Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Рахмановская Е.А. Социальные смыслы свободы

Аннотация: Предметом исследования является феномен внутренней свободы и его связь с социальными детерминантами. Сопоставляются взгляды на проблему Н. Бердяева и Э. Фромма и делается вывод о более глубокой проработке темы свободы русским философом в силу религиозной направленности гуманизма последнего. Н. Бердяев рассматривает свободу как "безосновную основу бытия", как базис, с которого начинается всякое антропологическое философствование. Именно поэтому она не может быть социально обусловленной, напротив, именно свобода обусловливает все на свете. Свобода не определяется и не задается обществом, она - личностный выбор и вызов человека, основа его бытия, от которой он, впрочем, может отказаться. Свобода, как это ни парадоксально, напрямую связана с ограничениями. Именно ограничения, идущие непосредственно от самой личности, отличают свободу от своеволия, позволяют человеку освободиться от ненужного, наносного, мешающего самореализации. Автор ставит вопрос о соотношении свободы и своеволия через призму категорий добра и зла, исследует связь свободы и ответственности. В статье автор использует методы историко-философского анализа, исторического сравнения (компаративистики), а также философского постижения человека. Тема свободы занимала важное место в трудах многих философов, постоянно обнаруживая новые качества, смыслы и аспекты, однако в данном исследовании она впервые рассматривается в качестве внутренней свободы, т.е. свободы, источником которой являются не общественные отношения, а внутреннее самоощущение человека.


Ключевые слова:

осознанная необходимость, человеческое бытие, социальная детерминация, экзистенциализм, личность, ответственность, свобода, самоограничение, нравственный закон, своеволие

Abstract: This research is devoted to internal freedom and its links with social determinants. The author compared the views of Nikolay Berdyaev and Erich Fromm and made a conclusion that the Russian philosopher was deeper in the problem by virtue of religious basis of his humanism. Berdyaev believes that freedom comes from Ungrund. It has no foundation but it is a foundation of everything. Freedom for him is the clue for any anthropological philosophizing. He denies any social determination of freedom as it appears to be personal challenge, but this challenge might be rejected nevertheless. The paradox is that freedom is much concerned with restrictions. Especially self-restrictions distinguish freedom from self-will; allow person to get free of everything useless, alien and destruction. The author considers the phenomenon of freedom and self-will in terms of good and evil, investigates relationship between freedom and responsibility. Research methods of historical and philosophical analysis, historic comparison and philosophical anthropology are used in the article. The phenomenon of freedom has taken place in the works of many philosophers and each time it presented new meanings and aspects. In this research however it appears as internal freedom which has  an internal sense of personality but not social relationships as a source. 


Keywords:

the moral law, responsibility, personality, existentialism, social determination, human existance, perceived need, freedom, self-restriction, self-will


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Тульчинский Г. Л. Философская антропология и онтология свободы. // Жизнь человека: опыт междисциплинарного исследования.-СПб: ИПБЧ, 1997
2. Гуревич П. С. Диагностика человеческих страстей. Предисловие. // Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004
3. Волкогонова О. Д. Н.Бердяев: Интеллектуальная биография. М., 2002
4. Берлин И. Две концепции свободы. // http://krotov.info/library/02_b/er/lin.htm
5. Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1911
6. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994
7. Мандельштам Н. Вторая книга. М., 1990
8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. // http://psylib.org.ua/books/sartr03/index.htm
9. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2000
10. Ясперс К. Философия. Просветление экзистенции. М., 2012
11. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. // http://psylib.org.ua/books/_meyro05.htm
12. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе. Париж, 1939
13. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1916
14. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931
15. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005
16. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 2004
17. Арендт Х. Что есть свобода? // Вопросы философии. №4, 2014г
18. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том II. М., 1992
19. Гуревич П. С. Философия. Учебник для психологов. М., 2007
20. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1988
21. Ленин В. Партийная организация и партийная литература / Полное Собрание Сочинений, 5-е изд., т. 12
22. Померанц Г. Записки гадкого утёнка. М.-СПб: Центр Гуманитарных Инициатив, 2012
23. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность. // Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс", 1990
24. Фромм Э. Человек для самого себя. М. 2004
25. Эпиктет. В чем наше благо? М., 1904
26. Ю.В. Щелокова Человек в трактовке Эриха Фромма. // Психология и Психотехника.-2011.-8.-C. 8-17.
27. Авалян С.А. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА (Опыт осмысления концепции Э. Тирикьяна) // Педагогика и просвещение.-2014.-2.-C. 67-84. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.2.13030.
References
1. Tul'chinskiy G. L. Filosofskaya antropologiya i ontologiya svobody. // Zhizn' cheloveka: opyt mezhdistsiplinarnogo issledovaniya.-SPb: IPBCh, 1997
2. Gurevich P. S. Diagnostika chelovecheskikh strastey. Predislovie. // Fromm E. Begstvo ot svobody. M., 2004
3. Volkogonova O. D. N.Berdyaev: Intellektual'naya biografiya. M., 2002
4. Berlin I. Dve kontseptsii svobody. // http://krotov.info/library/02_b/er/lin.htm
5. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. M., 1911
6. Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo dukha. M.: Respublika, 1994
7. Mandel'shtam N. Vtoraya kniga. M., 1990
8. Sartr Zh.-P. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii. // http://psylib.org.ua/books/sartr03/index.htm
9. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M.: INFRA-M. 2000
10. Yaspers K. Filosofiya. Prosvetlenie ekzistentsii. M., 2012
11. Mey R. Novyy vzglyad na svobodu i otvetstvennost'. // http://psylib.org.ua/books/_meyro05.htm
12. Berdyaev N.A. O rabstve i svobode. Parizh, 1939
13. Berdyaev N. A. Smysl tvorchestva. M., 1916
14. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka. Opyt paradoksal'noy etiki. Parizh, 1931
15. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo. M., 2005
16. Fromm E. Begstvo ot svobody. M. 2004
17. Arendt Kh. Chto est' svoboda? // Voprosy filosofii. №4, 2014g
18. Popper K. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi. Tom II. M., 1992
19. Gurevich P. S. Filosofiya. Uchebnik dlya psikhologov. M., 2007
20. Bibler V.S. Nravstvennost'. Kul'tura. Sovremennost'. M., 1988
21. Lenin V. Partiynaya organizatsiya i partiynaya literatura / Polnoe Sobranie Sochineniy, 5-e izd., t. 12
22. Pomerants G. Zapiski gadkogo utenka. M.-SPb: Tsentr Gumanitarnykh Initsiativ, 2012
23. Frankl V. Dukhovnost', svoboda i otvetstvennost'. // Chelovek v poiskakh smysla. M.: "Progress", 1990
24. Fromm E. Chelovek dlya samogo sebya. M. 2004
25. Epiktet. V chem nashe blago? M., 1904
26. Yu.V. Shchelokova Chelovek v traktovke Erikha Fromma. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2011.-8.-C. 8-17.
27. Avalyan S.A. INDIVID I OBShchESTVO: DVA RAZNYKh PODKhODA (Opyt osmysleniya kontseptsii E. Tirik'yana) // Pedagogika i prosveshchenie.-2014.-2.-C. 67-84. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.2.13030.