Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Руднев В.П. Психология микросцены

Аннотация: В статье вводится понятие микросцены. Это, как правило, травматический, но иногда наоборот позитивный эпизод в жизни человека, который влияет на всю его дальнейшую судьбу. Понятие микросцены является расширением психоаналитического концепта первичной сцены, при которой маленький ребенок следит за половым актом родителей, который воспринимает как насилие отца над матерью, что служит основой зарождения Эдипова комплекса. Для микросцены это не обязательно. Это может быть просто какой-то запомнившийся на всю жизнь позитивный или негативный эпизод. В статье понятие микросцены подробно анализируется на примере эпизода психологического абьюза, который совершался над маленьким Бетховеном, когда его пьяный отец Иоганн и его друг будили Людвига ночью и заставляли его насильно играть гаммы. Эта микросцена надолго врезалась в память Бетховена и, как обычно и бывает в подобных случаях, привела к диссоциации личности и творчества Бетховена, поэтому мы имеем как бы трех Бетховенов: циклоида-меланхолика, социопата и шизоида. Далее в статье микросцена соотносится с феноменом русской телерекламы как чистой наррации, за которой почти не стоит никакой продукт. Автор статьи приходит к выводу, что вся человеческая жизнь состоит из осознанных или бессознательных микросцен, оставляющих неизгладимые следы в его судьбе. В статье используется авторский метод, так называемая психосемиотика, или философия психиатрии. Суть метода заключается в дизъюнктивном синтезе семиотики и теоретического психоанализа. Особым вкладом в исследование темы автором является введение им понятия микросцены как расширения фрейдовского понятия первичной сцены, или первосцены. Это впервые употребляемый на русском языке концепт, при помощи которого автор статьи анализирует ситуацию психической травмы, или абъюза, эпизода из бытовой жизни, телерекламный ролик, а также цитаты и реминисценции. Основой научной новизны данной статьи является сам термин "микросцена" который есть негативный или (гораздо реже) позитивный эпизод в жизни человека, который запоминается им надолго и во многом определяет его судьбу. В заключении к статье автор приходит к выводу, что мы окружены микросценами, своеобразными психологическими элементарными частицами, их которых состоит, в сущности, вся наша жизнь.


Ключевые слова:

микросцена, диссоциация, Фрейд, психоанализ, Бетховен, психика, музыка, жизнь, реклама, насилие

Abstract: In his article Rudnev introduces the concept of microscene. He defines it as a usually traumatic but sometimes positive episode in one's life that has the essential effect on all his life afterwards. The concept of microscene is an extended concept of the primal scene when a little child witnesses his parents having sex and takes it as his father abusing his mother which creates grounds for the Oedipus complex. Microscene does not necessarily mean witnessing sexual relations. It can be just a negative or positive episode a person will remember for the rest of his life. Rudnev analyzes the concept of microscene based on the example of psychological abuse experienced by little Beethoven when his drunk father Johann with his friend woke up Ludwig in the middle of the night and forced him to practice scales. That microscene was remembered by Beethoven and, as it often happens, caused the dissociation of Beethoven's personality and creative work and created three 'different' personalities of Beethoven - melancholic cycloid, sociopath and schizoid. The researcher also relates microscene to the phenomenon of Russian TV commercial as a pure narrative with a hardly any product behind. Rudnev comes to the conclusion that all our life consists of conscious or unconscious microscenes leaving indelible traces. In his research Rudnev has used his own method called psychosemiotics or philosophy of psychiatry. The core of this method is the disjunctive synthesis of semiotics and theoretical psychoanalysis. The author's important contribution to the researches of the matter is the definition of microscene as an extended Freudian concept of the primal scene. This concept is mentioned in the Russian academic literature for the first time and used by the author of the article to analyze a situation of psychological trauma or abuse or episode from everyday life, or a TV commercial, quotation or reminiscence. The main scientific novelty of the present article is the introduction of the term 'microscene' as a negative or positive episode in one's life that is remembered for a long time and in many ways determines one's life and future. In conclusion the author states that we are surrounded by microscences, or psychological elementary particles, that constitute our life. 


Keywords:

life, music, psyche, Beethoven, psychoanalysis, Freud, dissociation, microscene, advertising, violence


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Шухмин В. Кукумария, или реклама — все, продукт — ничто // Реклама и жизнь, 2000, № 2.
2. Хомский Н. Язык и мышление.-М., 1972.
3. Руднев В. Морфология реальности.-М., 1996.
4. Фрейд З. Из истории одного детского невроза // Зигмунд Фрейд и Человек Волк.-М., 1998.
5. Альшванг А. Бетховен.-М., 1965.
6. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике, вып 16. Лингвистическая прагматика.-М., 1985.
7. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования.-М., 1996.
8. Кремнев Б. Бетховен.-М., 1961.
9. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе.-М., 1995.
References
1. Shukhmin V. Kukumariya, ili reklama — vse, produkt — nichto // Reklama i zhizn', 2000, № 2.
2. Khomskiy N. Yazyk i myshlenie.-M., 1972.
3. Rudnev V. Morfologiya real'nosti.-M., 1996.
4. Freyd Z. Iz istorii odnogo detskogo nevroza // Zigmund Freyd i Chelovek Volk.-M., 1998.
5. Al'shvang A. Betkhoven.-M., 1965.
6. Vezhbitska A. Rechevye akty // Novoe v zarubezhnoy lingvistike, vyp 16. Lingvisticheskaya pragmatika.-M., 1985.
7. Gasparov B. M. Yazyk. Pamyat'. Obraz: Lingvistika yazykovogo sushchestvovaniya.-M., 1996.
8. Kremnev B. Betkhoven.-M., 1961.
9. Lakan Zh. Funktsiya i pole rechi i yazyka v psikhoanalize.-M., 1995.