Библиотека
|
ваш профиль |
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Беляева Т.Н., Гусева Н.В.
Идейно-тематическое своеобразие романа М. Павлова «Пÿрымаш» («Судьба»)
// Филология: научные исследования.
2023. № 12.
С. 20-27.
DOI: 10.7256/2454-0749.2023.12.69197 EDN: WQNBQP URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69197
Идейно-тематическое своеобразие романа М. Павлова «Пÿрымаш» («Судьба»)
DOI: 10.7256/2454-0749.2023.12.69197EDN: WQNBQPДата направления статьи в редакцию: 26-11-2023Дата публикации: 03-12-2023Аннотация: В данной статье представлен анализ романа «Пÿрымаш» («Судьба») одного из талантливых прозаиков марийской литературы начала XXI века Михаила Прокопьевича Павлова. В 1999 году за его издание он стал лауреатом республиканского периодического журнала «Ончыко». А в 2011 году Совет Программы родственных народов Эстонии совместно с Ассоциацией финно-угорских литератур присудил Михаилу Прокопьевичу Павлову Литературную премию в категории художественные прозаические произведения за сборник «Четлык ÿжака» («Силуэт решетки»), куда вошел и данный роман. Несмотря на высокую оценку творчество национального прозаика остается малоизученным. Писатель раскрывает драматические события указанного периода: репрессии 1937-х гг. и тяжкая доля членов семей репрессированных, жизнь «за решеткой», трагические события Великой Отечественной войны, нелегкие послевоенные годы и перестроечное время (1970-1990-е гг.). Использование культурно-исторического метода исследования позволило проанализировать историю марийского народа XX века через призму судеб его героев. Убедительно показана внешняя и внутренняя борьба персонажей за свободную и счастливую жизнь, хорошо раскрыты характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией, показан менталитет народа. Прозаику удалось раскрыть внутренние переживания политзаключенных, суть самой правоохранительной системы страны советов, объяснить причину тяжелой жизни «врагов народа» и их семей. В центре внимания писателя – идейно-нравственный поиск героем истины, добра, справедливости, личного счастья и благополучия. Поэтому повествование весьма психологично. Писатель приводит к мысли, что главными мерилами человеческой жизни и устоев общества остаются такие качества как чувство справедливости, доброта, трудолюбие, взаимовыручка и взаимопонимание, умение любить и жертвовать собой во имя этого чувства. Ключевые слова: марийская литература, роман, идея, тематика, проблематика, система персонажей, Михаил Павлов, репрессии, ссылка, Великая Отечественная войнаИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-00388. Abstract: This article presents an analysis of the novel «Fate» by one of the talented prose writers of Mari literature of the beginning of the 21st century Mikhail Prokopyevich Pavlov. In 1999, for his publication, he became the laureate of the republican periodical magazine «Onchyko» prize. And in 2011, the Council of the Program of Related Peoples of Estonia, together with the Association of Finno-Ugric Literatures, awarded Mikhail Prokopyevich Pavlov the Literary Prize in the category of prose fiction for the collection «The silhouette of the lattice», which included this novel. Despite the high estimation, the work of the national prose writer remains poorly studied. The writer reveals the dramatic events of this period: the repressions of the 1937 and the plight of family members of the repressed, life “behind bars”, the tragic events of the Great Patriotic War, the difficult post-war years and the time of socio-economic restructuring period (1970-1990s). The use of the cultural-historical research method made it possible to analyze the history of the Mari people of the 20th century through the prism of the fates of its heroes. The external and internal struggle of the characters for a free and happy life is convincingly shown, the characters and circumstances born and conditioned by a certain socio-historical situation are well revealed, and the mentality of the people is shown. The writer’s focus is on the hero’s ideological and moral search for truth, goodness, justice, personal happiness and well-being. Therefore, the narrative is very psychological. The writer leads to the idea that such qualities as a sense of justice, kindness, hard work, mutual assistance and mutual understanding, the ability to love and sacrifice themselves in the name of this feeling remain the main measures of human life and the foundations of society. Keywords: Mari literature, novel, idea, theme, problems, characters system, Mikhail Pavlov, repressions, banishment, Great Patriotic WarТворческая мастерская марийского прозаика Михаила Прокопьевича Павлова «заработала» лишь в 1990-е годы прошлого столетия. Человек, не имеющий высшего филологического образования, долгое время не решался публиковаться. Лишь в начале 1990-х гг. на страницах республиканских газет «Кугарня» и «Марий Эл» стали появляться его рассказы. Вскоре была опубликована повесть «Пÿрымашын косаже» («Наследие судьбы»), которая, можно сказать, принесла ему славу. В первых своих произведениях М. Павлов поднимал злободневные проблемы современности: безработица 1980-х – начала 1990-х гг. XX века, рост алкоголизма, и, как следствие, учащение случаев воровства – повесть «Арча»=«Ларец»; излагал о повседневной жизни простого сельского труженика, социальных изменениях в селе, трудности и проблемы в колхозе – «Ишыт кундем»=«Ишытская сторона» и др. Уже тогда прозаик начинает размышлять о морально-нравственных устоях общества, несовершенности правоохранительной системы, о лагерной и тюремной жизни: повесть «Пире Микале» («Микале-волк»), рассказы «Четлык ÿжака» («Силуэт решетки») и «Вор ÿмырым ия пÿра» («Воровская судьба от дьявола»), роман «Пÿрымаш» («Судьба») и т.д. Нельзя однозначно утверждать, что это была криминальная проза, в основе которой – раскрытие преступления. Но марийскому прозаику удалось воспроизвести душевный мир преступников различных категорий в различных ситуациях, обосновать мотивы их поступков. Идейно-тематическое своеобразие романа обусловлено периодом его написания. Как справедливо отмечает Г. Е. Тамарченко: «Новые жанры чаще всего рождаются на пересечении новых литературных направлений, вызванных вступлением общества в новый этап своей истории, и литературных традиций. Тогда происходит скрещивание традиционных форм (в том числе и жанровых) с новыми общественными и художественными задачами наступающей эпохи» [10, с. 260]. «Именно эта переходность определяет особенности конфликтов, характерологию, совокупность мотивов, повествовательных приемов» данных произведений прозаика [5, с. 14]. Следует отметить, что эта тема не совсем новая для национальной литературы второй половины XX века, когда марийская художественная словесность пыталась «уйти от привычного в поисках оригинальных приемов отображения современной действительности» [6, с. 268]. «Благодаря гласности» первым о «лагерной жизни» репрессированных заговорил Ошэл Васлий в повести-воспоминании «Айдеме илаш шочеш»=«Человек рождается жить» [7], затем – Максим Швед «Кыртни пичы коргышты»=«Молодость в клетке» [11, с. 240]. К «лагерной» теме также в свое время обращалась З. Каткова (повести «Тошто язык»=«Давний грех» [4], «От себя не уйдешь» [3]). Герой повести «От себя не уйдешь» – бывший вор и рецидивист, прошедший жизненный путь истинного коммуниста (гражданина Советского Союза). Литературное творчество, пробудившееся в нем, пробуждает раздумья о пережитых событиях, хотя он не ищет сочувствия у своих читателей, наоборот, сурово осуждает себя за то, что опозорил честное имя отца (одного из организаторов совхозов в марийском крае), жестоко убитого, как и его мать, и сестры. Беспризорная жизнь способствовала его деградации. «Автор убедительно рисует духовную эволюцию преступника, нравственное возрождение героя. В художественном исследовании социально-исторических причин его морального падения и постепенного духовного прозрения заключается новаторство З. Катковой» [2, с. 343]. В 2006 году к 70-летию со дня рождения писателя издан сборник его избранных произведений под названием «Четлык ÿжака» («Силуэт решетки»). В 2011 году Советом Программы родственных народов Эстонии совместно с Ассоциацией финно-угорских литератур Михаилу Прокопьевичу Павлову за этот сборник присуждена Литературная премия в категории художественных прозаических произведений. Впервые роман «Пÿрымаш» («Судьба») был опубликован в 1999 году в республиканском журнале «Ончыко» и сразу же был отмечен редакцией, а сам М. П. Павлов стал лауреатом премии этого журнала. Вот как он пишет о начале создания романа «Изиэм годсек ачамлан серышым возаш шоненам, орланен кушмем нерген кужу-кужу серышым, колышо ачамлан...» [8, с. 46] («С детства хотел написать письмо покойному отцу, длинное письмо о своих страданиях, переживаниях…»). (Здесь и далее перевод с марийского наш). Но получился роман о трагических событиях: волна репрессий 1937-х годов, Великая Отечественная война и тревожное послевоенное время второй половины XX века. Писатель правдиво раскрывает социальные проблемы прошлого века: сущность тоталитарного режима и правоохранительной системы Советского Союза; «неписаные» законы тюремной и лагерной жизни; нелегкую судьбу членов семей политзаключенных и репрессированных, социальные и политические преобразования в Советском Союзе в 1970 – 1990-е годы, хотя, к счастью, самому писателю не пришлось испытать ужасы лагерной, тюремной жизни. «Коми республикыште Михаил Прокопьевич лагерьыште, тюрьмаште шинчен лекше, условно эрыкыште улшо ссыльный-влак дене пырля пашам ыштен. Пайрем годым, яра жапыште, йылме рудалтме пагытыште, нуно южгунам тудлан шке илыш корнышт нерген каласкаленыт» [1, c. 6] «В Республике Коми Михаил Прокопьевич работал вместе с бывшими заключенными лагерей, тюрем, ссыльными поселенцами. В праздники и в свободное время, когда велико было желание поговорить, они рассказывали ему о своей жизни». Так жизнь и судьба многих людей послужили основой для создания новых прозаических произведений писателя. Поэтому у большинства персонажей его повестей и романов есть реальные прототипы. К примеру, судьба фронтового капитана Козлова, командовавшего в годы Великой Отечественной войны ротой и батальоном, а после проработавшего бригадиром формовочного цеха Дежневского кирпичного завода легла в основу повествования о главном герое романа «Судьба» Ядрикова Алексея Петровича. Прототипом его супруги Насти является внучка хорошего знакомого прозаика Токпаева Токпая Эмановича. В романе в целом повествуется о судьбе трех поколений этого рода: «Тÿҥжылан мылам пеш сайын палыме Токпаев Токпай Эмановичын тукым вожшым налынам. Тудо шкеже 1870 ийыште шочын, кугу ÿдыржо Просковий – 1890 ийыште, эн изи эргыже Лаврентий 1905 ийыште шочын. Просковийын ÿдыржо Настя – Алексей Ядриковын ватыже лиеш. Настян зонышто ушнымо кокымшо марийжын, Арнольдын, прототипше Юза лÿман поляк, Ухта оласе “Стройматериал” объединенийыште тÿҥ экономистлан ышта ыле, курымешлан тышан кодаш пунчал почеш илен. Кажне персонаж нерген тыге каласкалаш лиеш» [8, c. 49] («За основу повествования взял судьбу хорошо мне знакомого рода Токпаева Токпая Эмановича. Родился он в 1980 году, старшая дочь – в 1980 году, самый младший сын Лаврентий родился в 1905 году. Дочь Просковий вышла замуж за Алексея Ядрикова. Прототипом второго супруга Насти, с которым она сошлась на зоне, стал поляк Юза, работавший главным экономистом объединения “Стройматериал” в городе Ухта, сосланный туда на пожизненное заключение. О каждом персонаже можно так рассказать»). Конкретно-историческая тематика романа явилась прекрасной почвой для убедительного воссоздания характеров и обстоятельств, рожденных советской действительностью; для раскрытия сущности тоталитарного режима, «силы и мощи» правящей коммунистической власти, порой переходящей в тиранию и деспотизм; для воплощения темы «маленького человека», как винтика, попавшего в механизм этой советской машины. Повествуя о судьбе одного человека, писателю удалось воссоздать уклад жизни двух поколений советского народа. Идейно-нравственный тип проблематики романа «Пÿрымаш» («Судьба») ставит в центр внимания глубинную основу человеческой личности, а именно Алексея Петровича Ядрикова, Насти и их детей. В центре произведения – философский и нравственный поиск, попытки героев ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и несправедливости. Писатель сумел глубоко раскрыть процессы нравственного поиска, идейного самоопределения Ядрикова и борьбу героев романа за свободу, несмотря на нахождение в неволе. Главное противостояние в романе – это противостояние героя и уклада жизни, личности и социума, бытовой среды. Большой временной отрезок (более полувека), динамический сюжет произведения позволяют не только проследить судьбу героев романа, но и осознать суть социальных, политических процессов описываемых периодов. События разворачиваются в Марийской АССР, в деревнях Шабаржи, Ишыттÿр Коми края и в Архангельской области. В романе насчитывается более пятидесяти пяти героев, способствующих раскрытию тематики, идейного мира произведения, проблематики. Для М. Павлова нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить детально внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Раскрытие главных черт характера большинства персонажей (мужество, героизм, верность идейным принципам, любовь, сила воли) позволяют прозаику связать его с менталитетом всего советского народа. И, по мнению писателя, истина, справедливость, любовь, доброта, трудолюбие, взаимовыручка и взаимопонимание ‒ вот главные мерила человеческой жизни и устоев общества. Роман пронизан пафосом трагизма: большие человеческие потери принесла стране не только Великая Отечественная война (в боях погибли главный герой ‒ Алексей Ядриков, Энсай Ишуткин, майор Кожаев, первый и второй батальоны и т. д.), но и репрессии 1930 ‒ 1937 гг. погубили наилучшую часть российских научных кадров, в том числе и марийскую интеллигенцию и оставили глубокую «рану» в душе последующих поколений. Одна из существенных проблем романа – жизнь «за решеткой». Алексея забирают с вокзала и увозят в тюрьму. Арест Алексея Ядрикова и его жены (Анастасии Савельевны) разрушает не только семейное благополучие, но навсегда разделяет семью на три лагеря. Повествование от третьего лица позволяет прозаику психологически тонко раскрыть характеры главных героев, уголовников. Заключенные ‒ люди разные по национальности (русский, украинец, белорус, казак, каракалпак, узбек и т. д.) и по социальному статусу (бывшие начальники, колхозники, обычные рабочие, студенты, военные, люди с высшим и средним образованием, безграмотные). Некоторые хотят Алексею помочь: советуют во всем честно признаться, другие – не понимают причину его поступка: «Тыят титакетым умылышо лий, чыла каласе. Еҥ верч мом шкендычым индырыктет, мыскылыктет? – учит. – Нуно эрыкыште ракатланат, тый орланет» [9, с. 15] («Ты тоже покайся, все расскажи. Почему ты должен страдать, терпеть унижения за другого? – учит. – Они на свободе наслаждаются, а ты страдаешь»). Но большинство осуждает: «Ты что, падла, чужое место занял? Ну-ка, канай отседова» [9, с. 29]. Ядриков сам долго не понимает, что послужило причиной его ареста, и до конца жизни надеется, что все разрешится, что он восстановит свое честное имя. Лишь перед смертью, осознав, что при жизни он все же не будет реабилитирован, просит Финна: «Йоча-шамыч палышт, ачашт нимогай тушман лийын огыл, тыгай-тугайым ынышт шоно, яндар шÿм-чон дене илен, коммунист лийын, коммунистак кодын. <…> Тый иле. Илен шукто. Тиде тыланет тек мыйын приказем семын лиеш. Кеч мыйын йоча-шамычемын пиалешышт иле, йодмем шукто. Ала эре тыгак огеш лий, иктаж-можо да вашталтеш. Каласе нунылан кушан капем тойымо лиеш. Ала кумылышт лектеш гын, толынат каят. Шкежат яндар шÿм-чон дене иле» [9, с.184-185] («Пусть дети мои знают, их отец никакой не враг народа, пусть не думают ничего плохого, был светлым человеком, коммунистом, коммунистом и остался. <…> А ты живи. Доживи. Пусть это будет тебе моим приказом. Живи ради счастья моих детей, выполни просьбу. Может не всегда так будет, что-то изменится. Передай им, где меня похоронят. Может будет желание – приедут. И сам живи с чистым сердцем»). Алексей не умеет жить за счет другого, понимая, что не только наши «корни» укрепляют, увековечивают наши имена, но и прожитая жизнь. Это идеализированный и вместе с тем обобщенный герой своего времени. Человек чести и борец за справедливость, он категорически не переносит ложь. Для него семья, благополучие и счастье супруги, детей оказываются на первом месте. Поэтому, узнав об аресте жены, желая помочь ей, он признается даже в том, чего не совершал. И после всегда старается поддержать близких: регулярно отсылает деньги, ведет переписку с детьми. На протяжении всего повествования писатель описывает жестокость тюремных начальников, надзирателей: били не только до синяков, до потери сознания, обворовывали (Насте после бани не вернули шерстяную кофту, сказав, что ее и не было [9, с. 28]). Судьбы детей осужденных – еще один важный вопрос, поднятый в романе. На воле у Алексея и Насти остались двое сыновей ‒ Игорь и Волой. Младший сын, Волой, очень скучал по матери, постоянно звал ее, рвался к родителям. Дети плакали по ночам, их часто обижали, били (ходили в синяках) в школе. Одноклассники, учителя обзывали «отродьем врага народа» [9, с. 31]. Лишь поддержка близких (бабушки и дедушки, дяди Лавы и тети Оклины) помогла ребятам выжить, справиться с душевными переживаниями. Образцово-показательная семья Лавы и Оклины служит примером для многих жителей деревни. Их жизненный опыт, теплые взаимоотношения и любовь становятся крепкой опорой и примером для их родного сына Семона, и для Игоря с Волоем. Повзрослевший Игорь – старший сын Насти и Алексея, женится на любимой девушке Марине. Получив семилетнее образование, начинает работать в колхозе счетоводом, увлекается пчеловодством. Несмотря на все невзгоды и тяготы, юноша не очерствел, вырос трудолюбивым, стал заботливым семьянином. Жизнь «потрепала» его еще совсем маленьким, практически «оставила без детства»: разлучила с отцом и матерью, нанесла большие душевные раны, приходилось много работать и взваливать на себя не по-детски тяжелую жизненную ношу. Игорь уже с малых лет многое понимал о жизни, смысле жизни, о людях и даже рассуждал по-взрослому: «Портышкем огеш кÿл, кочам тумышаным конденыс, утларакшым йыдал денат коштам. А пальто изирак гынат, тенийлан йора, чытем, тоштем денак коштам» [9, с. 55] («Валенки не нужны, дедушка принес залатанные, чаще лапти ношу. А пальто хоть и мало, на этот сезон сгодится, потерплю, похожу в старом»). И даже младшего брата учит уму-разуму: «Мÿшкыретым темаш веле палет, а пашам нимынярат ынет ыште. Ме тый денет ача-ава пелен огына иле. Еҥым так арам пукшымо кон шуэш? Йора эше мемнам ашнаш налыныт: пукшат-йÿктат, чиктат. Йочапортыш логалына гын, илышна тыгай вольна огеш лий. Кеч изиш вует йыр шоналте, изи отыл ынде. Модын куржталме дене мÿшкырет огеш тем» [9, с. 97] («Думаешь лишь о том, как поесть, а работать вовсе не желаешь. Мы с тобой не с мамой, не с папой живем. Кому даром хочется чужого кормить? Хорошо, что еще нас приютили: кормят-поят, одевают. В детском доме так вольготно не поживешь. Подумай, ты уже не маленький. Играя – сыт не будешь»). А заботу, любовь, нежность Игорь проявлял всегда: и к родным, и к окружающей природе. Любящий человек, по М. Павлову, способен осчастливить близких ему людей, сберечь и приумножить прекрасное в самом себе и в окружающем мире. Вообще он способен преобразить весь мир. Время, проведенное без отца и матери, не могло не сказаться и на судьбе младшего сына Ядриковых – Волоя. В романе на примере его жизни писатель продолжает раскрывать тему «за колючей проволокой». Мальчик с детства не любил работать, ему трудно давалась учеба в школе. Часто, ссылаясь на работу дома, прятался в огороде – любил проводить время без дела. В более зрелом возрасте он угодил в тюрьму, отсидел свой срок. После смерти бабушки и дедушки продал их дом, женился, переехал жить в город. Стал хорошим семьянином, отцом троих детей. Таким образом, повествуя о судьбе одного рода, автор выводит к постановке проблем общечеловеческого характера, раскрывает суть социальных и политических процессов прошлого XX века: репрессии 1930-х годов, тяжелые военные годы и эпоху 1980 – 1990-х годов. Писателю удалось раскрыть внутренние переживания политзаключенных, суть самой правоохранительной системы страны советов, объяснить причину тяжелой жизни «врагов народа» и их семей. Поэтому повествование прозаика весьма психологично. В центре внимания писателя – идейно-нравственный поиск героем истины, добра, справедливости, личного счастья и благополучия. Для М. Павлова нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может детально проследить внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Такое повествование дает возможность изобразить внутренний мир не одного Алексея, а всего народа.
Библиография
1. Васинкин, А. Автор нерген // М. Павлов. Четлык ÿжака. Йошкар-Ола, 2006. С. 5‒6.
2. История марийской литературы / Отв. редакторы К. К. Васин, А. А. Васинкин. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. 432 с. 3. Каткова, З. Ф. От себя не уйдешь: повести и рассказы. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1982. 175 с. 4. Каткова, З. Ф. Тошто язык: повесть // Ончыко. 1969. № 6. С. 5‒29. 5. Матвеенко, И. А. Социально-криминальный роман Ч. Диккенса «Оливер Твист» в восприятии русского литературного процесса 1840-х гг. // https://vdocuments.mx/-5750a9c61a28abcf0cd2d992.html?page=1 С. 14‒18. (Дата обращения: 26.11.2023). 6. Очерки истории марийской литературы. Часть I. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1963. 424 с. 7. Ошэл, Василий. Человек рождается жить: повесть-воспоминание. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1990. 142 с. 8. Павлов, М. Колышо ачамлан серышым возынем ыле… роман шочо // Ончыко. 1999. № 5. С. 46‒49. 9. Павлов, М. Четлык ÿжака: чумырен лукмо ойпого. Йошкар-Ола: Изд-во ОАО «МПИК», 2006. 576 с. 10. Тамарченко, Г. Е. Чернышевский – романист. Л.: Худ. лит., 1976. 450 с. 11. Федосеева, Н. А. Марийская историческая проза второй половины ХХ века // Возрождение национальных литератур во второй половине XX века и Чингиз Айтматов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Сост. Ф. Х. Миннуллина, А. Ф. Ганиева, Л. Р. Надыршина. Казань: Издательство: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, 2018. С. 238–242. References
1. Vasinkin, A. (2006). About the author. The silhouette of the lattice. Yoshkar-Ola.
2. History of Mari literature (1989). Chief Editors K. K. Vasin, A. A. Vasinkin. Yoshkar-Ola: Mari book publishing house. 3. Katkova, Z. F. (1982). You can’t get away from yourself: stories and short stories. Yoshkar-Ola: Mari book publishing house. 4. Katkova, Z. F. (1969). An old sin: a story. Onchyko, 6. 5. Matveenko, I. A. The social-criminal novel by Charles Dickens «Oliver Twist» in the perception of the Russian literary process of the 1840s. (pp. 14-18). https://vdocuments.mx/-5750a9c61a28abcf0cd2d992.html?page=1 6. Essays of the History of Mari Literature. (1963). Part I. Yoshkar-Ola: Mari book publishing house. 7. Oshel, Vasily. (1990). Man is born to live: a story-memoir. Yoshkar-Ola: Mari book publishing house. 8. Pavlov, M. (1999). I wanted to write a letter to my deceased father... a novel was born. Onchyko, 5. 9. Pavlov, M. (2006). The silhouette of the lattice: collected works. Yoshkar-Ola: Publishing House OJSC «MPIK». 10. Tamarchenko, G. E. (1976). Chernyshevsky is the novelist. L.: Hood. lit. 11. Fedoseeva, N. A. (2018). Mari historical prose of the second half of the 20th century. The revival of national literatures in the second half of the 20th century and Chingiz Aitmatov: collection of materials of the International scientific-practical conference. Comp. F. Kh. Minnullina, A. F. Ganieva, L. R. Nadyrshina. Kazan: Publishing house: Institute of Language, Literature and Art named after. G. Ibragimov.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Статья является новаторской, одной из первых в российской филологии, посвященной исследованию подобной проблематики. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Теоретические измышления проиллюстрированы языковыми примерами на марийском языке с переводом на русский, а также представлены убедительные данные, полученные в ходе исследования. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Отметим, что заключение требует усиления, оно не отражает в полной мере задачи, поставленные автором и не содержит перспективы дальнейшего исследования в русле заявленной проблематики. Библиография статьи насчитывает всего 11 источников, среди которых представлены работы исключительно на русском языке и тексты произведений на марийском. Считаем, что обращение к зарубежным источникам по смежной тематике, несомненно, обогатило бы рецензируемую работу. К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы отечественных исследователей, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации. Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по теории литературы, а также курсов по междисциплинарным исследованиям, посвящённым связи языка и общества. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Идейно-тематическое своеобразие романа М. Павлова «Пÿрымаш» («Судьба»)» может быть рекомендована к публикации в научном журнале. |