Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Нестеркин С.П.
Проблема определения личности в индийских духовно-исторических традициях
// Философия и культура.
2016. № 12.
С. 1613-1618.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68332
Нестеркин С.П. Проблема определения личности в индийских духовно-исторических традицияхАннотация: В статье на материале тибетской буддийской схоластической литературы рассматриваются подходы к определению личности в индийских ортодоксальных и неортодоксальных религиозно-философских школах. В работе рассматриваются термины, служащие (в текстах сутр и шастр) маркером личности и анализируются ее основные определения. Значительное внимание уделяется анализу небуддийских взглядов на личность, как (1) постоянную, (2) единичную и (3) независимую и раскрывается аргументация буддистов, критиковавших эти воззрения. Определяется, что в буддизме, в противовес тезису «иноверческих» учений о наличии самостности (тиб. bdag) личности, выдвигается утверждение о ее бессамостности (тиб. bdag med) и приводится анализ трактовок этого понятия в различных буддийской школах. Исследование в методологическом плане строится на анализе референтных текстов в контексте живой философско-религиозной традиции буддизма. В работе делается вывод, что отрицание самостности личности в буддизме надо понимать в контексте полемики буддизма с небуддийскими религиозно-философскими традициями. Возражения буддистов направлены не против личностного принципа как такового, но против ошибочного, по их мнению, понимания личности как субъекта освобождения, развиваемого в ортодоксальных и неортодоксальных индийских духовных традициях. Ключевые слова: буддизм, личность, идентичность, Гелуг, тибетская философия, схоластика, мадхьямака, махаяна, буддийская сотериология, дхармаAbstract: Based on the Tibetan Buddhist scholastic literature, this article examines the approaches towards determination of personality in the Hindu Orthodox and non-Orthodox religious-philosophical schools. The work reviews the terms that serve as a personality marker (in the texts of sutra and schastra), as well as analyzed its main definitions. Significant attention is given to the analysis of the non-Buddhist views upon personality, as (1) constant, (2) single, and (3) independent. Argumentation of the Buddhists who criticized such views is revealed. The author determines that Buddhism in contradiction to the thesis of “heterodoxy” teachings regarding the presence of selfishness (Tibetan bdag) of personality, proposes the statement about in unselfishness (Tibetan bdag med), and provides analysis of interpretations of this notion in various Buddhist schools. This research in methodological aspect is built on the analysis of reference texts in the context of living philosophical-religious tradition of Buddhism. The conclusion is made that the denial of selfishness of personality in Buddhism must be understood on the context of polemic of Buddhism with the non-Buddhist religious-philosophical traditions. Objections of the Buddhists are aimed not against the personal principle as such, but rather erroneous in their opinion understanding of personality as the subject of liberation, developed in Orthodox and non-Orthodox Hindu spiritual traditions. Keywords: Madhyamaka, Scholasticism, Tibetan philosophy, the Gelug, identity, personality, Buddhism, Mahayana, Buddhistic soteriology, Dharma
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Ngag dbang nyi ma. Nang pa'i grub mtha' smra ba bzhi'i 'dod tshul (Агван Нима. Воззрения четырех буддийских философских школ). sGo mang, 1971. Ксил., 404 л.
2. Phags pa salu'i ljang pa zhes bya ba theg pa chen po'i ndo (Сутра «Ростки белого риса»). – Ксил., 8 л. // bKa' 'gyur. Co ne. mDo sde, tsha. Л. 134A-142B. 3. 'Jam dbyangs bzhad pa. dBu ma la 'jug pa'i mtha' dpyod (Чжамьян Шепа. Подробное исследование «Введения в мадхьямику»). – Ксил., 442 л. 4. Чжамьян Шепа–второй. – Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ / Пер. с тиб. – Улан-Удэ, 1998. 152 c. 5. mKhas grub rje. Zab mo stong pa nyid gyi de kho na nyid rab tu gsal bar byed pa'i bstan bcos skal bzang mig 'byed ces bya ba bzhugs so (Кедруб Чже. "Открывающий глаза счастливцев". – Трактат, полностью разъясняющий истинную суть глубокой пустотности). – Ксил., 247 л. 6. 'Jam dbyangs bzhad pa. Grul mtha'i rnam bshad las thal rang gi skabs (Чжамьян Шепа. Воззрения философских школ. Раздел «Сватантрика и прасангика») – Ксил., 240 л. 7. Zla ba grags pa. dBu ma la 'jug pa rang 'grel dang bcas pa bzhugs so (Чандракирти. «Введение в мадхьямику» с автокомментарием). St.–Petersbourg, 1912. 234 p. 8. Донец А.М. Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – 198 с. 9. Донец А.М. Концепция «дхармы» как доктринальная основа буддийской персонологии // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-22941 (дата обращения: 18.11.2015). 10. Пупышева Н.В. Система ценностей в буддизме: источники ценностей и уровни развития личности // Вестник БНЦ СО РАН. – 2015. – № 3 (19). – С. 187–199. 11. Пупышева Н.В. Природный и социальный аспекты развития личности в терминах системы великих элементов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-22334 (дата обращения: 26.10.2015). 12. Нестеркин С.П. Основные тенденции развития буддизма в социокультурном пространстве России//Вестник Бурятского университета, 2009. Вып. 6 а. С. 16-20. 13. Нестеркин С.П. Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма махаяны)//Гуманитарный вектор. 2008. №3. С. 42-45. 14. Lcang skya rol pa'i rdo rje. Grub mtha'i rnam bzhag (Чанкья Рольби Дорже. Концепции философских школ). – Ксил., 269 л. 15. dGe 'dun bstan dar. dBu ma la 'jug pa spyi don (Гедун Тендар. Общее исследование «Введения в мадхьямику» Чандракирти). – Ксил., 162 л. 16. Игнатьев И.П. Как стать буддой. Лениздат, 1991. С. 19–20. 17. Thu’u bkwan. Grub mtha’ bzhugs so (Туган. Религиозно-философские системы) – ’Bras spungs blo gsal gling dpe mdzod khang, 1992. 364 P. 18. Byang chub lam gyi rim pa'i dmar khrid (Лобсан Чойкьи Гьялцэн. Руководство по ступеням пути Просветления). Ксил., 68 л. References
1. Ngag dbang nyi ma. Nang pa'i grub mtha' smra ba bzhi'i 'dod tshul (Agvan Nima. Vozzreniya chetyrekh buddiiskikh filosofskikh shkol). sGo mang, 1971. Ksil., 404 l.
2. Phags pa salu'i ljang pa zhes bya ba theg pa chen po'i ndo (Sutra «Rostki belogo risa»). – Ksil., 8 l. // bKa' 'gyur. Co ne. mDo sde, tsha. L. 134A-142B. 3. 'Jam dbyangs bzhad pa. dBu ma la 'jug pa'i mtha' dpyod (Chzham'yan Shepa. Podrobnoe issledovanie «Vvedeniya v madkh'yamiku»). – Ksil., 442 l. 4. Chzham'yan Shepa–vtoroi. – Dzunba Kunchog Zhigme Vanbo. Dragotsennoe ozherel'e uchenii filosofskikh shkol / Per. s tib. – Ulan-Ude, 1998. 152 c. 5. mKhas grub rje. Zab mo stong pa nyid gyi de kho na nyid rab tu gsal bar byed pa'i bstan bcos skal bzang mig 'byed ces bya ba bzhugs so (Kedrub Chzhe. "Otkryvayushchii glaza schastlivtsev". – Traktat, polnost'yu raz''yasnyayushchii istinnuyu sut' glubokoi pustotnosti). – Ksil., 247 l. 6. 'Jam dbyangs bzhad pa. Grul mtha'i rnam bshad las thal rang gi skabs (Chzham'yan Shepa. Vozzreniya filosofskikh shkol. Razdel «Svatantrika i prasangika») – Ksil., 240 l. 7. Zla ba grags pa. dBu ma la 'jug pa rang 'grel dang bcas pa bzhugs so (Chandrakirti. «Vvedenie v madkh'yamiku» s avtokommentariem). St.–Petersbourg, 1912. 234 p. 8. Donets A.M. Bazovaya sistema dkharmicheskikh kategorii buddiiskikh filosofov Tsentral'noi Azii. – Ulan-Ude: Izd-vo BNTs SO RAN, 2009. – 198 s. 9. Donets A.M. Kontseptsiya «dkharmy» kak doktrinal'naya osnova buddiiskoi personologii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-22941 (data obrashcheniya: 18.11.2015). 10. Pupysheva N.V. Sistema tsennostei v buddizme: istochniki tsennostei i urovni razvitiya lichnosti // Vestnik BNTs SO RAN. – 2015. – № 3 (19). – S. 187–199. 11. Pupysheva N.V. Prirodnyi i sotsial'nyi aspekty razvitiya lichnosti v terminakh sistemy velikikh elementov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-22334 (data obrashcheniya: 26.10.2015). 12. Nesterkin S.P. Osnovnye tendentsii razvitiya buddizma v sotsiokul'turnom prostranstve Rossii//Vestnik Buryatskogo universiteta, 2009. Vyp. 6 a. S. 16-20. 13. Nesterkin S.P. Semioticheskie aspekty religioznoi tolerantnosti (na materiale buddizma makhayany)//Gumanitarnyi vektor. 2008. №3. S. 42-45. 14. Lcang skya rol pa'i rdo rje. Grub mtha'i rnam bzhag (Chank'ya Rol'bi Dorzhe. Kontseptsii filosofskikh shkol). – Ksil., 269 l. 15. dGe 'dun bstan dar. dBu ma la 'jug pa spyi don (Gedun Tendar. Obshchee issledovanie «Vvedeniya v madkh'yamiku» Chandrakirti). – Ksil., 162 l. 16. Ignat'ev I.P. Kak stat' buddoi. Lenizdat, 1991. S. 19–20. 17. Thu’u bkwan. Grub mtha’ bzhugs so (Tugan. Religiozno-filosofskie sistemy) – ’Bras spungs blo gsal gling dpe mdzod khang, 1992. 364 P. 18. Byang chub lam gyi rim pa'i dmar khrid (Lobsan Choik'i G'yaltsen. Rukovodstvo po stupenyam puti Prosvetleniya). Ksil., 68 l. |