395EDN: DNKAIPДата направления статьи в редакцию: 21-12-2023Дата публикации: 05-01-2024Аннотация: Статья посвящена 55-летней деятельности кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В центре внимания одно из направлений в научных и творческих приоритетах кафедры – изучение и сохранение традиционного песенного наследия в культуре казачества. Автором дается экскурс истории изучения музыкального фольклора и создания новой специальности «руководитель народного хора» в академическом вузе. В статье подчеркивается роль выдающихся деятелей-фольклористов, связанных с изучением казачьей песенной традиции и становлением науки этномузыкологии в Саратовской государственной консерватории – А.М. Листопадова, Л.Л. Христиансена, А.С. Ярешко. В статье подводится некоторый итог научно-исследовательской, издательской, концертно-творческой и просветительской работы педагогов и студентов кафедры по исследованиям фольклора казачьих регионов России. Автор также обращается к кафедральному архиву аудиозаписей и дипломных работ с нотациями песен с целью выявления наиболее ранних записей материалов фольклорных экспедиций в казачьи районы Саратовского Поволжья, анализируя музыкально-поэтический и исполнительский стиль песенного фольклора. При написании данной статьи были задействованы следующие искусствоведческие методы – сравнительно-исторический (компаративный) и музыкально-аналитический методы исследования. Несмотря на то, что на территории современного Саратовского Поволжья казачьей песенной традиции в виде сформировавшегося музыкально-этнографического явления не выявлено, в локальных проявлениях встречаются сохраняющиеся устойчивые коренные признаки, характерные для казачьей песенной культуры: как набор песенных жанров, так и характерные музыкально-поэтические и вокально-исполнительские особенности стилистики пения донских казаков: специфические черты народной речи, дифтонги, словообрывы, «подъезды»-глиссандирования снизу к основному звуку, особый фонетический строй вокальной речи. Подобные жанровые, музыкально-стилевые и исполнительские признаки песенного фольклора казачьей традиции в записях 70-80-х годов ХХ века встречаются локально как остаточные явления. Более поздние архивные записи в этом регионе демонстрируют общерусскую позднюю городскую традицию. Этому есть множество причин: как влияние массовой попкультуры, так и результат отсутствия социальных связей между поколениями разных возрастов, преемственности внутри семьи, внутри певческих коллективов и «размытость» коренного населения переселенцами разных регионов. Ключевые слова: народная песенная традиция, кафедра этномузыкологии, руководитель народного хора, казачество Саратовской губернии, песенные жанры, поэтика песни, стиль пения, протяжная песня, колокольные звоны, музыкальное творчествоAbstract: The article is devoted to the 55-year activity of the Department of Folk Singing and Ethnomusicology of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. The focus is on one of the directions in the scientific and creative priorities of the department – the study and preservation of the traditional song heritage in the culture of the Cossacks. The author gives an excursion into the history of the study of musical folklore and the creation of a new specialty "head of a folk choir" at an academic university. The article highlights the role of prominent figures-folklorists associated with the study of the Cossack song tradition and the formation of the science of ethnomusicology at the Saratov State Conservatory – A.M. Listopadov, L.L. Christiansen, A.S. Yareshko. The article summarizes some results of the research, publishing, concert, creative and educational work of teachers and students of the Department of folklore research of the Cossack regions of Russia. The author also refers to the archive of audio recordings and theses with song notations in order to identify the earliest recordings of folklore expeditions to the Cossack regions of the Saratov Volga region, analyzing the musical, poetic and performing style of song folklore. When writing this article, the following art criticism methods were used – comparative historical (comparative) and musical-analytical research methods. Despite the fact that the Cossack song tradition has not been revealed in the territory of the modern Saratov Volga region in the form of a formed musical and ethnographic phenomenon, there are persistent stable indigenous signs characteristic of the Cossack song culture in local manifestations: both a set of song genres and characteristic musical-poetic and vocal-performing features of the Don Cossacks singing style: specific features of folk speech, diphthongs, word breaks, "entrances"-glissandings from below to the main sound, a special phonetic structure of vocal speech. Similar genre, musical style and performance features of the song folklore of the Cossack tradition in the recordings of the 70s and 80s of the twentieth century are found locally as residual phenomena. Later archival records in this region demonstrate the all-Russian late urban tradition. There are many reasons for this: both the influence of mass pop culture and the result of the lack of social ties between generations of different ages, continuity within the family, within singing groups and the "blurring" of the indigenous population by immigrants from different regions. Keywords: Folk song tradition, Department of Ethnomusicology, folk choir leader, Cossacks of Saratov Province, song genres, song poetics, singing style, long song, bell ringing, musical creativity
Рубеж ХХ-го – XXI-го столетия в нашей стране оказался весьма сложным в отношении понимания и расстановки культурных приоритетов. Это коснулось и народного искусства. Глобализация, размывание этнической идентичности и стремление влиться в общеевропейскую семью народов резко сменилось современной ситуацией с разнонаправленными векторами развития, где доминирует активный интерес к непреходящим ценностям традиционного искусства. Наступивший период турбулентности заставляет нас искать в традиционной культуре некие «точки опоры», которые помогли бы не потерять «собственное лицо» и национальную идентичность. В новой исторической ситуации именно система образования в сфере искусства и культуры в значительной мере взяла на себя миссию хранителей традиционных интеллектуальных ценностей. Поэтому подготовка и воспитание кадров фольклористов, этномузыкологов становится важной социокультурной задачей. Говоря о кафедре народного пения и этномузыкологии СГК им. Л.В.Собинова, которой исполнилось 55 лет, о приоритетных задачах в подготовке и воспитании студентов-фольклористов, необходимо отметитьважную рольисследователя, педагога, музыкально-общественного деятеля А.М. Листопадова (1873-1949) в истории становления фольклористики в Саратовской консерватории. С 1907 он жил в Саратове, где преподавал в ряде средних учебных заведений. В дальнейшем, с 1915 по 1920 год, практически с момента открытия консерватории в 1912 году, он работал там педагогом по хоровому дирижированию и возглавлял хоровой класс. Будучи активным общественным деятелем – членом Комитета по управлению консерваторией, руководителем музыкальной секцией Саратовского городского отдела народного образования, в 1919 году он первым поставил вопросы об открытии в вузе класса народной песни и о создании образцового хора народной песни, работал с самодеятельными хорами. Тогда же по его инициативе были открыты курсы по изучению русской народной песни при внешкольном подотделе Народного образования [6]. В годы его жизни в Саратове он осуществлял экспедиции по записи фольклора народов Поволжья, в том числе и в районы рек Хопёр и Медведица – районы сохранившихся казачьих песенных традиций на территории Саратовской губернии. При этом А.М. Листопадов не прерывал своей исследовательской деятельности по казачьему фольклору, публиковался в различных периодических изданиях.В 1911 году вышел из печати первый сборник А.М. Листопадова «Песни донских казаков», в который вошло 107 казачьих песен. На следующий год издаются работы: «1812 год в народных песнях» и «Народные песни – донские казачьи, малорусские и великорусские», с приложением 30 песен [6]. Имя Листопадова по праву вписано в Энциклопедию истории Саратовской консерватории. Он предвосхитил и обосновал создание несколько важных направлений в образовательной системе консерватории, которые получили реализацию через много лет: он ввёл руководство хором в качестве учебной дисциплины, обосновал и разработал проекты открытия в консерватории отделений игры на народных инструментах и народного пения. Задолго до основания кафедр хорового дирижирования, народных инструментов, руководителей народного хора он заложил фундамент для основания этих важных специализаций [4, с. 207-208]. В 60-е годы русское народно-певческое исполнительство становится одним из самостоятельных направлений и начинает развиваться в профессиональной, самодеятельной и учебной формах. История нашей кафедры начинается с открытия отделения и образования новой специальности – руководитель народного хора в 1966 году одним из основателей народно-певческого образования в России профессором ЛЛ. Христиансеном (1910-1985). Его имя известно нам в связи с деятельностью Уральского русского народного хора, основателем которого (в 1943 г.) и художественным руководителем он был. Весь свой практический опыт работы, полученный от встреч и общения с аутентичными певцами и их творчеством, с подбором репертуара, непосредственная репетиционная и исполнительская работа в хоре – всё это создало тот фундамент знаний в области народного искусства, глубокую и прочную профессиональную базу, которые Лев Львович реализовал в программах курсов на вновь открывшейся специальности – руководитель народного хора. Научные исследования Л. Христиансена свидетельствуют о поисках методики изучения народного творчества. Ключевой позицией авторской школы является аутентичный принцип народного исполнительства, осмысление художественных ценностей фольклора. Л.Л. Христиансен заложил основы методики работы с народными голосами – это разговорная манера пения как основа техники исполнения, сохранение диалектных особенностей поэтической речи и стилистики пения. Ничего не исправлять у народных певцов, а слушать и учиться у них – было его основным девизом в работе [16]. На протяжении более 40 последних лет работа кафедры связана с именем другого выдающегося деятеля народного искусства России – профессора, доктора искусствоведения, лауреата премии имени Д.С. Лихачева А.С. Ярешко (1943-2018), которому в свое время Лев Львович передал всю работу по воспитанию студентов. Как свидетельство полного доверия и преемственности в деятельности, Лев Львович передал Александру Сергеевичу и личную библиотеку для использования в учебных целях. Сферой научных интересов А.С. Ярешко более 50 лет является собирание и изучение песенного и инструментального фольклора Астраханского и Саратовского Поволжья, куда он регулярно проводил многочисленные экспедиции со студентами и казачьего фольклора Кубани. Он также является основоположником научного направления «русская кампанология», являясь автором пяти монографий, около двухсот статей, пластинок и дисков записей звонов. С именем А.С. Ярешко связан современный этап народно-хорового исполнительства, который выявил новые комплексные подходы в воспитании фольклориста-исследователя, в изучении и сохранении народного певческого искусства. Проблема адаптации фольклорного образования в сложившейся академической системе обучения, совершенствование форм и методик были объектом его внимания и вдумчивых размышлений: «Система профессионального фольклорного образования явилась одной из форм роста национального самосознания. Принципы и методы обучения, по сути, стали системой познания фольклора, его основополагающих свойств, закономерностей, этапов его исторического развития. На этом пути оказалось много проблем, преодоление которых заняло не одно десятилетие. Если начальный этап формирования учебных планов, программ и т. п. отличался некоторым обобщённым подходом, что естественно характеризовало первые опыты образовательного процесса, то, пожалуй, только спустя десятилетия мы подошли к осознанию необходимого в воспитании будущего специалиста» [17, с. 22]. Л.Л. Христиансеном и А.С.Ярешко, уже на современном этапе истории кафедры были заложены, обоснованы и внедрены в учебный процесс принципы изучения студентами комплекса дисциплин по народному музыкальному творчеству, в том числе и практическому освоению региональных певческих традиций. Изначально немаловажное значение придавалось экспедиционной работе, к которой активно привлекаются студенты. Это в полном смысле слова практикоориентированная работа с логично выстроенными межпредметными связями. На кафедре сложилась система профессиональной подготовки, где направленность приоритетов в научно-исследовательскую работу и дальнейшая ориентация на исполнительскую реализацию является важными составляющими воспитания специалиста. Подготовка и последующая защита ВКР основывается на музыкально-этнографическом материале, собранном дипломником в регионе его проживания, на своей «малой родине». Его нотация, анализ и научное осмысление, создание фольклорного сборника с приложением аудиозаписей и концертно-сценическое воплощение являются результативной формой получения квалификации. В процессе освоения учебных программ студентами анализируются и осваиваются различные региональные певческие стили. Казачьи традиции, как яркая составная часть русской народной культуры, безусловно, пересекается с работой кафедры, с её творческими и научными интересами. Анализируя архив кафедры, сложившийся более чем за полвека, а это около 400 дипломных работ и экспедиционных записей педагогов и выпускников, порядка 20 процентов исследовательских выпускных работ студентов посвящены различным региональным казачьим традициям. Большинством записей фольклора казачьих ареалов представлено песенное наследие Донского казачьего войска(народные песни казаков верхнего, среднего и нижнего ДонаВолгоградской и Ростовской областей); Кубанский песенный фольклор(ст. Тбилисская, Усть-Лабинский р-он и др. Краснодарского края); казаки-некрасовцы Ставропольского края (в том числе одно из первых исследований традиции свадебного обряда Якоби Л.А. в 1979 г.);песенный фольклор терских казаков (казачьи станицы Кабардино-Балкарской Республики). Также представлены образцы записей, выполненных в бывших казачьих поселениях Астраханской, Оренбургской, Саратовской областях и на Урале. Тематика исследований дипломных работ разнообразна: исполнительский стиль, музыкальное наполнение свадебного обряда, жанровый состав песенного фольклора, поэтика и музыкальный язык – мелодические, ритмические и ладовые формы, особенности многоголосия, степень сохранности фольклорной традиции на современном этапе и т.д. Большое значение придается на кафедре научно-исследовательской и издательской работе. За последние пять лет по казачьим традициям на кафедре подготовлены и изданы два фольклорных сборника: Кузнецова Д.А., Бондаренко М.В. Свадебные песни терских казаков (станица Екатериноградская Кабардино-Балкарской республики), Саратов, 2018; Самохина В.А. Песни верховых казаков Волгоградской области (Старополтавский и Калачевский р-он), Саратов, 2021. На кафедре подготовлено и успешно защищено 17 диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения и одна докторская диссертация, из них две по научному осмыслению региональных казачьих традиций: Ярешко П.В. (Краснодар), «Воинский фольклор казаков Кубани: история, функциональность, музыкальная стилистика» (2016), Никитенко О.Г., (Волгоград), «Песенная традиция казаков Верхнего Дона: фольклорное интонирование и речевой диалект» (2018). Тематика диссертаций направлена в первую очередь на исследование исполнительской и музыкальной стилистики песенного фольклора, так как авторы сами являются исполнителями, практически знающими традицию. Говоря о саратовских казаках, необходимо отметить, что в разные исторические периоды войсковые границы Казачьих войск не совпадали с границами губерний, а территория Саратовской области до того, как приобрести современные очертания, за пять веков неоднократно меняла свои границы. Согласно сведениям из документов ГАСО, на которые ссылается ряд исследователей [14; 12], отдельного Саратовского казачьего войска не существовало. Однако Саратов, как губернский город, плотно соседствовал, а иногда и впрямую заходил в границы области Войска Донского на юго-западе, Астраханского на юге и Уральского Казачьих войск на юго-востоке. По Высочайшему Указу в 1870 г. губернские города граничных рубежей для несения службы обязаны были содержать казачьи полки на своей территории. Размещение казачьих полков Донского, Астраханского, Уральского и даже Оренбургского Казачьих войск на территории Саратовской губернии было постояннымдля несения разного рода служб: охранной, почтовой, пограничной, конвойной. В основном, в Саратове стояли Астраханские и Донские казачьи сотни [14, с. 105]. По информации, которую приводит Степанов С.А., первые упоминания о служилых людях (казаках, стрельцах) на территории современной Саратовской губернии относятся к 1571 году, когдана левом берегу Волги была основана Караманская станица[1] – первое поселение Московского государства в нашем крае[2]. Краеведы XIX столетия Ф.Ф. Чекалин и А.И. Шахматов относили существование станицы к Правобережью (район современного села Пристанного). Население Караманской станицы состояло из служилых людей – казаков, стрельцов, пушкарей – всего 135 человек. Гарнизон нес функции погранформирования [12]. Государственный Архив Саратовской области (ГАСО) содержит подтверждающие документы том, что к 1734 году относится упоминание о казачьей сотне (команде), которая с 1721 г. именовалась Саратовской станицей. Первоначально она относилась к Войску Донскому, позже с 1734 г – к Волгскому[3] [14, с. 105]. В 1817 г. Станица вошла в состав Астраханского Казачьего войска и стала самой северной войсковой территориальной единицей [1; 10]. Если рассматривать современную территорию Саратовской губернии, то именно Прихопёрье и бассейн реки Медведица Балашовского района считаются ареалами, где можно найти сохранившиеся отголоски традиций донских и волжских казаков[5]. В архиве кафедры имеются аудиозаписи и дипломные работы с нотациями песен, записанных в с.Терновка Балашовского района. Наиболее ранние из них – работа Екатеринушкиной Л.А., 1973 г. [3] и Тархова А.А., 1977 г. [13], в которых отсутствуют аудиозаписи. Таким образом, самые ранние аудиозаписи по району, которые имеются в нашем архиве, это материалы фольклорной экспедиции 1982 года Серовой Л.Ю. [11] (дипломная работа 1984 г.). По информации Серовой Л.Ю., с. Терновка разделено на три части: Центр, Куток и Хохлы (где живут потомки переселенцев с Дона и из Украины). Представляют интерес записи от семейного ансамбля Кизьяковых в составе: два брата – Михаил Яковлевич (1910 г.р., запевала) и Иван Яковлевич (1913 г.р.), Любовь Яковлевна (жена, 1917 г.р.), к ним присоединяются Афанасьевы – В.Ф, 1904 г.р. и Татьяна 1944 г.р.
«Игроки» песен супруги Кизьяковы: Иван Яковлевич и Любовь Яковлевна, фото из дипломного сборника Тархова А.Г., 1977 г. [13].
«В селе их зовут «игроки песен» по кличке «бендяры». Прозвище это закрепилось издавна, еще о деда и пристало ко всем потомкам. «Поют песни прихоперского казачества» - «тягловые»: по поэтике, сюжетам,жанровой принадлежности, музыкальному и исполнительскому стилюможно обнаружить черты казачьего песенного стиля: с очень трудным ритмическим дроблением, частой сменой метра, в основном двух-, трехголосно, все поют в грудной манере, головное пение совсем не применяют. Для песен характерным являются: широкие распевы, разрывы слов, часто меняют гласные внутри слова (например, в песне вместо слова «пити» поют «пи(а)-(и)-ти», вместо «наварити» поют «навари-(а)-(и)-ти»). По словам самих «игроков», у них песни «тягловые» и не интересные...» [11, с. 8]. Из собрания солдатских песен Серовой Л.Ю. приведем в качестве примера «По Дону казак гулял» (солдатская протяжная):
Свободный импровизационный запев, интонационные и фонемные подъёмы, спады, выразительные смысловые акценты, насыщенные тембры в пении указывают на речевую природу певческой традиции, где важную роль играет слово, что является характерными признаками казачьей манеры пения. Также показательный элемент певческого стиля казаков – это особенность фактурного изложения в виде наличия «дишканта», слоговых асемантических вокализированных вставок («ой», «да», «вот») в распевных образцах фольклора – все это воспринимается как особая выразительная стилистика пения, о чем, в частности, пишет О.Г.Никитенко. [9, с. 16-17]. Таким образом, на территории современного Саратовского Поволжья казачьей песенной традиции в виде сформировавшегося музыкально-этнографического явления как такового не выявлено. Однако в локальных проявлениях можно встретить сохраняющиеся устойчивые коренные признаки, характерные для казачьей песенной культуры: от набора песенных жанров и характерных средств музыкальной выразительности, особого мелодического рисунка, до вокально-исполнительских приемов, куда входят специфические черты народной речи, дифтонги, словообрывы, «подъезды»-глиссандирования снизу к основному звуку и т.д., выявляются особенности фонетического строя вокальной речи. Подобные жанровые, музыкально-стилевые и исполнительские признаки песенного фольклора казачьей традиции в записях 70-80-х годов ХХ в. встречаются локально как остаточные явления. Более поздние архивные записи в этом регионе демонстрируют общерусскую позднюю городскую традицию. Этому есть множество причин: как влияние массовой попкультуры, так и результат отсутствия социальных связей между поколениями разных возрастов, преемственности внутри семьи, внутри певческих коллективов и «размытость» коренного населения переселенцами из разных регионов. В настоящее время нами ведется работа по оцифровке фондов, приведению архива к современным техническим требованиям, подготовке материалов к изданию в виде сборников и дисков, созданию доступа к нему для научной работы и исполнительской практики. Если говорить о возможном издании этого собрания, то возникают вопросы по качеству записи и, учитывая современные требования к нотациям, расшифровки порой нуждаются в дополнительной работе научного и технического редактора. Накопленные материалы неоднократных фиксаций произведений фольклора (например, Волгоградская, Саратовская области) дают возможность не просто изучить традиции исследовательских ареалов, но и на основе сравнительного анализа проследить динамику развития традиции, степень ее сохранности и проанализировать происходящие процессы. В этом несомненная ценность архивов и фондов кафедры. Таким образом складывается метод, который можно назвать лонгитюдные исследования, проводимые на протяжении длительного периода, за который порой уже утрачиваются первоначальные свойства предмета исследования. На основе расшифровок традиционного фольклора хоровым коллективом (худ. рук. Г.Н.Бурданова) создаются тематические творческие проекты и концертные программы, отражающие российскую историю, где неотъемлемой составляющей представлена казачья традиция: «Отечества священный подвиг», «Российская история в песне» и др. Ещё в 80-е годы А.С. Ярешко на основе своей практической деятельности выдвинул идею создания «Театра народной песни», где главным действующим лицом выступает сам творческий коллектив с программой единой тематической направленности [15, с. 13-14], которая, по сути «витала» в творческих умах: возрождение традиций, которые были свойственны исконному народному искусству, что воплотилось в сценическом воплощении обрядовых форм и сцен жизненного быта. По сложившимся требованиям, каждый студент кафедры, заканчивая консерваторию, сдает госэкзамен «Постановка концертной программы» на собранном им самим песенном материале. По сути, это конечный результат работы дипломника, где он реализует свои знания и компетенции в междисциплинарном комплексе: вокальная подготовка – работа с хором и ансамблем, народные инструменты фольклорной традиции, народный танец, режиссура народной песни. Это своего рода мини-спектакль, воссоздание обряда, в котором мы видим проявление синкретического единства разных жанров народного искусства. Программы на материале записей казачьих традиций отличает особая яркость музыкального материала и позитивная исполнительская экспрессия. Просветительская работа кафедры, взаимодействие с Саратовскими региональными казачьими структурами – это отдельное направление, включающее подготовку и проведение серии ежегодных фестивалей народного искусства, конкурсов, социально-просветительских проектов и открытых лекций, шефство над образовательной школой № 43 с казачьим уклоном г. Саратова – проведение концертов и лекций для школьников и т.д. Ежегодным стало проведение фестивалей казачьей песни «Разгуляй», «Песни Волги и Дона», включающие выступления на открытых площадках, работа в жюри конкурса-фестиваля детского творчества «Казачок», проводимого Министерством социального развития Саратовской области, участие в мастер-классах приглашенных ведущих ансамблей казачьих традиций Волгограда, Москвы, других городов. С 2017 года ежегодно кафедрой проводится Всероссийский молодежный конкурс-фестиваль патриотической народной песни «Песни, рожденные в боях...», основанный А.С. Ярешко на материале его уникального фольклорного сборника «Народные песни Великой Отечественной войны» (с 2019 года – памяти А.С. Ярешко), на котором звучат и казачьи песни, отражающие патриотический подвиг, верность Отечеству, стойкость духа и высокие моральные качества защитника Отечества. Конкурс с такой тематикой – это и патриотическое воспитание молодежи через эмоциональное воздействие героическими сюжетами, проникновенной лирикой и сохранение памяти о подвиге народа в сложный для страны исторический период. Кафедрой проведено шесть Всероссийских фестивалей народного творчества «Звучит гармонь саратовская...», представляющих музыкальный народный символ Поволжья – саратовскую гармонь, в котором принимают участие казачьи коллективы различных регионов. Отдельно нужно сказать о деятельности А.С. Ярешко по возрождению основ православной культуры – русских православных колокольных звонов. В дальнейшем Александр Сергеевич стоял у истоков создания Ассоциации колокольного искусства России (1989 г.) и на протяжении 25 лет был её бессменным президентом. Его деятельность в области колокольного искусства начиналась в 1970х годах, когда несколько ученых-энтузиастов независимо друг от друга стали заниматься изучением колокольного искусства. Общественная и педагогическая деятельность Александра Сергеевича с 1990-х годов связана оказанием методической и практической помощи епархиям, музеям, администрациям городов и сёл, музыкальным коллективам различных регионов России в возрождении колокольного искусства, организации производств по изготовлению колоколов, осуществлении различных форм обучения: краткосрочные курсы и школы звонарей, мастер-классы, консультации по строительству и оснащение звонниц колоколами, проведении всероссийских и международных фестивалей колокольной музыки, научно-практических конференций и других мероприятий [8]. Из необъятной работы, которая включала множество направлений, на протяжении более 30 лет он с огромным энтузиазмом занимался профессиональной подготовкой звонарей на организованном на кафедре в консерватории факультативе «Колокольное исполнительство». В этим была насущная необходимость, так как в 1990-е годы в период начавшегося возрождения православных традиций звонарей просто не было. Как вспоминал А.С. Ярешко свои поездки по югу России – Краснодарскому и Ставропольскому краю, Волгоградской, Астраханской области, «где в 90-х годах восстанавливалось и строилось заново до тысячи церквей, при этом на весь край не было ни одного (!) звонаря. Пришлось открывать в Университете культуры Краснодара школу звонарей, проводить фестиваль колокольных звонов в Краснодаре, по просьбе народного артиста РФ В.Г. Захарченко выделять для концертных поездок Кубанского хора несколько звонарей, которые сопровождали ряд песенных номеров звоном» [7, с. 5]. Весь свой опыт, полученный в экспедициях от потомственных звонарей, с которыми ему удалось общаться в 1970-х годах в монастырях, которые не были закрыты при советской власти, звонарей небольших кладбищенских церквей он положил в основу практического курса факультатива «Колокольное исполнительство», курсов и школ по подготовке звонарей. Особенно эффективно школы звонарей были открыты и работали при храмах и епархиях, которые взаимодействовали с казачьими объединениями, с атаманами станиц, которые были заинтересованы в возрождении православного искусства. Казачьему менталитету созвучна идеологическая установка и жизненная позиция А.С. Ярешко, в своих истоках также потомственного кубанского казака. Православная вера, традиционные праздники – неотъемлемая часть быта казаков. Православные звоны как стилистически яркий элемент православной культуры были восприняты в казачьей культуре очень воодушевленно, как возвращение и обретение вновь исконно утраченного. В основном направлении деятельности кафедры – воспитании фольклористов-этномузыкологов, исполнителей народной песни и руководителей творческих коллективов народно-песенного жанра заложена парадигма воспитательной работы, в том числе патриотической, в ее практическом проявлении: любовь к своей стране, народной культуре, бережное отношение к традициям, их сохранение, уважение к старшему поколению носителей культуры, преемственность знаний о народных традициях и обычаях. Это реализуется в постоянной работе – концертно-творческой, научной, фольклорно-экспедиционной, просветительской. Казачий песенный фольклор в музыкально-стилевом отношении – высокохудожественные образцы народного песенного искусства. Это направление востребовано в исполнительской практике. Сюжеты, герои и события – всё работает на воспитание у студентов эмоционально-чувственного интеллекта, что необходимо будущему руководителю творческого коллектива. Исполнительская практика, просветительские тематические концерты просвещают и воспитывают нашу слушательскую аудиторию. В конечном итоге в этом мы видим нашу задачу. Таков краткий обзор деятельности кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской консерватории. Заложенные основателями традиции продолжают следующие поколения педагогов и студентов. Коллектив, сохраняя и воплощая лучшее из народной культуры, открыт к творческому сотрудничеству в совместных патриотических проектах, которые в настоящее время приобретают новую актуальность. [1] «Cтаница» в XVI веке, помимо обозначения оседлого селения, – еще и группа конных служилых людей, которая «ездит» на большом пространстве, пересекая бескрайние поволжские степи («Дикое поле»). Возглавлял станицу стоялый голова. Каждая станица насчитывала по 6 человек конных служилых людей, включая «вожу» - проводника, выполняла задачу наблюдения и оповещения о приближающейся опасности. Посреди станицы ставилась высокая сторожевая вышка для наблюдения за «диким полем», называемая шиханом. Однако находиться в постоянных разъездах служилым людям было тяжело без постоянного пристанища. Поэтому «конная станица» с годами превратилась в станицу оседлую. Ее выстроили казаки и стрельцы на небольшом полуострове, образуемом извилистым течением речек Карамана и Саратовки [2; 12]. [2] Из жителей, поселившихся по Волге после падения Астраханского Царства, более всех имели начала исторической деятельности волжские казаки, которые появились во второй половине XVI века из перешедших на Волгу донских казаков и беглецов из Московского царства [12]. Не проста история казаков саратовского Поволжья. Достаточно привести несколько исторических фактов, чтобы понять неоднородность казачьего сословия. В августе 1670 года Степан Разин двинулся от Царицына вверх по Волге, объявляя везде казачью вольницу, и Саратов сдался мятежнику без сопротивления. На некоторое время город принял казацкое устройство [4]. [3] В 1734 году для несения постоянной службы на волжскую линию перевели 1057 семей донских казаков, их расселили по Волге в четырех станицах. Войско, созданное донцами на Волге, получило название Волгского, имело свое знамя, униформу и знаки отличия. Но за участие в пугачевском бунте (1773-1775 гг.), когда казаки поддержали Пугачева, Волгское казачество Указом Императрицы Екатерины II было расформировано, большая часть казаков выслана на Терек, дав начало ныне известному Терскому Казачьему войску [2; 4]. [4] Степанов А.С. приводит интересный факт: «В августе 1919 г. возле с. Лопуховка Саратовской губернии в бою с красными войсками погиб знаменитый донской казак Козьма Крючков – первый Георгиевский кавалер войны 1914 г. Он уроженец Усть-Хоперской станицы войска Донского (ныне Волгоградская область)». [12]. Библиография
1. Бирюков И.А. История Астраханского казачьего войска. Том 1. Саратов: Типо-литография П.С. Феокритова, 1911.
2. Гераклитов А.А. История Саратовского края в XVI-XVIII вв. Саратов: Друкарь, 1923. 378 c. 3. Екатеринушкина Л.А. Русские народные песни Саратовской области. Дипломная работа // Рукопись, архив КНПиЭ, СГК им. Л.В.Собинова. Саратов, 1973. 4. Костомаров Н.И. Очерки по истории Саратовского края от присоединения его к Русской державе до вступления на престол Николая I. // Памятная книжка Саратовской Губернии на 1858 год. Составлена при Саратовском губернском правлении. Саратов, 1858. 5. Листопадов Александр Михайлович // Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова 1912-2012. Энциклопедия. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2012. С. 207-208. 6. Листопадов А.М. Автобиографические заметки // Советская музыка, 1948. №7. С. 50-54. 7. Михайлова А.А., Бутенко А.Н. Памяти А.С. Ярешко // Вестник Саратовской консерватории. 2022. №2. С. 112-120. 8. Михайлова А.А. Авторский курс А.С. Ярешко по изучению колокольных звонов в Саратовской государственной консерватории (к 80-летию со дня рождения) // Искусство и образование. 2023. №2 (142). С. 112-121. 9. Никитенко О.Г. Песенная традиция казаков верхнего Дона: фольклорное интонирование и речевой диалект. Саратов, СГК им. Л.В.Собинова, 2018. 10. Саратовское станичное правление 2-го отдела Астраханского казачьего войска, 1835-1917 гг. // Государственный архив Саратовской области, Фонд 96. 11. Серова Л.Ю. Русские народные песни Балашовского района Саратовской области. Дипломная работа // Рукопись, архив КНПиЭ, СГК им. Л.В.Собинова. Саратов, 1984. 12. Степанов С.А. Саратовские казаки. Интернет-ресурс: https://souz-kursantov.ru/istoriya/91-istoriya-saratovskie-kazaki. 13. Тархов А.А. Русские народные песни Саратовской области. Дипломная работа // Рукопись, архив КНПиЭ, СГК им. Л.В.Собинова. Саратов, 1977. 14. Токарев В.Н., Пиреев А.И. История саратовского казачества в фондах ГАСО // Содержание стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы и основные механизмы ее реализации. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Саратов, 2020. С. 104-105. 15. Ярешко А.С. Театр народной песни // Культурно-просветительная работа. М: Советская Россия, 1986. №7. С. 13-14. 16. Ярешко А.С. Лев Львович Христиансен – выдающийся русский этномузыковед, педагог, музыкальный общественный деятель // Памяти Л.Л. Христиансена. Сборник научных статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2005. С. 3-16. 17. Ярешко А.С. Народно-певческая образовательная парадигма: поиски путей решения // История, теория и практика фольклора. Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений, памяти Л.Л. Христиансена. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2013. С. 16-23. References
1. Biryukov, I. A. (1911). History of the Astrakhan Cossack Troops. Volume 1. Saratov: Typo-lithography of P. S. Feokritov.
2. Heraklitov, A. A. (1923). History of the Saratov Region in the XVI-XVIII centuries. Saratov: Drukar. 3. Ekaterinushkina L. A. (1973). Russian folk songs of the Saratov region. Diploma thesis. Manuscript, archive of KNPiE, L. V. Sobinov SGK. Saratov. 4. Kostomarov, N. I. (1858). Sketches on the history of the Saratov region from its accession to the Russian power to the accession to the throne of Nicholas I. Memorable book of Saratov Gubernia for 1858. Compiled at the Saratov provincial administration. Saratov. 5. Listopadov Alexander Mikhailovich. (2012). Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov 1912-2012. Encyclopedia. Saratov: L. V. Sobinov State Conservatory, 207-208. 6. Listopadov, A. M. (1948). Autobiographical notes. Soviet Music, 7, 50-54. 7. Mikhailova, A. A., & Butenko, A. N. (2022). In Memory of A. S. Yareshko. Bulletin of the Saratov Conservatory, 2, 3-9. 8. Mikhailova, A. A. (2023). Author's course of A. S. Yareshko on the study of bell ringing in the Saratov State Conservatory (to the 80th anniversary of his birth). Art and Education, 2(142), 112-120. 9. Nikitenko, O. G. (2018). Song tradition of the Cossacks of the upper Don: folklore intonation and speech dialect. Saratov: L. V. Sobinov State Conservatory. 10. Saratov village board of the 2nd division of the Astrakhan Cossack Troops, 1835-1917. State Archive of the Saratov region, Fund 96. 11. Serova, L. Y. (1984). Russian folk songs of the Balashovsky district of the Saratov region. Diploma thesis. Manuscript, archive of KNPIE, L. V. Sobinov SGK. Saratov. 12. Stepanov, S. A. Saratov Cossacks. Retrieved from https://souz-kursantov.ru/istoriya/91-istoriya-saratovskie-kazaki 13. Tarkhov, A. A. (1977). Russian folk songs of the Saratov region. Diploma work. Manuscript, archive of KNPIE, L. V. Sobinov SGK. Saratov. 14. Tokarev, V. N., & Pireev, A. I. (2020). History of the Saratov Cossacks in the funds of GASO. The content of the strategy of state policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks for 2021-2030 years and the main mechanisms of its realization. Collection of materials of the interregional scientific-practical conference. Saratov. 15. Yareshko, A. S. (1986). Folk song theater. Cultural and educational work. Moscow: Soviet Russia, 7, 13-14. 16. Yareshko, A. S. (2005). Lev L. Christiansen – an outstanding Russian ethnomusicologist, teacher, musical public figure. In Memory of L.L. Christiansen. Collection of scientific articles on the materials of the All-Russian scientific readings dedicated to L.L. Christiansen. Saratov: L. V. Sobinov State State Technical College, 3-16. 17. Yareshko, A.S. (2013). Folk-singing educational paradigm: search for ways of solution. History, theory and practice of folklore. Collection of scientific articles on the materials of IV All-Russian scientific readings in memory of L.L. Christiansen. Saratov: L. V. Sobinov State Technical College, 16-23.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в современной социокультурной и социально-политической ситуации система образования в сфере искусства и культуры в значительной мере должна взять на себя миссию хранителей традиционных интеллектуальных ценностей. Поэтому подготовка и воспитание кадров фольклористов, этномузыкологов определена автором важной социокультурной задачей. Актуальность исследования обусловлена тем, что глобализация, размывание этнической идентичности и стремление влиться в общеевропейскую семью народов резко сменилось современной ситуацией с разнонаправленными векторами развития, где доминирует активный интерес к непреходящим ценностям традиционного искусства. Наступивший период турбулентности заставляет искать в традиционной культуре некие точки опоры, которые помогли бы не потерять национальную идентичность. Научную новизну составляет анализ деятельности кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по изучению и сохранению традиционной культуры казачества. Соответственно, цель данного исследования заключается в анализе вклада профессорско-преподавательского состава и обучающихся кафедры в процесс сохранения объектов нематериального культурного наследия. Методологическую базу составил комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, исторический, биографический и методический анализ. Эмпирическую базу исследования составили архивные материалы Саратовской консерватории. Как отмечает автор, на кафедре сложилась система профессиональной подготовки, где направленность приоритетов в научно-исследовательскую работу и дальнейшая ориентация на исполнительскую реализацию является важными составляющими воспитания специалиста. Подготовка и последующая защита ВКР основывается на музыкально-этнографическом материале, собранном дипломником в регионе его проживания, на своей «малой родине». Его нотация, анализ и научное осмысление, создание фольклорного сборника с приложением аудиозаписей и концертно-сценическое воплощение являются результативной формой получения квалификации. Автором проведен детальный биографический анализ деятельности исследователей, в разные периоды сотрудничавших с кафедрой: А.М. Листопадова, Л.Л. Христиансена, А.С. Ярешко. Автор дает высокую оценку важности результатов их исследовательской и преподавательской деятельности. Большое значение придается на кафедре научно-исследовательской и издательской работе. За последние пять лет по казачьим традициям на кафедре подготовлены и изданы два фольклорных сборника, подготовлено и успешно защищено 17 диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения и одна докторская диссертация, ведется работа по оцифровке фондов, приведению архива к современным техническим требованиям, подготовке материалов к изданию в виде сборников и дисков, созданию доступа к нему для научной работы и исполнительской практики. Просветительская работа кафедры направлена на популяризацию казачьей культуры. С 2017 года ежегодно кафедрой проводится Всероссийский молодежный конкурс-фестиваль патриотической народной песни «Песни, рожденные в боях...», основанный А.С. Ярешко на материале его уникального фольклорного сборника «Народные песни Великой Отечественной войны» (с 2019 года – памяти А.С. Ярешко), на котором звучат и казачьи песни. Кафедрой проведено шесть Всероссийских фестивалей народного творчества «Звучит гармонь саратовская...». В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение роли образовательных учреждений в процессе изучения и сохранения уникальной народной культуры представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшей проработки. Следует заметить, автор достиг поставленной цели. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Библиографический список исследования состоит из 17 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |