Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Травников С.К. Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина

Аннотация: В статье рассматривается метод литературного монтажа, который Вальтер Беньямин теоретически обосновал и использовал на практике в своих «Пассажах». Связанный с концепцией диалектического образа, этот метод предполагал монтаж текста из цитат, взятых в самых разных источниках — от газет до поэзии. В философии Беньямина литературный монтаж играет важную роль: это практическая реализация многих его теоретических концепций в области эстетики, историографии и философии истории, таких как «кич», «шок», «сон» и т.д. В статье анализируются теоретические разработки Беньямина в их связи с практической реализацией в «Пассажах». Исследуется связь монтажного метода с понятием «времени сейчас», изучается темпоральная структура монтажного образа в связи с историографической концепцией Беньямина [Пенски]. Предлагается прочтение»Пассажей» как «будильника» для «спящего общества» [Меннингхауз]. Обращаясь к образам, которыми питается память двух-трех поколений его современников, Беньямин хотел провести читателя через галерею своих «Пассажей» в прошлое, к истокам, у которых питается информационный шум городской среды. Согласно нашему прочтению, Беньямин рассчитывал вызывать у своих читателей переживание сродни прозрению, когда изменяется восприятие времени, а действительность являет свой подлинный облик — катастрофу.


Ключевые слова:

Вальтер Беньямин, Пассажи, литературный монтаж, коллаж, диалектический образ, гипертекст, шок, кич, вчувствывание, бездействующая диалектике

Keywords:

Passazhi, literaturnyi montazh, kollazh, dialekticheskii obraz, gipertekst, shok, kich, vchuvstvyvanie, bezdeistvuyushchaya dialektike


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Беньямин В. Париж, столица XIX столетия. В книге: Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000.
2. Беньямин В. Шарль Бодлер: поэт в эпоху зрелого капитализма. М., 2004.
3. Зацепин В. "Passagen-Werk" Вальтера Беньямина: архитектура, аллегория и историческое движение. // Шарль Бодлер & Вальтер Беньямин. Политика & Эстетика. Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
4. Травников С. Вальтер Беньямин и Теодор Адорно: спор о диалектическом образе. Евразийский союз ученых. Философские науки. # 4. М., 2014. С. 64.
5. Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991.
6. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.
7. Dillon G. Montage/Critique: Another Way of Writing Social History. Электронный ресурс: http://faculty.washington.edu/dillon/rhethtml/crmontage/ (дата обращения 21.10.2015).
8. Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979.
9. Menninghaus, W. On the «Vital Significance» of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of «Bad Taste». // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
10. McLaughlin K. Ur-ability. Force and Image from Kant to Benjamin. // Releasing the Image. From literature to new media. Edited by Jacques Khalip and Robert Mitchell. Stanford, 2011.
11. Pensky, M. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
12. Perloff, Marjorie. Unoriginal Genius: Poetry by Other Means in the New Century. Chicago: University Of Chicago Press, 2010
References
1. Ben'yamin V. Parizh, stolitsa XIX stoletiya. V knige: Ben'yamin V. Ozareniya. M.: Martis, 2000.
2. Ben'yamin V. Sharl' Bodler: poet v epokhu zrelogo kapitalizma. M., 2004.
3. Zatsepin V. "Passagen-Werk" Val'tera Ben'yamina: arkhitektura, allegoriya i istoricheskoe dvizhenie. // Sharl' Bodler & Val'ter Ben'yamin. Politika & Estetika. Kollektivnaya monografiya. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015.
4. Travnikov S. Val'ter Ben'yamin i Teodor Adorno: spor o dialekticheskom obraze. Evraziiskii soyuz uchenykh. Filosofskie nauki. # 4. M., 2014. S. 64.
5. Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991.
6. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.
7. Dillon G. Montage/Critique: Another Way of Writing Social History. Elektronnyi resurs: http://faculty.washington.edu/dillon/rhethtml/crmontage/ (data obrashcheniya 21.10.2015).
8. Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979.
9. Menninghaus, W. On the «Vital Significance» of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of «Bad Taste». // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
10. McLaughlin K. Ur-ability. Force and Image from Kant to Benjamin. // Releasing the Image. From literature to new media. Edited by Jacques Khalip and Robert Mitchell. Stanford, 2011.
11. Pensky, M. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
12. Perloff, Marjorie. Unoriginal Genius: Poetry by Other Means in the New Century. Chicago: University Of Chicago Press, 2010