Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Суетин Т.А. Реальность в ретроспективе

Аннотация: В статье раскрывается взаимосвязь воззрений на реальность и становления научного знания, вплоть до возникновения классической науки. Автор анализирует идеи и Античных, Средневековых философов, а также мыслителей и ученых Нового времени, сопоставляя их с вектором развития научной деятельности. Затрагивается вопрос воздействия религии и церковной власти, связанный с ними жизненный уклад на возникновение классической науки. В целом наука рассматривается как неотъемлемый инструмент познания реальности, но в своем классическом варианте тенденции науки постепенно начинает смещаться в сторону прагматизма и приспособления реальности под человека и общество. Исследование проводится, прежде всего, в историческом контексте, на основе философских трудов античности, религиозной философии, а также истории и философии науки. Принимая во внимание созидательные факторы классической науки, рассматриваются причины и следствия негативных проявлений науки. Основную проблему классической науки автор видит чрезмерной рационализации, исключающей чувственно-эмоциональный фактор в рефлективном аспекте. Воззрения на реальность перестали подпитывать, стимулировать науку, а скорее мешать ей. Новизна исследования заключается в рассмотрении научного познании с точки зрении эмоционально-чувственной рефлексии, без которой наука не может воспринимать и познавать реальность как таковую, а лишь приспосабливать её к прагматическому использованию.


Ключевые слова:

Реальность, Наука, История, Прогресс, Мировоззрение, Онтология, Социум, Рациональность, Прагматизм, Демаркация науки

Abstract: In his article Suetin describes the relationship between views on reality and development of science till the moment when classical science was created. The author analyzes idea of ancient and medieval philosophers as well as philosophers and scientists of the Modern Age comparing these ideas to the vector of scientific development. The author of the article also touches upon the question about the influence of religion and church and associated lifestyle on the development of classical science. In general, science is viewed as an essential instrument for understanding the reality, however, the classical variant of scientific tendencies is gradually shifting towards pragmatism and adoption of reality to human and society. The research is based, first of all, on ancient philosophy and religious philosophy as well a shistory and philosophy of science. Taking into account constructive factors of classical science, the author of the article analyzes the reasons and consequences of the negative tendencies of science. According to the author, the main problem of classical science is the excess rationalization and ignoration of the sensual-emotional factor and reflexion. Views on the reality do not encourage science any more but rather create obstacles for scientific development. The novelty of the research is caused by the fact that the author views science from the point of vie wof emotional and sensual reflexion. According to the author, without taking into account emotional and sensual perception of the world, science cannot perceive the reality as it is but can only provide means of pragmatic use of the reality.   


Keywords:

pragmatism, rationality, society, ontology, world view, progress, history, science, reality, demarcation of science


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Юм Д. Исследование о человеческом разумении / Пер. С.И. Церетели. М.: Прогресс, 1995. 240 С.
2. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. 576 с.
3. Гераклит Эфесский. Все наследие. М.: Ад Маргинем, 2012. 350 с.
4. Бердяев Н. Дух и реальность. М.: Аст, 2006. 384 с.
5. Аристотель. Физика / Пер. В. Карпов. М.: КомКнига, 2014. 230 с.
6. Аристотель. О душе / Серия Великие мыслители. М.: Мир книги, 2009. 400 с.
7. Аристотель. Метафизика / Пер. А.В. Кубицкий. М.: Эксмо, 2006. 608 с.
8. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. М.: Изд-во Пермского университета, 2000. 482 с.
9. Августин Блаженный «Об истинной религии. Теологический трактат». Мн.: Харвест, 1999. 1600 с.
References
1. Yum D. Issledovanie o chelovecheskom razumenii / Per. S.I. Tsereteli. M.: Progress, 1995. 240 S.
2. Platon. Gosudarstvo. M.: Nauka, 2005. 576 s.
3. Geraklit Efesskiy. Vse nasledie. M.: Ad Marginem, 2012. 350 s.
4. Berdyaev N. Dukh i real'nost'. M.: Ast, 2006. 384 s.
5. Aristotel'. Fizika / Per. V. Karpov. M.: KomKniga, 2014. 230 s.
6. Aristotel'. O dushe / Seriya Velikie mysliteli. M.: Mir knigi, 2009. 400 s.
7. Aristotel'. Metafizika / Per. A.V. Kubitskiy. M.: Eksmo, 2006. 608 s.
8. Tatarkevich V. Istoriya filosofii. Antichnaya i srednevekovaya filosofiya. M.: Izd-vo Permskogo universiteta, 2000. 482 s.
9. Avgustin Blazhennyy «Ob istinnoy religii. Teologicheskiy traktat». Mn.: Kharvest, 1999. 1600 s.