Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Лановский М.Ф.
Жизненный мир как "медиум" социально-антропологического взаимодействия
// Философия и культура.
2014. № 7.
С. 1020-1027.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65293
Лановский М.Ф. Жизненный мир как "медиум" социально-антропологического взаимодействияАннотация: В настоящей статье автор обращается к философской концепции жизненного мира и предлагает её философско-антропологическую интерпретацию. В первую очередь дан обзор трактовок концепта "жизненный мир" с целью показать различные его аспекты. Главное внимание в статье уделено пониманию жизненного мира Юргеном Хабермасом. Концепция "жизненного мира" является одним из главных элементов социально-философской и социально-этической теории этого немецкого философа и связана с критикой технократизма и "онаученной цивилизации". Основной замысел статьи состоит в том, чтобы, во-первых, показать современные трансформации жизненного мира в контексте экспансии биотехнологий и, во-вторых, показать как посредническая функция жизненного мира может интенсифицировать антропологические риски конструктивистских утомий 21 века. В основном автор применял интерпретативный метод, а также общенаучные методы анализа и синтеза. При обращении к социально-философской проблематике автор опирался на диалектический подход и гуманитарную критику. Научная новизна статьи заключается в том, что мы обратились к тем идеям Юргена Хабермаса, которые не получают достаточного освещения в отечественных гуманитарных исследованиях. По мнению автора, теоретизации этого немецкого философа, касающиеся жизненного мира, имеют эвристический потенциал при решении философско-антропологических проблем. На основании этого автором статьи совершена попытка критического рассмотрения функций жизненного мира в современной социокультурной ситуации. Ключевые слова: жизненный мир, повседневность, утопия, конструктивизм, система, биотехнологии, социальные акторы, Юрген Хабермас, общественное сознание, наука и техникаAbstract: The author of the present research article addresses to the philosophical concept of the lifeworld and offers a philosophical and anthropological interpretation of that concept. First of all, the author provides a brief review of various interpretations of the concept of the lifeworld in order to show different aspects thereto. The main attention is paid to the concept of the lifeworld offered by Jurgen Habermas. The concept of the lifeworld was one of the key element of the social-philosophical and social-ethical theory of the German philosopher and closely related to the criticism of technocraticism and ‘scientification’ of civilization. The main purpose of the article is, firstly, to show modern transformations of the concept of the lifeworld taking into account the expansion of biotechnologies and, secondly, to show how mediator’s function of the lifeworld may intensify anthropological risks of constructivist utopias of the 21st century. In the present research the author has mostly used the interpretation method as well as general scientific research methods such as analysis and synthesis. When analyzing social and philosophical aspects, the author applied the dialectic approach and humanitarian criticism. The scientific novelty of the article is in appealing to Jurgen Habermas whose ideas have been understudied by Russian humanities. According to the author, theoretical views of that German philosopher on the lifeworld have the heuristic potential for the solution of philosophical and anthropological issues. Based on that assumption, the researcher makes an attempt to analyze functions of the lifeworld in the modern socio-cultural environment. Keywords: lifeworld, everyday life, utopia, constructivism, system, biotechnologies, social actors, Jurgen Habermas, public mind, science and technology.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. Пер. Н.А. Головина и В.В. Козловского.-Издательство «Алетейя» (Спб.), 1999. – 272 с.
2. Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. – М.: ООО Market DC, 2005. – 608с. 3. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности/ Социо-логос: Социология. Антропология. Метафизика. Пер. с англ., нем., фр. М.: «Прогресс», 1991. С. 39-50. 4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля// Вопросы философии 1992, №7. С. 116-135. 5. Гуревич П.С. Феномен дебиологизации человека/ Человек в единстве социальных и биологических качеств/ Отв.ред. А.А. Гуссейнов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – С. 75-89. 6. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа/ Проблема человека в западной философии. Составление и послесловие П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1988. – 552 с. 7. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология// Вопросы философии 1992, №7. С. 136-176. 8. Кожевников С. Б. Жизненный мир: феноменология, экзистенция, семиозис. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. – 113 с. 9. Кожевников С. Б. Эвристические горизонты концепции жизненного мира// Вопросы философии 2008, №11. С. 130-142. 10. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». – М.: Праксис, 2007. – 208 с. 11. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма// THESIS 1993, вып.2. С. 123-136. 12. Хабермас Ю. От картин мира к жизненному миру. – М.: Идея-Пресс, 2011. – 128 с. 13. Юдин Б.Г. Ещё раз о перспективах человека// Человек 2004, №4. С. 17-27. References
1. Abel's Kh. Interaktsiya, identifikatsiya, prezentatsiya. Vvedenie v interpretativnuyu sotsiologiyu. Per. N.A. Golovina i V.V. Kozlovskogo.-Izdatel'stvo «Aleteyya» (Spb.), 1999. – 272 s.
2. Ashkerov A.Yu. Sotsial'naya antropologiya. – M.: OOO Market DC, 2005. – 608s. 3. Val'denfel's B. Povsednevnost' kak plavil'nyy tigl' ratsional'nosti/ Sotsio-logos: Sotsiologiya. Antropologiya. Metafizika. Per. s angl., nem., fr. M.: «Progress», 1991. S. 39-50. 4. Gaydenko P.P. Nauchnaya ratsional'nost' i filosofskiy razum v interpretatsii Edmunda Gusserlya// Voprosy filosofii 1992, №7. S. 116-135. 5. Gurevich P.S. Fenomen debiologizatsii cheloveka/ Chelovek v edinstve sotsial'nykh i biologicheskikh kachestv/ Otv.red. A.A. Gusseynov. M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2012. – S. 75-89. 6. Gurevich P.S. Chelovek kak ob'ekt sotsial'no-filosofskogo analiza/ Problema cheloveka v zapadnoy filosofii. Sostavlenie i posleslovie P.S. Gurevicha. – M.: «Progress», 1988. – 552 s. 7. Gusserl' E. Krizis evropeyskikh nauk i transtsendental'naya fenomenologiya// Voprosy filosofii 1992, №7. S. 136-176. 8. Kozhevnikov S. B. Zhiznennyy mir: fenomenologiya, ekzistentsiya, semiozis. – Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet, 2006. – 113 s. 9. Kozhevnikov S. B. Evristicheskie gorizonty kontseptsii zhiznennogo mira// Voprosy filosofii 2008, №11. S. 130-142. 10. Khabermas Yu. Tekhnika i nauka kak «ideologiya». – M.: Praksis, 2007. – 208 s. 11. Khabermas Yu. Otnosheniya mezhdu sistemoy i zhiznennym mirom v usloviyakh pozdnego kapitalizma// THESIS 1993, vyp.2. S. 123-136. 12. Khabermas Yu. Ot kartin mira k zhiznennomu miru. – M.: Ideya-Press, 2011. – 128 s. 13. Yudin B.G. Eshche raz o perspektivakh cheloveka// Chelovek 2004, №4. S. 17-27. |