Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Сидорова Г.П. Образы российской столицы в массовом искусстве как код культуры

Аннотация: Изучение образов российской столицы в российском массовом искусстве 1930–2010-х гг. (игровые фильмы и телевизионные сериалы) как культурных кодов, референциальных кодов, отсылающих потребителя к совокупности знания - исторического, философского, психологического, научного, литературного, обыденного и другого, позволяет выявить уникальные культурные особенности – ключи к пониманию российской культуры в целом как особого типа. Кроме того, предлагаемое исследование помогает понять, как культурный код определяет набор образов, связанных с комплексом стереотипов. Методы исторической типологии, компаративный (синхронический и диахронический), семиотический и герменевтический, контент-анализ художественных текстов в сопоставлении с социокультурным контекстом До настоящего времени не было попыток рассмотреть и осмыслить образы российской столицы в массовом киноискусстве как код культуры. Изучение художественных образов российской столицы как кода культу-ры приводит к следующим выводам. Динамика референциальных кодов отражает общую динамику культуры, все изменения, связанные с переходом России от традиционного к постиндустриальному типу культуры и общества, от социалистической культуры к современной переходной рыночной культуре, от социалистических ценностей к ценностям общества потребления. В то же время в образах массового киноискусства с 1930-х гг. до настоящего времени Москва связана с архетипом Центра мира. Если для постиндустриальной культуры и общества характерен принцип плюрализма во всех сферах, проявляющийся также в падении роли прежних культурных столиц и возрастании роли провинции, то в российской культуре – срединной и двойственной, этого пока не наблюдается


Ключевые слова:

образ, российская столица, массовое искусство, киноискусство, код культуры, динамика культуры, референциальный код, архетип, Центр мира, стереотип

Abstract: By studying the images of the Russian capital in the Russian popular art of 1930 – 2010 (fiction pictures and TV serials) as cultural codes and reference codes that send consumers to the combination of historical, philosophical, psychological, scientific, literary, commonsense and other knowledge, we can discover unique cultural particularities as the key to understanding Russian culture as a special type of culture in general. Moreover, the given research allows to understand how the cultural code defines a set of images related to the combination of stereotypes. In her research the author has used the methods of historical classification, comparative (synchronic and diachronic), semiotic and hermeneutic content analysis of literary texts versus socio-cultural environment. Until now researchers haven’t attempted to analyze and interpret images of the Russian capital in popular cinematographic art as a cultural code. The study of artistic images allows to make the following conclusions. The dynamics of reference codes reflect the cultural dynamics in general as well as all transformations caused by the shift of Russia from the traditional culture to the post-industrial culture and society, from socialistic culture to the modern market culture, from socialistic values to the values of the consumer society. At the same time, since 1930 till the present time popular cinematographic art has been creating images related to the archetype of the Center of the World. While post-industrial culture and society are based on the principle of pluralism in all spheres which results in the declining role of former cultural capitals and increasing role of province, we don’t see the same phenomenon in the Russian culture.


Keywords:

Image, Russian capital, popular art, cinematographic art, cultural code, dynamics of culture, reference code, archetype, the Center of the World, stereotype.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Сидорова, Г.П. Советская хозяйственная культура в образах массового искусства 1960-1980-х: социальные организации //Проблемы социально-экономического политического и культурного развития России-вып.7-Ульяновск. – УлГТУ, 2013. – С. 38-48.
2. Сидорова, Г.П. Советский тип хозяйственной культуры повседневности в массовом искусстве 1960-1980-х: ценностный аспект. Автореферат диссертации. – СПб., 2013.
3. Щербинина, Н.Г. Образ города как символический конструкт // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 3 (15).
4. Жабский, М.И., Тарасов, К.А. К истории социального регулирования в сфере кинокультуры // Культура и искусство.-2012.-2.-C. 42-52.
5. Жуковский, В.И. Произведение искусства в эпицентре художественной культуры // Философия и культура.-2013.-11.-C. 1613-1620. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9845.
6. Попов, Е.А. Современная социология искусства в интерпретации социального и художественного. // Философия и культура.-2010.-11.-C. 121-127.
7. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. – 2-е изд. СПб., 2003.
8. Колотаев, В.А. Бытование реальности в зеркале искусства / В.А. Колотаев // Третий Российский культурологический конгресс. Тезисы докладов и сообщений. – СПб.: ЭЙДОС, 2010. – С. 183.
9. Каган, М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996.
10. Зоркая, Н. М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. М.: Аграф, 2010. – 400 с.
11. Глебкина, Н.В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950–1960-х гг.: Диссертация. М., 2010. – 231 с.
References
1. Sidorova, G.P. Sovetskaya khozyaystvennaya kul'tura v obrazakh massovogo iskusstva 1960-1980-kh: sotsial'nye organizatsii //Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo politicheskogo i kul'turnogo razvitiya Rossii-vyp.7-Ul'yanovsk. – UlGTU, 2013. – S. 38-48.
2. Sidorova, G.P. Sovetskiy tip khozyaystvennoy kul'tury povsednevnosti v massovom iskusstve 1960-1980-kh: tsennostnyy aspekt. Avtoreferat dissertatsii. – SPb., 2013.
3. Shcherbinina, N.G. Obraz goroda kak simvolicheskiy konstrukt // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. – 2011. – № 3 (15).
4. Zhabskiy, M.I., Tarasov, K.A. K istorii sotsial'nogo regulirovaniya v sfere kinokul'tury // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-2.-C. 42-52.
5. Zhukovskiy, V.I. Proizvedenie iskusstva v epitsentre khudozhestvennoy kul'tury // Filosofiya i kul'tura.-2013.-11.-C. 1613-1620. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9845.
6. Popov, E.A. Sovremennaya sotsiologiya iskusstva v interpretatsii sotsial'nogo i khudozhestvennogo. // Filosofiya i kul'tura.-2010.-11.-C. 121-127.
7. Makhlina, S. Semiotika kul'tury i iskusstva: Slovar'-spravochnik v dvukh knigakh. – 2-e izd. SPb., 2003.
8. Kolotaev, V.A. Bytovanie real'nosti v zerkale iskusstva / V.A. Kolotaev // Tretiy Rossiyskiy kul'turologicheskiy kongress. Tezisy dokladov i soobshcheniy. – SPb.: EYDOS, 2010. – S. 183.
9. Kagan, M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg, 1996.
10. Zorkaya, N. M. Kino. Teatr. Literatura. Opyt sistemnogo analiza. M.: Agraf, 2010. – 400 s.
11. Glebkina, N.V. Reprezentatsiya povsednevnosti v sovetskom kinematografe kontsa 1950–1960-kh gg.: Dissertatsiya. M., 2010. – 231 s.