Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Беляев В.А. Эстетическая сторона модерна в перспективе посткультурно-интеркультурной логики его развертывания и образ современного художника. Части 1 и 2

Аннотация: Главная цель данной работы – нарисовать портрет модерна в перспективе логики развертывания проекта посткультуры (логики «критики культуры» в соотношении «культура – индивид»). Посткультурой («дифференцирующей культурой») автор называет такой тип социокультурного построения, который процесс дифференциации (индивидуализации) антропологического универсума ставит как главный процесс. В противоположность этому «культура» («интегрирующая культура») ставит в качестве первоприоритетной задачу интеграции индивида в мировое целое. Точкой, относительно которой автор рассматривает проектирование посткультуры, является Просвещение, а точнее, критическая философия Канта, внутри которой был дан проект «чистой посткультуры». «До» и «после» этого проекта рассматривается как логика движения к нему и, соответственно, логика построения альтернатив ему. В центре авторского портрета развертывания модерна лежит философский план, но одновременно, автор старается показать, как эволюция модернистских интенций выражалась в искусстве (в основном в изобразительном искусстве). Свой разговор автор начинает с противопоставления друг другу негативных портретов «интегрирующей культуры» и «дифференцирующей культуры» в искусстве. Далее он переходит к логике позитивного проекта посткультуры, данного Кантом. Отталкиваясь от него, как от центральной точки отсчета, автор показываю логику развертывания движения к нему, попытку его реализации (в Великой французской революции), и логику развертывания «культурных альтернатив» ему: классицистско-гегельянскую и неклассически-марксистскую. Рассматривая логику ХХ века как, в основном, логику построения постмодерна, отталкивающегося от критики общеевропейской посткультурной победы после первой мировой войны, автор переходит к разговору о «современности» и «интеркультурности» (показываю логику развертывания «критики культуры» в соотношении «культура – культура»). Здесь актуализируется разговор об эпохе разнообразных попыток восстановления «культурной» социокультурной архитектуры (культурных ремиссий), самыми значимыми из которых являются социально-политические постановки коммунизма и фашизма. Особым ракурсом разговора является обрисовка образа «современного», то есть посткультурного художника (человека искусства). Прослеживая логику его формирования от романтизма до конца ХХ века, автор показывает его структурную определенность чувственно-индивидуалистическим полюсом посткультуры. Завершая свою работу, автор анализирую позицию В.М.Розина в отношении современного искусства и художника, изложенную им в статье «Размышление о современном искусстве».


Ключевые слова:

поскультура, интеркультура, модерн, просвещение, художник, дифференцирующая культура, интегрирующая культура, постмодерн, контрмодерн, искусство

Abstract: The main goal of the present research article is to draw a portrait of Art Nouveau in terms of the developing project of post culture (the logic of the ‘criticism of culture’ in terms of the ‘culture – individual’ relation). The author defines post culture (or ‘differentiave culture’) as a type of socio-cultural construction that views differentiation (individuation) of the anthropological universum as the main process. By contrast, ‘culture’ (‘integrative culture’) has the priority to integrate an individual into the global community. The author views the process of post culture development starting from the period of Enlightenment, in particular, Kant’s critical philosophy when the project of ‘pure post culture’ was offered. The author views the periods ‘before’ and ‘after’ that are viewed by the author as the logical movement towards it and the logical creation of alternatives thereto respectively. The author’s model of the development of modernistic views is based on a philosophical plan. At the same time, the author tries to show how the evolution of modernistic intentions was expressed in art (mostly in fine arts). The author starts his discussion from comparing the negative portraits of ‘integrative culture’ and ‘differentiative culture’ in art. Then he goes to the logic of the positive project of post culture offered by Kant. Based on Kant’s concept as the starting point, the author describes the movement towards it and the attempt to apply it during the Great French revolution as well as the development of ‘cultural alternatives’ to Kant’s post culture including the classical Hegelian and non-classical Marxian theories. Analyzing the 20th century as the period when post-modern was created based on the criticism of the general European post-cultural victory after the First World War, the author proceeds to the discussion of ‘modernity’ and ‘interculturality’ (the logic of the development of the ‘criticism of culture’ is shown in terms of the ‘culture-culture’ relation). The author also touches upon the historical period when there were various attempts to restore the ‘cultural’ socio-cultural structure (cultural remissions). The most significant examples of the latter were social and political concepts of communism and fascism. A special focus is made on the development of the image of a ‘modern’, i.e. post cultural artist (man of art). Tracing back the logic of its development from the Romantic period till the end of the 20th century, the author shows that its structure was defined by the sensual-individual direction of post culture. At the end of his research the author analyzes V. Rozin’s position on modern art and artist expressed in his article ‘Reflections on Modern Art’.


Keywords:

Post culture, inter culture, modern, Art Nouveau, Enlightenment, artist, differentiative art, integrative art, post-modern, counter-modern, art.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. «Вечный фашизм» в искусстве. Текст анонимного автора. URL: http://cargocollective.com/nullmagazine#VECNYI-FASIZM (на 10.07.2014)
2. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения в шести томах. Т. 6. М. 1966.
3. Кант И. К вечному миру // Сочинения в шести томах. Т. 6. М. 1966.
4. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М. 1965.
5. Розин В.М.. Размышление о современном искусстве // Культура и искусство. – 2014. – № 1. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.1.11908.
6. Беляев В.А. Критика интеркультурного разума: анализ ценностной структуры новоевропейского мира. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
7. Беляев В.А. К реконструкции новоевропейской рациональности: проекты покорения человека против проекта покорения природы. М.: КРАСАНД, 2011.
8. Беляев В.А. Интеркультура и философия. М.: ЛЕНАНД, 2014.
9. Беляев В.А. К идее интеркультуры // NB: Философские исследования. — 2013.-№ 5.-С.309-346. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.5.443. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_443.html
10. Беляев В.А. Интеркультура по–преимуществу // NB: Философские исследования. — 2013.-№ 6.-С.475-513. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.588. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_588.html
11. Беляев В.А. Кризис интеркультуры и культурные ремиссии // NB: Философские исследования. — 2013.-№ 7.-С.580-617. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.7.557. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_557.html
12. Беляев В.А. Критика религиозного разума Ю.Хабермаса как часть критики культурного разума // NB: Философские исследования. — 2014.-№ 1.-С.20-64. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10709. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_10709.html
13. Беляев В.А. Конструируем критическую философию И.Канта как «философскую реформацию» и «критику культурного разума» // NB: Философские исследования. — 2014.-№ 3.-С.60-99. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.3.11222. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_11222.html
14. Беляев В.А. Конструируем модерн как систему антропологических проектов // NB: Философские исследования. — 2014.-№ 4.-С.92-197. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.4.11772. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_11772.html
15. Беляев В.А. Выучила ли религия урок модерна? К вопросу о позиции религиозного человека в постсекулярном мире // Культура и искусство. — 2014.-№ 1.-С.68-79. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.1.11948
16. Беляев В.А. Модернистская «критика культуры» и диалектика «культурного-посткультурного-интеркультурного» // NB: Философские исследования. — 2014.-№ 5.-С.90-178. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.5.12355. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_12355.html
References
1. «Vechnyy fashizm» v iskusstve. Tekst anonimnogo avtora. URL: http://cargocollective.com/nullmagazine#VECNYI-FASIZM (na 10.07.2014)
2. Kant I. Ideya vseobshchey istorii vo vsemirno-grazhdanskom plane // Sochineniya v shesti tomakh. T. 6. M. 1966.
3. Kant I. K vechnomu miru // Sochineniya v shesti tomakh. T. 6. M. 1966.
4. Kant I. Metafizika nravov // Sochineniya v shesti tomakh. T. 4. Ch. 2. M. 1965.
5. Rozin V.M.. Razmyshlenie o sovremennom iskusstve // Kul'tura i iskusstvo. – 2014. – № 1. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.1.11908.
6. Belyaev V.A. Kritika interkul'turnogo razuma: analiz tsennostnoy struktury novoevropeyskogo mira. M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2012.
7. Belyaev V.A. K rekonstruktsii novoevropeyskoy ratsional'nosti: proekty pokoreniya cheloveka protiv proekta pokoreniya prirody. M.: KRASAND, 2011.
8. Belyaev V.A. Interkul'tura i filosofiya. M.: LENAND, 2014.
9. Belyaev V.A. K idee interkul'tury // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2013.-№ 5.-S.309-346. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.5.443. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_443.html
10. Belyaev V.A. Interkul'tura po–preimushchestvu // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2013.-№ 6.-S.475-513. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.588. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_588.html
11. Belyaev V.A. Krizis interkul'tury i kul'turnye remissii // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2013.-№ 7.-S.580-617. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.7.557. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_557.html
12. Belyaev V.A. Kritika religioznogo razuma Yu.Khabermasa kak chast' kritiki kul'turnogo razuma // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2014.-№ 1.-S.20-64. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10709. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_10709.html
13. Belyaev V.A. Konstruiruem kriticheskuyu filosofiyu I.Kanta kak «filosofskuyu reformatsiyu» i «kritiku kul'turnogo razuma» // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2014.-№ 3.-S.60-99. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.3.11222. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_11222.html
14. Belyaev V.A. Konstruiruem modern kak sistemu antropologicheskikh proektov // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2014.-№ 4.-S.92-197. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.4.11772. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_11772.html
15. Belyaev V.A. Vyuchila li religiya urok moderna? K voprosu o pozitsii religioznogo cheloveka v postsekulyarnom mire // Kul'tura i iskusstvo. — 2014.-№ 1.-S.68-79. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.1.11948
16. Belyaev V.A. Modernistskaya «kritika kul'tury» i dialektika «kul'turnogo-postkul'turnogo-interkul'turnogo» // NB: Filosofskie issledovaniya. — 2014.-№ 5.-S.90-178. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.5.12355. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_12355.html