Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Особенности строения и виды традиционного головного убора китайских орочонов

Вэй Вэнь

кандидат искусствоведения

аспирант, cтарший преподаватель департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет (Россия); Хэйхэский университет, Хэйхэ (Китай)

690922, Россия, Приморский область, г. Владивосток, бул. Аякс 10, К.7.1, кв. 423

Vei Ven'

PhD in Art History

Postgraduate student, Senior Lecturer of the Department of Arts and Design of the School of Arts and Humanities of the Far Eastern Federal University (Russia); Heihe University, Heihe (China)

690922, Russia, Primorsky region, Vladivostok, blvd. Ajax 10, k.7.1, sq. 423

vei.ve@dvfu.ru
Федоровская Наталья Александровна

кандидат искусствоведения

доктор искусствоведения, профессор, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

690922, Россия, Приморский область, г. Владивосток, бул. Аякс 10, К.f, оф. 406

Fedorovskaya Natalia Alexandrovna

PhD in Art History

Doctor of Art History, Professor, Director of the Department of Arts and Design of the School of Arts and Humanities of the Far Eastern Federal University.

690922, Russia, Primorsky region, Vladivostok, blvd. Ajax 10, K.f, of. 406

fedorovskaya.na@dvfu.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.12.68896

EDN:

PLWUYK

Дата направления статьи в редакцию:

06-11-2023


Дата публикации:

18-01-2024


Аннотация: Объектом исследования является шапка традиции китайских орочонов. Предметом исследования является головное украшение китайских орочонов из косульей кожи. В статье рассматриваются основные виды шапки и их структурные особенности и производственная технология. Орочоны изготовляют особенное головное украшение из головной кожи косули, которым демонстрируются пол и статус человека, носящего данное украшение. Орочонскую шапку относят к традиционной китайской одежде, а также рассматривают как один из символов данной нации. На фоне глобализации культура и эстетическое мышление искусства орочонов предоставляют богатые идейные источники и практические направления развитию эстетики и искусства мира. Целью исследования являются характеристики традиционных головных уборов орочонов, символическое значение головных уборов и важность головных уборов из шкур животных. В этой статье используются такие методы исследования, как метод анализа литературы, метод расследования и исследовательского документального интервью и рассмотрено искусство головных украшений орочонов. Автор приходит к следующему выводу: традиционное головное украшение орочонов представляет собой важную составную часть китайской и мировой культуры и часть искусства головных украшений. Головные украшения орочонов в своей долгой истории развития приобрели изящную и привлекательную внешность и изысканное мастерство изготовления. Китайские исследователи уделяют больше внимания эстетическим и этнологическим аспектам изучения данных головных уборов, что создало большой теоретический задел и стало основой справочной информации в данном исследовании. Новизна статьи заключается в распределении символических значений и художественных особенностей головных украшений орочонов, в частности – их шапок. Системно проанализирована история их развития и культурная коннотация, проведено описание и обобщение художественных особенностей и символических значений.


Ключевые слова:

национальные меньшинства Китая, китайские орочоны, кожи головы косули, технология изготовления, головных уборов орочонов, орочон, искусство, костюм, узор, Традиционная культура

Abstract: The object of the study is the cap of the Chinese Orochon tradition. The subject of the study is the head decoration of Chinese orochons made of goat skin. The article discusses the main types of caps and their structural features and production technology. Orochons make a special headdress from the head skin of a roe deer, which demonstrates the gender and status of the person wearing this decoration. The Orochon hat belongs to traditional Chinese clothing and serves as one of the indicators of this nation. Against the background of globalization, the culture and aesthetic thinking of Orochon art provide rich ideological sources and practical directions for the development of aesthetics and art of the world. The purpose of the study is the characteristics of traditional Orochon headdresses, the symbolic meaning of headdresses and the importance of animal skin headdresses. This article uses such research methods as the method of literature analysis, the method of investigation and research documentary interview and examines the art of Orochon head ornaments. Thus, we can lead to the following conclusion: the traditional Orochon head decoration is an important component of the Chinese and world culture of the art of head jewelry. Orochon head jewelry in its long history of development has acquired an elegant and attractive appearance and exquisite workmanship. Chinese researchers pay more attention to the aesthetic and ethnological studies of these products, which has created great theoretical value for us and provides a strong reference basis. The novelty of the article lies in the distribution of symbolic meanings and artistic features of Orochon head ornaments, in particular, their hats. The history of their development and cultural connotation are systematically analyzed, the description and communication of artistic features and symbolic meanings are carried out.


Keywords:

national minorities of China, Chinese Orochons, roe deer scalp, manufacturing technology, orochon headdresses, orochon, art, costume, pattern, Traditional culture

Глобализационные процессы, перестраивающие культуру и искусство во всем мире, приводят к актуализации локальных культур и видов традиционного декоративно-прикладного искусства, изучение и развитие которых позволяет сохранять в современных условиях национальную культурную идентичность. Особый интерес представляют малочисленные народы, которые до сих пор в той или иной степени ведут традиционный образ жизни и сохраняют свои традиции. Коренные малочисленные народы, проживающие на границах территории России и Китая, во многом демонстрируют близость культур, что делает их интересными для изучения российскими и китайскими специалистами. В декоративно-прикладном искусстве эвенков, тунгусов, нанайцев с российской и дауров и орочонов китайской стороны большое значение имеют изделия, изготовленные из шкур животных. В статье рассматриваются особенности строения и виды традиционного головного убора народа орочоны, проживающего на приграничных территориях Китая.

Орочоны – это российское наименование группы этнических меньшинств Китая, проживающих по настоящее время в бассейне реки Амур (Хэйлунцзян). Отметим, что «современные китайские исследователи предпочитают использовать олунчунь (пиньинь: èlúnchūn zú) и англоязычный вариант oroqens (орокены)… По данным китайских исследований, орочоны (упрощённый китайский è lún chūn zú, традиционный китайский è lún chūn zú, пиньинь: èlúnchūn zú), Oroqen, Orochen, Orochon, Олунчунь» [1, C. 5]. Считается, что первое название «орочи» (ещё есть вариант «orochisel») было зафиксировано французским путешественником Гало де Лаперузом, оказавшимся на землях этого народа в XVIII веке [1, С. 6]. Эта малочисленная народность обладает оригинальным искусством создания изделий из меха животных, которое можно назвать «культурой шкур» северного охотничьего народа. География их проживания на Севере Китая затрагивает горные территории Синаньлина (Малый Хинган), который начинается к югу от г. Благовещенска и идет на юго-восток по реке Сунгари и разделяет долину реки Амур [2]. Поскольку занятия охотой требуют восхождения на горы, а зима в бассейне Амура холодная и долгая, традиционный костюм народа орочонов отличается прочностью и морозостойкостью.

Шкура косули стала предпочтительным материалом для одежды орочонов в повседневной практике. Еще в начале XX века русские этнографы С. М. и Е. Н. Широкогоровы (в китайской транскрипции Shi Luguo — Ши Луго) во время маньчжурской экспедиции 1915-1917 г. фиксировали навыки изготовления меха и кожи у народа орочонов, особенно их великолепный мех, которым были покрыты конические юрты [3, С. 64-85]. Н. В. Кочешков в своем очерке также указывает на изготовление из шкуры косули одежды и головных уборов российскими орочонами (эвенками) [4].

Головной убор орочонов. Общие технологические приемы

Наиболее специфичным и запоминающимся в традиционном костюмном комплексе орочонов является головной убор из шкуры косули в виде специфической шапки, который по-орочонски называется “miè tǎ ā wén ”(灭塔阿文). Судя по всему, этот головной убор изначально являлся частью охотничьего мужского костюмного комплекса, но постепенно стал частью детского и женского костюма, войдя в бытовую жизнь орочонов, что свидетельствует о дальнейшем расширении и совершенствовании эстетического восприятия этого головного убора.

Само использование головы косули, наряду со связанной с охотой утилитарной функцией, когда благодаря надетой на голову шапки с головой животного охотник-мужчина мог близко подойти к стаду, открывает глубокий пласт мифологического мировоззрения этого народа и распространённые среди этих народов легенды и мифы о боге-олене [5-6].

Шапка изготавливается из цельной шкуры, взятой с головы косули и имитирует голову животного. Головной убор имеет несколько разновидностей, учитывая пол, возраст и социальный статус его носящего. Кожа с головы косули полностью снимается, прорези глаз и носа косули сохраняются. Сами глаза изготавливаются из черной, белой кожи или ткани, чтобы сделать их более яркими. В некоторых случаях сохраняются также рога косули, а также ее уши. Например, уши косули сохраняются на детских шапочках, тогда как на головных уборах взрослых мужчин они отрезаются. Потом специально из шкуры косули изготавливаются два искусственных уха и пришиваются на отрезанные уши косули. Орочоны говорят, что это делается для того, чтобы отличить охотника в шапке от настоящей косули на охоте. Нижний край головы косули подшит кругом кожей, обращенной в нижней части мехом наружу. Туловище шапки соединено с ушами с обеих сторон. Обычно ее подворачивают и опускают, когда холодно мехом вовнутрь.

Разновидности шапок орочонов

Мужские

Добытая в разное время года шкура косули, обладает особенностями, которые народ орочонов активно использует. Так, зимой у косули густой мех, она не имеет жестких рогов. Поэтому, головные уборы, сделанные из кожи, добытой в зимний период, без рогов с парой ушей, очень теплые и легкие в носке. Эта шапка используется мужчинами, когда они не охотятся. На фото 1-3 приведены мужские шапки орочонов из кожи косули, входящие в коллекции Айгуньского исторического музея г. Хэйхэ и Этнического музея Орочонов в поселении Сюньке. Примеры мужских головных уборов без рогов приведены на фото 1-3.

1665579750802

微信图片_20221014175334

微信图片_20221014175145

Фото 1. Мужская шапка из кожи косули. Айгуньский исторический музей (г. Хэйхэ, Китай)

Фото 2. Мужская шапка из кожи косули из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай)

Фото 3. Мужская шапка из кожи косули из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай)

Ранней осенью у косуль вырастают твердые рога, которые приобретают прямую форму. Из этой шкуры изготавливают мужские головные уборы. Эта разновидность головного убора орочонов стала самой известной и запоминающейся. Сейчас она сохранилась среди охотников, которые носят на голове рогатые шапки (фото 4-6) [7].

IMG_256

IMG_256

IMG_256

Фото. 4 Мужская шапка из кожи косули

Фото. 5 Мужская шапка из кожи косули из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай)

Фото. 6 Мужская шапка из кожи косули из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай)

Молодежь и пожилые орочоны в основном носят этот вид шапок на фестивалях и в праздничные дни. Говорят, чем больше ветвистых рогов у шапки, тем крепче у орочона семейные узы [8].

Детские

Детские шапочки и изготавливаются из шкуры косули, добытой весной. Детские шапочки сделаны из кожи молодых косуль, имеют маленькие или бархатные рожки. Этот головной убор носят мальчики, что означает, что однажды они тоже станут отважными охотниками, как их отцы. Детский вариант часто использует пуговицы или вышитые глаза, похожие на глаза животных, красные уши подвешены по бокам, чтобы сделать эти шапки более милыми и забавными (фото 7-9).

IMG_256

IMG_256

Фото. 7 Весенняя детская шапочка. Айгуньский исторический музей (г. Хэйхэ, Китай)

Фото. 8 Осенняя детская шапочка. Айгуньский исторический музей (г. Хэйхэ, Китай)

Фото. 9. Подростковая шапочка из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай)

Выйдя из охотничьего костюмного комплекса, постепенно этот оригинальный вид головного убора получил широкую известность и вошел в моду, например, в качестве головного убора для детей ханьской национальности. В связи с этим, стали использоваться шкурки с голов других животных, например, кролика, а также имитации форм головы медвежат, котят, щенят, лисят и т.д.

Женские

Женские шапки изготавливаются также из кожи косули. Спецификой женских головных уборов стало отсутствие рогов, что означает, что они не участвуют в охоте. Кроме того, для женского варианта допускается обилие украшений [9, С. 54-55]. Например, использование декорирования с помощью крепления на поверхность шапки вырезанных из тонкой окрашенной кожи различных типов узоров (геометрических, т.н. «облачных», имитирующих перистые облака и т.д.), допускается таже крепление меха животных [10, С. 40]. Украшения некоторых головных уборов имитируют глаза животных (фото 10-12).

В 1990-х годах численность диких животных резко сократилась, что поставило под угрозу традиционные методы производства народа орочонов. 23 января 1996 года Народное правительство автономного округа Орочон выпустило уведомление, запрещающее охоту на диких животных, чтобы спасти находящихся под угрозой исчезновения диких животных и поддерживать экологический баланс. С тех пор народ орочонов распрощался с традиционной культурой охоты [11, С. 521-526]. Теперь шапки из шкуры косули имитируются другими материалами.

Заключение

Таким образом, традиционный головной убор орочонов, не только является удобной частью костюма с точки зрения эксплуатации в холодных условиях проживания этого народа, но и несет в себе глубокий смысл. Особенности этих головных уборов продиктованы традиционной культурой и мировосприятием малочисленного народа. Головные уборы традиционно делятся на мужские, женские и детские, причем, благодаря конструкции, наличию определенных декоративных элементов, как например, размер и тип рогов, можно увидеть социальный статус человека, его место в традиционной структуре общества. Простота конструкции, декорирование традиционным орнаментом, удобство в использовании позволяет этому изделию сохраняться в традиционной культуре орочонов до сих пор.

Специфическая шапка орочонов стала визитной карточкой этого народа, повествующей об их этнических традициях, сформированных в результате многолетней жизненной практики и имеющий высокую художественную ценность. Сохранение традиции ношения этого головного убора и распространение его среди других народов, знакомых с этой культурой, свидетельствует о жизненности этой части традиционного костюма орочонов.

IMG_256

IMG_256

微信图片_20221014181810

Фото 10. Женская праздничная кожаная шапка

Фото 11. Женская кожаная шапка орочона .

Фото 12. Женская праздничная кожаная шапка из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай)

Библиография
1. Wei, V. 中国历史文化研究中的鄂罗浑人起源 / V. Wei, N. A. Fedorovskaya // 阿穆尔河畔共青城国立技术大学的科学笔记。2022.第8(64)号。第 4-8 页。
2. Soldatov V.,满洲 // 石榴百科词典。[电子资源].URL:http://granat.wiki/enc/m/manchzhuriya/(访问日期:11/16/2022)。
3. 西琳娜 A.A. 满洲探险队 S.M. 和 E.N. Shirokogorvykh (1915–1917) // 民族志,2018。第 1 期,第 64-85 页。
4. 科切什科夫 N.V. 中国东北非汉族人民(历史和民族志论文)//俄罗斯和亚太地区。1999 年。第 1 期。[电子资源] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nehanskie-narody-severo-vostochnogo-kitaya-istoriko-etnograficheskiy-ocherk(访问日期:2022 年 11 月 15 日)。
5. 吴雅芝. 最后的传说。奥罗雄文化研究。– 北京:北京大学民族出版社,2006年。- 249页。
6. 巴米纳 E.V. 东西伯利亚土著人民传统文化中的鹿形象//克拉斯诺亚尔斯克国立农业大学社会经济和人道主义杂志。2019.第2(12)号。[电子资源].URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-olenya-v-traditsionnoy-kulture-korennyh-narodov-vostochnoy-sibiri(访问日期:12/09/2022)。
7. 白兰雅。奥罗雄部落。- 北京:国家出版社,1991。- 78页。
8. Gomboeva S.V. 中国 Orochons 物质文化的特征(基于探险)// BSU 公报。2015年第8期 [电子资源].URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-materialnoy-kultury-orochonov-kitaya-na-materiale-ekspeditsiy(访问日期:11/16/2022)。
9. 郭泰玲. Orochon 人的毛皮装饰艺术。北方狩猎 // 内蒙古科技经济,2008年,第23期,第54-55页。
10. 吉敏。赫哲人、奥罗雄人、达哈儿人。服饰艺术研究. - 黑龙江: 黑龙江美术出版社, 2006. - 378页.
11. 刘向斌。走进 Orochons // Orochons 部落百年编年史,2008 年。第 2 期。P.521-526
References
1. Wei, V. (2022). Genesis of the Orochona people in Chinese historical and cultural studies. Scientific notes of Komsomolsk-on-Amur State Technical University, 8(64), 4-8.
2. Soldatov, V., Manchuria. Encyclopedic dictionary of Pomegranates. Retrieved from http://granat.wiki/enc/m/manchzhuriya
3. Sirina, A.A. (2018). The Manchurian Expedition of S.M. and E.N. Shirokogorvykh (1915-1917). Ethnography, 1, 64-85.
4. Kocheshkov, N.V. (1999). Non-Han peoples of Northeastern China (historical and ethnographic essay). Russia and the Asia-Pacific Region, 1. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/nehanskie-narody-severo-vostochnogo-kitaya-istoriko-etnograficheskiy-ocherk
5. Wu, Y.Z. (2006). The last legend. Research of the Orochon culture. Beijing: Beijing University of China Minzu Publishing House.
6. Barmina, E.V. (2019). The image of a deer in the traditional culture of the indigenous peoples of Eastern Siberia. Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University, 2(12). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-olenya-v-traditsionnoy-kulture-korennyh-narodov-vostochnoy-sibiri.
7. Bai,L. (1991). The Orochon tribe. Beijing: National Publishing House.
8. Gomboeva, S. V. (2015). Features of the material culture of the Orochons of China (based on the material of expeditions). Bulletin of BSU, 8. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-materialnoy-kultury-orochonov-kitaya-na-materiale-ekspeditsiy
9. Go, T. L. (2008). The skill of decorating with fur of the Orochon people. Hunting in the North. Inner Mongolia Science Technology and Economics, 23, 54-55.
10. Ji, M. (2006) Hezhe, Orochons, Dahaners. A study of the art of costume. Heilongjiang: Heilongjiang Fine Arts Publishing House.
11. Liu, X.B.(2018). Entering the Orochons. Centennial Chronicle of the Orochona tribe, 2, 521-526.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования, как хорошо отражено в заголовке статьи («Особенности строения и виды традиционного головного убора китайских орочонов»), является традиционный головной убор китайских орочонов (одной из этнических групп эвенков). Автор уместно уточняет самоназвание малочисленного народа Северного Китая (правда не указывает, что самоназвание «орочи» происходит от слова «орон», которым в группе тунгусо-маньчжурских языков обозначается домашний олень), традиционно занимавшегося охотой на парнокопытных диких животных (косуль) вплоть до 1990 г. Появление традиционного головного убора китайских орочонов автор уместно связывает с основным традиционным промыслом народа, — охотой. Но и самоназвание народа имеет значение, поскольку тесно связано с принципами культурной самоидентификации.
Автор детально остановился на особенностях мужских, детских и женских головных уборов, изготавливавшихся традиционно из шкуры с головы косули, вскрывая взаимосвязь их деталей с социально-культурной атрибутикой. Так, наличие рожек на головном уборе и пришитых ушек, отличает мужские головные уборы, а величина и разветвленность рожек характеризует главу семьи или рода, т. е. социальный статус охотника в племени. Женские уборы, в свою очередь, отличались наличием натуральных ушек и отсутствием рожек, а также многочисленными украшающими декоративными элементами.
Детальное описание головных уборов автор уместно сопроводил иллюстрациями (фотографиями экспонатов китайских этнографических музеев), что также представляет исследовательский интерес.
В целом предмет исследования хорошо раскрыт на достойном публикации в журнале «Культура и искусство» теоретическом уровне.
Методология исследования базируется на традиционном для этнографии и исследований объектов материальной культуры дескриптивном методе, усиленным сравнением особенностей мужских, детских и женских головных уборов. Лаконичная программа исследования ясно просматривается в логике повествования. Методически слабой (неразработанной) стороной является отсутствие оценки степени изученности особенностей строения и видов традиционного головного убора китайских орочонов в научной литературе, а также отсутствие дискуссий с коллегами по слабо изученным проблемным вопросам, что в некоторой степени снижает научную значимость публикации, усложняя верификацию достигнутой автором научной новизны. Впрочем, данное замечание рецензента можно отнести к пожеланию, реализация которого была бы уместна в дальнейшей работе над темой исследования.
Актуальность выбранной темы автор поясняет тем, что глобализационные процессы, перестраивающие культуру и искусство во всем мире, приводят к актуализации локальных культур и видов традиционного декоративно-прикладного искусства, изучение и развитие которых позволяет сохранять в современных условиях национальную культурную идентичность. Следует согласиться с автором в том, что особый интерес представляют малочисленные народы, которые до сих пор в той или иной степени ведут традиционный образ жизни и сохраняют свои традиции. Безусловно, коренные малочисленные народы, проживающие на границах территории России и Китая, во многом демонстрируют близость культур, что делает их интересными для изучения российскими и китайскими специалистами. Кроме того, следует отметить особую экологичность мировоззрения стремящихся сохранить традиционный образ жизни малочисленных народов. Сохраняя непосредственную связь традиционного образа жизни с гармонией окружающей среды, традиционные культуры малочисленных народов демонстрируют ничем не заменимый опыт экологии хозяйствования и социальной организации, который, безусловно, заслуживает более внимательного изучения в свете обострения глобальных экологических проблем.
Научная новизна, как было отмечено выше, могла бы быть прописана более рельефно, если бы автор поставил и решил задачу включения результатов своего исследования в более широкий контекст научных дискуссий. Но и в представленном виде научная новизна работы, заключающаяся в детальном описании особенностей мужских, детских и женских головных уборов китайских орочонов, в фотоиллюстрациях на материале экспонатов этнографических музеев Китая, в экспликации в российский этнографический дискурс научной литературы китайских коллег, не вызывает сомнений и заслуживает доверия.
Стиль текста в статье в целом выдержан научный, хотя отдельные моменты требуют внимания автора для улучшения качества публикации: 1) текст требует литературной вычитки носителем русского языка, поскольку в отдельных словосочетаниях усматривается неправильное согласование слов (например: «… изготовление из шкуры косули одежды и головных уборов российский орочонов…», «… этот головной убор изначально являлся охотничьего мужского костюмного комплекса…», «… принятый у этой группы малочисленных народов легендами и мифами о боге-олене…» и др.); 2) если подзаголовок выделяется в тексте отдельной строгой точка в конце не ставится («Головной убор орочонов. Общие технологические приемы.»).
Структура статьи хорошо отражает логику изложения результатов научного исследования.
Библиография, учитывая опору автора на анализ эмпирического материала, в достаточной степени раскрывает проблемную область исследования, но описание литературы следует немного скорректировать исходя из требования редакции и ГОСТа.
Апелляция к оппонентам в целом корректна.
По мнению рецензента, статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и после небольшой доработки может быть рекомендована к публикации.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Особенности строения и виды традиционного головного убора китайских орочонов», в которой проведено исследование элемента традиционного костюма малой китайской народности как образца декоративно-прикладного искусства, маркера народной культуры.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что специфическая шапка орочонов стала визитной карточкой этого народа, повествующей об их этнических традициях, сформированных в результате многолетней жизненной практики и имеющий высокую художественную ценность. Сохранение традиции ношения этого головного убора и распространение его среди других народов, знакомых с этой культурой, свидетельствует о жизненности этой части традиционного костюма орочонов.
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом как представителей научного сообщества, так и широкой публики к традиционному искусству Китая в контексте современной геополитической и социокультурной ситуации, а также возрождением интереса к искусству национальных меньшинств внутри страны. Практическая значимость работы заключается в том, что исследование традиционной художественной культуры национальных меньшинств в Северо-Восточном регионе может способствовать пониманию, распространению и развитию традиционного искусства в регионах Китая.
Методологическую основу составил комплексный подход, включающий анализа, синтеза и классификации, а также описательный и социокультурный анализ. Эмпирическая база включает в себя изображения и описание головных уборов народа орочон (олунчунь).
Целью данной работы является характеристика особенностей традиционного головного убора одного из группы этнических меньшинств - народа орочон, который проживает на северо-востоке Китая. Предметом исследования выступают особенности ремесленных изделий народа орочон, а именно: мужские, детские и женские шапки.
К сожалению, автором не проведен анализ научной обоснованности изучаемой проблематики, что делает затруднительным вынесение заключения о научной новизне исследования.
Автором представлена справочная этнографическая информация об этническом меньшинстве северо-восточного Китая, проживающего по настоящее время в бассейне реки Амур: история развития и этнографического исследования, территория проживания.
Для достижения цели исследования автором проведен социокультурный анализ, результатом которого явилось положение о том, что традиционный головной убор орочонов не только является удобной частью костюма с точки зрения эксплуатации в холодных условиях проживания этого народа, но и несет в себе глубокий смысл. Особенности этих головных уборов продиктованы традиционной культурой и мировосприятием малочисленного народа. Головные уборы традиционно делятся на мужские, женские и детские, причем, благодаря конструкции, наличию определенных декоративных элементов, как например, размер и тип рогов, можно увидеть социальный статус человека, его место в традиционной структуре общества. Простота конструкции, декорирование традиционным орнаментом, удобство в использовании позволяет этому изделию сохраняться в традиционной культуре орочонов до сих пор.
В современности, выйдя из охотничьего костюмного комплекса, постепенно этот оригинальный вид головного убора получил широкую известность и вошел в моду в качестве головного убора для детей ханьской национальности. В связи с этим, стали использоваться шкурки с голов других животных, например, кролика, а также имитации форм головы медвежат, котят, щенят, лисят и т.д.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение уникальной культуры определенного народа, его материального и духовного культурного наследия представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 11 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья «Особенности строения и виды традиционного головного убора китайских орочонов» посвящена, по слову самого автора, «особенностям строения и видам традиционного головного убора народа орочоны, проживающего на приграничных территориях Китая».
Исследователь правильно обосновал актуальность своей статьи: «Глобализационные процессы, перестраивающие культуру и искусство во всем мире, приводят к актуализации локальных культур и видов традиционного декоративно-прикладного искусства, изучение и развитие которых позволяет сохранять в современных условиях национальную культурную идентичность. Особый интерес представляют малочисленные народы, которые до сих пор в той или иной степени ведут традиционный образ жизни и сохраняют свои традиции. Коренные малочисленные народы, проживающие на границах территории России и Китая, во многом демонстрируют близость культур, что делает их интересными для изучения российскими и китайскими специалистами».
Добавим, что в настоящее время неуклонно растет интерес научного сообщества к истории и культуре Востока, в связи с чем данная статья приобретает особую актуальность.
Ее научная новизна также не подлежит сомнению, как и практическая ценность.
Методология исследования чрезвычайно разнообразна и включает сравнительно-исторический, аналитический, описательный и др. методы.
Перед нами – небольшое, но весьма содержательное и достойное научное исследование, в котором стиль, структура и содержание полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к статьям такого рода. Оно отличается обилием полезной информации и важными выводами. Текст интересен и легко воспринимается читателем.
Весьма похвально, что автор снабдил работу рядом фото, на которых представлены, например: «мужская шапка из кожи косули из фондов Этнического музея Орочонов (пос. Сюньке, Китай), мужская шапка из кожи косули из фондов Айгуньского исторического музея (г. Хэйхэ, Китай), весенняя детская шапочка, осенняя детская шапочка и т.д.»
Статья четко и логично выстроена, имеет 3 части: введение, основную часть и выводы. Во введении исследователь дает интересный экскурс в историю возникновения народа орочонов. Далее автор детально изучает следующее:
«Головной убор орочонов. Общие технологические приемы
Разновидности шапок орочонов
Мужские
Детские
Женские»
Остановимся на ряде положительных моментов этого во всех смыслах достойного исследования.
Исследователь демонстрирует глубокое знание предмета, умение детально и красочно его описать, а также сделать правильные выводы не только в конце работы, но и по ходу исследования: «Наиболее специфичным и запоминающимся в традиционном костюмном комплексе орочонов является головной убор из шкуры косули в виде специфической шапки, который по-орочонски называется “miè tǎ ā wén ”(灭塔阿文). Судя по всему, этот головной убор изначально являлся частью охотничьего мужского костюмного комплекса, но постепенно стал частью детского и женского костюма, войдя в бытовую жизнь орочонов, что свидетельствует о дальнейшем расширении и совершенствовании эстетического восприятия этого головного убора.
Само использование головы косули, наряду со связанной с охотой утилитарной функцией, когда благодаря надетой на голову шапки с головой животного охотник-мужчина мог близко подойти к стаду, открывает глубокий пласт мифологического мировоззрения этого народа и распространённые среди этих народов легенды и мифы о боге-олене». Или: «Шапка изготавливается из цельной шкуры, взятой с головы косули и имитирует голову животного. Головной убор имеет несколько разновидностей, учитывая пол, возраст и социальный статус его носящего. Кожа с головы косули полностью снимается, прорези глаз и носа косули сохраняются. Сами глаза изготавливаются из черной, белой кожи или ткани, чтобы сделать их более яркими. В некоторых случаях сохраняются также рога косули, а также ее уши. Например, уши косули сохраняются на детских шапочках, тогда как на головных уборах взрослых мужчин они отрезаются. Потом специально из шкуры косули изготавливаются два искусственных уха и пришиваются на отрезанные уши косули. Орочоны говорят, что это делается для того, чтобы отличить охотника в шапке от настоящей косули на охоте». Вот еще один пример: «Детские шапочки и изготавливаются из шкуры косули, добытой весной. Детские шапочки сделаны из кожи молодых косуль, имеют маленькие или бархатные рожки. Этот головной убор носят мальчики, что означает, что однажды они тоже станут отважными охотниками, как их отцы. Детский вариант часто использует пуговицы или вышитые глаза, похожие на глаза животных, красные уши подвешены по бокам, чтобы сделать эти шапки более милыми и забавными (фото 7-9)».
Библиография исследования обширна, включает основные, в т.ч. иностранные, источники по теме, оформлена корректно.
Апелляция к оппонентам достаточна и сделана на достойном профессиональном уровне.
Выводы, как мы уже отмечали, сделаны серьезные и обширные, вот лишь часть из них: «Таким образом, традиционный головной убор орочонов не только является удобной частью костюма с точки зрения эксплуатации в холодных условиях проживания этого народа, но и несет в себе глубокий смысл. Особенности этих головных уборов продиктованы традиционной культурой и мировосприятием малочисленного народа. Головные уборы традиционно делятся на мужские, женские и детские, причем, благодаря конструкции, наличию определенных декоративных элементов, как например, размер и тип рогов, можно увидеть социальный статус человека, его место в традиционной структуре общества. Простота конструкции, декорирование традиционным орнаментом, удобство в использовании позволяет этому изделию сохраняться в традиционной культуре орочонов до сих пор. Специфическая шапка орочонов стала визитной карточкой этого народа, повествующей об их этнических традициях, сформированных в результате многолетней жизненной практики и имеющей высокую художественную ценность».
На наш взгляд, статья будет иметь большое значение для разнообразной читательской аудитории - исследователей, практиков, студентов и педагогов, историков, искусствоведов и т.д., а также всех тех, кого интересуют вопросы истории костюма и международного культурного сотрудничества.