Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Петров В.О. Жанры массового инструментального спектакля

Аннотация: Предметом исследования в данной статье становится один из популярнейших в композиторской среде современности жанров - инструментальный театр. Подробно рассмотрены разновидности массового инструментального спектакля - 1) сочинения, в которых один инструменталист-солист (персонаж) противостоит оркестру или ансамблю (происходит персонификация отдельной личности, выявляется ее контраст или конфликт с остальными участниками, что характерно, скажем, для сочинений, созданных для солиста и оркестра), 2) опусы, в которых ряд инструменталистов-солистов (персонажей) имеют персонификацию и вступают во взаимоотношения с оркестром, ансамблем или между собой, 3) произведения, в которых персонификация свойственна не отдельной личности (инструменталисту-солисту), а группе инструментов, части оркестра, в связи с чем достигается знакомый театру сценический эффект «противостояния масс». Массовый инструментальный спектакль рассматривается как целостный феномен, в связи с чем привлекается метод целостного анализа явления. Итогом проведенного исследования стало выявление специфики взаимоотношения драматургических пластов при сценической реализации массовых инструментальных спектаклей (музыкальных, поведенческих, визуальных, вербальных). Отмечается, что наличие этих пластов способствует, с одной стороны, более простому пониманию музыки (драматургическое сопоставление пластов раскрывает суть музыки через поведение инструменталистов на сцене, их визуальный облик и/или использование слова), с другой стороны, – отходу от традиционного исполнения опуса, что привлекает внимание большей аудитории.


Ключевые слова:

музыка, инструментальный театр, постмодернизм, музыкальный акционизм, жанр, перформанс, драматургия, синтез искусств, синестезия, сцена

Abstract: The subject of the research is one of the most popular contemporary genres of music composing, the genre of instrumental theatre. The author of the article examines the variety of mass instrumental performance  such as 1) compositions when an instrumentalist (leading performer, character) opposes to the orchestra or band (individual is personified, contrasts or conflicts with the other participants which namely typical for pieces written for a leading performer and orchestra);  2) pieces when a number of instrumentalists (leading performers, characters) have their personification and enter into relationship with the orchestra, band or one another, 3) pieces when personification is not an individual feature (of a instrumentalist or leading performer) but the feature of a group of instruments, parts of the orchestra, which allows to achieve the theatre stage effect  of "mass confrontation". Mass instrumental performance is viewed as an integral phenomenon, therefore the author of the article has applied the method of the integral analysis of the phenomenon. The result of this research is the description of specific relations between dramaturgic layers in the process of mass instrumental performances (musical, behavioral, visual, verbal, etc.). It is noted that the presence of these layers, on the one hand, encourages a more basic understanding of music (dramaturgic comparison of layers reveals the essence of music through the behavior of instrumentalists on stage, their visual appearance and/or the use of the word), and on the other hand, withdraws music from the traditional performance of compositions which attracts the attention of a larger audience.


Keywords:

synthesis of the arts, music, instrumental theatre, postmodernism, musical actionism, genre, synesthesia, performance, dramaturgy, scene, stage


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Высоцкая М.С. Логика парадокса в инструментальном театре Фараджа Караева // Музыковедение. — 2009. — № 1. С. 24-29.
2. Гуляницкая Н.С. «Эхо» деконструктивизма в музыке // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. трудов по материалам конф. 30 октября — 1 ноября 2007 го-да. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С. 58-66.
3. Коренева М.М. Литературное измерение абсурда // Художественные ориентиры за-рубежной литературы ХХ века. / Редкол.: Базилевский А.Б. и др. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 477-506.
4. Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. — М.: ВЦХТ, 2001. 144 с.
5. Петров В.О. Инструментальный театр ХХ века: вопросы истории и теории жанра: Монография. — Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. — 355 с.
6. Петров В.О. Инструментальный театр: типология жанра // Музыкальная академия. — 2010. — № 3. С. 161-166.
7. Петров В.О. Камерный инструментальный спектакль: к вопросу о соотношении драматургических пластов // Музыка: искусство, наука, практика: Научный журнал Казан-ской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. — 2014. — № 4 (8). С. 16-26.
8. Петров В.О. Моноспектакль — разновидность инструментального театра // Музы-кальное произведение в контексте художественной культуры: Сборник научных статей / Гл.ред. — Л.В. Саввина, ред.-сост. — В.О. Петров. — Астрахань: Астраханская государст-венная консерватория (академия), 2012. С. 64-79.
9. Петров В.О. О событийности сюжетов в произведениях инструментального театра // Музыковедение. — 2011. — № 12. С. 9-14.
10. Петров В.О. О специфике жанра инструментального театра // Актуальные про-блемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. — 2013. — № 1 (27). С. 40-45.
11. Фархадов Р.Я. Фарадж Караев: территория абсурда // Музыка и время. — 2008. — № 4. С. 9-13.
12. Ценова В.С. Культурология Владимира Тарнопольского // Музыка из бывшего СССР: Сб. статей. Вып. 1. / Ред.-сост. В.С. Ценова. — М.: Композитор, 1994. С. 283-295.
References
1. Vysotskaya M.S. Logika paradoksa v instrumental'nom teatre Faradzha Karaeva // Muzykovedenie. — 2009. — № 1. S. 24-29.
2. Gulyanitskaya N.S. «Ekho» dekonstruktivizma v muzyke // Muzykovedenie k nachalu veka: proshloe i nastoyashchee: Sb. trudov po materialam konf. 30 oktyabrya — 1 noyabrya 2007 go-da. — M.: RAM im. Gnesinykh, 2007. S. 58-66.
3. Koreneva M.M. Literaturnoe izmerenie absurda // Khudozhestvennye orientiry za-rubezhnoy literatury KhKh veka. / Redkol.: Bazilevskiy A.B. i dr. — M.: IMLI RAN, 2002. S. 477-506.
4. Morozova G.V. O plasticheskoy kompozitsii spektaklya: Metodicheskoe posobie. — M.: VTsKhT, 2001. 144 s.
5. Petrov V.O. Instrumental'nyy teatr KhKh veka: voprosy istorii i teorii zhanra: Monografiya. — Astrakhan': Izdatel'stvo GAOU AO DPO «AIPKP», 2013. — 355 s.
6. Petrov V.O. Instrumental'nyy teatr: tipologiya zhanra // Muzykal'naya akademiya. — 2010. — № 3. S. 161-166.
7. Petrov V.O. Kamernyy instrumental'nyy spektakl': k voprosu o sootnoshenii dramaturgicheskikh plastov // Muzyka: iskusstvo, nauka, praktika: Nauchnyy zhurnal Kazan-skoy gosudarstvennoy konservatorii im. N.G. Zhiganova. — 2014. — № 4 (8). S. 16-26.
8. Petrov V.O. Monospektakl' — raznovidnost' instrumental'nogo teatra // Muzy-kal'noe proizvedenie v kontekste khudozhestvennoy kul'tury: Sbornik nauchnykh statey / Gl.red. — L.V. Savvina, red.-sost. — V.O. Petrov. — Astrakhan': Astrakhanskaya gosudarst-vennaya konservatoriya (akademiya), 2012. S. 64-79.
9. Petrov V.O. O sobytiynosti syuzhetov v proizvedeniyakh instrumental'nogo teatra // Muzykovedenie. — 2011. — № 12. S. 9-14.
10. Petrov V.O. O spetsifike zhanra instrumental'nogo teatra // Aktual'nye pro-blemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya: Nauchno-analiticheskiy i nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal. — 2013. — № 1 (27). S. 40-45.
11. Farkhadov R.Ya. Faradzh Karaev: territoriya absurda // Muzyka i vremya. — 2008. — № 4. S. 9-13.
12. Tsenova V.S. Kul'turologiya Vladimira Tarnopol'skogo // Muzyka iz byvshego SSSR: Sb. statey. Vyp. 1. / Red.-sost. V.S. Tsenova. — M.: Kompozitor, 1994. S. 283-295.