Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Розин В.М. Реконструкция фигуративных представлений прошлых эпох

Аннотация: В статье анализируются и сравниваются между собой два способа (естественнонаучный и гуманитарный) реконструкции пространственных представления прошлых эпох, в том числе и представления о художественных перспективах (прямой, обратной и смешанной). Критикуется представленный работами академика Б.Раушенбаха естественнонаучный подход к объяснению этих представлений. Если Раушенбах пишет, что «человек видит не глазами, а мозгом», то автор утверждает, что мы видим не столько глазами и мозгом, сколько культурными схемами. В связи с этим вводится понятие «схема» и в рамках учения о схемах и культуре обсуждается, как в истории складывалась прямая перспектива и на ее основе две других. Рассматривая все эти сюжеты, автор реализуется гуманитарный подход, осуществляет проблематизацию и культурно-историческую реконструкцию, использует сравнительные методы анализа. В целом его дискурс можно отнести к методологии, опирающейся на культурологию и гуманитарный подход. В результате проведенного исследования удалось показать проблемы, связанные с естественнонаучным подходом, продемонстрировать преимущества гуманитарного способа объяснения, ввести понятие «схема», объяснить в рамках гуманитарной реконструкции появление художественных перспектив. Кроме того, представленный в статье материал и дискурс могут рассматриваться как образец гуманитарного исследования


Ключевые слова:

культура, реконструкция, схема, живопись, пространство, видение, эволюция, объяснение, искусство, техника

Abstract: The article analyzes and compares the application of the two approaches (natural scientific and humanitarian) to the reconstruction of spatial representations of the past eras including the idea of artistic perspectives (linear, inverse and mixed perspectives). In his article Rozin criticizes the natural scientific approach to the explanation of these concepts presented by the member of the Academy B. Raushenbach. Rauschenbach wrote that “man does not see with his eyes but his brain”. The author of the article argues that we see not with our eyes or brain but rather with the ‘cultural schemes’. In this regard the author introduces the concept of “scheme” and within the framework of the doctrine of the schemes and culture discusses how the linear perspective was established and the other two perspectives developed on the basis of the former. Considering all these facts, the author implements a humanitarian approach, carries problematization and cultural-historical reconstruction using comparative analysis methods. In general, his discourse can be attributed to the methodology based on cultural studies and humanitarian approach. The results of the study show the problems associated with the natural science approach, demonstrate the benefits of the humanitarian way of explanation, introduce the concept of “scheme” and explain the development of art perspectives in terms of the humanitarian reconstruction. In addition, the material and discourse presented in the article can be viewed as an example of the humanitarian research.


Keywords:

Culture, reconstruction, scheme, painting, space, vision, evolution, explanation, art, technology.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
2. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
3. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 2012.
4. Большаков А.О. Человек и его двойник. Санкт-Петербург, 2001.
5. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.
6. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.
7. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.
8. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
9. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
10. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
11. Флоренский П.А. Обратная перспектива. – Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967.
12. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты. – Труды по знаковым системам, VII. Тарту, 1975.
13. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи.
14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
16. Немет Л. Изменение функций искусств (процесс субъективации) // Борьба идей в эстетике. М., 1967.
17. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие.
18. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939.
19. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011.
20. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011.
21. Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения и творчества Эмануэля Сведенборга. М., 2007.
22. Знамеровская Т. П. Проблема кватроченто и творчество Мазоччо. Л., 1975.
23. Знамеровская Т. П. Проблема кватроченто и творчество Мазоччо. Л., 1975.
24. Леонардо да Винчи Книга о живописи. М., 1934.
25. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Трактаты Альберти. М., 1979.
26. Кузанский Н. Собрание соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1979. Т. 2. 1980.
27. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. Второе. УРСС. М. 2004
28. Розин В.М. Психология: наука и практика. Учебное пособие. ОМЕГА-Л. М., 2005
29. Розин В.М. Психология: наука и практика. Учебное пособие. ОМЕГА-Л. М., 2005.
30. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2000.
31. В. М. Розин Предпосылки и становление искусства
32. в архаической культуре
33. и культуре древних царств // Культура и искусство. - 2013. - 4. - C. 367 - 379. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9171.
34. Пань Икуй Эстетическая теория «трех пространств»
35. Го Си и пейзажная живопись
36. сунского времени // Философия и культура. - 2010. - 8. - C. 98 - 102.
37. В.М. Розин анализ схем в философии
38. и других гуманитарных науках
39. (на материале книги Э. сведенборга) // Психология и Психотехника. - 2010. - 1. - C. 9 - 16.
References
1. Raushenbakh B. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi. M., 1980.
2. Raushenbakh B. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi. M., 1980.
3. Raushenbakh B.V. Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie. M., 2012.
4. Bol'shakov A.O. Chelovek i ego dvoynik. Sankt-Peterburg, 2001.
5. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
6. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
7. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
8. Florenskiy P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
9. Florenskiy P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
10. Florenskiy P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
11. Florenskiy P.A. Obratnaya perspektiva. – Trudy po znakovym sistemam, III. Tartu, 1967.
12. Mukarzhovskiy Ya. Esteticheskaya funktsiya, norma i tsennost' kak sotsial'nye fakty. – Trudy po znakovym sistemam, VII. Tartu, 1975.
13. Raushenbakh B. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi.
14. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M., 1974.
15. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M., 1974.
16. Nemet L. Izmenenie funktsiy iskusstv (protsess sub'ektivatsii) // Bor'ba idey v estetike. M., 1967.
17. Raushenbakh B. V. Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie.
18. Teylor E. Pervobytnaya kul'tura. M., 1939.
19. Rozin V.M. Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011.
20. Rozin V.M. Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011.
21. Rozin V.M. Demarkatsiya nauki i religii. Analiz ucheniya i tvorchestva Emanuelya Svedenborga. M., 2007.
22. Znamerovskaya T. P. Problema kvatrochento i tvorchestvo Mazochcho. L., 1975.
23. Znamerovskaya T. P. Problema kvatrochento i tvorchestvo Mazochcho. L., 1975.
24. Leonardo da Vinchi Kniga o zhivopisi. M., 1934.
25. Lazarev V.N. Nachalo rannego Vozrozhdeniya v ital'yanskom iskusstve. Traktaty Al'berti. M., 1979.
26. Kuzanskiy N. Sobranie soch. v 2-kh t. T. 1. M., 1979. T. 2. 1980.
27. Rozin V.M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. Vtoroe. URSS. M. 2004
28. Rozin V.M. Psikhologiya: nauka i praktika. Uchebnoe posobie. OMEGA-L. M., 2005
29. Rozin V.M. Psikhologiya: nauka i praktika. Uchebnoe posobie. OMEGA-L. M., 2005.
30. Rozin V.M. Psikhicheskaya real'nost', sposobnosti i zdorov'e cheloveka. M., 2000.
31. V. M. Rozin Predposylki i stanovlenie iskusstva
32. v arkhaicheskoy kul'ture
33. i kul'ture drevnikh tsarstv // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 4. - C. 367 - 379. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.4.9171.
34. Pan' Ikuy Esteticheskaya teoriya «trekh prostranstv»
35. Go Si i peyzazhnaya zhivopis'
36. sunskogo vremeni // Filosofiya i kul'tura. - 2010. - 8. - C. 98 - 102.
37. V.M. Rozin analiz skhem v filosofii
38. i drugikh gumanitarnykh naukakh
39. (na materiale knigi E. svedenborga) // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 1. - C. 9 - 16.