Библиотека
|
ваш профиль |
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Богданов В.П.
Старообрядческая книжность и старообрядческие книжники XX-XXI в.: на материале полемических сочинений
// Исторический журнал: научные исследования.
2017. № 1.
С. 79-88.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68598
Богданов В.П. Старообрядческая книжность и старообрядческие книжники XX-XXI в.: на материале полемических сочиненийАннотация: Статья продолжает исследования автора в области старообрядческой книжности. Широкий интерес к теме вызван в первую очередь тем, что старообрядческая культура во многом выросла на бережном отношении к древней книге. Общие принципы разработки темы сформулированы в трудах Н.Ю. Бубнова, Н.С. Гурьяновой, И.В. Поздеевой, Н.Н. Покровского и др. В то же время многие исследования носят описательный характер. Предложенный О.Н. Бахтиной и Е.Е. Дутчак подход («социальная археография») позволил связать вопросы бытования тех или иных памятников с социальной средой, в которой они находились. В предлагаемой статье, основываясь на принципах этого подхода, автор пытается проследить изменение круга чтения староверов XVIII - XXI вв. В отличие от предыдущей статьи, базировавшейся на анализе состава старообрядческих библиотек второй половины XX –начале XXI вв., новая работа основана на полемических произведениях старообрядцев. К таковым довольно условно можно привлечь не только тексты, написанные как реакция на ведшиеся дискуссии, но и сочинения староверов по истории их согласий. Как правило, последние писались тоже в качестве полемики с оппонентами. На основе полемических произведений XX в., созданных, главным образом, на Южной Вятке и Верхокамье, на информации полевых дневников, автор прослеживает судьбы старообрядческих книжников, реконструирует их круг чтения. В статье показана трансформация отношения разных поколений носителей традиции к полемическим памятникам, созданным их единоверцами, и восприятию их информации. Ключевые слова: археография, полемическая литература, старообрядчество, старообрядческая книжность, чтение, экспедиции, Верхокамье, Южная Вятка, традиция, изменениеAbstract: The study continues the author's research in the field of the Old Believers' booklore. The widespread interest in this topic is founded primarily by the fact that the Old Believers' culture in many ways grew out of a careful treatment of the ancient book. The general reasons for the topic's development are formulated in the works of N. Y. Bubnov, N. S. Guryanova, I. V. Pozdeeva, N. N. Pokrovsky and others. At the same time, many studies are of a descriptive nature. The suggested by O. N. Bakhtina and E. E. Dutchak approach ("social archaeology") has allowed to tie the questions of the use of one or other monuments by the social environment in which they existed. In the presented article, based on the principles of this approach, the author attempts to trace the changes in the reading circle of the Old Believers in the 18th - 21st centuries. In contrast with the previous article, which was based on an analysis of the content of Old Believers' libraries in the second half of the 20th - 21st centuries, this new work is based on the polemical texts of the Old Believers. To these one can rather conditionally call upon not only the works written as a reaction to the leading discussion, but also the texts of the Old Believers on the history of their agreements. As a rule, the latter were written also as part of a polemical discussion with their opponents. On the basis of the polemical works of the 20th century, created primarily in South Vyatka and Verkhokamye, on the information of field diaries, the author traces the fates of Old Believer scribes and reconstructs their collection of reading. The article shows the transformation of the relationship of different generations of tradition-bearers towards polemical monuments composed by their fellow believers and their perceptions of the information contained in them. Keywords: polemical literature, Old Believer faith, Old Believer booklore, reading, expeditions, Verhokamye, South Vyatka, tradition, change, archaeography
Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой.
Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1. Смилянская Е.Б. Книжная премудрость и избрание пути спасения старообрядцами Верхокамья на рубеже XX—XXI вв. // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 1(21). С. 36—43.
2. Семибратов В.К. Староверы-федосеевцы Вятского края. М.: Археодоксия, 2006. 204 с. 3. Рогозин П.И. Существует ли загробная жизнь. Корнталь, 1968. 185 c. 4. Починская И.В. Историко-полемический сборник филипповцев Южной Вятки // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Екатеринбург: ИИА УрО РАН; Изд-во Екатеринбургской епархии, 2010. С. 244—247. 5. Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1902. 552 с. 6. Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике: его история и тексты, греческие и славянские, с объяснительными и критическими примечаниями. М., 1887. 553 с. 7. Материалы к истории старообрядчества (документы из архива Л.А. Гребнева): сборник документов / Отв. ред. В.П. Богданов. Издательство "Перо", 2016. 236 с. 8. Материалы к истории старообрядчества Южной Вятки (по итогам комплексных археографических экспедиций МГУ имени М. В. Ломоносова). М.: МАКС Пресс, 2012. 308 с. 9. Материалы к истории старообрядчества Верхокамья: по итогам комплексных археографических экспедиций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: сборник документов. М.: МАКС Пресс, 2013. 276 с. 10. К истории книжной культуры Южной Вятки: полевые исследования : по материалам археографических экспедиций 1984—1988 гг. СПб.: БАН, 1991. 11. Мальцев А.И. К истории создания федосеевского сборника постоянного состава «Отеческие завещания» // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII Международной научной конференции / Ред.-сост. В.И. Осипов. В 2-х т. М., 2005. Т. 2. С. 134–141. 12. Дутчак Е.Е. Старообрядческая книга: "болевые точки" научного опознания поздней кириллической рукописи // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в. М.: МГУ, 2011. С. 674-689. 13. Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной. Новозыбков, 1993. 78 с. 14. Дутчак Е.Е. Из "Вавилона" в "Беловодье": адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX в. — начало XXI в.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 414 с. 15. Гурьянова Н.С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск, 2007. 378 с. 16. Градобойнова Е.В. Роль кириллических печатных изданий в формировании мировоззрения старообрядцев-беспоповцев // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 610—624. 17. Воронцова Е.В. Устное бытование духовных стихов в среде современных старообрядцев Южной Вятки // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 38—51. 18. Богданов В.П. Южновятская археографическая экспедиция Московского университета: итоги и перспективы // Исторический журнал: научные исследования. 2016. № 4. С. 414-425. 19. Богданов В.П. Старообрядческая книжность и старообрядческие книжники XX-XXI в.: на материале частных библиотек // Исторический журнал: научные исследования (в печати) 20. Богданов В.П. Письмо М.А. Басалаева в контексте истории старообрядчества Южной Вятки // Старообрядческая культура и современный мир. Сборник научных трудов и материалов. Т. 7 / Отв. ред. и сост. С.В. Таранец. Киев: типография "Випол", 2016. С. 192-199. 21. Бахтина О.Н., Дутчак Е.Е. От "книги читаемой" к "человеку читающему": из опыта работы археографической экспедиции Томского университета (1986—2006) // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья. В 2 ч. Ч. 2. Ярославль: Ремдер, 2008. С. 285—300. 22. Архив Межкафедральной археографической лаборатории (далее АМАЛ). Ф. Южная Вятка. Дневник А. Исэрова, 2003. 23. АМАЛ. Дневник В. Богданова, 2011. 24. АМАЛ. Дневник Н. Высоцкого, Е. Ягодкиной, 2011. 25. Бахтина О.Н. Кириллическая книга: современные аспекты восприятия и изучения // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 666—674. 26. Агеева Е.А., Юхименко Е.М. Красный устав // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 481-482. 27. Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв. в библиотеке Московского университета. М.: Цимелия, 1994. 459 с. 28. Смилянская Е.Б. «Три дороги есть: одна в ад в муку, другая в огонь, а третья в рай…» Повествования о вере и спасении старообрядцев Верхокамья // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX–XXI веков (к изучению биографического и религиозного нарратива). М.: Индрик, 2012. С. 49—167. 29. Суворов Н.С. О гражданском браке. Ярославль, 1887. С. 90. 30. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 54. 31. Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки. М.: Археодоксiя, 2004. 88 с. References
1. Smilyanskaya E.B. Knizhnaya premudrost' i izbranie puti spaseniya staroobryadtsami Verkhokam'ya na rubezhe XX—XXI vv. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2013. № 1(21). S. 36—43.
2. Semibratov V.K. Starovery-fedoseevtsy Vyatskogo kraya. M.: Arkheodoksiya, 2006. 204 s. 3. Rogozin P.I. Sushchestvuet li zagrobnaya zhizn'. Korntal', 1968. 185 c. 4. Pochinskaya I.V. Istoriko-polemicheskiy sbornik filippovtsev Yuzhnoy Vyatki // Pravoslavie v sud'be Urala i Rossii: istoriya i sovremennost'. Ekaterinburg: IIA UrO RAN; Izd-vo Ekaterinburgskoy eparkhii, 2010. S. 244—247. 5. Pavlov A.S. Kurs tserkovnogo prava. Sergiev Posad, tip. Sv.-Tr. Sergievoy Lavry, 1902. 552 s. 6. Pavlov A.S. Nomokanon pri Bol'shom Trebnike: ego istoriya i teksty, grecheskie i slavyanskie, s ob'yasnitel'nymi i kriticheskimi primechaniyami. M., 1887. 553 s. 7. Materialy k istorii staroobryadchestva (dokumenty iz arkhiva L.A. Grebneva): sbornik dokumentov / Otv. red. V.P. Bogdanov. Izdatel'stvo "Pero", 2016. 236 s. 8. Materialy k istorii staroobryadchestva Yuzhnoy Vyatki (po itogam kompleksnykh arkheograficheskikh ekspeditsiy MGU imeni M. V. Lomonosova). M.: MAKS Press, 2012. 308 s. 9. Materialy k istorii staroobryadchestva Verkhokam'ya: po itogam kompleksnykh arkheograficheskikh ekspeditsiy istoricheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova: sbornik dokumentov. M.: MAKS Press, 2013. 276 s. 10. K istorii knizhnoy kul'tury Yuzhnoy Vyatki: polevye issledovaniya : po materialam arkheograficheskikh ekspeditsiy 1984—1988 gg. SPb.: BAN, 1991. 11. Mal'tsev A.I. K istorii sozdaniya fedoseevskogo sbornika postoyannogo sostava «Otecheskie zaveshchaniya» // Staroobryadchestvo: istoriya, kul'tura, sovremennost'. Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii / Red.-sost. V.I. Osipov. V 2-kh t. M., 2005. T. 2. S. 134–141. 12. Dutchak E.E. Staroobryadcheskaya kniga: "bolevye tochki" nauchnogo opoznaniya pozdney kirillicheskoy rukopisi // Yazyk, kniga i traditsionnaya kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya v zhizni svoego vremeni, v nauke, muzeynoy i bibliotechnoy rabote XXI v. M.: MGU, 2011. S. 674-689. 13. Dokazatel'stvo sushchestvovaniya Boga na primere poryadka vo vselennoy. Novozybkov, 1993. 78 s. 14. Dutchak E.E. Iz "Vavilona" v "Belovod'e": adaptatsionnye vozmozhnosti taezhnykh obshchin staroverov-strannikov (vtoraya polovina XIX v. — nachalo XXI v.). Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2007. 414 s. 15. Gur'yanova N.S. Staroobryadtsy i tvorcheskoe nasledie Kievskoy mitropolii. Novosibirsk, 2007. 378 s. 16. Gradoboynova E.V. Rol' kirillicheskikh pechatnykh izdaniy v formirovanii mirovozzreniya staroobryadtsev-bespopovtsev // Yazyk, kniga i traditsionnaya kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya v zhizni svoego vremeni, v nauke, muzeynoy i bibliotechnoy rabote XXI v. M.: Izd-vo MGU, 2011. S. 610—624. 17. Vorontsova E.V. Ustnoe bytovanie dukhovnykh stikhov v srede sovremennykh staroobryadtsev Yuzhnoy Vyatki // Antropologicheskiy forum. 2014. № 23. S. 38—51. 18. Bogdanov V.P. Yuzhnovyatskaya arkheograficheskaya ekspeditsiya Moskovskogo universiteta: itogi i perspektivy // Istoricheskiy zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2016. № 4. S. 414-425. 19. Bogdanov V.P. Staroobryadcheskaya knizhnost' i staroobryadcheskie knizhniki XX-XXI v.: na materiale chastnykh bibliotek // Istoricheskiy zhurnal: nauchnye issledovaniya (v pechati) 20. Bogdanov V.P. Pis'mo M.A. Basalaeva v kontekste istorii staroobryadchestva Yuzhnoy Vyatki // Staroobryadcheskaya kul'tura i sovremennyy mir. Sbornik nauchnykh trudov i materialov. T. 7 / Otv. red. i sost. S.V. Taranets. Kiev: tipografiya "Vipol", 2016. S. 192-199. 21. Bakhtina O.N., Dutchak E.E. Ot "knigi chitaemoy" k "cheloveku chitayushchemu": iz opyta raboty arkheograficheskoy ekspeditsii Tomskogo universiteta (1986—2006) // Traditsionnaya kniga i kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya. V 2 ch. Ch. 2. Yaroslavl': Remder, 2008. S. 285—300. 22. Arkhiv Mezhkafedral'noy arkheograficheskoy laboratorii (dalee AMAL). F. Yuzhnaya Vyatka. Dnevnik A. Iserova, 2003. 23. AMAL. Dnevnik V. Bogdanova, 2011. 24. AMAL. Dnevnik N. Vysotskogo, E. Yagodkinoy, 2011. 25. Bakhtina O.N. Kirillicheskaya kniga: sovremennye aspekty vospriyatiya i izucheniya // Yazyk, kniga i traditsionnaya kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya v zhizni svoego vremeni, v nauke, muzeynoy i bibliotechnoy rabote XXI v. M.: Izd-vo MGU, 2011. S. 666—674. 26. Ageeva E.A., Yukhimenko E.M. Krasnyy ustav // Pravoslavnaya entsiklopediya. T. 38. M., 2015. S. 481-482. 27. Ageeva E.A., Kobyak N.A., Kruglova T.A., Smilyanskaya E.B. Rukopisi Verkhokam'ya XV-XX vv. v biblioteke Moskovskogo universiteta. M.: Tsimeliya, 1994. 459 s. 28. Smilyanskaya E.B. «Tri dorogi est': odna v ad v muku, drugaya v ogon', a tret'ya v ray…» Povestvovaniya o vere i spasenii staroobryadtsev Verkhokam'ya // O svoey zemle, svoey vere, nastoyashchem i perezhitom v Rossii XX–XXI vekov (k izucheniyu biograficheskogo i religioznogo narrativa). M.: Indrik, 2012. S. 49—167. 29. Suvorov N.S. O grazhdanskom brake. Yaroslavl', 1887. S. 90. 30. Suvorov N.S. Ob'em distsiplinarnogo suda i yurisdiktsii tserkvi v period vselenskikh soborov. Yaroslavl', 1884. S. 54. 31. Filippovskoe rodoslovie: istoricheskie sochineniya staroobryadtsev-filippovtsev Povolzh'ya i Yuzhnoy Vyatki. M.: Arkheodoksiya, 2004. 88 s. |