Библиотека
|
ваш профиль |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:
Караманова М.Л., Асриян А.Г.
Пьер ван Хауве и его концепция «Игра с музыкой» в истории музыкального образования
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2023. № 5.
С. 34-41.
DOI: 10.7256/2453-613X.2023.5.68958 EDN: HNWAIU URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68958
Пьер ван Хауве и его концепция «Игра с музыкой» в истории музыкального образования
DOI: 10.7256/2453-613X.2023.5.68958EDN: HNWAIUДата направления статьи в редакцию: 12-11-2023Дата публикации: 21-12-2023Аннотация: Объектом исследования данной работы является творческая и педагогическая деятельность голландского дирижера, композитора и педагога Пьера ван Хауве (1920-2009). Предметом исследования являются концептуальные основы его педагогической теории «Игра с музыкой», которая получила широкое распространение не только в европейских странах, но и странах Южной Америки, Африки и Азии. Авторы статьи подробно рассматривают особенности концепции П. ван Хауве, основы которой строятся на элементах системы Золтана Кодая, получившей распространение в Венгрии, и методе музыкального воспитания Карла Орфа, с которым П. ван Хауве познакомился в Зальцбурге. Особое внимание уделяется методическому изданию «Игра с музыкой» («Spielen mit Musik»), где П. ван Хауве поэтапно изложил свою концепцию, сопровождая конкретными рекомендациями для педагогов. В ходе исследования использовались теоретические (анализ, синтез и др.) и эмпирические (сравнительно-исторический, структурно-типологический) методы исследования. Основные выводы исследования: педагогическая деятельность П. ван Хауве оказала большое влияние на развитие музыкального образования не только в Нидерландах, но и в других странах мира. Его концепция «Игра с музыкой» («Spielen mit Musik») объединила в себе элементы образовательных систем двух выдающихся педагогов ХХ века – З. Кодая и К. Орфа, вследствие чего стала закономерным продолжением развития европейской музыкально-педагогической мысли. Особым вкладом авторов статьи в исследование темы, отражающим его новизну, стал подробный анализ методического издания «Spielen mit Musik» («Игра с музыкой»), на основе которого была выявлена сущностная взаимосвязь идей П. ван Хауве и его предшественников. Также впервые в отечественном музыкознании более полно раскрыты факты биографии музыканта. Ключевые слова: Пьер ван Хауве, музыкальная педагогика, Игра с музыкой, орф-педагогика, Золтан Кодай, относительная сольмизация, инструменты Орфа, ритмика, Делфтская школа, ШульверкAbstract: The object of research of this work is the creative and pedagogical activity of the Dutch conductor, composer and teacher Pierre van Hauwe (1920-2009). The subject of the study is the conceptual foundations of his pedagogical theory of "Playing with Music", which has become widespread not only in European countries, but also in South America, Africa and Asia. The authors of the article consider in detail the features of P. van Hauwe's concept, the foundations of which are based on the elements of the Zoltan Kodai system, which became widespread in Hungary, and the method of musical education of Karl Orff, whom P. van Hauwe met in Salzburg. Special attention is paid to the methodical publication "Playing with Music" ("Spielen mit Musik"), where P. van Hauwe outlined his concept step by step, accompanied by specific recommendations for teachers. The research used theoretical (analysis, synthesis, etc.) and empirical (comparative-historical, structural-typological) research methods. The main conclusions of the study: P. van Hauwe's pedagogical activity had a great impact on the development of music education not only in the Netherlands, but also in other countries of the world. His concept of "Playing with music" ("Spielen mit Musik") combined elements of the educational systems of two outstanding teachers of the twentieth century – Z. Kodai and K. Orff, as a result of which it became a natural continuation of the development of European musical and pedagogical thought. A special contribution of the authors of the article to the study of the topic, reflecting its novelty, was a detailed analysis of the methodological publication "Spielen mit Musik" ("Playing with music"), on the basis of which the essential relationship of the ideas of P. van Hauwe and his predecessors was revealed. Also, for the first time in Russian musicology, the facts of the musician's biography are more fully disclosed. Keywords: Pierre van Hauwe, music pedagogy, Playing with music, Orff pedagogy, Zoltan Kodaly, relative solmization, Orff instruments, rhythm, Delft School, ShulwerkВ истории европейской музыки ХХ века было немало знаковых фигур, чьи идеи навсегда изменили подход к музыкальному образованию. Наиболее широкое признание получили концепции Э. Жак-Далькроза (1865–1950), З. Кодая (1882–1967), К. Орфа (1895–1982), М. Монтессори (1870–1952). Их по праву можно считать основоположниками целых педагогических школ, представители которых сегодня продолжают распространять идеи музыкантов на всех континентах. Уникальным в этом смысле является опыт голландского дирижера, композитора и педагога Пьера ван Хауве (1920-2009), который не просто следовал идеям коллег старшего поколения, но сформировал свою систему музыкального воспитания «Spielen mit Musik» («Игра с музыкой»), основываясь на объединении элементов концепций Карла Орфа и Золтана Кодая. Его педагогический подход высоко оценен не только в странах Европы, но и в Африке, в Азии, в Южной и Северной Америке. Однако, в отечественном музыковедении фигура П. ван Хауве практически не нашла должного освещения. На сегодняшний день есть лишь одна работа о музыканте, изданная в 1976 году [1], где собраны в основном впечатления автора статьи о встрече с делфтским педагогом в Вильнюсе в начале 1970-х годов. За прошедшие почти пятьдесят лет со времени публикации К. Найнис так и не вышло новых работ о П. ван Хауве, где разносторонне освещался бы его творческий и жизненный путь, взгляды на музыкальное образование и основные педагогические принципы. А вместе с тем, голландский педагог успешно развивал и применял свою концепцию еще на протяжении тридцати лет после 1976 года не только в Нидерландах и Германии, но и в странах южной Америки, Африки и Европы. Потребностью в обобщении достижений и идей П. ван Хауве в музыкальной педагогике и обуславливается актуальность данной работы. Можно смело сказать, что путь в музыке для П. ван Хауве был предопределен. Он родился 12 января 1920 года (г. Тернёзен, Голландия) в семье дирижера. Его отец был регентом церковного хора, руководил городским оркестром, а также играл на валторне и тромбоне в оперном театре города Гент (Бельгия). В одном из интервью газете «Делфт в воскресенье» П. ван Хауве говорил: «Уже в пять-шесть лет я понял, что хочу стать музыкантом». Серьезные занятия музыкой для Пьера начались в семь лет: он пел в церковном хоре, учился играть на фортепиано, и всей душой любил ударные инструменты, которые были для него развлечением. Уже в пятнадцать лет его назначили хормейстером в школе-интернате (г. Синт-Никлаас, Бельгия), где он обучался. К этому же времени относятся и первые попытки сочинения музыки, преимущественно хоровой. Далее П. ван Хауве поступает на дирижерское отделение в Королевскую академию (г. Антверпен). В годы Второй мировой войны продолжает обучение в консерватории в Гааге. «Много страдания, много разрушений, много погибших людей. Гнилое время», – вспоминал он позднее об этом периоде. В 1946 году музыкант переезжает в Делфт. Этот город стал для него второй родиной, здесь он жил и работал до конца своих дней. Именно в Делфте начинается активный этап его творческой деятельности как хормейстера: в 1946 году он занял должность церковного регента, организовал в городе женский хор «Madrigaal», а позднее – и детский хор мальчиков. Концертная деятельность с хором «Madrigaal» (просуществовал до 1965 года) принесла ему всеевропейскую известность. Репертуар коллектива состоял преимущественно из сочинений авторов Средневековья и Возрождения (Г. Дюфе, П. де ла Рю, Ж. Деспре, Н. Гомбера, К. Жаннекена, К. де Роре, Г. Костели, Г. П. да Палестрины, К. Монтеверди и других), а также значительную часть занимали обработки народных песен голландских и зарубежных композиторов (А. Загвейна, Кооса ван дер Гриенд и З. Кодая), а также самого хормейстера. В 1950-е годы П. ван Хауве был одним из организаторов Дня народной песни в Делфте («Volkszangdag») [2]. Главным событием праздника было коллективное пение горожанами (несколько сотен человек) народных песен на центральной площади города. Впервые подобное мероприятие состоялось в Делфте ранее, в 1923 году, но после – повторялось лишь несколько раз. П. ван Хауве возродил традицию, и День народной песни проводился регулярно до 1970 года. С начала 1960-х годов фокус внимания и интерес П. ван Хауве перешел на педагогическую сферу. Одной из причин стало предложение от руководства города в 1960 году открыть и возглавить музыкальную школу в Делфте. В этот же период он едет в Зальцбург, где знакомится с Карлом Орфом, Гунильд Китман (соавтором метода «Шульверк») и музыкальным педагогом Вильгельмом Келлером. Идеи К. Орфа и его соратников вдохновили П. ван Хауве не только распространять полученные в Зальцбурге знания, но и впоследствии легли в основу его собственного метода. О сущности метода К. Орфа на сегодняшний день написано значительное количество работ (Г. Лизуновой [3]; О. Куликовой [4]; Е. Донгаузер [5],[6]; В. Белобородовой [7]; А. Сердюкова [8]; Н. Доманицкой [9] и многие другие), поэтому отметим лишь принципиальные моменты, которые оказались наиболее важными для П. ван Хауве. Прежде всего голландского педагога привлекла идея о необходимости единства трех компонентов в обучении: пения, инструментальной игры и движения. На первый план в концепции К. Орфа выдвигалось удовольствие от процесса музицирования и импровизационность, как главная черта. Этого можно добиться лишь путем моментального приобщения ребенка к творчеству с первых дней обучения. Данная роль отведена в «Шульверк» максимально простым музыкальным инструментам, а также дети учатся в процессе импровизации задействовать собственное тело и речь. Схожей идеи – приобщение детей к творчеству простыми и доступными средствами – придерживался П. ван Хауве, поэтому в своей системе воспитания он особое место отводил шумовому оркестру К. Орфа. «Что меня захватило в новой работе <…> – это радость, которой буквально светились глаза детей в те минуты, когда я, вместо того, чтобы заставлять их бесконечно повторять гаммы и этюды или зубрить элементарную теорию музыки, вовлекал их в веселые подвижные игры, давал им играть на орфовских ксилофонах и металлофонах» [цит. по: 1, c. 127]. Кроме того, игра в ансамбле как коллективный вид творчества, сближала и давала возможность каждому ребенку без стеснения раскрыться и самовыразиться. Также П. ван Хауве была близка идея опоры на национальный фольклор, как основной материал для музицирования. Помимо К. Орфа, большое влияние на концепцию П. ван Хауве оказала система З. Кодая, с которой он познакомился во время поездки в Венгрию перед открытием своей школы. Педагог из Делфта был впечатлен уровнем музыкально-теоретических знаний детей разных классов. Это существенно отличало метод З. Кодая от системы «Шульверк», где музыкальная теория не являлась приоритетом на занятиях с детьми. Постижение музыки согласно концепции К. Орфа шло от простого к сложному, от практики к теории. В методе З. Кодая элементарная музыкальная теория вводилась уже с первых этапов обучения (начиная от ритмической записи до простого анализа музыкальной формы)[11]. П. ван Хауве отмечал: «Орф умеет привлечь детей к музыкальным занятиям и вызвать у них большой интерес к музицированию, но его метода недостаточно для развития у детей внутреннего слуха, он непригоден для обучения пению и сольфеджио. Между тем именно это прекрасно умеет Кодай. Его система была бы великолепной, если бы в ней учитывались склонность детей к затейливым играм, к импровизированию» [цит. по: 1, с.127]. При разработке своей системы обучения З. Кодай учитывал физиологические возможности детей определенного возраста [12]. Именно поэтому в свою концепцию П. ван Хауве взял ряд педагогических принципов, которые лежали в основе музыкального образования в Венгрии: приоритет относительной сольмизации (для упрощения ориентирования в нотах); приоритет нисходящего интонирования (как наиболее естественного для детей); приоритет двухтактности (как отражение естественной пульсации, с которой дети встречаются повседневно). З. Кодай, как и К. Орф, подбирал музыкальный материал, ориентируясь на песенное творчество разных народов. Выбрав лучшее из двух педагогических методов П. ван Хауве попытался найти баланс между удовольствием от музыки и теоретической базой, необходимой будущим музыкантам. Так появилась его концепция, получившая название «Spielen mit Musik» («Игра с музыкой»). При этом отметим, что сам автор отмечал, что на его взгляды также повлияли идеи М. Монтессори и Ж. Пиаже, но лишь в косвенно. Пьером ван Хауве были опубликованы несколько работ по методике музыкального образования «Музыка для молодежи» (1961), «Музыкальный детский сад: учимся играть вместе на блокфлейте» (1969). Однако, главной работой можно назвать «Игру с музыкой» [13]. Это методическое пособие, созданное в соавторстве с Евой М. Киршнер, стало своего рода компиляцией основных педагогических принципов П. ван Хауве. Оно включает в себя материал для учителя и тетради для детей. Учебный материал, конечно, больше предназначается для педагога, так как в нем даются комментарии по работе с детьми, предлагаются разные способы изучения материала, описываются игры. П. ван Хауве придерживался мнения (подкрепленного его многолетней практикой), что развитие музыкальных способностей у детей происходит последовательно: сначала ритм (как основа), далее пение, импровизация, сопровождение песен и активное восприятие музыки. Именно поэтому первый раздел в пособии озаглавлен «Метр и ритм». Основываясь на своем опыте и посещении разных стран с мастер-классами П. ван Хауве убедился, что дети, которые с детства слышат ритмически сложную музыку (особенно в странах Южной Америки, Африки), в дальнейшем более ярко раскрывают свою музыкальность, проявляют себя свободнее в импровизации. П. ван Хауве считал, что ритму и ритмике должны обучаться все дети без исключения. Поэтому в Нидерландах обязательные занятия ритмом с детьми начинаются задолго до музыкальной школы, еще в саду. Далее детей, чьи способности наиболее ярко раскрылись, приглашают на обучение в музыкальную школу. При обучении ритму П. ван Хауве опирается на систему З. Кодая, предлагая проговаривать, прохлопывать привычные детям слова в определенных ритмах, комбинируя «та-та» (более длинные длительности) и «ти-ти» (более короткие длительности). Использование ритмических слогов позволяет «читать» ритмы даже тем детям, кто еще не знаком с музыкальной теорией. При этом автор предлагает разные варианты ритмических упражнений и игр: от проговаривания и прохлопывания известных детям слов до игр-загадок, когда дети называют любые из предметов вокруг себя, которые бы подходили под изучаемый ритм. Уроки построены так, что в дальнейшем в занятия ритмом могут усложняться за счет подбора более сложного материала, или разделения детей на разные группы, отбивающие свой ритм и включение шумовых инструментов в процесс занятий. Второй раздел посвящен теоретическим вопросам о ладе и главных ступенях. Здесь авторы на примере сравнений из жизни, понятных детям, рассказывают про гамму, мажор и минор, соотношение T и D лада. Знание этих простых теоретических моментов позволяет ученикам, не обладая полнотой музыкального образования, участвовать в игре оркестра. Для удобства ориентирования детей тоническая квинта (П. ван Хауве называет это соотношение «бурдоном») помечалась цветом на клавишах ксилофона или металлофона. Следующий раздел посвящен работе с инструментами Орфа. В этой главе авторы рассматривают как обучать детей аккомпанементу, игре в ансамбле. Для развития свободы импровизации П. ван Хауве рекомендует первоначально разделить детей на две группы, одна из которых будет петь, а вторая – аккомпанировать пению на инструментах. Затем группы меняются заданиями. Такая форма работы позволяет равномерно обучать детей пению и созданию музыкального сопровождения. Конечная же цель таких занятий – выработать навык одновременного пения и игры на инструменте. Для группы детей, отвечающих, например за «бурдон» авторы рекомендуют убирать часть пластин ксилофона, помечать их цветом (как уже говорилось ранее). Это позволяет детям на первоначальном этапе фокусировать внимание на нужных звуках, не боясь выпасть из звукового ансамбля. Следующий раздел учебного пособия посвящен развитию слуха и интонированию. П. ван Хауве опирался на идеи Гвидо Аретинского и З. Кодая, которые использовали систему относительной сольмизации. По мнению З. Кодая, пение гаммы по установленным названиям звуков (До, Ре, Ми, Фа, Со, Ла, Ти – для мажора, и Ла, Ти, До, Ре, Ми, Фа, Со – для минора), позволяет развивать сознательное интонирование независимо от тональности. Но при этом, П. ван Хауве отмечает, что могут быть использованы и другие системы развития интонационного слуха (Б. Ченека, Ф. Лиски, Л. Даниэля и др.) Основной посыл данного раздела пособия – убедить педагогов в важности раннего развития музыкального слуха. Следом П. ван Хауве дает ряд рекомендаций по здоровому развитию детского голоса. В этом разделе проявляется его многолетний опыт как хорового дирижера. В частности, отмечаются такие важные принципы работы с голосом как: правильное дыхание, недопустимость насильственного расширения диапазона, правильное произношение гласных и согласных букв. Также подчеркивается важность развития у детей навыка чтения с листа. Последний приобретается путем занятий сольмизацией и правильным транспонированием. Перенести песню в другую тональность в относительной сольмизации – не составляет труда даже для детей. В то время как аккомпанемент группы ударных (строящийся на «бурдоне») педагог также быстро может поменять, установив новые клавиши на мелодических ударных инструментах. Рекомендации по практической работе с транспонированием в оркестре Орфа – посвящен соответствующий раздел в пособии П. ван Хауве. И в заключительном параграфе авторы рассуждают о навыках импровизации и их развитию. Свою концепцию «Игры с музыкой» П. ван Хауве много лет преподавал в Институте Орфа в Зальцбурге, распространял через организованные мастер-классы. С конца 1960-х годов сложилась традиция Рождественских курсов («Неделя Орфа») в Делфте, куда съезжались педагоги и воспитатели со всей Европы. В 1970-х годах его лекции записывались и транслировались по радио и телевидению в Бельгии, Дании, Люксембурге, Германии, Франции, Нидерландах, Австрии, Польше, Швейцарии. Концепция «Игры с музыкой» была переведена на иврит, чешский, русский, литовский, польский, норвежский, датский, португальский, испанский языки. Это поспособствовало распространению идей П. ван Хауве по всему миру, особенное влияния которых проявилось в системе музыкального образования Бразилии и Мексики. Последний семинар в Делфте состоялся в 1988 году, «на нем присутствовало 330 человек из 12 разных стран» [цит. по: 2]. С 1991 и до конца жизни П. ван Хауве проводил «Рождественские курсы» в Баварии в «Musikschule Inning», где продолжал популяризировать свой метод. Сегодня концепция «Игры с музыкой» не утратила своей актуальности. Ученики П. ван Хауве, его дети и коллеги (Петер Шуман, Вальтер ван Хауве, Роземик ван Хауве, Ганс Спитженс и другие) продолжают распространять идеи делфтского педагога по всему миру: издаются учебники и тетради на разных языках, проводятся мастер-классы для педагогов. Идеи «Игры с музыкой» составляют основу систем музыкального воспитания Мексики и Португалии.
Библиография
1. Найнис, К. О системе детского музыкально воспитания Пьера ван Хауве (г. Делфт, Голландия) // Музыкальное воспитание в школе. 1976. №11. С. 124-136.
2. Виссер, С. Закончилась жизнь Пьера ван Хауве, жизнь, полная музыки // Делфт в воскресенье, 2009, 26 июня. – [Электронный ресурс]. –https://www.delftopzondag.nl/nieuws/algemeen/74208/vlaamse-delftenaar-pierre-van-hauw-overleden-na-een-rijk-leven-vol-muziek- (дата обращения: 23/ 09.2023). 3. Павличкова Ж. Пьер ван Хауве и его педагогическое наследие. – Прага: Карлов университет, 2013. 4. Лизунова, Г. В. "Шульверк" К. Орфа и его национальные версии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. №1 (17). C. 10-15. 5. Куликова, О. В. Игра на детских музыкальных инструментах по системе Карла Орфа // Интерактивная наука. 2023. №4 (80). C. 37-38. 6. Донгаузер, Е. В. Воспитательный потенциал педагогики Карла Орфа // Педагогическое образование в России. 2014. №7. C. 144-149. 7. Донгаузер, Е. В. Идеи творческого развития личности в педагогике Карла Орфа // Историко-педагогический журнал. 2014. №3. С. 130-138. 8. Белобородова, В.О. Системы массового музыкально-эстетического воспитания XX века // Форум молодых ученых. 2020. №6 (46). С. 97-100. 9. Сердюков, А. А. Импровизация в отечественной музыкальной педагогике // Манускрипт, no. 3-1 (77), 2017, С. 135-138. 10. Доманицкая, Н.В. Цели музыкального воспитания детей в концепциях К. Орфа и Д. Кабалевского // МНИЖ. 2020. №5-3 (95). С. 103-107. 11. Уткин,А. С. Принципы музыкального воспитания З. Кодая: взгляд из XXI века // Бюллетень науки и практики. 2016. №7 (8). С. 315-318. 12. Уткин, А. С. Современные тенденции музыкального образования в Венгрии: метод кооперативного обучения// Бюллетень науки и практики, вып. 12 (25), 2017, С. 529-533. 13. ХАУВЕ, П. ван. «Игра с музыкой»: новые и старые песни для детского сада, начальной и средней школы, музыкальных школ и любителей музыки с инструментами Орфа и блокфлейтой. Долльнштейн: Фунфрабен Верлаг, 2010. References
1. Nainis, K. (1976). About the system of children's musical education by Pierre van Houwe (Delft, Holland). In: O. Aprakisna, Musical education at school. Issue 11 (pp. 124-136). Moscow: Soyuzpoligraprom.
2. Visser, S. (2009). The life of Pierre van Hauwe, a resident of Flemish Delft, ended, a life full of music. Delft on Sunday, June 26. [DX Reader version]. Retrieved from https://www.delftopzondag.nl/nieuws/algemeen/74208/vlaamse-delftenaar-pierre-van-hauw-overleden-na-een-rijk-leven-vol-muziek- 3. Pavlichkova, J. (2013). Pierre van Hauwe and his pedagogical legacy. Prague,Czech:Charles University. 4. Lizunova, G. V. (2011). “Schulwerk” by K. Orff and its national versions. Current problems of higher musical education, 1(17), 10-15. 5. Kulikova, O. V. (2023). Playing children's musical instruments according to the Carl Orff system. Interactive science, 4(80), 37-38. 6. Donhauser, E. V. (2014). Educational potential of Carl Orff’s pedagogy. Pedagogical education in Russia, 7, 144-149. 7. Donhauser, E. V. (2014). Ideas of creative development of personality in the pedagogy of Carl Orff. Historical and pedagogical journal, 3, 130-138. 8. Beloborodova, V.O. (2020). Systems of mass musical and aesthetic education of the 20th century. Forum of young scientists, 6(46), 97-100. 9. Serdyukov, A. A. (2017). Improvisation in domestic music pedagogy. Manuscript, 3(77), 135-138. 10. Domanitskaya, N.V. (2020). The goals of musical education of children in the concepts of K. Orff and D. Kabalevsky, MNIZH, 5-3(95), 103-107. 11. Utkin, A. S. (2016). Principles of musical education by Z. Kodály: a view from the 21st century. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 315-318. 12. Utkin, A. S. (2017). Modern trends in music education in Hungary: the method of cooperative learning. Bulletin of Science and Practice, 12(25), 529-533. 13. Houwe, P. van. (2010). "Playing with Music": new and old songs for kindergarten, primary and secondary schools, music schools and music lovers with Orff instruments and recorders. Dollnstein: Funfraben Verlag.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что, выбрав лучшее из двух педагогических методов, П. ван Хауве попытался найти баланс между удовольствием от музыки и теоретической базой, необходимой будущим музыкантам. Так появилась его концепция, получившая название «Spielen mit Musik» («Игра с музыкой»). Актуальность исследования определяет тот факт, что и на сегодняшний день концепция «Игры с музыкой» не утратила своей популярности. Ученики П. ван Хауве, его дети и коллеги (Петер Шуман, Вальтер ван Хауве, Роземик ван Хауве, Ганс Спитженс и другие) продолжают распространять идеи делфтского педагога по всему миру: издаются учебники и тетради на разных языках, проводятся мастер-классы для педагогов. Идеи «Игры с музыкой» составляют основу систем музыкального воспитания Мексики и Португалии. Научную новизну составляет исследование деятельности Пьера ван Хауве, а именно его достижений в музыкальной педагогике. Методологическую базу исследования составил социокультурный, методический и биографический анализ. Эмпирической базой исследования явилась методика музыкального воспитания «Игра с музыкой». Соответственно, цель данного исследования заключается в анализе концепции музыкального воспитания «Игра с музыкой» с позиции ее применения в музыкальной педагогике. Проведя анализ научной разработанности проблематики, автор отмечает, что в отечественном музыковедении фигура П. ван Хауве практически не нашла должного освещения. На сегодняшний день есть лишь одна работа о музыканте, изданная в 1976 году, где собраны в основном впечатления автора статьи о встрече с делфтским педагогом в Вильнюсе в начале 1970-х годов. За прошедшие почти пятьдесят лет со времени публикации К. Найнис так и не вышло новых работ о П. ван Хауве, где разносторонне освещался бы его творческий и жизненный путь, взгляды на музыкальное образование и основные педагогические принципы. Автор представляет биографию П. ван Хауве, голландского композитора, дирижера, педагога, работавшего во второй половине ХХ века, обращая внимание на причины, мотивировавшие его на создание методики. Он много лет жизни посвятил педагогической деятельности и постоянно совершенствовался в этом направлении. Свою концепцию «Игры с музыкой» П. ван Хауве много лет преподавал в Институте Орфа в Зальцбурге, распространял через организованные мастер-классы. С конца 1960-х годов сложилась традиция Рождественских курсов («Неделя Орфа») в Делфте, куда съезжались педагоги и воспитатели со всей Европы. В 1970-х годах его лекции записывались и транслировались по радио и телевидению. Концепция «Игры с музыкой» была переведена на многие языки. Это поспособствовало распространению идей П. ван Хауве по всему миру, особенное влияния которых проявилось в системе музыкального образования Бразилии и Мексики. Последний семинар в Делфте состоялся в 1988 году. С 1991 и до конца жизни П. ван Хауве проводил «Рождественские курсы» в Баварии в «Musikschule Inning», где продолжал популяризировать свой метод. Автор подвергает детальному поэтапному анализу методическое пособие «Игра с музыкой», созданное в соавторстве с Евой М. Киршнер, которое стало своего рода компиляцией основных педагогических принципов П. ван Хауве. Оно включает в себя материал для учителя и тетради для детей. Учебный материал предназначается для педагога, так как в нем даются комментарии по работе с детьми, предлагаются разные способы изучения материала, описываются игры. Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение истории развития музыкальной педагогики представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список исследования состоит из 13 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |