Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Липов А.Н. Джон Милтон Кейдж. «4,33» - пьеса молчаливого присутствия. Тишина, или анархия молчания? Часть 1.

Аннотация: Предметом исследования является творчество известного американского композитора, музыкального теоретика, художника, пионера в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке Дж. М. Кейджу (5.09.1912 - 12.08.1992), автора знаменитого «подготовленного фортепиано» и не менее известной композиции «4,33» - пьесе музыкального молчания. Задуманное композитором в 1947-1948 гг., произведение, ставшее для Кейджа воплощением идеи о том, что любые звуки могут представлять и составлять музыку. Композитор развивал идею расширения пространства исполнения академических концертов за счёт использования природных звуков как элементов музыки, изменившей не только само понятие музыки, но и понятие музыкального материала. Музыкальные критики оценивали Дж. Кейджа как одного из самых влиятельных американских композиторов ХХ в. и как одну из ведущих фигур послевоенного авангарда. В работе используется философско - эстетический метод исследования многообразного творчества композитора, предоставляющий основание для оценки пьесы «4'33'» по звуковому материалу одновременно и как образец музыки тишины и как пример музыки шумов и как алеаторическое произведение, поскольку её текст образует случайные элементы шумовой среды. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что статья восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе по музыкальному искусству и эстетике музыки в отношении многообразного творчества и личности композитора, являясь, в то же время, первой наиболее полной теоретико - эстетической работой, посвящённой основному музыкальному произведению Дж. Кейджа – пьесе «4.33». Композиции, заполняющей важную нишу в истории музыки между обычным музыкальным производством и звуками природы. Музыкой у композитора стала и имитация природных звуков и человеческих голосов, где Кейдж блестяще приводит музыкальный процесс в полный круг, преодолевая культурную дистанцию, сложившуюся в классической музыке.


Ключевые слова:

Философия музыки, американский экспериментализм., Творчество композитора Кейджа, алеаторика музыки, «случайные операции», «расширенные музыкальные инструменты», , акустика звука, принцип неопределённости, музыка молчания, пьеса «4, 33».

Abstract: The subject of research is the work of a renowned American composer, music theorist, artist and a pioneer of aleatory (chance music) in electroacoustic music John Milton Cage (05.09.1912 - 12.08.1992), author of the famous "prepared piano" and the piece  4'33'', the comosition of 'music silence'. Conceived by the composer in 1947-1948, the piece became for Cage the epitome of his idea that any sounds may represent and constitute music. The composer developed the idea of expanding the space of the academic performance of concerts by the use of natural sounds as elements of the music that changed not only the notion of music but also the concept of the musical material. Music critics evaluated John Cage as one of the most influential American composers of the twentieth century and one of the leading figures of the post-war avant-garde. In his research Lipov has used the philosophical - aesthetic method for studying the diverse creative work of the composer that formed the basis for the evaluation of the piece 4'33'' as a model of the music of silence and examples of the and music of noise and aleatoric music because it forms random sounds of the environment . The author examines the experimental work of the composer as one of the most radical attempts in the history of music to transform the musical text, to extend the boundaries of the art of music and the use of new sound materials for composing music. The main contribution of the author's research is that the research fills in theoretical gaps in Russian academic literature on the art of music and aesthetics of music in relation to the creative work and personality of the composer. Moreover, this article is the first most comprehensive theoretical and aesthetic research devoted to the main musical composition of John Cage 4'33", the piece that fills an important niche in the history of music between the usual musical production and the sounds of nature. Cage's music consists of imitations of natural sounds and human voices which helps Cage to complete a brilliant musical process and overcome the cultural distance that has developed in classical music. 


Keywords:

aleatory music, creative work of a composer John Cage, American experimentalism, philosophy of music, acoustic sound, uncertainty principle, the music of silence


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Cages John «Autobiographical Statement».-N.Y.-1990.
2. Kostelanetz Richard «Conversing with Cage».-N.Y.-2003.
3. М. Переверзева. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. М.-2006.-С. 283-306.
4. Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. // Советская музыка.-1990. № 10.-С. 62-71.
5. См.: Ценова В. Числовые тайны музыки С. Губайдулиной: монографическое исследование-М.-2010.
6. Холопов Ю. Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ век // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы научной конференции.-М.-2004.-С. 83.
7. Петров В. О. Идеи буддизма в творческом мышлении Джона Кейджа // Восток и Запад: Этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур. // Сборник статей по матер. межд. научн. конгресса.-Астрахань. 2008.-С. 268-276.
8. Петров В. О. Звучащая природа в произведениях Джона Кейджа // Голос в культуре: Ритмы и голоса природы в музыке: сб. статей. Вып. 3.-СПб. 2011.-С. 166-176.
9. Переверзева М. В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика.-М.-2006.
10. Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. М., 2010.
11. Кейдж Дж. Лекция о Ничто. Пер. А. Лаугина // Супонева Г. Проблемы нотации в музыке ХХ века. – М.-1993.
12. Кейдж Дж. Автобиографическое заявление. Пер. М. Переверзевой // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. № 46.-2004.-С.15-34.
13. Кейдж Дж. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия.-1997.-№ 2.-С. 205-210.
14. Кейдж Дж. 45 минут для чтеца // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: матер. науч. конф.-М.-2004. С. 65-70.
15. Кейдж Дж. Будущее музыки: СМЖО // Музыкальная академия.--1997. № 2.-С. 210-211.
16. Кейдж Дж. Музыка должна раскрепощать дух // Музыкальная жизнь.-1988.-№ 17.-С. 22-23.
17. Кирнбергер И. Ф. «В любое время готовый композитор полонезов и менуэтов» Берлин. В кн.: Гарднер Путешествие во времени.-М.-1990.
18. Зенкин К. В. Джон Кейдж и «час нуль» культуры. // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: матер. научн. конф.-М. 2004.-С. 67-78.
19. Карнак А. «Музыка перемен» Джона Кейджа» // «Многоточие». Международный литературно-художественный журнал.-Донецк.-1995. № 2.-С. 185-188.
20. Дроздецкая Н. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. В кн. Супонев Г. Проблемы нотации в музыке XX века.-М.-1993.-С. 75-99.
21. Акопян К. З. ХХ век в контексте искусства. История болезни как повод для размышления.-М. 2005.
22. Бердигалиева А. (сост.) Джон Кейдж. Молчаливое присутствие [Текст] = John Cage. Silent presence: к 100-летию Джона Кейджа. Гос. центр соврем. искусства (ГЦСИ).-М.-2012.
23. Гусева Е.С. Шумы и звуки в композициях Джона Кейджа «4.33» и «Воображаемый пейзаж № 4» // Теория и история культуры в вузовском образовании: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск. – НГУ. 2008.-Вып. 4.-С. 171-183.
24. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. Пер. с франц. М.-Л.-1964.
25. Джон Кейдж Тишина. Лекции и статьи. Авторский сборник Пер. с англ: Г. Дурново, В. Коган, Е. Миллер, М. Переверзева, М. Сапонов, Д. Ухов, М. Фадеева.-Вологда. – 2012. .
References
1. Cages John «Autobiographical Statement».-N.Y.-1990.
2. Kostelanetz Richard «Conversing with Cage».-N.Y.-2003.
3. M. Pereverzeva. Dzhon Keydzh: zhizn', tvorchestvo, estetika. M.-2006.-S. 283-306.
4. Shtokkhauzen K. Dyshat' vozdukhom inykh planet. // Sovetskaya muzyka.-1990. № 10.-S. 62-71.
5. Sm.: Tsenova V. Chislovye tayny muzyki S. Gubaydulinoy: monograficheskoe issledovanie-M.-2010.
6. Kholopov Yu. Vklad Keydzha v muzykal'noe myshlenie KhKh vek // Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: materialy nauchnoy konferentsii.-M.-2004.-S. 83.
7. Petrov V. O. Idei buddizma v tvorcheskom myshlenii Dzhona Keydzha // Vostok i Zapad: Etnicheskaya identichnost' i traditsionnoe muzykal'noe nasledie kak dialog tsivilizatsiy i kul'tur. // Sbornik statey po mater. mezhd. nauchn. kongressa.-Astrakhan'. 2008.-S. 268-276.
8. Petrov V. O. Zvuchashchaya priroda v proizvedeniyakh Dzhona Keydzha // Golos v kul'ture: Ritmy i golosa prirody v muzyke: sb. statey. Vyp. 3.-SPb. 2011.-S. 166-176.
9. Pereverzeva M. V. Dzhon Keydzh: zhizn', tvorchestvo, estetika.-M.-2006.
10. Manulkina O. B. Ot Ayvza do Adamsa: amerikanskaya muzyka KhKh veka. M., 2010.
11. Keydzh Dzh. Lektsiya o Nichto. Per. A. Laugina // Suponeva G. Problemy notatsii v muzyke KhKh veka. – M.-1993.
12. Keydzh Dzh. Avtobiograficheskoe zayavlenie. Per. M. Pereverzevoy // Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Nauch. trudy MGK im. P.I. Chaykovskogo. Sb. № 46.-2004.-S.15-34.
13. Keydzh Dzh. Istoriya eksperimental'noy muzyki v SShA // Muzykal'naya akademiya.-1997.-№ 2.-S. 205-210.
14. Keydzh Dzh. 45 minut dlya chtetsa // Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: mater. nauch. konf.-M.-2004. S. 65-70.
15. Keydzh Dzh. Budushchee muzyki: SMZhO // Muzykal'naya akademiya.--1997. № 2.-S. 210-211.
16. Keydzh Dzh. Muzyka dolzhna raskreposhchat' dukh // Muzykal'naya zhizn'.-1988.-№ 17.-S. 22-23.
17. Kirnberger I. F. «V lyuboe vremya gotovyy kompozitor polonezov i menuetov» Berlin. V kn.: Gardner Puteshestvie vo vremeni.-M.-1990.
18. Zenkin K. V. Dzhon Keydzh i «chas nul'» kul'tury. // Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: mater. nauchn. konf.-M. 2004.-S. 67-78.
19. Karnak A. «Muzyka peremen» Dzhona Keydzha» // «Mnogotochie». Mezhdunarodnyy literaturno-khudozhestvennyy zhurnal.-Donetsk.-1995. № 2.-S. 185-188.
20. Drozdetskaya N. Dzhon Keydzh: tvorcheskiy protsess kak ekologiya zhizni. V kn. Suponev G. Problemy notatsii v muzyke XX veka.-M.-1993.-S. 75-99.
21. Akopyan K. Z. KhKh vek v kontekste iskusstva. Istoriya bolezni kak povod dlya razmyshleniya.-M. 2005.
22. Berdigalieva A. (sost.) Dzhon Keydzh. Molchalivoe prisutstvie [Tekst] = John Cage. Silent presence: k 100-letiyu Dzhona Keydzha. Gos. tsentr sovrem. iskusstva (GTsSI).-M.-2012.
23. Guseva E.S. Shumy i zvuki v kompozitsiyakh Dzhona Keydzha «4.33» i «Voobrazhaemyy peyzazh № 4» // Teoriya i istoriya kul'tury v vuzovskom obrazovanii: mezhvuz. sb. nauch. tr. Novosibirsk. – NGU. 2008.-Vyp. 4.-S. 171-183.
24. Debyussi K. Stat'i, retsenzii, besedy. Per. s frants. M.-L.-1964.
25. Dzhon Keydzh Tishina. Lektsii i stat'i. Avtorskiy sbornik Per. s angl: G. Durnovo, V. Kogan, E. Miller, M. Pereverzeva, M. Saponov, D. Ukhov, M. Fadeeva.-Vologda. – 2012. .