Библиотека
|
ваш профиль |
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Шеркова Т.А.
Образно-символический язык древнеегипетской культуры: додинастический период
// Психология и Психотехника.
2014. № 2.
С. 152-166.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=64033
Шеркова Т.А. Образно-символический язык древнеегипетской культуры: додинастический периодАннотация: Космогонические мифы имели самое непосредственное отношение к жизни социума. Жизнедеятельность социального организма и поверение человека символически уподоблялись совершенному, священному, гармоничному космосу, картине мира, восходящей к первоистокам. Отсюда и основная функция ритуалов - восстановление, обносления космического порядка, направленных на вечное возвращение к началам мироздания в циклическом потоке времени. Поэтому ключевым считалось познание истоков, давших энергетический заряд, либидозную энергию развитию общества и человека. Образно-символический язык додинастической культуры древнего Египта заложил почву для дальнейшего развития культуры, отразившись в религиозно-мифологических текстах и ритуальной практике. Мифологические образы и мотивы архаического периода древнего Египта сопоставимы с архетипическими образами и символами в трансперсональной психологии. В статье сопоставляются мифологические символические образы и мотивы с идеями трансперсональной психологии. Осное направление этих сопоставлений связано с важнейшим образом Великой матери, ее фуункциями в контексте космогонических представлений, сопоставимых с идеей эмбриологических исследований в глубинной психологии. В русле современных тенденций синтеза наук данная статья посвящена исследованию древнеегипетской мифологии, архетипических символических образов,которые являются основой для изучения ряда аспектов в трансперсональной психологии. Так, образно-символический язык древнеегипетской культуры раскрывает осознаваемые архетипические образы бессознательного древнего и современного человека. Ключевые слова: энергетика первотворения, возвращение к истокам, познание первоистоков, символ, трансцендентная функция, архетипические образы, эмбриология, глубинная психология, духовность Великой Матери, самостьAbstract: Cosmogonic myths have always had a direct relation to social life. Life-sustaining activity of a social organism and human beliefs symbolically conformed to the perfect, sacred, harmonious cosmos, the picture of the world that was based on primary sources and roots. That created the main function of rituals which was the restoration of the cosmic order and constant returning to the beginnings of the universe in a cyclic stream of time. Therefore understanding the beginnings and primary sources was considered to be the most important. Understanding the beginnings of the universe was associated with the energy and libido necessary for the development of the society and human. Image-based symbolic language of the predynastic culture of Ancient Egypt laid the grounds for further development of culture which was reflected in religious and mythological texts and ritual practices. Mythological images and motives of the archaic period of Ancient Egypt can be compared to archetypal images and symbols in transpersonal psychology. Thus, the image-based symbolic language of Ancient Egypt helps us to better understand archetypal images stored in the unconsciousness of the ancient and modern human. Keywords: energy of the first creation, returning to the beginnings, understanding the primary sources, symbol, transcendent function, archetypal images, embryology, transpersonal psychology, spirituality of the Great Mother, self.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Э. М. Спирова Символ и образ как психологические реальности. // Психология и Психотехника.-2010.-12.-C. 15-21.
2. А.С. Орешкин Человек-символическое животное. // Психология и Психотехника.-2010.-10.-C. 21-28. 3. А.Ю. Байбородов О специфике коэкзистенциального символа. // Философия и культура.-2010.-11.-C. 32-35. 4. Орешкин А.С. Эрнст Кассирер: символ как основа человеческой культуры. // NB: Психология и психотехника.-2013.-1.-C. 131-182. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_346.html 5. Э.М. Спирова Кула и Потлач: психологический смысл (знак, символ и симулякр в трактовке Ж. Бодрийяра) // Психология и Психотехника.-2011.-5.-C. 48-56. 6. Т.А. Шеркова Феномен познания в Древнем Египте. // Психология и Психотехника.-2010.-9.-C. 27-35. 7. Т. А. Шеркова Божественный Младенец и Великая Мать в древнеегипетской мифологии: мифологический и психологический инцест. // Психология и Психотехника.-2010.-11.-C. 39-49. 8. Т.А. Шеркова Образ Ока солнечного бога в древнеегипетских религиозно-мифологических представлениях: культурно-исторический и психологический аспекты // Психология и Психотехника.-2013.-3.-C. 249-254. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.4. 9. Ucko P.J. Anthropomorphic Figurines of Predynastic Egypt and Neolithic Crete with Comparative Material from the Prehistoric Near East and Mainland Grece. L., 1968. 10. Ancient Egyptian Book of Dead. Transl. by R.O. Faulkner. L., 1993. 11. Adams B. Predynastic Egypt. L., 1988. 12. Юнг К.Г. Эон. М., 2009. 13. Юнг К.Г. Трансцендентная функция // Юнг к.Г. Структура и динамика психического. М., 2008. 14. Юнг К.Г. Психологические типы. Минск, 2003. 15. Юнг К.Г. Символы трансформации. М., 2009. 16. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1998. 17. Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М., 2004. 18. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2010. 19. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск, 2005. 20. Франц фон М.Л.Космогонические мифы. М.,2012. 21. Шеркова Т.А. Образ Ока солнечного бога в древнеегипетских религиозно-мифологических представлениях: культурно-исторический и психологический аспекты //Психология и психотехника: научно-практический журнал. 2013, N 3 (54). С. 246 – 265. 22. Топоров В.Н. О ритуале, введение в проблематику // В.Н. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. 23. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977. 24. Лотман М.Ю. Символ в системе культуры // Лотман М.Ю. Семиосфера. Культура и взрыв внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. Спб., 2004. 25. Нойманн Э. Великая Мать. М., 2012. 26. Кинк Х.А. Художественное ремесло Древнего Египта и сопредельных стран. М., 1976. 27. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М., 2003. 28. Дешарне Б., Нефонтен Л. Символ. М., 2007. С. 130. 29. Вадиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. 30. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999. 31. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневекового ренессанса. М., 1965. References
1. E. M. Spirova Simvol i obraz kak psikhologicheskie real'nosti. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-12.-C. 15-21.
2. A.S. Oreshkin Chelovek-simvolicheskoe zhivotnoe. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-10.-C. 21-28. 3. A.Yu. Bayborodov O spetsifike koekzistentsial'nogo simvola. // Filosofiya i kul'tura.-2010.-11.-C. 32-35. 4. Oreshkin A.S. Ernst Kassirer: simvol kak osnova chelovecheskoy kul'tury. // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika.-2013.-1.-C. 131-182. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_346.html 5. E.M. Spirova Kula i Potlach: psikhologicheskiy smysl (znak, simvol i simulyakr v traktovke Zh. Bodriyyara) // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2011.-5.-C. 48-56. 6. T.A. Sherkova Fenomen poznaniya v Drevnem Egipte. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-9.-C. 27-35. 7. T. A. Sherkova Bozhestvennyy Mladenets i Velikaya Mat' v drevneegipetskoy mifologii: mifologicheskiy i psikhologicheskiy intsest. // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2010.-11.-C. 39-49. 8. T.A. Sherkova Obraz Oka solnechnogo boga v drevneegipetskikh religiozno-mifologicheskikh predstavleniyakh: kul'turno-istoricheskiy i psikhologicheskiy aspekty // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-3.-C. 249-254. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.03.4. 9. Ucko P.J. Anthropomorphic Figurines of Predynastic Egypt and Neolithic Crete with Comparative Material from the Prehistoric Near East and Mainland Grece. L., 1968. 10. Ancient Egyptian Book of Dead. Transl. by R.O. Faulkner. L., 1993. 11. Adams B. Predynastic Egypt. L., 1988. 12. Yung K.G. Eon. M., 2009. 13. Yung K.G. Transtsendentnaya funktsiya // Yung k.G. Struktura i dinamika psikhicheskogo. M., 2008. 14. Yung K.G. Psikhologicheskie tipy. Minsk, 2003. 15. Yung K.G. Simvoly transformatsii. M., 2009. 16. Yung K.G. Chelovek i ego simvoly. M., 1998. 17. Sherkova T.A. Rozhdenie Oka Khora. Egipet na puti k rannemu gosudarstvu. M., 2004. 18. Eliade M. Aspekty mifa. M., 2010. 19. Yung K.G. Dusha i mif. Shest' arkhetipov. Minsk, 2005. 20. Frants fon M.L.Kosmogonicheskie mify. M.,2012. 21. Sherkova T.A. Obraz Oka solnechnogo boga v drevneegipetskikh religiozno-mifologicheskikh predstavleniyakh: kul'turno-istoricheskiy i psikhologicheskiy aspekty //Psikhologiya i psikhotekhnika: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2013, N 3 (54). S. 246 – 265. 22. Toporov V.N. O rituale, vvedenie v problematiku // V.N. Arkhaicheskiy ritual v fol'klornykh i ranneliteraturnykh pamyatnikakh. M., 1988. 23. Koroleva E.A. Rannie formy tantsa. Kishinev, 1977. 24. Lotman M.Yu. Simvol v sisteme kul'tury // Lotman M.Yu. Semiosfera. Kul'tura i vzryv vnutri myslyashchikh mirov. Stat'i. Issledovaniya. Zametki. Spb., 2004. 25. Noymann E. Velikaya Mat'. M., 2012. 26. Kink Kh.A. Khudozhestvennoe remeslo Drevnego Egipta i sopredel'nykh stran. M., 1976. 27. Grof S. Psikhologiya budushchego. Uroki sovremennykh issledovaniy soznaniya. M., 2003. 28. Desharne B., Nefonten L. Simvol. M., 2007. S. 130. 29. Vadiman E. Zhenshchina v drevnem mire. M., 1990. 30. Assman Ya. Egipet. Teologiya i blagochestie ranney tsivilizatsii. M., 1999. 31. Bakhtin M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekovogo renessansa. M., 1965. |