Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Попова О.В. Феномен «голой жизни» в контексте конструирования смерти человека

Аннотация: В статье проводится аналогия между сущностными характеристиками пространства лагеря и палаты интенсивной терапии современной больницы. Лагерь рассматривается как биополитическая матрица современного мира, структура, порождающая феномен жизни, лишенной политической воли и права голоса («голой жизни» - в терминологии Дж. Агамбена. В статье исследуется, каким образом стратегия формирования «голой жизни» определяет этико-гносеологический формат отношения к пациенту с диагнозом «смерти мозга». Процесс конструирования отношения к смерти сопряжен с выстраиванием деонтологии умирания, соответствующей парадигме смерти, разделяемой сообществом. В технологически развитом мире она оказывается подключена к закону воспроизводства человеческих ресурсов и обмена социальными благами (донорства) Используется методология междисциплинарных исследований: анализ проблем современной медицины (в частности, проблем донорства и смерти мозга) проводится путем привлечения философского понятийно-категориального аппарата. В статье впервые в отечественной философии продемонстрировано влияние представлений о «голой жизни» на формирование дискурсивного поля и тезауруса современной философии сознания, а также показано, что настороженное отношение к донорству и констатации смерти мозга вызывается воздействием различных культурных феноменов: художественной литературы, произведений кинематографии, изобразительного искусства и т.д. Они обращены к массовому читателю (зрителю), способствуя формированию общественного мнения относительно жизни и смерти и должны быть осмыслены, чтобы дать адекватные ответы на проблемы, волнующие массовое сознание.


Ключевые слова:

психология умирания, биоэтика, человек как артефакт, умирание, смерть, конструирование человека, голая жизнь, конструирование смерти, смерть мозга, донорство

Abstract: A French philosopher Claude Levi-Strauss radically re-considered the ethnos issue by including it in a whole range of questions traditionally related to philosophical anthropology. By studying the ethnographic data Claude Levi-Strauss changed the approach to anthropological researches, too. In his works he noted that many ethnologists including Marcel Mauss and Bronislaw Malinowski already acknowledged that a researcher should not analyze separate social facts because the ethnic issue assumed that the research did not study the social facts as they were but their interpretation by people. Without the human factor that assumes a subjective interpretation of this or that phenomenon, it is impossible to understand the depths of the ethnological research. The author of the article used method of historical research combined with the methodology of philosophical anthropology. The author also used the methods of structural anthropology that usually views the ethnocentrism as a prejudice excluding everything ‘abnormal’ from the culture. The novelty of the article is in the author’s attempt to define the place of Claude Levi- Strauss’ structural anthropology in ethnic studies. For the first time in Russian and Western philosophy ethnicity is viewed as an anthropological phenomenon. The author also defines the role of structural anthropology in the process of ‘anthropologization’ of the ethnic research and describes general principles lying in the basis of studying the culture of different epochs and ethnic groups.


Keywords:

human, human nature, myth, structural anthropology, ethnos, ethnicity, ethnology, incest, mental structures, rationality.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Более подробно см.: Иванюшкин А.Я. Попова О.В. Проблема смерти мозга в дискурсе биоэтики. М.: Nota Bene, 2013.
2. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М.: Идея-Пресс, 2004.
3. См.: Controversies in the Determination of Death. The President's Council on Bioethics. Washington, D.C. 2009.
4. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. URL: http://lib.vkarp.com/2013/10/19/ (дата обращения: 25.06.2014).
5. Электронный ресурс. URL: http://www.livelib.ru/book/1000326508/reviews (дата обращения: 25.06.2014).
6. Исигуро К. Не отпускай меня: Москва: Эксмо. 2006 // URL: http://www.booksreader.org (дата обращения: 25.06.2014).
7. Metzinger, Thomas. Being no one: the self-model theory of subjectivity. 2003. Massachusetts Institute of Technology.
8. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. URL:http://lib.vkarp.com/2013/10/19/ (дата обращения: 25.06.2014).
9. Сам термин «мусульманин» («Muselmann»), которым оперирует П. Леви, да и многие другие узники концлагерей (например, В. Франкл) был общим для всех немецких лагерей. Им называли ослабевшего, обреченного на смерть заключенного, испытывающего полное безразличие к окружающему миру и самому себе при абсолютной утрате норм культурного существования и опустошении внутренней жизни. Подробнее о «мусульманах» можно прочитать в работе Дж.Агамбена. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Издательство «Европа», 2012.
10. Об использовании человеко-машин в советской лагерной системе см.: Тищенко П.Д. Вместо заключения. ГУЛАГ: модернизация и мегамашины по Льюису Мамфорду // Рабочие тетради по биоэтике Вып. 13: Человек – NBIC машина: исследование метафизических оснований инновационных антропотехнических проектов: сб. науч. ст. / под ред. П.Д. Тищенко. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012.
11. Агамбен Дж.. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. URL: http://lib.vkarp.com/2013/10/19/ (дата обращения: 25.06.2014).
12. Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда РГНФ, грант № 12-33-01419.
13. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011. С. 211.
14. Гуревич П.С. Специфика антропологического знания // Философия и культура. - 2014. - 1. - C. 7 - 11. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.1.10295.
15. Э.М. Спирова Символика жизни и смерти // Психология и Психотехника. - 2010. - 5. - C. 75 - 82.
16. А.В. Разин Тело человека как антропологический
17. констант его общественного бытия // Философия и культура. - 2011. - 10. - C. 23 - 32.
References
1. Bolee podrobno sm.: Ivanyushkin A.Ya. Popova O.V. Problema smerti mozga v diskurse bioetiki. M.: Nota Bene, 2013.
2. Dennet D. Vidy psikhiki: na puti k ponimaniyu soznaniya. M.: Ideya-Press, 2004.
3. Sm.: Controversies in the Determination of Death. The President's Council on Bioethics. Washington, D.C. 2009.
4. Agamben Dzh. Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2011. URL: http://lib.vkarp.com/2013/10/19/ (data obrashcheniya: 25.06.2014).
5. Elektronnyi resurs. URL: http://www.livelib.ru/book/1000326508/reviews (data obrashcheniya: 25.06.2014).
6. Isiguro K. Ne otpuskai menya: Moskva: Eksmo. 2006 // URL: http://www.booksreader.org (data obrashcheniya: 25.06.2014).
7. Metzinger, Thomas. Being no one: the self-model theory of subjectivity. 2003. Massachusetts Institute of Technology.
8. Agamben Dzh. Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2011. URL:http://lib.vkarp.com/2013/10/19/ (data obrashcheniya: 25.06.2014).
9. Sam termin «musul'manin» («Muselmann»), kotorym operiruet P. Levi, da i mnogie drugie uzniki kontslagerei (naprimer, V. Frankl) byl obshchim dlya vsekh nemetskikh lagerei. Im nazyvali oslabevshego, obrechennogo na smert' zaklyuchennogo, ispytyvayushchego polnoe bezrazlichie k okruzhayushchemu miru i samomu sebe pri absolyutnoi utrate norm kul'turnogo sushchestvovaniya i opustoshenii vnutrennei zhizni. Podrobnee o «musul'manakh» mozhno prochitat' v rabote Dzh.Agambena. Homo sacer. Chto ostaetsya posle Osventsima: arkhiv i svidetel'. M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2012.
10. Ob ispol'zovanii cheloveko-mashin v sovetskoi lagernoi sisteme sm.: Tishchenko P.D. Vmesto zaklyucheniya. GULAG: modernizatsiya i megamashiny po L'yuisu Mamfordu // Rabochie tetradi po bioetike Vyp. 13: Chelovek – NBIC mashina: issledovanie metafizicheskikh osnovanii innovatsionnykh antropotekhnicheskikh proektov: sb. nauch. st. / pod red. P.D. Tishchenko. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2012.
11. Agamben Dzh.. Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2011. URL: http://lib.vkarp.com/2013/10/19/ (data obrashcheniya: 25.06.2014).
12. Stat'ya podgotovlena pri finansovoi podderzhke fonda RGNF, grant № 12-33-01419.
13. Agamben Dzh. Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2011. S. 211.
14. Gurevich P.S. Spetsifika antropologicheskogo znaniya // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 1. - C. 7 - 11. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.1.10295.
15. E.M. Spirova Simvolika zhizni i smerti // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 5. - C. 75 - 82.
16. A.V. Razin Telo cheloveka kak antropologicheskii
17. konstant ego obshchestvennogo bytiya // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 10. - C. 23 - 32.