Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Кутарев О.В.
Неоязычество Европы
// Философия и культура.
2014. № 12.
С. 1801-1810.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65974
Кутарев О.В. Неоязычество ЕвропыАннотация: Неоязычество – относительно недавний феномен; этот тип новых религиозных движений возник лишь в XIX–XX вв. Сегодня он привлекает к себе большое внимание в общественной жизни и СМИ. Неоязычество представляет собой религию, воссоздающую те или иные фрагменты дохристианских верований, и опирающуюся на старые текстовые источники, однако привлекающую и элементы новизны, такие как экологичность, эзотерические учения и психопрактики, гуманистическая этика и т.д. Несмотря на расширяющиеся масштабы феномена в современности, научный разбор неоязычества невелик и часто труднодоступен для неспециалиста. Данная обзорная статья рассматривает причины возникновения, основные тенденции и свойства неоязыческих течений, возникших в Европе. Анализируются такие традиции, как германская, кельтская, балтская, финская и т.д.; особое внимание уделяется славянскому неоязычеству в его разнообразии. Помимо описания самих религиозных систем, внимание уделяется их истории, первоисточникам, способам функционирования и т.д. Новизна исследования состоит как в обобщении описательной базы и выявления с её помощью общих для неоязыческих движений тенденций, так и в аналитической составляющей, показывающих способы функционирования указанных систем и причины их востребованности. В то же время сводный обзор позволяет выявлять особенности каждого отдельного неоязыческого течения. Особо стоит выделить дифференциацию понятий "неоязычество" в противовес "язычеству", которая надёжно обосновывается. Ключевые слова: европейское неоязычество, современное язычество, родноверие, асатру, друидизм, традиционные религии, древнеславянские верования, новые религиозные движения, политеизм, язычество в РоссииAbstract: Neopaganism is a relatively new phenomenon. This type of new religious movements appeared only in the 19th – 20th century. Today this phenomenon attracts attention in both social life and mass media. Neopaganism is a religion that reconstitutes these or those fragments of pre-Christian religious faiths and is based on the old texts, however, it involves new elements of ecology, esoteric teachings and psycho-practices, humanitarian ethics and etc. Despite the growing scope of the phenomenon in the modern age, scientific review of neo-Paganism is still rather scarce and difficult to understand for a nonspecialist. In his review article Kutarev examines the grounds, main trends and peculiarities of neo-Paganism movements in Europe. He analyzes such traditions as German, Celtic, Finish, Beltian, etc. Special attention is paid to Slavic neo-Paganism and its variants. Besides describing religious faiths themselves, Kutarev focuses on their history, sources, function, etc. The novelty of research is caused by the fact that the author have summarized general features and defined tendencies that were common for neo-paganism as well as analyzed the ways those religious faiths functioned and why they were in such demand. Moreover, the review has allowed to define peculiarities of each neo-Paganism movement in particular. Special emphasis should be made on the differentiation between the terms ‘neo-Paganism’ and ‘Paganism’ for which the author provides evident grounds. Keywords: European neopaganism, modern paganism, Slavic neopaganism (Rodnovery), asatru, druidism, traditional religions, Slavic religions, new religious movements, polytheism, paganism in Russia.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 2009.
2. Барандиаран Х. М. Баскская мифология. М., 2009. 3. Васильев М. А. Рецензия на Неоязычество на постсоветском пространстве // Славяноведение. 2002. № 4. 4. Гайдуков А. В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2013. С. 169–180. 5. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2013. 6. Гальцин Д. Д. Классические корни викки. URL: http://www.versacrum.narod.ru/articles/classic.html (дата обращения 18.10.2013). 7. Гимбутас М. Балты: Люди янтарного моря. М., 2004. 8. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. СПб., 2004. 9. Кутарев О. В. Древнеславянские загробные представления и концепция множественности душ // Acta eruditorum. СПб., 2013. Вып. 13. С. 21–24. 10. Кутарев О. В. О неприятии славянскими неоязычниками некоторых аспектов старого язычества // Герценовские чтения 2012. СПб., 2013. С. 346–348. 11. Кутарев О. В. Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б.А. Рыбакова и его предшественников// Религиоведение. 2013. №4. С. 170–177. 12. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок. СПб., 2003. 13. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М., 2005. 14. Неоязычество на просторах Евразии. // Сост., ред. В. А. Шнирельман. М., 2001. 15. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2002. 16. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М., 2005. 17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. 18. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 19. Рыжакова С. И. Латышское неоязычество: заметки этнографа. URL: http://www.religio.ru/relisoc/29.html (дата обращения 18.10.2013). 20. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. 21. Что думают ученые о “Велесовой книге”. // Сост. А. А. Алексеев. СПб., 2004. 22. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М., 2005. 23. И.Г. Курганова Новые религиозные движения 24. как объект религиоведческих исследований: 25. анализ проблематики // Философия и культура. - 2012. - 5. - C. 96 - 107. References
1. Anichkov E. V. Yazychestvo i Drevnyaya Rus'. M., 2009.
2. Barandiaran Kh. M. Baskskaya mifologiya. M., 2009. 3. Vasil'ev M. A. Retsenziya na Neoyazychestvo na postsovetskom prostranstve // Slavyanovedenie. 2002. № 4. 4. Gaydukov A. V. Slavyanskoe novoe yazychestvo v Rossii: opyt religiovedcheskogo issledovaniya // Novye religii v Rossii: dvadtsat' let spustya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2013. S. 169–180. 5. Gal'kovskiy N. M. Bor'ba khristianstva s ostatkami yazychestva v Drevney Rusi. M., 2013. 6. Gal'tsin D. D. Klassicheskie korni vikki. URL: http://www.versacrum.narod.ru/articles/classic.html (data obrashcheniya 18.10.2013). 7. Gimbutas M. Balty: Lyudi yantarnogo morya. M., 2004. 8. Kleyn L. S. Voskreshenie Peruna. SPb., 2004. 9. Kutarev O. V. Drevneslavyanskie zagrobnye predstavleniya i kontseptsiya mnozhestvennosti dush // Acta eruditorum. SPb., 2013. Vyp. 13. S. 21–24. 10. Kutarev O. V. O nepriyatii slavyanskimi neoyazychnikami nekotorykh aspektov starogo yazychestva // Gertsenovskie chteniya 2012. SPb., 2013. S. 346–348. 11. Kutarev O. V. Kharakteristika Roda i Rozhanits v slavyanskoy mifologii: interpretatsii B.A. Rybakova i ego predshestvennikov// Religiovedenie. 2013. №4. S. 170–177. 12. Lovmyanskiy G. Religiya slavyan i ee upadok. SPb., 2003. 13. Mansikka V. Y. Religiya vostochnykh slavyan. M., 2005. 14. Neoyazychestvo na prostorakh Evrazii. // Sost., red. V. A. Shnirel'man. M., 2001. 15. Petrukhin V. Ya. Mify drevney Skandinavii. M., 2002. 16. Petrukhin V. Ya. Mify finno-ugrov. M., 2005. 17. Rybakov B. A. Yazychestvo drevnikh slavyan. M., 1981. 18. Rybakov B. A. Yazychestvo Drevney Rusi. M., 1987. 19. Ryzhakova S. I. Latyshskoe neoyazychestvo: zametki etnografa. URL: http://www.religio.ru/relisoc/29.html (data obrashcheniya 18.10.2013). 20. Slavyanskaya mifologiya. Entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1995. 21. Chto dumayut uchenye o “Velesovoy knige”. // Sost. A. A. Alekseev. SPb., 2004. 22. Shirokova N. S. Mify kel'tskikh narodov. M., 2005. 23. I.G. Kurganova Novye religioznye dvizheniya 24. kak ob'ekt religiovedcheskikh issledovaniy: 25. analiz problematiki // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 5. - C. 96 - 107. |