Библиотека
|
ваш профиль |
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Токмачев К.Ю.
Насладись "Левиафаном"
// Культура и искусство.
2016. № 5.
С. 624-631.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68264
Токмачев К.Ю. Насладись "Левиафаном"Аннотация: Статья посвящена эстетической оценке фильма режиссера А. Звягинцева «Левиафан». Автор (несколько провокативно) доказывает, что по жанру фильм является классической античной трагедией, где протагонист Коля становится жертвой роковых обстоятельств, олицетворенных библейским чудовищем Левиафаном. Автор находит ряд качеств, сближающих героев фильма с героями античных трагедий (пластичность и цельность образов, отсутствие рефлексии на свои поступки, иррациональность поведения и амехания – бездействие в острых ситуациях). Фабула фильма – тоже напоминает трагедию большим числом сюжетных нестыковок и случайностей («узнавания и перипетии»), роковой цепью необратимых событий, потоком несчастий, который явно незаслуженно обрушивается на невиновного героя. Автор полагает, что у фильма А. Звягинцева – два слоя. Классическая античная трагедия «замаскирована» некой злободневной драмой – конфликтом «коррумпированного» мэра и «честного» предпринимателя, разворачивающимся среди величественных красот заполярья и скромных прелестей провинциальных городков. Автор отмечает, что этот внешний конфликт буквально разделил зрительскую аудиторию на сторонников и противников фильма. Автор доказывает, что этот конфликт – не суть дела, но лишь декорация и обстоятельства, в которых разыгрывается экзистенциальная трагедия. А. Звягинцев исключает из окончательной версии фильма эпизод «бунта Коли против мэра», который был в первоначальном сценарии. В главные моменты герой бездействует, пребывает в состоянии амехании. Это означает, что его противник - не персонифицируется. Не мэр и не церковь виноваты в несчастьях Коли, в них вообще никто не виноват. Автор напоминает, что логика античной трагедии отлична от логики иудео-христианского мифа, здесь нет причинно-следственных связей, выражаемых формулой «преступление и наказание». Выход за рамки иудео-христианского мифа и даже за рамки причинно-следственных связей позволяют А. Звягинцеву «остановить колесо сансары», «вывинтить» героя из многочисленных «диспозитивов власти». Увидеть его как цель, а не как средство, говоря словами И. Канта. Именно это позволяет зрителю глубоко сопереживать герою и даже испытать катарсис, а не мелкие корыстные чувства, связанные с подтверждением или опровержением своих политических предпочтений. Это роднит фильм А. Звягинцева с лучшими произведениями русской философии и литературы. Ключевые слова: Левиафан, иудео-христианский миф, античная трагедия, диспозитив власти, слепой рок, причинно-следственная связь, кинофильм, Кольский полуостров, режиссер Андрей Звягинцев, эстетикаAbstract: The article is devoted to the creative work of one of the most influential and contradictory figures in the history of music, American experimental composer of the XXth century, musical theorist, writer, artist, pioneer of aleatoric (accidental) electro-acoustic music and unusual use of musical instroments and the founder of electronic music that is based on accident and uncertainty as the essential and shape-generating element, John Milton Cage (5 September 1912- 12 August 1992). One of the first instrumental actions using aleatory music and noises of nature was his composition 'Water Music' that was created in 1952 for two 'prepared' pianos with the radio, water containers, card pile, stick, and a stop watch and used the sound of water as the main element of composition. It was one of the compositions that made John Cage popular around the world. Through denying deeply established composition principles, Cage rethought and essentially predetermined the experimental practice of music, thus changing the course of modern music and forming a new concept of the after-war art of the XXth century. The author of the present article views the composer's experimental creativity as one of the most radical attempts in the history of music aimed at extending the borders of music and applying new materials for composing and playing music. In the course of the research the author has used the philosophical aesthetic research method. The research methodology is based on the interdisplinary definition of such concepts as the uncertainy principle, choas theory, stochastic (probable) procedures, 'accidental operations', etc. The given article is one of the first one to provide an in-depth research of one of the most unique experimental compositions of Cage 'Water Music' and cover the theoretical gap in Russian academic literature on musical art concerning the composer's versatile creativity and personality. The author of the research makes a thesis that Cage created his own creative method that is based on the principle of managed accident, unity of life, nature and art, invention of new materials and instruments for creating and performing music. Along with other numerous theoretical and instrumental innovations that led the composer to the radical extension of the sound space and, in fact, changed the subject of the music in general. Keywords: American musical experimentalism, uncertainty principle, stochastic procedures, aleatory music, free musical form, noise music, philosophy of music
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Демкова Н.С. Грамоты Ивана Грозного шведским королям Эрику XIV и Иоганну III (По рукописям Шведского государственного архива). // URL: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=_W-5ebuoLlQ=&tabid=2296 (дата обращения 30.09.2015)
2. Панюков М., Лифанцев Д. Недостаточно чернухи. // Экспресс газета: сайт. URL: http://www.eg.ru/daily/cadr/45127 (дата обращения 23.10.2015) 3. Petrarca Fr. Canzoniere CLVI // Biblioteca dei Classici Italiani di Giuseppe Bonghi da Lucera: сайт. URL: http://www.classicitaliani.it/index001.htm (дата обращения 23.10.2015) 4. Пушкарев И. В городе, где снимали «Левиафан» бизнесмен застрелил мэра… // ТЛТгород.ру: сайт. URL: http://tltgorod.ru/reporter/?theme=134&page=5&reporter=49352 (дата обращения 23.10.2015) 5. Pieter Bruegel / La pittura a cura di Arturo Bovi. Giunti-Nardini Editore. 1977. 6. Агамбен Дж. Профанации / пер. с итал. К. Токмачева под ред. Б. Скуратова. М.: Гилея, 2014. References
1. Pereverzeva M. B. O smene epokh v seredine XX veka: muzykal'nyy kontseptualizm Dzhona Keydzha // Teoriya khudozhestvennoy kul'tury. Vyp. 8. M., 2005. S. 382-395.
2. Timoshenko A.A. Muzyka dlya udarnykh v muzykal'noy kul'ture SShA pervoy poloviny KhKh veka (G. Kouell, Dzh. Keydzh, L. Kharrison) // Instrumentalizm v stanovlenii i evolyutsii. Spb., 2004. S. 55-70. 3. Pereverzeva M. V. Dzhon Keydzh: zhizn', tvorchestvo, estetika. M., 2006. - 336 c. 4. Guseva E.S. Shumy i zvuki v kompozitsiyakh Dzhona Keydzha «4'33» i «Voobrazhaemyy peyzazh № 4» // Teoriya i istoriya kul'tury v vuzovskom obrazovanii: mezhvuz. sb. nauch. trudov Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Novosibirsk 2008. Vyp. 4. S. 171 – 183. 5. Pereverzeva M. V. Zhizn' Keydzha: fakty, daty // Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: nauch. trudy Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii im. P. I. Chaykovskogo. Sb. 46. M., 2004. S. 5-14. 6. Manulkina O. B. Amerikanskie kompozitory KhKh veka. SPb., 2007. - 175 c. 7. Manulkina O. B. Dzhon Keydzh i istoriya amerikanskoy muzyki // Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii. 2013. № 2. S. 83-97. 8. Ross A. Dal'she – shum. Slushaya KhKh vek. M., 2013. - 560 c. 9. Richard Kostelanetz: Conversing With Cage. New-York and London. 2003. - 334 p. 10. John Cage Anarchic harmony: ein Buch der Frankfurt Feste '92. Herausgeber: Stefan Schädler-Walter Zimmermann. Frankfurt a/m. 1992.- 318 s. 11. Kenneth Silverman Begin Again: A Biography of John Cage. N-Y. 2010. - 496 p. 12. Keydzh Dzh. Istoriya eksperimental'noy muzyki v SShA // Muzykal'naya akademiya. 1997. № 2. S. 205 – 209. 13. Tishina. Lektsii i stat'i. Avtorskiy sbornik. Avtor: Dzhon Keydzh. Perevodchiki: Grigoriy Durnovo, Viktor Kogan, Elizaveta Miller, Marina Pereverzeva, Mikhail Saponov, Dmitriy Ukhov, Mariya Fadeeva. M., 2012. - 384 c. 14. Kholopov Yu.V. Vklad Keydzha v muzykal'noe myshlenie KhKh veka.// Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Mater. nauchn. konf. Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni. P.I. Chaykovskogo. Sb. 46. 2004. S. 79-90. 15. Classic Essays on Twentieth-Century Music: A Continuing Symposium. Taschenbuch. von Richard Kostelanetz. Belmont (California). 1996.- 404 p. 16. Keydzh Dzh. Budushchee muzyki // Muzykal'naya akademiya. 1997. № 2. S. 209 – 214. 17. John Cage «A composer’s confessions». Paris. 2013. - 10 p. 18. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge. 1996. - 240 r. 19. Keydzh Dzh. Avtobiograficheskoe zayavlenie. Per. s angl. M. Pereverzevoy // Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Nauchnye trudy Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii im. P.I. Chaykovskogo. Sb. 46. M., 2004. S. 15-34. 20. Manulkina O. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka. M., 2010.- 784 s. |