Библиотека
|
ваш профиль |
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Розин В.М.
Особенности гуманитарного, семиотического и схемологического подходов как направлений научного изучения искусства
// Культура и искусство.
2015. № 3.
С. 334-345.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=66377
Розин В.М. Особенности гуманитарного, семиотического и схемологического подходов как направлений научного изучения искусстваАннотация: В статье рассматриваются особенности гуманитарного, семиотического и схемологического (в рамках учения о схемах) подходов. Для первого подхода характерно преодоление взгляда на познание как субъект-объектное отношение. Здесь исследователь и исследуемое явление – два субъекта, анализируется их взаимодействие, в котором порождаются тексты искусства. Семиотический подход анализируется в плане понимания знаков, истолкования самой семиотики, ее отношений с другими дисциплинами и обоснования. На примере реконструкции схем в платоновском «Пире» и обобщения других случаев вводится понятие схемы. Анализ семиотики показывает, что ее средства могут быть использованы для осмысления отдельных аспектов искусства. Схемология обещает большие возможности, однако, это еще нужно подтвердить на практике. Результаты, полученные в статье, предполагали использование ряда методов: проблематизации, ситуационного и сравнительного анализов, построение понятий, обобщения, дискурсивных рассуждений. Результаты исследования, изложенные в статье, позволили развести и охарактеризовать указанные три подхода, дать определение схемы и построить ее понятие, показать, что реализация в научном изучении искусства гуманитарного, семиотического и схемологического подходов предполагает их методологическое осмысление и анализ. Эти результаты вполне можно считать новыми. Ключевые слова: семиотика, схемология, гуманитарный подход, текст, знак, схема, реконструкция, объект, исследование, понятиеAbstract: In his article Rozin examines peculiarities of the humanitarian, semiotic and schemological approaches (the latter is based on the theory of schemes). The first approach views cognition more than just a subject-and-object relation. According to this approach, a researcher and a phenomenon under analysis are the two subjects whose interaction create art texts. The semiotic approach analyzes the meanings of signs and symbols and interprets semiotics and its relations with other disciplines and concepts. Based on the reconstrution of schemes in Plato's 'Symposium' and generalization of other cases, Rozin offers his definition of 'scheme'. The results of the analysis of semiotics show that semiotics can be used to understand particular aspects of art. Schemology is quite promising but still needs to be proved in actual practice. The following methods have been used to carry out the research and obtain the results: problematisation, case study and comparison analysis, construction of concepts, generalization and discursive reasonings. The results of the research described in this article have allowed to differentiate between these three approaches, describe them, give a definition of 'scheme' and demonstrate that the implementation of the humanitarian, semiotic and schemological approaches involve methodological understanding and analysis. These results are quite new and therefore create the novelty of the research. Keywords: semiotics, schemology, humanitarian approach, text, sign, scheme, reconstruction, object, research, concept, definition
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Там же. 3. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980. 4. Эко У. “Отсутствующая структура. Введение в семиологию”. М., 1998. 5. Августин А. Антология средневековой мысли. Т. 1. СПб.: РХГИ, 2001. 6. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967. 7. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 2006. 8. Платон Пир. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. 9. Платон Федр. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. 10. Платон. Тимей // Собрание соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1994. 11. Щедровицкий П.Г. http://www.fondgp.ru/lib/mmk/58 12. Розин В.М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. М., 2006. 13. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011. 14. Брескин В. Триада: Метод изучения сущности семиотического единства языка и искусства // Философская мысль. - 2012. - 3. - C. 119 - 159. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_19.html References
1. Bakhtin M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979.
2. Tam zhe. 3. Veber M. Issledovaniya po metodologii nauki. M., 1980. 4. Eko U. “Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu”. M., 1998. 5. Avgustin A. Antologiya srednevekovoy mysli. T. 1. SPb.: RKhGI, 2001. 6. Shchedrovitskiy G.P. O metode semioticheskogo issledovaniya znakovykh sistem // Semiotika i vostochnye yazyki. M., 1967. 7. Rozin V.M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir. M., 2006. 8. Platon Pir. Soch. v 4 t. T.2. M., 1993. 9. Platon Fedr. Soch. v 4 t. T.2. M., 1993. 10. Platon. Timey // Sobranie soch. v 4-kh t. T. 3. M., 1994. 11. Shchedrovitskiy P.G. http://www.fondgp.ru/lib/mmk/58 12. Rozin V.M. Lyubov' v zerkalakh filosofii, nauki i literatury. M., 2006. 13. Rozin V.M. Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011. 14. Breskin V. Triada: Metod izucheniya sushchnosti semioticheskogo edinstva yazyka i iskusstva // Filosofskaya mysl'. - 2012. - 3. - C. 119 - 159. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_19.html |