Библиотека
|
ваш профиль |
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Скворцова Е.Л.
Японская духовная традиция в свете проблемы “разума тела”
// Филология: научные исследования.
2014. № 3.
С. 258-270.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65668
Скворцова Е.Л. Японская духовная традиция в свете проблемы “разума тела”Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является одна из характерных черт японского менталитета: актуальное, в режиме «здесь и теперь», целостное знание о мире рассматривалось как не менее, а зачастую – более значимое и истинное, чем текстовое знание. Особенно часто мы встречаемся с такого рода знанием в художественной традиции: в понимании творческого акта (как встраивания в динамику мирового континуума) и в способе обучения (как непосредственную, от учителя к ученику, передачу знания не только о профессии, но и о праведной жизни). Понимание истинного знания японцы унаследовали из Древнего Китая, где уже в IV в. до н.э. Чжуан-цзы обозначил две «ступени» непосредственного, телесно-укоренённого, знания о мире: ступень младенца, не выделяющего себя из своего окружения и ступень наделённого самосознанием профессионала, прошедшего длительную выучку. В обоих случаях человек действует спонтанно, «как природа», опираясь на внутреннюю убеждённость в правильности своего действия. Данный аспект знания становился предметом исследовательского интереса и на Западе. В частности, в России поэт В.А. Жуковский и писатель Л.Н. Толстой обратили своё внимание на такое, не выразимое в словах, актуальное, в режиме «здесь и теперь» знание о мире. Германский философ Е. Херригель посвятил несколько лет жизни совершенствованию холистического, телесно-ментального аспекта разума на пути кюдо – искусства стрельбы из лука. Об этом он написал две книги. Философ М. Полани посвятил данной теме монографию «Личностное знание». В нашей стране проблема «разума тела» наиболее полно рассматривается в работах Л.Г. Пугачёвой и В.А. Подороги. При проведении исследования применялся компаративистский метод, один из главных методов, используемых в гуманитарном знании. Сравниваются традиции западной эпистемологии, полагающей безличностное текстовое знание, безразличное к соматической природе человека – основополагающим для понимания мира и характерное для дальневосточной ментальности целостное, неутилитарное (по сути эстетическое) знание о мире и человеке первичным и потому наиболее истинным. Целостный, телесно воплощённый, эстетический аспект знания исторически предшествовал текстовому знанию. Дальневосточная традиция вплоть до XX века подчёркивала его первичность и истинность. Тем не менее, следует учитывать, что текстовое знание, дающее статическое и схематизированное описание мира, всё же логически первично: чтобы хотя бы выделить динамический аспект знания, надо встать по отношению к нему в позицию наблюдателя. Научная новизна состоит в применении разработок западных и российских учёных в области эпистемологии к менталитету стран дальневосточного культурного ареала. Ключевые слова: бесформенное, "разум тела", аутопоэзис, невыразимое, эпистемология, дзэн-буддизм, японская эстетика, странничество, даосизм, "гэйдо"Abstract: Franz Kafka’s creative work is described by the author of the article from the point of view of the milestones in his biography. The writer often said that one should not search for new ideas or universal explanations in his works. However, his own opinion did not prevent us from looking for allusions, parables, special meaning and ect. in his work. The present article coincides with the 90th anniversary of the writer’s death and shows that despite his scarce biography Franz Kafka knew life, society and human very well. He knew his surroundings were not joyful and therefore preferred the being inside himself. The author of the article has used the biographical method, i.e. narrative description of Kafka’s life as well as analytical, historical-cultural and comparative historical methods. Kafka’s tragedy is that he had to pay his life for discovering that absurdity was the norm of existence. He did not want to cope with the visible life and evident absurdities of life. He wanted to break free from the absurd world without ‘breaking’ the world itself but it was possible to do it only by breaking free from life in general. Keywords: existence, life, creativity, game, human of the crowd, constructions, understanding, method, insight, loneliness.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
2. Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М.: Наука, 1982. 3. Бенедикт Р. Хризантема и меч. СПб.: Наука, 2007. 4. Боронина И.А. Классический японский роман. М.: Наука, 1981. 5. Герасимова И.А. Совместное мышление как искусство: опыт философско-синергетического исследования // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-традиция, 2002. 6. Дзэами Мотокиё. Фуси кадэн. Предание о цветке стиля / Пер. со старояп., иссл., комм. Н.Г. Анариной. М.: Наука, 1989. 7. Древнекитайская философия в 2-х тт. М.: Мысль, 1972-1973. 8. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 9. Игнатович А.Н. «Среда обитания» в системе буддийского мироздания // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. 10. Игнатович А.Н. Чайное действо. М.: Наука, 1997. 11. Китайская классическая поэзия. М.: Художественная литература, 1984. 12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и Восток. Близость далёкого // Духовные истоки Японии. Альманах. Т. 1. М.: Толк, 1995. 13. Кокинсю. Поэтическая антология / Пер. со старояп., комм., иссл. И.А. Борониной. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 14. Малявин В.В. Совершенный человек в даосской традиции. Феномен Дао-человека // Совершенный человек. Теология и философия образа. М.: Валент, 1997. 15. Муриан И.Ф. Сады Дайтокудзи // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. 16. Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995. 17. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 18. Пугачёва Л.Г. Разум тела: шаг в реальность «здесь-и-сейчас» // Философские науки. 2010. № 2-3. 19. Пугачёва Л.Г. Эволюция разума как эпистемологическая проблема. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 20. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. 21. Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагаватгиты // Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М.: Наука, 1988. 22. Толстой Л.Н. Война и мир в 4-х тт. Т. 4. М.: Московский рабочий, 1986. 23. Трубникова Н.Н. «Различение учений» в японском буддизме IX века. Кукай (Кобо Дайси) о различиях между тайным и явными учениями. М.: РОССПЭН, 2000. 24. Херригель Е. Дзэн и искусство стрельбы из лука. СПб.: Наука, 2005. 25. Эйзенштейн С.М. Чёт-нечёт // Восток – Запад. Исследования, переводы, публикации. М.: Наука, 1988 References
1. Arutyunov S.A. Narody i kul'tury: razvitie i vzaimodeistvie. M.: Nauka, 1989.
2. Bezhin L.E. Pod znakom «vetra i potoka». M.: Nauka, 1982. 3. Benedikt R. Khrizantema i mech. SPb.: Nauka, 2007. 4. Boronina I.A. Klassicheskii yaponskii roman. M.: Nauka, 1981. 5. Gerasimova I.A. Sovmestnoe myshlenie kak iskusstvo: opyt filosofsko-sinergeticheskogo issledovaniya // Sinergeticheskaya paradigma. Nelineinoe myshlenie v nauke i iskusstve. M.: Progress-traditsiya, 2002. 6. Dzeami Motokie. Fusi kaden. Predanie o tsvetke stilya / Per. so staroyap., issl., komm. N.G. Anarinoi. M.: Nauka, 1989. 7. Drevnekitaiskaya filosofiya v 2-kh tt. M.: Mysl', 1972-1973. 8. Zavadskaya E.V. Esteticheskie problemy zhivopisi starogo Kitaya. M.: Iskusstvo, 1975. 9. Ignatovich A.N. «Sreda obitaniya» v sisteme buddiiskogo mirozdaniya // Chelovek i mir v yaponskoi kul'ture. M.: Nauka, 1985. 10. Ignatovich A.N. Chainoe deistvo. M.: Nauka, 1997. 11. Kitaiskaya klassicheskaya poeziya. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1984. 12. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Sinergetika i Vostok. Blizost' dalekogo // Dukhovnye istoki Yaponii. Al'manakh. T. 1. M.: Tolk, 1995. 13. Kokinsyu. Poeticheskaya antologiya / Per. so staroyap., komm., issl. I.A. Boroninoi. M.: IMLI RAN, 2005. 14. Malyavin V.V. Sovershennyi chelovek v daosskoi traditsii. Fenomen Dao-cheloveka // Sovershennyi chelovek. Teologiya i filosofiya obraza. M.: Valent, 1997. 15. Murian I.F. Sady Daitokudzi // Chelovek i mir v yaponskoi kul'ture. M.: Nauka, 1985. 16. Podoroga V.A. Fenomenologiya tela. M., 1995. 17. Polani M. Lichnostnoe znanie. M.: Progress, 1985. 18. Pugacheva L.G. Razum tela: shag v real'nost' «zdes'-i-seichas» // Filosofskie nauki. 2010. № 2-3. 19. Pugacheva L.G. Evolyutsiya razuma kak epistemologicheskaya problema. M.: Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK, 2008. 20. Rozenberg O.O. Trudy po buddizmu. M.: Nauka, 1991. 21. Sementsov V.S. Problema translyatsii traditsionnoi kul'tury na primere sud'by Bkhagavatgity // Vostok-Zapad. Issledovaniya, perevody, publikatsii. M.: Nauka, 1988. 22. Tolstoi L.N. Voina i mir v 4-kh tt. T. 4. M.: Moskovskii rabochii, 1986. 23. Trubnikova N.N. «Razlichenie uchenii» v yaponskom buddizme IX veka. Kukai (Kobo Daisi) o razlichiyakh mezhdu tainym i yavnymi ucheniyami. M.: ROSSPEN, 2000. 24. Kherrigel' E. Dzen i iskusstvo strel'by iz luka. SPb.: Nauka, 2005. 25. Eizenshtein S.M. Chet-nechet // Vostok – Zapad. Issledovaniya, perevody, publikatsii. M.: Nauka, 1988 |