Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Артемьева О.А., Курбатова М.В. Монотеизм с позиций психоанализа

Аннотация: В статье представлены основы психоаналитического подхода к исследованию образа Бога в монотеизме: они реализуют его антропоцентрическую, гуманистическую трактовку. По мнению З. Фрейда и К.Г. Юнга, образ Бога в иудаизме и христианстве, с одной стороны, наделяется чертами человеческой личности и обязанностями родителя, с другой – представляет некий идеал развития человека, предполагающий интеграцию всех субстанций личности в целостную систему. Иначе говоря, идея и образ Бога либо выводится из личного опыта человека и группы, либо рассматривается как средство развития личности. Хотя нивелирование сакрального содержания образа Бога приводит к упрощению изучаемого феномена, представления о его психологическом значении и потенциале видятся ценными для теории и практики психоаналитической помощи невротической личности нашего времени. Проводится анализ книг З. Фрейда «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм», работ К.Г. Юнга «Ответ Иову», «Психология и религия» и др. Реконструируются взгляды авторов на психологические корни и значение религии – как конструкта психики, защищающей себя от травмирующего воздействия окружающей реальности, или содержания коллективного бессознательного, способствующего индивидуации. Соответственно в качестве условия преодоления неврозов, с одной стороны, рассматривается отречение от религии, а с другой – обращение к религиозному опыту как источнику жизни, смысла и красоты.


Ключевые слова:

образ Бога, политеизм, анимизм, К.Г. Юнг, З. Фрейд, монотеизм, психоанализ, история психологии, психологическая практика, психология религии

Abstract: This article gives insight into the fundamentals of the psychoanalytical approach to the image of God in monotheism. These fundamental concepts provide anthropological and humanistic intepretation of the image of God. According to S. Freud and C. G. Jung, in Judaism and Christianity the image of God, on the one hand, has the features of human personality and responsibility of a parent, and on the other hand, presents the ideal of human development that involves integration of all personality substances into one system. In other words, the idea and the image of God is either deduced from personal experience/experience of a group of people or viewed as a mean of personal development. Despite the fact that elimination of the sacral meaning of the image of God simplifies the phenomenon under research, the psychological feature and potential of the image of God are very important for the theory and practice of psychoanalytic assistance to a neurotic personality of our time. In their research the authors analyze fundamental works such as Freud's Totem and Taboo, The Future of an Illusion, Moses and Monotheism, Jung's Answer to Job, Psychology and Religion and others. The researchers describe the views of these psychologists on the psychological roots and the meaning of religion either as a mental construct that defends man from the traumatic influence of the reality or representation of collective unconscious that encourages individuation. Consequently, the condition that allows to overcome neurosis is viewed as the denial of religion in one case and appealing to the religious experience as the source of life, meaning and beauty, on the other hand. 


Keywords:

psychological practice, psychology of religion, history of psychology, psychoanalisys, monotheism, S. Freud, animism, C.G. Jung, polytheism, image of God


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. О.А. Артемьева, О.В. Синёва Прикладная психология
2. и психологическая практика:
3. к истории и теории вопроса // Психология и Психотехника. - 2013. - 4. - C. 401 - 407. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.11.
4. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления.-Минск: Харвест, 2003.-496 с.
5. Юнг К.Г. Настоящее и будущее// Аналитическая психология: Прошлое и настоящее /К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк / Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич.-М.: Мартис, 1995.-320 с.
6. Юнг К.Г. Психология и религия // Юнг К.Г. Архетип и символ.-М.: Ренессанс, 1991.-С. 129-202.
7. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Я и Оно: сб. науч. тр.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-С. 363-529.
8. Юнг К.Г. Ответ Иову: сб. науч. тр.-М.: АСТ, Канон+, 2001.-383 с.
9. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости.-М.: Рефл-бук, 1997.-336 с.
10. Фрейд З. Моисей и монотеизм.-М.: Рефл-бук,1998.-42 с.
11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Сумерки богов: сб. науч. тр.-М.: Полиздат, 1989.-С. 94-143.
References
1. O.A. Artem'eva, O.V. Sineva Prikladnaya psikhologiya
2. i psikhologicheskaya praktika:
3. k istorii i teorii voprosa // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 4. - C. 401 - 407. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.11.
4. Yung K.G. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya.-Minsk: Kharvest, 2003.-496 s.
5. Yung K.G. Nastoyashchee i budushchee// Analiticheskaya psikhologiya: Proshloe i nastoyashchee /K.G. Yung, E. Semyuels, V. Odaynik, Dzh. Khabbek / Sost. V.V. Zelenskiy, A.M. Rutkevich.-M.: Martis, 1995.-320 s.
6. Yung K.G. Psikhologiya i religiya // Yung K.G. Arkhetip i simvol.-M.: Renessans, 1991.-S. 129-202.
7. Freyd Z. Totem i tabu // Freyd Z. Ya i Ono: sb. nauch. tr.-M.: EKSMO-Press, 2002.-S. 363-529.
8. Yung K.G. Otvet Iovu: sb. nauch. tr.-M.: AST, Kanon+, 2001.-383 s.
9. Yung K.G. AION. Issledovanie fenomenologii samosti.-M.: Refl-buk, 1997.-336 s.
10. Freyd Z. Moisey i monoteizm.-M.: Refl-buk,1998.-42 s.
11. Freyd Z. Budushchee odnoy illyuzii // Freyd Z. Sumerki bogov: sb. nauch. tr.-M.: Polizdat, 1989.-S. 94-143.