Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Маньковская Н.Б. Мистико-символическая метафизика искусства Жозефена Пеладана

Аннотация: Предметом исследования является метафизика искусства Жозефена Пеладана как видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, его неоплатонико-христианской линии. Особое внимание уделяется его полемике со Львом Толстым, его анализу творчества Данте, античной и современной драматургии и театра. Рассматривается пеладановская концепции соотношения искусства и религии, художественного творчества, эстетического созерцания и наслаждения, прекрасного, возвышенного, трагического, комического, эстетического идеала, эстетического наслаждения, художественности, сущности художественного образа, символизации в искусстве, его анагогической миссии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: искусствоведческий анализ, философско-эстетический подход, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что три ипостаси Пеладана – символиста, неоклассика и эзотерика – образуют парадоксальное, но достаточно органическое единство. Его размышления о сущности эстетического, специфике разных видов и жанров искусства объединены пафосом отстаивания вечно прекрасного, абсолютного идеала, нетленных идей, духовной наполненности, художественности искусства. Особым вкладом автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не исследовавшиеся аспекты французского символизма. Метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуется впервые.


Ключевые слова:

символизм, мистицизм, искусство, литература, театр, художник, прекрасное, идеал, художественность, символизация

Abstract: The subject of the research is the arts metaphysics of Josephin Peladan as a remarkable representative of the mysticism branch of the French objective symbolism, in particular, its Neo-Platonist Christian movement. Special attention is paid to his polemics with Lev Tolstoy, his analysis of Dante's creative work, ancient and modern dramaturgy and theatre. In her research Mankovskaya also analyzes Peladan's ideas about the relationship between art and religion, artistic creativity, aesthetic contemplation and pleasure, ideals of beauty, tragic, comic, aesthetic ideals, artisticity, essence of an artistic image, symbolization in art and anagogic mission of art. Such a great variety of aspects covered by the present research created the need to apply a number of methodological approaches such as art analysis, philosophical aesthetic approach, comparative and interdisciplinary methods. The main conclusions of the research is that Peladan's three hypostases as a symbolist, neoclassicist and esoteric create a paradoxical but organic unity. His thoughts on the nature of esoterics, particular artistic types and genres have one thing in common which is the idea of beauty, absolute ideal, undying values, spiritual and artistic components of art. Special contribution made by the author to the analysis of the topic is that she uses only original materials in her research. Mankovskaya introduces aspects and works of French symbolism that have never been studied before. Josephin Peladan's arts metaphysics is studied for the first time in the Russian academic literature, too. 


Keywords:

articity, ideal, beauty, artist, theatre, literature, art, mysticism, symbolism, symbolyzation


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Бычков В.В. Эстетика отрицания эстетического // Лев Николаевич Толстой. М.: РОССПЭН, 2014. С. 327-347.
2. Книга о живописи мастера Леонардо до Винчи живописца и скульптора флорентийского. Перевод А.А. Губера, В.К. Шилейко под общей редакцией А.Г. Габричевского. М., ОГИЗ – ИЗОГИЗ, 1934.С.15-105.
3. Лосев А.Ф.Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976. С.270-271.
4. Маньковская Н.Б. Эстетическое credo «демона» французского символизма Жозефена Пеладана // Вопросы философии, № 5, 2016. С. 80-92.
5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. Собр соч. в 20-ти тт. Т. 15. Статьи об искусстве и литературе. М., Художественная литература, 1964.С. 73-154.
6. Leonard de Vinci. Traité de la Peinture. Traduction nouvelle d’après le Codex Vaticanus avec un commentaire perpétuel par Péladan. 5 éd. P.: Librairie Ch. Delagrave, 1920. С.10-105.
7. Péladan J. Amphithéâtre des sciences mortes. III. Comment on devient Artiste. Esthétique. P.: Chamuel, 1894. С.5-80.
8. Péladan J. L'Art idéaliste et mystique. Doctrine de l'Ordre et du Salon annuel des Rose-Croix, 2° éd. Р.: Chamuel, 1894. С. 52-53.
9. Peladan J. Théâtre de la Rose + Croix. La Prométhéide. P.: Chamuel, 1895.С. 151.
10. Péladan J. La Décadence Esthétique. Réponse à Tolstoï. P.: Chamuel, 1898.С. 7-271.
11. Peladan J. Origine et Esthétique de la Tragédie. P.: Sansot, 1905. С. 91.
12. Péladan. La Doctrine de Dante. P., Bibliothèque internationale d’édition, 1908.С. 39-110.
References
1. Bychkov V.V. Estetika otritsaniya esteticheskogo // Lev Nikolaevich Tolstoy. M.: ROSSPEN, 2014. S. 327-347.
2. Kniga o zhivopisi mastera Leonardo do Vinchi zhivopistsa i skul'ptora florentiyskogo. Perevod A.A. Gubera, V.K. Shileyko pod obshchey redaktsiey A.G. Gabrichevskogo. M., OGIZ – IZOGIZ, 1934.S.15-105.
3. Losev A.F.Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. M., Iskusstvo, 1976. S.270-271.
4. Man'kovskaya N.B. Esteticheskoe credo «demona» frantsuzskogo simvolizma Zhozefena Peladana // Voprosy filosofii, № 5, 2016. S. 80-92.
5. Tolstoy L.N. Chto takoe iskusstvo? // Tolstoy L.N. Sobr soch. v 20-ti tt. T. 15. Stat'i ob iskusstve i literature. M., Khudozhestvennaya literatura, 1964.S. 73-154.
6. Leonard de Vinci. Traité de la Peinture. Traduction nouvelle d’après le Codex Vaticanus avec un commentaire perpétuel par Péladan. 5 éd. P.: Librairie Ch. Delagrave, 1920. S.10-105.
7. Péladan J. Amphithéâtre des sciences mortes. III. Comment on devient Artiste. Esthétique. P.: Chamuel, 1894. S.5-80.
8. Péladan J. L'Art idéaliste et mystique. Doctrine de l'Ordre et du Salon annuel des Rose-Croix, 2° éd. R.: Chamuel, 1894. S. 52-53.
9. Peladan J. Théâtre de la Rose + Croix. La Prométhéide. P.: Chamuel, 1895.S. 151.
10. Péladan J. La Décadence Esthétique. Réponse à Tolstoï. P.: Chamuel, 1898.S. 7-271.
11. Peladan J. Origine et Esthétique de la Tragédie. P.: Sansot, 1905. S. 91.
12. Péladan. La Doctrine de Dante. P., Bibliothèque internationale d’édition, 1908.S. 39-110.