Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Лощиц И.В. Онтологический аргумент в Средние века и Новое время. Теоретический аспект

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с феноменом онтологической аргументации в Средние века и Новое время. Автор пытается найти единую форму онтологического аргумента, общую для его различных исторических вариантов, классифицировать разные подходы к его критике, а также выделить основные концептуальные разногласия между сторонниками и противниками онтологической аргументации. Отдельно рассмотрено происхождение онтологического понятия Бога как центрального элемента онтологической аргументации и его связь с апостериорными аргументами в пользу бытия Бога. Основными источниками для настоящей статьи послужили сочинения обращавшихся к проблеме онтологического аргумента средневековых и новоевропейских авторов, а также посвященные этой проблеме работы современных отечественных и зарубежных исследователей. Выводы: 1. Выделена общая форма онтологического аргумента и рассмотрены его главные особенности, в том числе обоснованность характеристики этого аргумента как рационального доказательства. 2. Различные исторические формы критики онтологической аргументации были сведены к восьми основным типам. 3. Выделены важнейшие концептуальные основания выдвижения и критики онтологического аргумента, связанные с вопросом о соотношении сознания и бытия, или мысли и реальности. 4. Проведен анализ онтологического понятия Бога, обоснован его рациональный характер, а также выявлены источники этого понятия как в античной философской традиции, так и в контексте творчества каждого из рассмотренных авторов.


Ключевые слова:

Онтологический аргумент, Бог, Средние века, Новое время, Теология, Метафизика, Ансельм Кентерберийский, Декарт, Кант, Доказательства бытия Бога

Abstract: The article is devoted to the theoretical issues related to the phenomenon of ontological argumentation in the Middle Ages and Modern Times. The author of the article tries to find a unified form of the ontological argument that would be a general form for all historical variants of ontological argumentation. The author also offers a classification of different approaches to the problem and describes the main conceptual disagreements between supporters and detractors of ontological argumentation. The author also focuses on the origin of the ontological concept of God as the central element of ontological argumentation and its relationship with a posteriori argument of God's existence. The main references were the works of the medieval and new European authors as well as contemporary Russian and foreign researchers. Conclusions:  1. The author finds a unified form of the ontological argument and describes the main properties of ontological argumentation.  2. Different historical forms of ontological argument critics have been classified as the eight main types.  3. The author defines important conceptua grounds for supporting and critisizing the ontologica argument in terms of mind and being, thought and reality.  4. The author has analyzed the ontologica definition of God, proved that that definition was rational and discovered the sources of that concept in ancient philosophy as wel as works written by the aforesaid authors.     


Keywords:

ontological argument, God, Middle Ages, New Times, theology, metaphysics, Anselm of Canterbury, Descartes, Kant


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Прохоров М.М. Атрибутивное определение бытия: третья историческая форма противоположности диалектики и метафизики // NB: Философские исследования.-2012.-5.-C. 1-100. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.5.244. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_244.html
2. В.А. Кутырев Реконструкция человека. Часть 2 // Философия и культура.-2010.-3.-C. 19-34.
3. С.В. Сретенская О феномене понимания // Философия и культура.-2010.-7.-C. 31-37.
4. В.А. Кутырев Реконструкция человека // Философия и культура.-2010.-1.-C. 61-66.
5. Яковлев В.А. Становление новоевропейской науки: античная метафизика и христианские ценности // NB: Философские исследования.-2013.-5.-C. 244-308. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_537.html
6. Н. Фишер О будущем метафизики и вопроса о Боге согласно Иммануилу Канту (с экскурсами в критику метафизики Мартина Хайдеггера) (продолжение) (перевод И.В. Кирсберга) // Философия и культура.-2013.-7.-C. 951-966. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.7585.
7. Н. Фишер Кантовская всеобъемлющая система философски обоснованной теологии (перевод И.В. Кирсберга) // Философия и культура.-2013.-3.-C. 325-336. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.03.6.
8. Пархоменко Р.Н. Генезис идеи свободы в западноевропейской философии // NB: Философские исследования.-2012.-4.-C. 179-210. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.4.146. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_146.html
9. Эндерс М. Мышление о непревзойденном: двойная нормативность онтологического понятия Бога // Философия религии: Альманах 2008–09. – Москва, 2010. – С. 258-298.
10. Фишер К. История новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. – Санкт-Петербург, 1994.
11. Фома Аквинский. Сумма против язычников. – Долгопрудный, 2000.
12. Цицерон. О природе богов II 7 18 // Цицерон. Философские трактаты. – Москва, 1985. – С. 60-190.
13. Фейербах Л. История философии § 62 // Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3 т. Т. 1. – Москва, 1974.
14. Плотин. О бессмертии души (IV 7) 9 // Плотин. Сочинения. – Санкт-Петербург, 1995. – C. 619-645.
15. Сенека. О природе I 13 // Сенека. Философские трактаты. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 180-367.
16. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. – Москва, 1957. – С. 359-618.
17. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. Т. 1. – Москва, 1979. – С. 48-185.
18. Мальбранш Н. Разыскания истины. – Санкт-Петербург, 1999.
19. Лейбниц Г.-В. Абсолютно первые истины // Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4 т. Т. 3. – Москва, 1984. – С. 123-126.
20. Лейбниц Г.-В. Рассуждение о метафизике // Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4 т. Т. 1. – Москва, 1982. – С. 125-163.
21. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – Москва, 2004.
22. Ершов М.Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. – Казань, 1914.
23. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – Москва, 1986.
24. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2. – Москва, 1989. – С. 3-72.
25. Декарт Р. Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2. – Москва, 1994. – С. 73-417.
26. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – Москва, 1995. – С. 123-165.
27. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. – Москва, 1993.
28. Бочаров В.А. Анализ критики Кантом онтологического аргумента // Кантовский сборник, 1989 № 14. – С. 90-99.
29. Аврелий Августин. Исповедь. – Москва, 1991.
30. Ансельм Кентерберийский. Монологион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – Москва, 1995. – С. 32-122.
31. Аверинцев С.С. Бытие как совершенство – красота как бытие // Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 35-62.
32. Locke, J. An Essay Concerning Human Understanding. – London, 1836.
33. Meyer, R. Gott in den rationalistischen philosophischen Systemen von Descartes und Wolff. Zu einigen Identitäten und Differenzen // Wissenschaftliche Zeitschrift Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg, 1990 H. 6. S. 47-56.
34. Kremer, K. Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. – Leiden, 1971.
35. Kant, I. Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes // Kant, I. Werke in 12 Bänden. Band 2. – Frankfurt am Main, 1977. S. 621-738.
36. Kant, I. Kritik der reinen Vernunft // Kant, I. Werke in 12 Bänden. Band 2. – Frankfurt am Main, 1977.
37. Hermanni, F. Der ontologische Gottesbeweis // Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie, 2012, № 44. – S. 245-267.
38. Hume, D. Dialogues concerning natural religion in focus. – London, 1991.
39. Henrich D. Der ontologische Gottesbeweis. Sein Problem und seine Geschichte in der Neuzeit. – Tübingen, 1960.
40. Harries, K. Problems of the Infinite: Cusanus and Descartes // American Catholic Philosophical Quarterly, 1989. Vol. 64 (1). – P. 89-110.
41. Barnes, J. The Ontological Argument. – Edinburgh, 1972.
42. Beyssade, J-M. The Idea of God and the Proof of his Existence // Cambridge Companion to Descartes. – Cambridge, 2006. – P. 174-199.
43. Halfwassen, J. Sein als uneingeschränkte Fülle. Zur Vorgeschichte des ontologischen Gottesbeweises im antiken Platonismus // Zeitschrift für philosophische Forschung, 2002. Bd. 56. – S. 497-516.
References
1. Prokhorov M.M. Atributivnoe opredelenie bytiya: tret'ya istoricheskaya forma protivopolozhnosti dialektiki i metafiziki // NB: Filosofskie issledovaniya.-2012.-5.-C. 1-100. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.5.244. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_244.html
2. V.A. Kutyrev Rekonstruktsiya cheloveka. Chast' 2 // Filosofiya i kul'tura.-2010.-3.-C. 19-34.
3. S.V. Sretenskaya O fenomene ponimaniya // Filosofiya i kul'tura.-2010.-7.-C. 31-37.
4. V.A. Kutyrev Rekonstruktsiya cheloveka // Filosofiya i kul'tura.-2010.-1.-C. 61-66.
5. Yakovlev V.A. Stanovlenie novoevropeiskoi nauki: antichnaya metafizika i khristianskie tsennosti // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-5.-C. 244-308. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_537.html
6. N. Fisher O budushchem metafiziki i voprosa o Boge soglasno Immanuilu Kantu (s ekskursami v kritiku metafiziki Martina Khaideggera) (prodolzhenie) (perevod I.V. Kirsberga) // Filosofiya i kul'tura.-2013.-7.-C. 951-966. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.7585.
7. N. Fisher Kantovskaya vseob''emlyushchaya sistema filosofski obosnovannoi teologii (perevod I.V. Kirsberga) // Filosofiya i kul'tura.-2013.-3.-C. 325-336. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.03.6.
8. Parkhomenko R.N. Genezis idei svobody v zapadnoevropeiskoi filosofii // NB: Filosofskie issledovaniya.-2012.-4.-C. 179-210. DOI: 10.7256/2306-0174.2012.4.146. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_146.html
9. Enders M. Myshlenie o neprevzoidennom: dvoinaya normativnost' ontologicheskogo ponyatiya Boga // Filosofiya religii: Al'manakh 2008–09. – Moskva, 2010. – S. 258-298.
10. Fisher K. Istoriya novoi filosofii. Dekart: Ego zhizn', sochineniya i uchenie. – Sankt-Peterburg, 1994.
11. Foma Akvinskii. Summa protiv yazychnikov. – Dolgoprudnyi, 2000.
12. Tsitseron. O prirode bogov II 7 18 // Tsitseron. Filosofskie traktaty. – Moskva, 1985. – S. 60-190.
13. Feierbakh L. Istoriya filosofii § 62 // Feierbakh L. Istoriya filosofii. Sobranie proizvedenii v 3 t. T. 1. – Moskva, 1974.
14. Plotin. O bessmertii dushi (IV 7) 9 // Plotin. Sochineniya. – Sankt-Peterburg, 1995. – C. 619-645.
15. Seneka. O prirode I 13 // Seneka. Filosofskie traktaty. – Sankt-Peterburg, 2001. – S. 180-367.
16. Spinoza B. Etika // Spinoza B. Izbrannye proizvedeniya v 2 t. T. 1. – Moskva, 1957. – S. 359-618.
17. Nikolai Kuzanskii. Ob uchenom neznanii // Nikolai Kuzanskii. Sochineniya v 2 t. T. 1. – Moskva, 1979. – S. 48-185.
18. Mal'bransh N. Razyskaniya istiny. – Sankt-Peterburg, 1999.
19. Leibnits G.-V. Absolyutno pervye istiny // Leibnits G.-V. Sochineniya v 4 t. T. 3. – Moskva, 1984. – S. 123-126.
20. Leibnits G.-V. Rassuzhdenie o metafizike // Leibnits G.-V. Sochineniya v 4 t. T. 1. – Moskva, 1982. – S. 125-163.
21. Zhil'son E. Filosofiya v srednie veka: Ot istokov patristiki do kontsa XIV veka. – Moskva, 2004.
22. Ershov M.N. Problema bogopoznaniya v filosofii Mal'bransha. – Kazan', 1914.
23. Dobrokhotov A.L. Kategoriya bytiya v klassicheskoi zapadnoevropeiskoi filosofii. – Moskva, 1986.
24. Dekart R. Razmyshleniya o pervoi filosofii, v koikh dokazyvaetsya sushchestvovanie Boga i razlichie mezhdu chelovecheskoi dushoi i telom // Dekart R. Sochineniya v 2 t. T. 2. – Moskva, 1989. – S. 3-72.
25. Dekart R. Vozrazheniya nekotorykh uchenykh muzhei protiv izlozhennykh vyshe «Razmyshlenii» s otvetami avtora // Dekart R. Sochineniya v 2 t. T. 2. – Moskva, 1994. – S. 73-417.
26. Ansel'm Kenterberiiskii. Proslogion // Ansel'm Kenterberiiskii. Sochineniya. – Moskva, 1995. – S. 123-165.
27. Bonaventura. Putevoditel' dushi k Bogu. – Moskva, 1993.
28. Bocharov V.A. Analiz kritiki Kantom ontologicheskogo argumenta // Kantovskii sbornik, 1989 № 14. – S. 90-99.
29. Avrelii Avgustin. Ispoved'. – Moskva, 1991.
30. Ansel'm Kenterberiiskii. Monologion // Ansel'm Kenterberiiskii. Sochineniya. – Moskva, 1995. – S. 32-122.
31. Averintsev S.S. Bytie kak sovershenstvo – krasota kak bytie // Averintsev S.S. Poetika rannevizantiiskoi literatury. – Sankt-Peterburg, 2004. – S. 35-62.
32. Locke, J. An Essay Concerning Human Understanding. – London, 1836.
33. Meyer, R. Gott in den rationalistischen philosophischen Systemen von Descartes und Wolff. Zu einigen Identitäten und Differenzen // Wissenschaftliche Zeitschrift Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg, 1990 H. 6. S. 47-56.
34. Kremer, K. Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. – Leiden, 1971.
35. Kant, I. Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes // Kant, I. Werke in 12 Bänden. Band 2. – Frankfurt am Main, 1977. S. 621-738.
36. Kant, I. Kritik der reinen Vernunft // Kant, I. Werke in 12 Bänden. Band 2. – Frankfurt am Main, 1977.
37. Hermanni, F. Der ontologische Gottesbeweis // Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie, 2012, № 44. – S. 245-267.
38. Hume, D. Dialogues concerning natural religion in focus. – London, 1991.
39. Henrich D. Der ontologische Gottesbeweis. Sein Problem und seine Geschichte in der Neuzeit. – Tübingen, 1960.
40. Harries, K. Problems of the Infinite: Cusanus and Descartes // American Catholic Philosophical Quarterly, 1989. Vol. 64 (1). – P. 89-110.
41. Barnes, J. The Ontological Argument. – Edinburgh, 1972.
42. Beyssade, J-M. The Idea of God and the Proof of his Existence // Cambridge Companion to Descartes. – Cambridge, 2006. – P. 174-199.
43. Halfwassen, J. Sein als uneingeschränkte Fülle. Zur Vorgeschichte des ontologischen Gottesbeweises im antiken Platonismus // Zeitschrift für philosophische Forschung, 2002. Bd. 56. – S. 497-516.