Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Ланцева А.М. Сборник «Амстердамский канционал» Яна Амоса Коменского: история создания и особенности композиции

Аннотация: Чешский канционал как литературно-музыкальный жанр приобрел широкую известность как в Чехии, так и за ее пределами благодаря большой популярности в христианском социуме сборников духовных песнопений, исполнявшихся церковным хором и общиной верующих. Литературно-музыкальный жанр канционала получил свое окончательное художественно-стилевое оформление, особое развитие и распространение в чешских народных массах в эпоху барокко, в XVII –XVIII вв., благодаря широкомасштабному процессу рекатолизации (католической Контрреформации) в Чехии. В то же время гимнографическое творчество чехов-некатоликов вынуждено было развиваться вне пределов страны. Канционал Я. А. Коменского, изданный в Амстердаме в 1659 г. и являющийся ярким примером чешской эмигрантской гимнографии, – яркое подтверждение религиозного противостояния католиков и протестантов в условиях доминирования Католической Церкви в Чехии. Амстердамский канционал, представляющий собой гармоничное сочетание музыки и текста, состоит из предисловия, парафразов псалмов, т. н. «главных», «служебных» и «событийных» песен. Методология исследования представляет собой историко-аналитический подход, благодаря которому в статье представлен синтез вербально-фонического и словесно-музыкального компонентов данного Канционала. Научная новизна данной статьи определяется ракурсом ( заключается в том, что) впервые в отечественной комениологии Я. А. Коменский представлен не только как выдающийся чешский философ и педагог, а как поэт и композитор, ключевая фигура Общины чешских братьев. Основными выводами данной статьи можно считать то, что в XVII в. сборник "Амстердамский канционал" занял важное место в истории духовного пения Общины чешских братьев благодаря тому, что Коменский мастерски преломил гимнографическое наследие гуситов сквозь призму барочной эстетики. Канционал Коменского остался выдающимся сборником духовных песен вплоть до наших дней. В настоящее время песни из Канционала широко известны в евангелической среде как в самой Чехии, так и за ее пределами.


Ключевые слова:

чешский язык, псалмы, парафразы псалмов, Община чешских братьев, мелодии песен, Ян Амос Коменский, Канционал, гимнография, утраквисты, барочная эстетика

Abstract: The subject of the research is the activity of a leading composer, theorist, polemist, teacher and conductor of New Music Pierre Boulez whose activity led to the foundation of Institute for Research and Coordination in Acoustics/Music (IRCAM, the Centre Pompidou in Paris). Petruseva analyzes the environment and stages of Boulez' creative activity, three types of musical establishments (training, performing and research establishments), IRCAM structure; Boulez' article 'Technology and the Composer' that became the manifesto of IRCAM; Boulez' interpretation of the total serialism, denial of preceding (nearest) tradition and transition to the period of 'synthesis'. The researcher uses an integrated research method that combines comparative studies, structural musical methods and elements of social methods. The novelty of the research is caused by the fact that the author tries to outline the borders of anthroposociological research based on the example of Pierre Boulez' sociocultural activity. As a conclusion, the author describes the single line of Boulez' activity that starts with immediate problems of aesthetics, musical material, language and New Music concept and comes to musical establishments through the problems of perception and music performance. 


Keywords:

post-serialistic modernism, types of musical establishments, teaching, performing New Music, research-related, structure and manifesto, New Music, IRCAM (Institut de Recherche et de Coordination Ac


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Daňhelka Jiří. Je Jan Amos Komenský pokračovatelem Jana Blahoslava?// Studia Comeniana et historica, 1989, roč. 19, č. 38. S. 48–53.
2. Komenský J. A. O poezii české. // Vybrané spisy Jana Amose Komenského. Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1974. Sv. 7.
3. Komenský J. A. Kancionál. Praha: Kalich, 1992, ed. Ema Suchá. S. 222.
4. Konrád Karel J. A. Komenský jako hudební skladatel kancionálu.// Cyril 11, 1884. S. 42—45, 50—52.
5. Patera Adolf J. A. Komenského myšlenky o novém vydání českého kancionálu.// Časopis Českého Muzea 65, 1891. S. 214—224.
6. Settari Olga Die hymnologischen Forschungen Vladimír Helferts. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 11/12, 1976. S. 31—35, 77.
7. Settari Olga Helferts Vladimír Hymnologie im Lichte seines wissenschaftlichen Nachlasses. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 10, 1975. S. 83—105.
8. Settari Olga K problematice Amsterodamského kancionálu. //Muzeum J. A. Komenského v Uherském Brodě.// Zpráva za první pololetí 1965. S. 31—37.
9. Settari Olga Vladimír Helfert a jeho práce na Komenského kancionálu. // Zprávy Bertramky, Praha, 1970. S. 13—17.
10. Škarka Antonín Básnické dílo J. A. Komenského. //Komenský Jan Amos. Dílo Jana Amose Komenského . Praha: Academia, 1983. S. 123–152.
11. Škarka Antonín Jan Amos Komenský// Hrabák J. (red.). Dějiny české literatury: starší česká literatura. Praha: Nakladatelství ČSAV, 1959. Sv. I. S. 412–454.
12. Škarka Antonín K některým základním textologickým problémům kritického vydání českých spisů J. A. Komenského.// Informační bulletin pro otázky jazykovědné, 1963, č. 4. S. 36–43.
13. Škarka Antonín Komenský — básník duchovních písní. //Archiv pro bádání o životě a spisech J. A. Komenského. Zábřeh: Vl. nákl. 1937.
14. Třanovský Jiří. Sborník k 300. výročí kancionálu Cithara sanctorum. Bratislava: Učená společnost Šafaříkova, 1936.
References
1. Daňhelka Jiří. Je Jan Amos Komenský pokračovatelem Jana Blahoslava?// Studia Comeniana et historica, 1989, roč. 19, č. 38. S. 48–53.
2. Komenský J. A. O poezii české. // Vybrané spisy Jana Amose Komenského. Praha: Státní pedagogické nakladatelství, 1974. Sv. 7.
3. Komenský J. A. Kancionál. Praha: Kalich, 1992, ed. Ema Suchá. S. 222.
4. Konrád Karel J. A. Komenský jako hudební skladatel kancionálu.// Cyril 11, 1884. S. 42—45, 50—52.
5. Patera Adolf J. A. Komenského myšlenky o novém vydání českého kancionálu.// Časopis Českého Muzea 65, 1891. S. 214—224.
6. Settari Olga Die hymnologischen Forschungen Vladimír Helferts. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 11/12, 1976. S. 31—35, 77.
7. Settari Olga Helferts Vladimír Hymnologie im Lichte seines wissenschaftlichen Nachlasses. // Sborník prací filozofické fakulty UJEP H 10, 1975. S. 83—105.
8. Settari Olga K problematice Amsterodamského kancionálu. //Muzeum J. A. Komenského v Uherském Brodě.// Zpráva za první pololetí 1965. S. 31—37.
9. Settari Olga Vladimír Helfert a jeho práce na Komenského kancionálu. // Zprávy Bertramky, Praha, 1970. S. 13—17.
10. Škarka Antonín Básnické dílo J. A. Komenského. //Komenský Jan Amos. Dílo Jana Amose Komenského . Praha: Academia, 1983. S. 123–152.
11. Škarka Antonín Jan Amos Komenský// Hrabák J. (red.). Dějiny české literatury: starší česká literatura. Praha: Nakladatelství ČSAV, 1959. Sv. I. S. 412–454.
12. Škarka Antonín K některým základním textologickým problémům kritického vydání českých spisů J. A. Komenského.// Informační bulletin pro otázky jazykovědné, 1963, č. 4. S. 36–43.
13. Škarka Antonín Komenský — básník duchovních písní. //Archiv pro bádání o životě a spisech J. A. Komenského. Zábřeh: Vl. nákl. 1937.
14. Třanovský Jiří. Sborník k 300. výročí kancionálu Cithara sanctorum. Bratislava: Učená společnost Šafaříkova, 1936.