Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Айламазьян А.М., Ташкеева Е.И. Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика

Аннотация: Предметом настоящего исследования является феномен музыкального движения, рассматриваемый в трех аспектах: как метод эстетического воспитания, как практика культурно-исторической психологии и как художественная практика нового типа. Предпринята попытка осветить «биографию» метода музыкального движения и студии «Гептахор» в культурно-психологическом ключе. Возникшее изначально «по вдохновению», найденное интуитивным путем, музыкальное движение со временем оформляется в стройную систему, метод, который стремится к порождению живого непосредственного чувства – эмоционально-двигательного отклика на музыку. Музыкальное движение в своей практике выявляет лик человека и возрождает явление хора как единства личностей, индивидуальностей. Настоящее исследование выполнено в гуманитарном ключе, основу его методологии составляет принцип диалогичности (М.М. Бахтин), нашедший оригинальное воплощение в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Музыкальное движение является уникальной и неповторимой практикой, имеющей свое собственное направление, место в культуре и линию развития. Полифоничность человеческой культуры находит свое воплощение в феномене музыкального движения. Его специфика, определяемая как целостность подхода, проявляет себя буквально во всех аспектах практики. Но, возможно, самым удивительным и одновременно решающим моментом является то отношение к духовным, «классическим» ценностям, которое мы встречаем в музыкальном движении. Стремление к возвышению души человека через музыку составляет ее суть и смысл.


Ключевые слова:

культура, диалог, психология искусства, образ человека, пластический канон, музыкальное переживание, импровизация, музыкальное движение, музыкально(вокально)-пластическое действо, хор, лик, Гептахор

Abstract: The subject under review of the present article is the phenomenon of musical movement being viewed in respect of the three aspects: as the method of esthetic education, as a practice of cultural-historical psychology and a new type of art. The researcher makes an attempt to cast light on the ‘biography’ of the method of musical movement and the studio Heptachoir in terms of cultural psychology. Musical movement was first created by inspiration and intuitively but later it acquired a coherent system and turned into a method that strives for generation of an emotional response to music in a form of a movement. Musical movement discovers the face of human and revives the phenomenon of choir as the unity of personalities and individualities. The present research was carried out in terms of the humanities and the research methodology was based on the dialogism principle offered by Mikhail Bakhtin and developed by Lev Vygotsky in his cultural-historical psychology. Musical movement is a unique and one-of-a-kind practice that has its own targets, place in culture and pat of development. Polyphony of human culture is very well expressed in the phenomenon of musical movement. Peculiarities of musical movement come out literally in all aspects of musical movement practice. However, the most amazing and crucial aspect is the attitude to spiritual, or ‘classical’ values in musical movement. Aiming for the rise of the human soul trough music is the essence and meaning of musical movement.


Keywords:

culture, dialogue, psychology of art, image of human, plastic canon, musical experience, improvisation, musical movement, musical (vocal) plastic action, choir, face, Heptachoir.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. 432 с.
2. Сироткина И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 с.
3. Руднева С.Д. Основы техники музыкального движения // Перекрёстки и параллели. Альманах №4. М.: Волшебный фонарь, 2013. С. 76-90.
4. Руднева С.Д. Воспоминания счастливого человека / Сост. А.А. Кац. М.: Изд-во Главархива Москвы; ГИС, 2007. 856 с.
5. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал, Том 3, №3, 1982. С. 84-92.
6. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
7. Перекрёстки и параллели. Альманах №1. М.: Волшебный фонарь, 2012. 136 с.
8. Ницше Ф. Рождение трагедии: Или: эллинство и пессимизм / пер. с нем. Г.А. Рачинского, науч. ред. К.А. Свасьян. М.: Академический Проект, 2007. 166 с.
9. Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: Искусство, 1970. 176 с.
10. Мислер Н. Вначале было тело. Ритмопластические эксперименты начала ХХ века. М.: Искусство XXI век, 2011. 448 с.
11. История Западноевропейского театра. Выпуск 1 (художник Н.М. Диева, автор статьи О.А. Туркестанова, автор аннотаций О.Ф. Иващенко). М.: Изобразительное искусство, 1983. 16 открыток.
12. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания. Вопросы психологии №5, 1971. С. 66-74.
13. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 1900.
14. Дункан А. Танец будущего // Айседора Дункан. Сборник. К.: Муза Лтд, 1994. С. 11-21.
15. Дункан А. Моя жизнь // Айседора Дункан. Сборник. К.: Муза Лтд, 1994. С. 23-222.
16. Ганешин А.В. Вступительное слово на открытии Фестиваля «Терпсихора в Тавриде – II» (Херсонес, 2008) // Перекрёстки и параллели. Альманах №5. М.: Волшебный фонарь, 2014. С. 114-119.
17. Выготский Л.С. Психология искусства // Анализ эстетической реакции (собрание трудов). М.: Лабиринт, 2001. С. 164-416.
18. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. СПб.: Лань, Планета музыки, 2008. 352 с.
19. Волкова П.Д. Мост через бездну. Кн. 3. М.: Зебра-Е, 2014. 240 с.
20. Волконский С.М. Древний хор на современной сцене // Отклики театра: О естественных законах пластики. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2012. С. 73-97.
21. Волкова П.Д. Мост через бездну. Кн. 1. М.: Зебра-Е, 2009. 256 с.
22. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
23. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. 191 с.
24. Беседы с Ольгой Кондратьевной Поповой // Перекрёстки и параллели. Альманах №5. М.: Волшебный фонарь, 2014. С. 51-79.
25. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. С. 361-373.
26. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Собрание сочинений. Том 4(2). М.: Языки славянских культур, 2010. С. 7-508.
27. Айламазян А.М. Размышления о методе: взгляд изнутри // Танцевальные практики: семиотика, психология, культура. Под общ. ред. А.М. Айламазян. М.: Смысл, 2012. С. 84-104.
28. Айламазян А.М. Новая культура танца ХХ века и проблема персональности // Танцевальные практики: семиотика, психология, культура. Под общ. ред. А.М. Айламазян. М.: Смысл, 2012. С. 20-67.
29. Айламазьян А.М. Эстетика свободного танца. Вопросы психологии №1, 2012а. С. 43-51.
30. Айламазьян А.М. О механизмах музыкального переживания: опыт музыкального движения. Вопросы психологии №5, 2013. С. 35-43.
31. Айламазьян А.М. О судьбе музыкального движения // Балет №4, 1997. С. 20-23.
32. Айламазьян А.М. Метод музыкального движения в практике дошкольного и начального школьного образования: методические материалы. М.: ФИРО, 2013. 80 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
33. Тейдер Вал., Тейдер Вик. Гептахор – это семь пляшущих // Балет №3, 1995. С. 40-42, 48.
34. Флоренский П.А. Иконостас // Собрание сочинений, Том I. Статьи по искусству. Под общ. ред. Н.А. Струве. Paris, YMCA-PRESS, 1985. С. 193-316.
35. Фокин М.М. Против течения: воспоминания балетмейстера (статьи, письма). М., Л.: Искусство, 1962. 640 с.
36. Харитонов Е.В. Пантомима в обучении киноактера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения // Слезы на цветах: сочинения. В 2-х кн. Кн. 2: дополнения и приложения. М.: Глагол, 1993. С. 60-78.
37. Человек пластический. Каталог выставки 21 февраля – 30 апреля 2000 г. в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. М.: Дар-Экспо, 2000. 72 с.
38. Эйзенштейн С.М. Орфей как синтез Аполлона и Диониса // Метод. Т. 2. М.: Музей кино, Эйзенштейн-Центр, 2002. С. 7
References
1. Sedakova O.A. Slovar' trudnykh slov iz bogosluzheniya: Tserkovnoslavyano-russkie paronimy. M.: Greko-latinskii kabinet Yu.A. Shichalina, 2008. 432 s.
2. Sirotkina I.E. Svobodnoe dvizhenie i plasticheskii tanets v Rossii. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2011. 320 s.
3. Rudneva S.D. Osnovy tekhniki muzykal'nogo dvizheniya // Perekrestki i paralleli. Al'manakh №4. M.: Volshebnyi fonar', 2013. S. 76-90.
4. Rudneva S.D. Vospominaniya schastlivogo cheloveka / Sost. A.A. Kats. M.: Izd-vo Glavarkhiva Moskvy; GIS, 2007. 856 s.
5. Rudneva S.D., Pasynkova A.V. Opyt raboty po razvitiyu esteticheskoi aktivnosti metodom muzykal'nogo dvizheniya. Psikhologicheskii zhurnal, Tom 3, №3, 1982. S. 84-92.
6. Puzyrei A.A. Psikhologiya. Psikhotekhnika. Psikhagogika. M.: Smysl, 2005. 488 s.
7. Perekrestki i paralleli. Al'manakh №1. M.: Volshebnyi fonar', 2012. 136 s.
8. Nitsshe F. Rozhdenie tragedii: Ili: ellinstvo i pessimizm / per. s nem. G.A. Rachinskogo, nauch. red. K.A. Svas'yan. M.: Akademicheskii Proekt, 2007. 166 s.
9. Kallistov D.P. Antichnyi teatr. L.: Iskusstvo, 1970. 176 s.
10. Misler N. Vnachale bylo telo. Ritmoplasticheskie eksperimenty nachala KhKh veka. M.: Iskusstvo XXI vek, 2011. 448 s.
11. Istoriya Zapadnoevropeiskogo teatra. Vypusk 1 (khudozhnik N.M. Dieva, avtor stat'i O.A. Turkestanova, avtor annotatsii O.F. Ivashchenko). M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. 16 otkrytok.
12. Il'ina G.A., Rudneva S.D. K voprosu o mekhanizme muzykal'nogo perezhivaniya. Voprosy psikhologii №5, 1971. S. 66-74.
13. D'yachenko G. Polnyi tserkovno-slavyanskii slovar' (so vneseniem v nego vazhneishikh drevnerusskikh slov i vyrazhenii). M., 1900.
14. Dunkan A. Tanets budushchego // Aisedora Dunkan. Sbornik. K.: Muza Ltd, 1994. S. 11-21.
15. Dunkan A. Moya zhizn' // Aisedora Dunkan. Sbornik. K.: Muza Ltd, 1994. S. 23-222.
16. Ganeshin A.V. Vstupitel'noe slovo na otkrytii Festivalya «Terpsikhora v Tavride – II» (Khersones, 2008) // Perekrestki i paralleli. Al'manakh №5. M.: Volshebnyi fonar', 2014. S. 114-119.
17. Vygotskii L.S. Psikhologiya iskusstva // Analiz esteticheskoi reaktsii (sobranie trudov). M.: Labirint, 2001. S. 164-416.
18. Volynskii A.L. Kniga likovanii. Azbuka klassicheskogo tantsa. SPb.: Lan', Planeta muzyki, 2008. 352 s.
19. Volkova P.D. Most cherez bezdnu. Kn. 3. M.: Zebra-E, 2014. 240 s.
20. Volkonskii S.M. Drevnii khor na sovremennoi stsene // Otkliki teatra: O estestvennykh zakonakh plastiki. Izd. 2-e. M.: Librokom, 2012. S. 73-97.
21. Volkova P.D. Most cherez bezdnu. Kn. 1. M.: Zebra-E, 2009. 256 s.
22. Blok L.D. Klassicheskii tanets: istoriya i sovremennost'. M.: Iskusstvo, 1987. 556 s.
23. Vasilyuk F.E. Perezhivanie i molitva (opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniya). M.: Smysl, 2005. 191 s.
24. Besedy s Ol'goi Kondrat'evnoi Popovoi // Perekrestki i paralleli. Al'manakh №5. M.: Volshebnyi fonar', 2014. S. 51-79.
25. Bakhtin M.M. K metodologii gumanitarnykh nauk // Estetika slovesnogo tvorchestva. Sost. S.G. Bocharov; Primech. S.S. Averintseva i S.G. Bocharova. M.: Iskusstvo, 1979. S. 361-373.
26. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa // Sobranie sochinenii. Tom 4(2). M.: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2010. S. 7-508.
27. Ailamazyan A.M. Razmyshleniya o metode: vzglyad iznutri // Tantseval'nye praktiki: semiotika, psikhologiya, kul'tura. Pod obshch. red. A.M. Ailamazyan. M.: Smysl, 2012. S. 84-104.
28. Ailamazyan A.M. Novaya kul'tura tantsa KhKh veka i problema personal'nosti // Tantseval'nye praktiki: semiotika, psikhologiya, kul'tura. Pod obshch. red. A.M. Ailamazyan. M.: Smysl, 2012. S. 20-67.
29. Ailamaz'yan A.M. Estetika svobodnogo tantsa. Voprosy psikhologii №1, 2012a. S. 43-51.
30. Ailamaz'yan A.M. O mekhanizmakh muzykal'nogo perezhivaniya: opyt muzykal'nogo dvizheniya. Voprosy psikhologii №5, 2013. S. 35-43.
31. Ailamaz'yan A.M. O sud'be muzykal'nogo dvizheniya // Balet №4, 1997. S. 20-23.
32. Ailamaz'yan A.M. Metod muzykal'nogo dvizheniya v praktike doshkol'nogo i nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya: metodicheskie materialy. M.: FIRO, 2013. 80 s. (Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart «Doshkol'noe obrazovanie»).
33. Teider Val., Teider Vik. Geptakhor – eto sem' plyashushchikh // Balet №3, 1995. S. 40-42, 48.
34. Florenskii P.A. Ikonostas // Sobranie sochinenii, Tom I. Stat'i po iskusstvu. Pod obshch. red. N.A. Struve. Paris, YMCA-PRESS, 1985. S. 193-316.
35. Fokin M.M. Protiv techeniya: vospominaniya baletmeistera (stat'i, pis'ma). M., L.: Iskusstvo, 1962. 640 s.
36. Kharitonov E.V. Pantomima v obuchenii kinoaktera. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iskusstvovedeniya // Slezy na tsvetakh: sochineniya. V 2-kh kn. Kn. 2: dopolneniya i prilozheniya. M.: Glagol, 1993. S. 60-78.
37. Chelovek plasticheskii. Katalog vystavki 21 fevralya – 30 aprelya 2000 g. v GTsTM im. A.A. Bakhrushina. M.: Dar-Ekspo, 2000. 72 s.
38. Eizenshtein S.M. Orfei kak sintez Apollona i Dionisa // Metod. T. 2. M.: Muzei kino, Eizenshtein-Tsentr, 2002. S. 7