Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Чепинога А.В. Режиссерская интерпритация авторского замысла в драматическом и оперном спектакле

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является механизм интерпретации авторского материала в работе режиссера. При этом особое внимание уделяется точному разграничению понятий «искусство» и «жизнь», указываются принципиальные отличия одного от другого, высказывается мысль о недопустимости «копиизма» на сцене. Показывается, что «искусство» - это особым образом «смонтированный объект», в основе структуры которого заложен ряд упорядоченных понятий, складывающихся в единство идеи. Особо подчеркивается, что идея есть организующий, структурный принцип искусственного объекта, а так же подробно показано, каким образом, способом, какими средствами «жизненный объект» превращается в «искусственный». Особо подчеркивается, что авторский замысел есть «первый уровень» интерпретации жизни, а режиссерский – «второй уровень» интерпретации жизни. В статье проведён тщательный теоретический анализ, который позволяет выделить отдельные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия механизма интерпретации. Кроме того, на тему исследования проведено тщательное изучение специальной литературы по теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Тщательное изучение значительного корпуса теоретической литературы классиков теории действенного анализа пьесы, а так же материалов современной периодической печати позволяет установить, что за последние тридцать лет в области теоретического режиссерского знания не сделано ничего существенного. В научный обиход не введено ни одного нового или уточняющего конкретного понятия действенного анализа пьесы или партитуры. В частности, принципиально не описан и не раскрыт сам механизм режиссерской интерпретации авторского драматургического материала, способ его функционирования при постановке спектакля. Что порождает огромное количество весьма произвольных толкований его в режиссерской практике и приводит не только к искажению исходного авторского замысла драматурги или композитора, но и позволяет режиссерам создавать свои произведения с весьма существенными искажениями исходного материала, а так же - использовать пьесу или партитуру автора только как повод для собственной, весьма произвольной, «авангардистской», т.е. ничем не ограниченной фантазии.


Ключевые слова:

театр, режиссура, теория режиссуры, действие, действенный анализ, опера, оперная режиссура, интерпретация, авангардизм, структура

Abstract: The subject of the research is the interpretation of the mechanism for interpreting the author's content in directing. Particular attention is paid to the exact distinction between "art" and "life". The author specifies the fundamental differences between these two concepts and expressed the idea of inadmissibility of "copyism" on stage. It is shown that "art"  is a special type of "the mounted object" that is based on a number of concepts emerging in the unity of ideas. It is emphasized that idea is the organizing structural principle of an artificial object, the author also shows in detail how and by what means a 'physical object' turns into 'artificial'. It is emphasized that the author's intent is the "first-level" interpretation of life, and directing is the "second-level" interpretation of life.  The article provides a thorough theoretical analysis, which allows to highlight certain aspects, features, aspects and operations of the mechanism of interpretation. In addition, the author studies examines literature on the theory of drama and opera directing (a small part of which is shown in the list of references) with a detailed note-taking and citation. Analysis of a large body of classical theoretical literature on the theory of the active analysis of the play, as well as modern materials of the periodical press allows to establish that over the past thirty years nothing substantial has been done in the sphere of directing theory. The academic community has not created any new concepts, neither has it clarified a specific active analysis of the play or director's script. In particular,  the mechanism of the director's interpretation of the author's dramatic material, the way of its functioning in the production of the play have never been fully described or revealed. This gives rise to a huge number of loose interpretations in directing practice and leads not only to the distortion of the original intent of a playwright or composer, but also allows the filmmakers create their works with a very significant distortions of the raw material, as well as to use the play or director's script only as a pretext for their own, very arbitrary, "avant-garde", i.e. unfettered imagination. 


Keywords:

interpretation, directing of opera, opera, active analysis, action, theory of directing, directing, theatre, avant-garde, structure


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Эфрос А.В. Профессия режиссер. В 4 кн. Кн. 2. М.: Парнас, 1993. 368 с.
2. Эйзенштейн С.М. О форме сценария // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 566 с
3. Эйзенштейн С.М. Монтаж // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 566 с
4. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами. Попытка осмысления режиссерского опыта. С, СТД РСФСР, 1988. 528 с.
5. Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. 566 с
6. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М.: ВТО, 1967. 358 с.
7. Тазетдинова Р.Р. Философско-культурологический аспект режиссерского анализа художественного текста. Автореф. дисс. ... канд. философских наук. Казань, 2008. 178 с.
8. Станиславский К.С. Театральное наследство. Т. 1. Материалы. Письма. Исследования. М.: Из-во Академии Наук СССР, 1955. 698 с.
9. Сулимов М.В. Режиссер наедине с пьесой // Посвящение в режиссуру. СПб.: Издат. Дом СПб. гос. ун-та, 2004. С. 459-550
10. Слесарь Е.А. режиссер-драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX-XX веков: Автореф. дисс. ... канд. М.: Искусство, 2006. 26 с.
11. Ремез О.Я. Мастерство режиссера. Пространство и время спектакля. М.: Просвещение, 1983. 143 с.
12. Попов П.Г. Режиссура. О методе. М.: ВХТЦ, 2003. 64 с.
13. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. М.: ВТО. 1972. 100 с.
14. Норенко В.В. Режиссерский замысел в теории режиссуры. Л.: Высш. Профсоюзн. Школа культ, 1984. 68 с.
15. Молочевская И.Б. Режиссерская школа Товстоногова. СПб.: СПб ГАТИ, 2003. 156 с.
16. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. М.: Искусство, 1971. 170 с.
17. Кнебель М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 167 с.
18. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1959. 70 с.
19. Захава Б.Е. Мастерство Актера и Режиссера. М.: Искусство, 1969. 319 с.
20. Юзовский Ю. О театре и драме. В 2-х т. Т. 1. М,: Искусство, 1982. 487 с.
References
1. Efros A.V. Professiya rezhisser. V 4 kn. Kn. 2. M.: Parnas, 1993. 368 s.
2. Eyzenshteyn S.M. O forme stsenariya // Izbrannye proizvedeniya: V 6 t. M.: Iskusstvo, 1964. T. 2. 566 s
3. Eyzenshteyn S.M. Montazh // Izbrannye proizvedeniya: V 6 t. M.: Iskusstvo, 1964. T. 2. 566 s
4. Tovstonogov G.A. Besedy s kollegami. Popytka osmysleniya rezhisserskogo opyta. S, STD RSFSR, 1988. 528 s.
5. Eyzenshteyn S.M. Montazh attraktsionov // Izbrannye proizvedeniya: V 6 t. M.: Iskusstvo, 1964. 566 s
6. Tovstonogov G.A. O professii rezhissera. M.: VTO, 1967. 358 s.
7. Tazetdinova R.R. Filosofsko-kul'turologicheskiy aspekt rezhisserskogo analiza khudozhestvennogo teksta. Avtoref. diss. ... kand. filosofskikh nauk. Kazan', 2008. 178 s.
8. Stanislavskiy K.S. Teatral'noe nasledstvo. T. 1. Materialy. Pis'ma. Issledovaniya. M.: Iz-vo Akademii Nauk SSSR, 1955. 698 s.
9. Sulimov M.V. Rezhisser naedine s p'esoy // Posvyashchenie v rezhissuru. SPb.: Izdat. Dom SPb. gos. un-ta, 2004. S. 459-550
10. Slesar' E.A. rezhisser-dramaturg: modeli ikh vzaimootnosheniy v zarubezhnom i otechestvennom teatre kontsa XIX-XX vekov: Avtoref. diss. ... kand. M.: Iskusstvo, 2006. 26 s.
11. Remez O.Ya. Masterstvo rezhissera. Prostranstvo i vremya spektaklya. M.: Prosveshchenie, 1983. 143 s.
12. Popov P.G. Rezhissura. O metode. M.: VKhTTs, 2003. 64 s.
13. Popov A.D. Spektakl' i rezhisser. M.: VTO. 1972. 100 s.
14. Norenko V.V. Rezhisserskiy zamysel v teorii rezhissury. L.: Vyssh. Profsoyuzn. Shkola kul't, 1984. 68 s.
15. Molochevskaya I.B. Rezhisserskaya shkola Tovstonogova. SPb.: SPb GATI, 2003. 156 s.
16. Krymova N.A. Stanislavskiy – rezhisser. M.: Iskusstvo, 1971. 170 s.
17. Knebel' M.O. Shkola rezhissury Nemirovicha-Danchenko. M.: Iskusstvo, 1966. 167 s.
18. Knebel' M.O. O deystvennom analize p'esy i roli. M.: Iskusstvo, 1959. 70 s.
19. Zakhava B.E. Masterstvo Aktera i Rezhissera. M.: Iskusstvo, 1969. 319 s.
20. Yuzovskiy Yu. O teatre i drame. V 2-kh t. T. 1. M,: Iskusstvo, 1982. 487 s.