Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Розин В.М. Размышление о современном искусстве

Аннотация: В статье рассматривается сущность искусства и особенности современного искусства. Разводятся традиционное искусство, искусство-постав и постмодернистское искусство. Для искусства-постав характерно: : разрыв старых связей и отношения искусства с другими сферами жизни (например, разрыв коммуникации «художник ‒ зритель», трансформация отношения «художественная реальность ‒ обычная реальность»), кризис классического понимания искусства (произведения, эстетического субъекта), выявление функций искусства в плане постава, то есть привязка искусства к обыденной жизни (искусство, как фон для работы, как особая социальная оптика, как формы организации деятельности и жизни), наконец, технологизация искусства, когда оно начинает пониматься как особая технология ‒ семиотическая, психотехническая. Важная миссия современного искусства - помогать человеку возобновлять свои чувства и эмоции, другая - создавать условия для путешествия в необычных и интересных мирах. Во второй части статьи анализируется природа произведений "Science Art", где в рамках современного альтернативного экспериментального искусства искусство, техника и наука все чаще смыкаются. Для решения перечисленных задач автор осуществляет проблематизацию, реализует методы сравнительного анализа исторических форм искусства, проводит понятийный анализ. В результате ему удается развести и охарактеризовать традиционное искусство, искусство-постав и постмодернистское искусство, а также обсудить проблему ответственности современного художника. На взгляд автора, современный художник стоит перед принципиальным выбором: на какую жизнь он будет работать, какому будущему способствовать. Новый этап развития искусства предполагает, что мы будем заново устанавливаться относительно искусства, техники и науки, а также и самих себя.


Ключевые слова:

искусство, постав, постмодерн, интерпретация, жизнедеятельность, реализация, реальность, наука, техника, подражание

Abstract: The article is devoted to the essence of art in general and special features of modern art I particular. The author differentiates between traditional art, Gestell art and post-modernity art. Gestell art has the following typical features: breaking of old bonds and relations of art with other spheres of life (for example, disruption of the ‘artist – audience’ communication and transformation of the ‘artistic reality – regular reality’ relation), the crisis of the classical concept of art (including the terms of artwork and esthetic subject), definition of functions of art in terms of Gestell, i.e. linking art to regular life (art as creating a special environment for working, as a special social optics and a form of organization of life and activity) and finally, technification of art when art is started to be perceived as a special semiotic and psychotechnical technology. An important mission of modern art is to help human to revive his feelings and emotions and the other mission of art is to create special conditions for his traveling through unusual and interesting worlds. The second part of the article is devoted to the analysis of the essence of the ‘Science Art’ work where art, technology and science increasingly interlock within the framework of modern alternative experimental art. In order to achieve the above mentioned goals, the author carries out problematisation, implements methods of comparative analysis of historical forms of art and performs conceptual analysis. As a result, he manages to differentiate between and define traditional art, Gestell art and post-modernity art as well as to touch upon the problem of responsibility of a modern artist. According to the author, the modern artist faces a principal choice: what life style and future will he work for? A new stage in the development of art assumes that we will review and build new relations with art, technology, science and ourselves.


Keywords:

art, Gestell, post-moderity, interpretation, life-sustaining activity, implementation, reality, science, technology, imitation.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Бахтин М. Искусство и ответственность // М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Грант Д.П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее. // Социальные проблемы современной техники (Препринт). ИФ РАН. М., 1986.
4. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947.
5. Знамеровская Т. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо. Л., 1975.
6. Леонардо да Винчи Книга о живописи. // История эстетики. М., 1934.
7. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию. М., 1990.
8. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. Санкт-Петербург. 2000.
9. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1959.
10. Розин В.М. Техника и социальность // Вопросы философии. N 5. 2005.
11. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
12. Хейзинга Й. Homo ludens. В кн.: Хейзинга Й. Соч. в 3-х т. Т. 2. М., 1997.
13. Штейнер Р. Очерк Тайноведения. М.,1916.
14. Розин В.М. Размышления об архитектуре (диалог, инициированный Александром Раппапортом) // NB: Культуры и искусства. - 2013. - 5. - C. 1 - 34. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.9491. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_9491.html
15. А. В. Макеенкова Феномены «классического» и «современного»
16. в истории изобразительного искусства // Культура и искусство. - 2013. - 2. - C. 215 - 227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.
References
1. Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki. M., 1975.
2. Bakhtin M. Iskusstvo i otvetstvennost' // M. Bakhtin. Estetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979.
3. Grant D.P. Filosofiya, kul'tura, tekhnologiya: perspektivy na budushchee. // Sotsial'nye problemy sovremennoy tekhniki (Preprint). IF RAN. M., 1986.
4. Gukovskiy M.A. Mekhanika Leonardo da Vinchi. M.-L., 1947.
5. Znamerovskaya T. Problemy kvatrochento i tvorchestvo Mazachcho. L., 1975.
6. Leonardo da Vinchi Kniga o zhivopisi. // Istoriya estetiki. M., 1934.
7. Mamardashvili M. Literaturnaya kritika kak akt chteniya // Kak ya ponimayu filosofiyu. M., 1990.
8. Neretina S., Ogurtsov A. Vremya kul'tury. Sankt-Peterburg. 2000.
9. Revald D. Istoriya impressionizma. M., 1959.
10. Rozin V.M. Tekhnika i sotsial'nost' // Voprosy filosofii. N 5. 2005.
11. Khaydegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let. M., 1993.
12. Kheyzinga Y. Homo ludens. V kn.: Kheyzinga Y. Soch. v 3-kh t. T. 2. M., 1997.
13. Shteyner R. Ocherk Taynovedeniya. M.,1916.
14. Rozin V.M. Razmyshleniya ob arkhitekture (dialog, initsiirovannyy Aleksandrom Rappaportom) // NB: Kul'tury i iskusstva. - 2013. - 5. - C. 1 - 34. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.5.9491. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_9491.html
15. A. V. Makeenkova Fenomeny «klassicheskogo» i «sovremennogo»
16. v istorii izobrazitel'nogo iskusstva // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 2. - C. 215 - 227. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.02.10.