Библиотека
|
ваш профиль |
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С., Кулагина-Ярцева В.С.
Н.Г. Кротовская и В.С. Кулагина-Ярцева. Дихотомия жизни и смерти (Обзор книги С. Ахтара "Вопросы жизни и смерти")
// Психология и Психотехника.
2014. № 10.
С. 1113-1123.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65662
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С., Кулагина-Ярцева В.С. Н.Г. Кротовская и В.С. Кулагина-Ярцева. Дихотомия жизни и смерти (Обзор книги С. Ахтара "Вопросы жизни и смерти")Аннотация: Салман Ахтар – известный американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он опирается на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах», дополняя его позднейшими исследованиями Мелани Кляйн, Дональда Уинникотта, Эрика Эриксона, Уилфреда Биона и др. Жизнь человека рассматривается автором, исходя из двух основных составляющих – жизни и смерти, -- в их противопоставлении и неразрывности. В первой части исследуются основные понятия, связанные с жизнью: добро, счастье и игра. При этом проясняется смысл, который вкладывают в это понятие различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет его на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. Во второй части, посвященной смерти, представлены две точки зрения: принятие и отрицание смерти, а также их структурные и экзистенциальные функции, и в этой связи затрагиваются проблемы смертности, захоронений и сиротства. Рассматривается психологическое значение могил как мест последнего упокоения, а также выражение этнической или религиозной ненависти через осквернение могил и разрушение кладбищ. Автор уделяет внимание теме сиротства как травмы, пережитой в детстве, последствия которой сказываются на всей последующей жизни. В третьей части этой книги жизнь и смерть рассматриваются в их неразрывном единстве. Преодолевая барьер между жизнью и смертью, путешествуя по психическому ландшафту поколений, мы оставляем наши тела позади и возвращаемся к жизни как к метафоре, полной игры и щедрости. Ключевые слова: фрейдизм, инстинкт смерти, счастье, инстинкт жизни, счастье покоя, игра, захоронения, сироты, реинкарнация, бессмертиеAbstract: Salman Akhtar is a famous American psychoanalyst and winter of numerous awards. He bases his book ‘Matters of Life and Death’ on Sigmund Freud’s teaching about the ‘two instincts’ and completes Freud’s teaching with later researches of Melanie Klein, Donald Winnicott, Eric Erikson, Wilfred Bion and others. Human life is viewed by the author from the point of view of the two components thereto – life and death – in their opposition and continuity. The first part is devoted to studying the main terms related to life: kindness, happiness and play. Different definitions of these terms are provided. Summarizing different scientific concepts of happiness, the author divides the following four categories of happiness: enjoyment, joy, ecstasy and satisfaction. Salman Akhtar traces back their ontological roots, metapsychological correlates and elements related to personal experience. The second part of the book is devoted to death. Salman Akhtar provides the two points of view on the matter – acceptance and denial of death – and their structural and existential functions. For this purpose, he also touches upon the problems of mortality, grave and orphans. Salman Akhtar studies the psychological meaning of graves as places where a deceased person is having his final sleep as well as expression of ethnic and religious hatred through desecration of graves and destruction of grave yards. He pays special attention to the problem of orphanage as a trauma experienced by a child and which consequences will remain for the rest of his life. The second part of the book views death and life as a continuous unity. Overcoming the barrier between life and death and traveling along the mental landscape of generation, we are leaving our bodies behind and returning to life as a metaphor full of play and generosity. Keywords: Freudianism, death instinct, happiness, life instinct, happiness of peace, play, graves, orphanages, reincarnation, immortality.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Deutsch H. On satisfaction, happiness, and ecstasy// International Journal of Psychoanalysis.1989. №70. Р. 715–723.
2. Freud S. Civilization and Its Discontents. S.E., 21: 1930. P. 64–145. 3. Freud S. The Ego and the Id. S.E., 19. London, 1923. 4. Freud S. The Future of an Illusion. S.E., 21: 5–56. 1927. 5. Freud S. Beyond the Pleasure Principle. S.E., 18. London, 1920. 6. Erikson E. H. Identity and the Life Cycle: Selected Papers. N. Y., 1959. 7. Freud S. The Uncanny. S.E., 17. London,1919 8. Akhtar S. Matters of Life and Death. London, 2011. 9. Klein M. Mourning and its relation to manic–depressive states//International Journal of Psychoanalysis. № 21. Р. 125–153. 10. Kohut H. Self Psychology and the Humanities. N. Y. 1980. 11. Winnicott D. Playing and Reality. London 1971. References
1. Deutsch H. On satisfaction, happiness, and ecstasy// International Journal of Psychoanalysis.1989. №70. R. 715–723.
2. Freud S. Civilization and Its Discontents. S.E., 21: 1930. P. 64–145. 3. Freud S. The Ego and the Id. S.E., 19. London, 1923. 4. Freud S. The Future of an Illusion. S.E., 21: 5–56. 1927. 5. Freud S. Beyond the Pleasure Principle. S.E., 18. London, 1920. 6. Erikson E. H. Identity and the Life Cycle: Selected Papers. N. Y., 1959. 7. Freud S. The Uncanny. S.E., 17. London,1919 8. Akhtar S. Matters of Life and Death. London, 2011. 9. Klein M. Mourning and its relation to manic–depressive states//International Journal of Psychoanalysis. № 21. R. 125–153. 10. Kohut H. Self Psychology and the Humanities. N. Y. 1980. 11. Winnicott D. Playing and Reality. London 1971. |