Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Пророкова М.Н.
"Социология сакрального Роже Кайуа"
// Философия и культура.
2016. № 12.
С. 1664-1672.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68514
Пророкова М.Н. "Социология сакрального Роже Кайуа"Аннотация: Статья “ Социология сакрального Роже Кайуа” посвящена анализу фундаментальных для всей французской социологической школы в целом, и для коллежа социологии, основателем которого Кайуа являлся,в частности, понятий – сакральному и профанному. Рассматривая эту диалектическую пару в контексте различных сфер и состояний жизни общества ( праздника, карнававала, войны, игры), Кайуа приходит к выводу, что сама попытка демаркации профанной и сакральной областей является чрезвычайно важной для формирования общественного и религиозного сознания человека и всех процессов социализации. По Кайуа, сакральное и профанное очерчивают для индивида и общества те сферы, что святы и те, что прокляты; разрешенные и запретные; изведанные и неизведанные; поддающиеся и неподвластные человеческому влиянию. Целью настоящей статьи является реконструкция взглядов французского мыслителя на проблемы, связанные с сакральным и профанным и их влиянию на формирование социального и религиозного сознания.В качестве материала для анализа нами избраны работы Роже Кайуа и исследователей, в разное время заострявшие на данной теме свой исследовательский интерес. В Российской гуманитарной науке серьезных исследований, посвященных такому сложному и двусмысленному феномену, как сакральное, или священное, крайне мало.Потому анализ понимания этого феномена такой значительной для философской мысли 20-го века фигуры, как Роже Кайуа, представляется нам интересной и важной. Соотношение между священным и мирским в концепции Кайуа– это соотношение между свободой воли (профанная, знакомая и привычная человеку область, его “ жизненный мир”) и фатумом, провидением , традицией, сложившейся помимо личного воления индивида (сакральное) - областью высшей и непостижимой для понимания, одновременно и манящей и внушающей великий ужас. В отличие от некоторых современников, в частности, своего коллеги по коллежу социологии Жоржу Батаю, Кайуа оценивает разделение сфер сакрального и профанного как положительное явление, являющееся гарантом стабильности и несущее исключительно созидательные функции для человеческого сообщества. Ключевые слова: сакральное, профанное, коллеж социологии, антропология, общество, религия, ритуал, миф, цикличность, запретAbstract: This article is dedicated to the analysis of the fundamental for the entire French sociological school as a whole, including the sociological college, the founder of which was Roger Caillois, notions of sacred and profane. Reviewing this dialectical dyad in the context of various spheres and conditions of life the society (holiday, carnival, war, game), Caillois comes to the conclusion that the very attempt of demarcation of the sacred and profane areas is extremely important for the formation of public and religious consciousness of a human and all of the processes of socialization. According to Caillois, sacred and profane depict for the individual and the society the spheres that are holy or cursed, allowed or prohibited, experienced or unexperienced, in control or beyond control of the human influence. The goal of this work consists in the reconstruction of views of the French thinker upon the questions associated with sacred and profane, as well as their impact upon the establishment of the social and religious consciousness. There are very few extensive research within the Russian humanitarian science that are dedicated to such complicated and ambiguous phenomenon as the sacred or holy. Therefore, the analysis of understanding of the phenomenon of an important for the philosophical thought of the XX century persona pf Roger Caillois represents great interest and value. Correlation between the sacred and the secular in R. Caillois’ concept reflects the correlation between the freedom of will (profane, familiar, and usual for a human area, his “living world) and fate, providence, and tradition formed beyond the personal will of an individual (sacred) – the area of the highest and incomprehensible, simultaneously tempting and terrifying. Unlike certain contemporaries, particularly his colleague Georges Bataille, Caillois assesses the separation of the spheres of sacred and profane as a positive phenomenon, which is the guarantor of stability and carries constructive functions for the human community. Keywords: Prohibition, Return, Myth, Ritual, Religion, Society, Anthropology, College of sociology, Profane, Sacred
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Кайуа Р. В глубь фантастического. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. 208 с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, назначение. М.: Терра-книжный клуб, 2000. 400 с. 3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон+, 1998. 432 с. 4. Зенкин С. Роже Кайуа и его критика культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2005/4/ka18.html. 5. Зонтаг С. Антрополог как герой (перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой) // Филология: научные исследования. - 2014. - 2. - C. 131 - 138. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.2.12135. 6. Юськив Н. Антропология государственной власти // Право и политика. - 2013. - 2. - C. 266 - 273. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.02.16. 7. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль. М.: Академический Проект, 2008. 520 с. 8. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М.: "Восточная литература", РАН, 1996. 287 с. 9. Мосс М. Социальные функции священного. СПб: Евразия, 2000. 448 с. 10. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: О.Г.И., 2007. 296 с. 11. Зенкин С. Небожественное сакральное. М.: РГГУ, 2012. 544 с. 12. Кайуа Р. Игры и люди. Эссе по социологии культуры. М.: О.Г.И, 2007. 304 с. 13. Кайуа Р. Двойственность сакрального. Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/hollier/17.php References
1. Kayua R. V glub' fantasticheskogo. M.: Izdatel'stvo Ivana Limbakha, 2006. 208 s.
2. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, naznachenie. M.: Terra-knizhnyy klub, 2000. 400 s. 3. Dyurkgeym E. Elementarnye formy religioznoy zhizni.Totemicheskaya sistema v Avstralii // Mistika. Religiya. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniya. Antologiya. M.: Kanon+, 1998. 432 s. 4. Zenkin S. Rozhe Kayua i ego kritika kul'tury. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/druzhba/2005/4/ka18.html. 5. Zontag S. Antropolog kak geroy (perevod V.S. Kulaginoy-Yartsevoy) // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2014. - 2. - C. 131 - 138. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.2.12135. 6. Yus'kiv N. Antropologiya gosudarstvennoy vlasti // Pravo i politika. - 2013. - 2. - C. 266 - 273. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.02.16. 7. Levi-Stross K. Nepriruchennaya mysl'. M.: Akademicheskiy Proekt, 2008. 520 s. 8. Moss M. Ocherk o dare // Obshchestva. Obmen. Lichnost': Trudy po sotsial'noy antropologii / Per. s frants., posleslovie i kommentarii A.B. Gofmana. M.: "Vostochnaya literatura", RAN, 1996. 287 s. 9. Moss M. Sotsial'nye funktsii svyashchennogo. SPb: Evraziya, 2000. 448 s. 10. Kayua R. Mif i chelovek. Chelovek i sakral'noe. M.: O.G.I., 2007. 296 s. 11. Zenkin S. Nebozhestvennoe sakral'noe. M.: RGGU, 2012. 544 s. 12. Kayua R. Igry i lyudi. Esse po sotsiologii kul'tury. M.: O.G.I, 2007. 304 s. 13. Kayua R. Dvoystvennost' sakral'nogo. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/hollier/17.php |