Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Петров В.О. Акустические эксперименты Маурисио Кагеля

Аннотация: Эксперименты в области акустического наполнения пространства при исполнении композиций — одно из основных новаторских качеств современного музыкального искусства. Они характерны для творчества многих композиторов второй половины ХХ века — Д. Кейджа, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Крама, Д. Адамса, Р. Щедрина, А. Шнитке, Н. Корндорфа, В. Мартынова, С. Губайдулиной и др. Достаточное количество подобных сочинений можно заметить в творчестве ярчайшего представителя постмодернизма, немецкого композитора-новатора Маурисио Кагеля (1931-2008) . Наследие Кагеля включает в себя большое количество произведений, имеющих отношение к экспериментам в области акустики. Существует ряд параметров, которые обеспечивают важность этих самых экспериментов и придают им весомую значимость в эволюции музыкального творчества в целом. Среди них — использование в качестве музыкальных инструментов нехарактерных музыкальному искусству предметов, особое расположение инструментов и предметов в пространстве сцены и зала, передвижение акустических объектов при сценической реализации опуса. В статье путем целостного анализа рассмотрен ряд произведений Кагеля, в которых главным становится экспериментирование в области звуковой акустики. Этот анализ формулирует ряд выводов о практической значимости кагелевских экспериментов. В большинстве случаев у Кагеля параметры акустических экспериментов не становятся знаком тенденции к так модному в ХХ столетии эпатажу, а выражают авторское отношение к изобретательности, желание новаций в сфере акустических преобразований устаревших («классических») форм музицирования. Не запутавшись в обилии экспериментальных тенденций, не переступив черту, отделяющую музыкальный опус (его акустические свойства, звук как носитель информации) от эпатажа и конгломерата синтезирующихся в одном сочинении техник и манер письма, чем грешили многие композиторы постмодернистского поколения, Кагель стал своеобразным лидером этого самого музыкального постмодернизма.


Ключевые слова:

акустика, Кагель, постмодернизм, эксперимент, музыкальное искусство, инструментальный театр, хэппенинг, синтез искусств, музыкальное пространство, музыкальный звук

Abstract: Acoustic experiments during performance of musical compositions are one of the innovatory features of modern musical art. Such experiments are typical for creative work of may composers of the second half of the 20th century including John Cage, Karlheinz Stockhausen, Iannis Xenakis , George Crumb, John Adams, Rodion Shchedrin, Alfred Schnittke, Nikolai Korndorf, Vladimir Martynov, Sofia Gubaidulina and others. A significant number of similar compositions were also created by a brilliant representative of postmodernism and a German innovative composer Mauricio Kagel (1931-2008). Kagel’s legacy consists of a great number of compositions which creation involved acoustic experiments. There are a number of parameters that ensure the significance of such experiments and show their important role in the evolution of music writing in general. These parameters include using items that are not usually used in musical art as musical instruments, singular arrangement of instruments and items on stage and in the audience hall and displacement of acoustic items when a composition is performed in a form of a play. By using a comprehensive analysis, the author of the present article analyzes a number of Kagel’s works that are based on acoustic experiments. The results of the analysis allow to draw a number of conclusions about the practical importance of Kagel’s experiments. In the majority of Kagel’s compositions acoustic experiments are not a sign of the epatage that was so fashionable in the 20th century but an expression of the composer’s attitude to inventions and his desire for innovations of the old ‘classical’ forms of music writing. Kagel managed not to get lost in the abundance of experimental tendencies and not to cross the line between a musical composition (when the sound bears certain information) and epatage or conglomerate of different techniques and styles of music writing combined in one piece of music as many composers of the post-modernistic generation did. This is what made Kagel an original leader of postmodernism in music.


Keywords:

Acoustics, Kagel, post-modernism, experiment, musical art, instrumental theatre, happening, synthesis of arts, musical space, musical sound.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Барбан Е.С. Контакты. Собрание интервью. СПб.: Издательство «Композитор», 2006. 472 с.
2. Леонтьева О.Т. «Экспериментальная» музыка в основе «экспериментальной» педагогики // Советская музыка. — 1978. — № 12. С. 110-119.
3. Петров В.О. Знаки постмодернизма в творческом наследии Маурисио Кагеля // Обсерватория культу-ры. — 2013. — № 5. С. 81-87.
4. Петров В.О. Инструментальный театр Маурисио Кагеля // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. М., 2011. — № 5 (73). С. 36-48.
5. Петров В.О. Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа // Культура и искусство: Науч-ный рецензируемый журнал. М.: ООО «НБ-Медиа», 2013. — № 5. С. 562-569.
6. Петров В.О. Эпатаж в искусстве ХХ века // Культура и искусство: Научный рецензируемый журнал. — М.: ООО «НБ-Медиа», 2013. — № 6. С. 623-632.
7. Bergman S. Kagel’s Finale // Who Killed Cleveland’s Critic? / Электронный ресурс: http://insidetheclassics.myminnesotaorchestra.org/2008/09/kagels-finale-2/
8. Cobb B. Humor in Mauricio Kagel’s MM 51 and L’art Bruit // Электронный ресурс: http://www.briancobbmusic.com
9. Der Schall und die Folgen. Mauricio Kagel im Gespräch mit Matthias Kassel // Basel, Gare du Nord, 9. Februar 2007. Ss. 14-21.
References
1. Barban E.S. Kontakty. Sobranie interv'yu. SPb.: Izdatel'stvo «Kompozitor», 2006. 472 s.
2. Leont'eva O.T. «Eksperimental'naya» muzyka v osnove «eksperimental'noy» pedagogiki // Sovetskaya muzyka. — 1978. — № 12. S. 110-119.
3. Petrov V.O. Znaki postmodernizma v tvorcheskom nasledii Maurisio Kagelya // Observatoriya kul'tu-ry. — 2013. — № 5. S. 81-87.
4. Petrov V.O. Instrumental'nyy teatr Maurisio Kagelya // Iskusstvo i obrazovanie: zhurnal metodiki, teorii i praktiki khudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya. M., 2011. — № 5 (73). S. 36-48.
5. Petrov V.O. Novatorskie obrazy iskusstva KhKh veka: v rakurse epatazha // Kul'tura i iskusstvo: Nauch-nyy retsenziruemyy zhurnal. M.: OOO «NB-Media», 2013. — № 5. S. 562-569.
6. Petrov V.O. Epatazh v iskusstve KhKh veka // Kul'tura i iskusstvo: Nauchnyy retsenziruemyy zhurnal. — M.: OOO «NB-Media», 2013. — № 6. S. 623-632.
7. Bergman S. Kagel’s Finale // Who Killed Cleveland’s Critic? / Elektronnyy resurs: http://insidetheclassics.myminnesotaorchestra.org/2008/09/kagels-finale-2/
8. Cobb B. Humor in Mauricio Kagel’s MM 51 and L’art Bruit // Elektronnyy resurs: http://www.briancobbmusic.com
9. Der Schall und die Folgen. Mauricio Kagel im Gespräch mit Matthias Kassel // Basel, Gare du Nord, 9. Februar 2007. Ss. 14-21.