Библиотека
|
ваш профиль |
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Гуревич П.С.
Аристотель о душе
// Педагогика и просвещение.
2016. № 4.
С. 348-352.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68458
Гуревич П.С. Аристотель о душеАннотация: Статья посвящена анализу незаконченного трактата Аристотеля «О душе». Это сочинение оказало значительное влияние на историческую судьбу психологии. По сути дела, отождествив понятие души с психикой, Аристотель стал родоначальником научной психологии. Античный философ считал, что душа служит причиной и началом живого тела. Полагая, что сущность обуславливает бытие каждого предмета, Аристотель трактует жизнь как сущность живых существ. Значительную часть трактата античный мыслитель посвящает критике ошибочных представлений о душе. Многие его положения не вызывают возражений. Психические процессы действительно связаны с телесными. Душа на самом деле не являет собой гармонию: психическая жизнь полна противоречий и коллизий. Ум, согласно Аристотелю, не прирождён телу и его нельзя толковать как органическую функцию. В статье использован принцип историзма, который позволяет показать развитие принципов, сопряжённых с развитием воззрений на психические процессы. Взгляды Аристотеля на природу души сыграли важную роль в становлении и развитии психологии. Однако в статье показано, что его концепция вытеснила из научного обихода другие трактовки души, которые обладали несомненной эвристической мощью. Это относится, в частности, к учению Платона. На самом деле никакого синтеза платоновского и аристотелевского представления о душе не произошло. Сведение души к психике обеднило её сущность, обузило представление о внутренней жизни человека. Современные открытия нейронаук и трансперсональной психологии позволяют судить об ограниченности аристотелевской концепции души. Ключевые слова: душа, психика, психология, человек, тело, эмоции, трансценденция, имманенция, ощущение, движениеAbstract: The article is devoted to the analysis of an unfinished treatise of Aristotle 'On the Soul'. The aforesaid treatise made a significant influence on the historical fate of psychology. In fact, Aristotle became the founder of scientific psychology identifying soul with psyche. The ancient philosopher believed that soul was the reason and beginning of a living body. Assuming that the essence defines existence of each item, Aristotle interprets life as the essence of living creatures. The philosopher devoted a significant part of the treatise to criticizing misconceptions of soul. Many provisions of his philosophy are beyond doubt. Mental processes are actually related to physical processes. Soul is not a harmony, in fact, because mental life is full of contradictions and collisions. According to Aristotle, mind is not identical to body and cannot be interpreted as an organic function. In his article Gurevich uses the principle of historicism which allows to demonstrate the development of principles associated with the development of views on mental processes. Aristotle's views on the nature of soul played an important role in the creation and development of psychology. However, Gurevich also shows that Aristotle's philosophy of soul displaced other interpetations and definitions of soul that had certain heuristic potential. This can be said about Plato's teaching in particular. In fact, Aristotle's concept of soul and Plato's concept of soul never synthesized. Reduction of soul to psyche only impoverished the essence and definition of soul and narrowed the concept of human inner life. Today's discoveries made by neuroscientists and transpersonal psychologists prove that Aristotle's concept of soul is rather narrowed. Keywords: movement, sensation, immanence, transcendence, emotions, body, human, psychology, psyche, soul
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. С. 371-448.
2. Аристотель. Топика. Книга пятая // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 430-461. 3. Аристотель. Топика. Книга четвёртая // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 408-429. 4. Асмус В. Трактат «О душе» // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. М.: Мысль, 1976. С. 50-62. 5. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2002. 504 с. 6. Спирова Э.М. Понятие «души» в трактовке наук о человеке // Проблема совершенствования человека (в свете новых технологий): Трансгуманизм и проблема социальных рисков. Редукционизм как соблазн наук о человеке. Об идолах и идеалах биотехнологического самоизобретения человека. Как возможен совершенный человек? / Отв. ред. Г.Л. Белкина; Ред.-сост. М.И. Фролова. Предисл. С.Н. Корсакова. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 194-209. 7. Тарт Ч. Конец материализма. Начало духовного пробуждения. М.: Постум, 2013. 432 с. 8. Уилбер К. Интегральная психология. Сознание. Дух. Психология. Терапия. М.: Изд-во трансперсональной психологии, 2004. 412 с References
1. Aristotel'. O dushe // Aristotel'. Soch.: v 4 t. T. 1 / Red. V.F. Asmus. M.: Mysl', 1976. S. 371-448.
2. Aristotel'. Topika. Kniga pyataya // Aristotel'. Soch.: v 4 t. T. 2. M.: Mysl', 1978. S. 430-461. 3. Aristotel'. Topika. Kniga chetvertaya // Aristotel'. Soch.: v 4 t. T. 2. M.: Mysl', 1978. S. 408-429. 4. Asmus V. Traktat «O dushe» // Aristotel'. Soch.: v 4 t. T. M.: Mysl', 1976. S. 50-62. 5. Grof S. Za predelami mozga. Rozhdenie, smert' i transtsendentsiya v psikhoterapii. M.: Izd-vo Instituta transpersonal'noy psikhologii, 2002. 504 s. 6. Spirova E.M. Ponyatie «dushi» v traktovke nauk o cheloveke // Problema sovershenstvovaniya cheloveka (v svete novykh tekhnologiy): Transgumanizm i problema sotsial'nykh riskov. Reduktsionizm kak soblazn nauk o cheloveke. Ob idolakh i idealakh biotekhnologicheskogo samoizobreteniya cheloveka. Kak vozmozhen sovershennyy chelovek? / Otv. red. G.L. Belkina; Red.-sost. M.I. Frolova. Predisl. S.N. Korsakova. M.: LENAND, 2016. S. 194-209. 7. Tart Ch. Konets materializma. Nachalo dukhovnogo probuzhdeniya. M.: Postum, 2013. 432 s. 8. Uilber K. Integral'naya psikhologiya. Soznanie. Dukh. Psikhologiya. Terapiya. M.: Izd-vo transpersonal'noy psikhologii, 2004. 412 s |