Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Кагарлицкая С.Я. Неоклассик-авангардист Э.Ионеско в Московском театре на Таганке. Культурные универсалии в художественно-эстетических практиках

Аннотация: Статья посвящена театральной интерпретации пьесы "Король умирает" классика французской абсурдистской драмы Эжена Ионеско на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке. Премьера 2012 г. Режиссер-постановщик знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси. В главной роли - народный артист России Валерий Золотухин, сыгравший в спектакле свою последнюю роль. Спектакль был снят из репертуара, но остался открытым вопрос о мере взаимопонимания со зрителями, к которым он был обращен в надежде на соавторство. Автор статьи акцентирует внимание на том, как театр, опираясь на накопленный за века широкий арсенал сценических средств коммуникации, стремился помочь зрителям выйти за пределы "частного случая" в пространство общечеловеческого. Внимание привлечено к современному поиску универсального языка искусства как способа вовлечения зрителей в диалог, построенный на использовании таких культурных универсалий, как время, пространство, вера, дом, любовь и т.д. - вечных экзистенциальных констант человеческого бытия, и, что не менее важно, - на перенесении в спектакле акцента со слова на визуальный ряд. Режиссер спектакля К.Занусси переосмыслил концепцию "абсурда" как жанра, и преодолел характерную для постановок 196о-х годов прошлого века безысходность. Трагический финал становился началом освобождения духа, он таил в себе надежду. Главной темой спектакля стало исследование способности отдельного человека ориентироваться в мире, если "культура больше не образует осмысленной истории, а переживания и события не могут быть включены в органическую смысловую взаимосвязь поколений культуры" (П. Козловски). Пьеса неоклассика-авангардиста открывала дорогу и для подобного прочтения.


Ключевые слова:

театр абсурда, культура, культурные универсалии, интерпретация, коммуникация, миф, герой, визуальный ряд, зритель, диалог

Abstract: The article is devoted to the theatrical interpretation of Eugene Ionesco’s play ‘Exit the King’ that was first staged at Taganka Theatre in Moscow in 2012. The play was directed by a famous Polish film director Krzysztof Zanussi and the major part in the play was played by Valeri Zolotukhin, the People’s Artist of Russia, who played his last role in that play. Later the play was removed from the repertory but the question about the mutual understanding with the audience was left unanswered. The author of the present article focuses on how the theatre, based on a wide range of theatrical communication tools that had been accumulated for centuries, tried to help the audience to stand above the ‘isolated situation’ and get closer to universal human values. The author draws attention to the contemporary search for the universal language of art as a method of involving the audience into the dialogue built upon the principle of using such cultural universals as time, space, faith, home, love and etc., i.e. eternal existential constants of human existence and, which is equally important, upon the principle of shifting the emphasis from the word to the visual image in the play. The stage director Krzysztof Zanussi rethought the concept of ‘absurdity’ as a genre and overcame the atmosphere of despair which was typical for plays back in the 1960th. The tragic ending symbolized the release of spirit and therefore gave hope. The main theme of the play was the study of an ability of an individual to orient himself in the world when ‘culture does not provide a meaningful history and emotional experience and events cannot be included in the organic relationship between cultural generations’ (P. Kozlowsky). The play of Eugene Ionesco as a neo-classicist and avant-gardist showed the path to such interpretation as well.


Keywords:

Theatre of the Absurd, culture, cultural universals, interpretation, communication, myth, hero, visual imaginary, spectator, dialogue.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Алпатов М. Композиция в живописи: исторический очерк. М., 1940.
2. Брук П. Нити времени. М., 2005.
3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М. 1991.
4. Ионеско Э. Носорог. Пьесы и рассказы. М., 1991.
5. Ионеско Э. Как всегда в авангарде // Как всегда в авангарде. М., 1992.
6. Занусси К. Программа спектакля «Король умирает» Московского театра драмы и комедии на Таганке. М., 2012.
7. Кассирер Э. Человек и культура // Хрестоматия по истории философии: [в 2 т.] Т.2. М.1994.
8. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
9. Пави П. Словарь театра. М., 1991.
10. Элиаде М. Мирское и священное. М., 1994.
11. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур // NB: Философские исследования. - 2013. - 10. - C. 183 - 244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html
References
1. Alpatov M. Kompozitsiya v zhivopisi: istoricheskiy ocherk. M., 1940.
2. Bruk P. Niti vremeni. M., 2005.
3. Gadamer G.-G. Aktual'nost' prekrasnogo // Aktual'nost' prekrasnogo. M. 1991.
4. Ionesko E. Nosorog. P'esy i rasskazy. M., 1991.
5. Ionesko E. Kak vsegda v avangarde // Kak vsegda v avangarde. M., 1992.
6. Zanussi K. Programma spektaklya «Korol' umiraet» Moskovskogo teatra dramy i komedii na Taganke. M., 2012.
7. Kassirer E. Chelovek i kul'tura // Khrestomatiya po istorii filosofii: [v 2 t.] T.2. M.1994.
8. Kozlovski P. Kul'tura postmoderna. M., 1997.
9. Pavi P. Slovar' teatra. M., 1991.
10. Eliade M. Mirskoe i svyashchennoe. M., 1994.
11. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v kontekste filosofskoy traditsii dialoga kul'tur // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 10. - C. 183 - 244. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.10.8848. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_8848.html