Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Программные системы и вычислительные методы
Правильная ссылка на статью:

Роженцов В.В., Афоньшин В.Е. Тактическая подготовка в игровых видах спорта с использованием виртуальной реальности

Аннотация: Предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности. Для обучения предварительно на сервере формируется база данных игроков, в процессе обучения сервер соединяется с компьютером тренера, на котором задаются составы нападающей и защищающейся команд игроков, их первоначальное положение и положение спортивного снаряда на игровом поле, передаваемые в компьютеры игроков. Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный спортивный снаряд в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды. Игроки защищающейся команды стремятся овладеть виртуальным спортивным снарядом или препятствовать действиям игроков нападающей команды. Предложенная методика позволяет моделировать неограниченное число игровых ситуаций, анализировать различные варианты их развития, развивать игровое мышление игроков и их взаимодействие в команде. Она может использоваться при тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта.


Ключевые слова:

спортивные игры, тактическая подготовка, компьютерные технологии, виртуальная реальность, индивидуальные действия, групповые действия, командные действия, игровое мышление, начинающие спортсмены, квалифицированные спортсмены

Abstract: The authors suggest method of teaching the tactical actions by simulating game situations in virtual reality. A database of players is filled on the server, the coach forms the attacking and defending teams, their initial placement and the location of implement at the field, that will be sent to the players’ computers. The players of attacking ream try to bring the virtual game object to the affected area or to hit the gate of the defending team. Players of the defending team tries to possess the virtual game object and to prevent the actions of the attacking team. The proposed method allows to simulate and unlimited number of game situations, analyze different scenarios and improve the game thinking and interaction of players. It can be used for tactical teaching in teams of varying level of training specializing in football, hockey, handball, rugby, basketball and other team sports.


Keywords:

sports games, tactical training, computer technologies, virtual reality, individual actions, group actions, team actions, game thinking, young athletes, skilled athletes


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Ковалев В.Д., Голомазов В.А., Кераминас С.А. Спортивные игры: Учебник для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. 304 с.
2. Портных Ю.И., Фетисова С.Л. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1. С. 85-88.
3. Драндров Г.Л., Краснов Ю.И., Фаттахов Р.В. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 2-2. С. 86-91.
4. Козина Ж.Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в в спортивных играх // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 1. С. 58-64.
5. Помещикова И.П., Помещиков С.С., Чуча Н.И. Исследование эффективности обучения командным тактическим действиям в баскетболе при помощи аудиовизуальной информационной программы // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. № 1. С. 129-136.
6. Румянцев Н.А., Царёв М.Н. Применение информационных технологий при обучении тактике игры в футбол // Компьютерные инструменты в образовании. 2009. № 4. С. 63-68.
7. Барбашов С.В. Тактическая подготовка в баскетболе в контексте тактического мышления как системообразующего компонента // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4. С. 17-20.
8. Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора: дисс... докт. психол. наук. М., 1994. 283 с.
9. Брылевская А.А. Философские аспекты проблемы восприятия образов компьютерной виртуальной реальности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. Т. 1, № 3. С. 147-156.
10. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М. и др. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 64-71.
11. Патент 2479040 РФ, МПК G07C1/22, G06Q50/00, A63F13/02. Способ тактической подготовки команды в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.-№ 2011152890; заявл. 23.12.2011; опубл. 10.04.2013, Бюл. № 10. 7 с.
12. Грязнова Е.В. Философский анализ концепций виртуальной реальности // NB: Философские исследования. - 2013. - 4. - C. 53 - 82. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_278.html
References
1. Kovalev V.D., Golomazov V.A., Keraminas S.A. Sportivnye igry: Uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh institutov. M.: Prosveshchenie, 1988. 304 s.
2. Portnykh Yu.I., Fetisova S.L. Ispol'zovanie metoda igrovogo proektirovaniya v protsesse obucheniya igrovoi sorevnovatel'noi deyatel'nosti // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. № 1. S. 85-88.
3. Drandrov G.L., Krasnov Yu.I., Fattakhov R.V. Takticheskaya podgotovka yunykh futbolistov na osnove realizatsii printsipa obobshcheniya v obuchenii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2011. № 2-2. S. 86-91.
4. Kozina Zh.L. Metody primeneniya sovremennykh informatsionnykh tekhnologii dlya aktivizatsii obraznogo vospriyatiya zanimayushchimisya elementov tekhniki i taktiki v v sportivnykh igrakh // Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2007. № 1. S. 58-64.
5. Pomeshchikova I.P., Pomeshchikov S.S., Chucha N.I. Issledovanie effektivnosti obucheniya komandnym takticheskim deistviyam v basketbole pri pomoshchi audiovizual'noi informatsionnoi programmy // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei. 2009. № 1. S. 129-136.
6. Rumyantsev N.A., Tsarev M.N. Primenenie informatsionnykh tekhnologii pri obuchenii taktike igry v futbol // Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii. 2009. № 4. S. 63-68.
7. Barbashov S.V. Takticheskaya podgotovka v basketbole v kontekste takticheskogo myshleniya kak sistemoobrazuyushchego komponenta // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2008. № 4. S. 17-20.
8. Nosov N.A. Psikhologiya virtual'nykh real'nostei i analiz oshibok operatora: diss... dokt. psikhol. nauk. M., 1994. 283 s.
9. Brylevskaya A.A. Filosofskie aspekty problemy vospriyatiya obrazov komp'yuternoi virtual'noi real'nosti // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2009. T. 1, № 3. S. 147-156.
10. Zinchenko Yu.P., Men'shikova G.Ya., Bayakovskii Yu.M. i dr. Tekhnologii virtual'noi real'nosti: metodologicheskie aspekty, dostizheniya i perspektivy // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2010. № 2. S. 64-71.
11. Patent 2479040 RF, MPK G07C1/22, G06Q50/00, A63F13/02. Sposob takticheskoi podgotovki komandy v igrovykh vidakh sporta / Afon'shin V.E., Rozhentsov V.V.-№ 2011152890; zayavl. 23.12.2011; opubl. 10.04.2013, Byul. № 10. 7 s.
12. Gryaznova E.V. Filosofskii analiz kontseptsii virtual'noi real'nosti // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 4. - C. 53 - 82. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_278.html