Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Шугуров М.В.
Соотношение смысла и небытия в антропологической онтогерменевтике: культуро-философские проекции
// Философия и культура.
2013. № 10.
С. 1353-1367.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=63410
Шугуров М.В. Соотношение смысла и небытия в антропологической онтогерменевтике: культуро-философские проекцииАннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса онтологического статуса небытия в культуро-философской проекции антропологической онто-герменевтики. Автор предлагает рассматривать небытие в качестве кон-текста понимания феномена смысла, что позволяет выйти на уровень предельных условий человеческого смыслообразования. Небытие представлено как содержание опыта-предела, в котором совершается смыслообразование, составляющее ткань человеческого понимания, находящего свое закрепление в различных явлениях культуры. По мысли автора, онтогерменевтический подход к небытию в аспекте акцента на культурном бытии человека позволяет лучше понять сущность и предназначение культуры и детализировать тонкости присущего ей смыслообразования. Небытие показано как та величина, через сопро-тивление которой рождается энергийность смыслового бытия. Данное бытие обосновано как изначально плюралистическое и содержащие моменты внут-ренней негации, описываемой как небытие внутри смысла. Поэтому речь в этом случае может идти уже не просто о небытии как абсолютной смысловой незаполненности, разряжении и вакууме, а о пустоте как о недоосмысленности подавляющего воздействия чужого смысла, воспринимаемого как полное отсутствие нашего или моего смысла. Выход из ситуации усматривается автором в толерантном признании права на существование различных культурных смыслов в русле диалога культур. Ключевые слова: онтология, меонтология, смысл, небытие, синергетика, диалогика культуры, нонсенс, антропология, человек, пониманиеAbstract: The article is devoted to ontological status of non-existence in cultural and philosophical projection of anthropological ontohermeneutics. The author suggests to view non-existence as a context for understanding the phenomenon of meaning which allows to come to a level of ‘boundary’ conditions for the human meaning-making process. Non-existence is represented as the content of the boundary experience where the meaning is made. According to the author, ontohermeneutic approach to existence focusing on cultural existence of human allows to better understand the essence and purpose of culture and explain peculiarities of the meaning-making process. Non-existence is shown as the measure against which the energy of the meaning existence is created. This existence is initially pluralistic and contains points of inner integration described as the non-existence inside the meaning. Therefore, this refers not only to non-existence as absolute absence of meaning and vacuum but also to emptiness as a lack of understanding the influence of the other meaning perceived as a total absence of ‘our’ or ‘my’ meaning. According to the author, tolerance towards different cultural meanings within cultural communication would be the way out of the situation. Keywords: ontology, meontology, meaning, non-existence, synergetics, dialogics of culture, nonsense, anthropology, human, understanding.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью Библиография
1. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 157 – 165.
2. Шугуров М.В. Небытие как проблематичный объект человеческого понимания // Философия культуры-2001. Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. С. 190 – 206. 3. Ямпольский М. «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 688 с. 4. Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2002. 146 с. 5. Тиллих П. Мужество быть. М.: Модерн, 2011. 240 с. 6. Саенко Н.Р. Мифопоэтические предпосылки философии небытия // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Философские науки. 2010. № 1. (18) С. 28 – 34. 7. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. 2002. № 6. С. 176 – 184. 8. Свирский Я.И. Инновация и сложностное мышление // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности»». М.: Прогресс –Традиция, 2011. 496 с. 9. Саенко Н.Р. Нигитология культуры (опыт построения). Волгоград: Издательство ВолГТУ «Перемена», 2010. 218 с. 10. Розов Н.С. Философия небытия: новый подъем метафизики или старый тупик мышления? // Credo New. 2011. № 1(65). С. 158 – 186. 11. Родзинский Д.Л. Небытийная природа мистического мировоззрения // Философия и культура. 2010 № 12. С. 23 – 32. 12. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М.: Инфра-М., 2012. 168 с. 13. Проблема соотношения бытия и небытия. Коллективная монография. Под общ. ред. Н.М. Солодухо. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2004. 140 с. 14. Наруллин Р.А. Виртуальность как основа бытия. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2004. 336 с. 15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с. 16. Ланкин В.Г. Явление смысла. Эстезис и логос. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. 423 с. 17. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2000. № 5. С. 15 – 30. 18. Киященко Л.П. Постнеклассическая философия – опыт трансдисциплинарности // Постнеклассика: философия, наука, культура. Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. СПб.: Издательский дом «Мiр», 2009. 672 с. 19. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 6 – 14. 20. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергийном осмыслении. СПб.: Издательство «Logos», 2006. 416 с. 21. Делез Ж. Логика смысла. М.; Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 480 с. 22. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западной философии. М.: Издательство Московского университета, 1986. 248 с. 23. Гайденко П.П. Хайдеггер: от исторической герменевтики к герменевтике бытия // Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. 495 с. 24. Волкова М.Н. Философия небытия: новый взгляд на мир // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса. Том II. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2012. С. 16 – 17. References
1. Chanyshev A.N. Traktat o nebytii // Voprosy filosofii. 1990. № 10. S. 157 – 165.
2. Shugurov M.V. Nebytie kak problematichnyy ob'ekt chelovecheskogo ponimaniya // Filosofiya kul'tury-2001. Samara: Izdatel'stvo «Samarskiy universitet», 2001. S. 190 – 206. 3. Yampol'skiy M. «Skvoz' tuskloe steklo»: 20 glav o neopredelennosti. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. 688 s. 4. Solodukho N.M. Filosofiya nebytiya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2002. 146 s. 5. Tillikh P. Muzhestvo byt'. M.: Modern, 2011. 240 s. 6. Saenko N.R. Mifopoeticheskie predposylki filosofii nebytiya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser. Filosofskie nauki. 2010. № 1. (18) S. 28 – 34. 7. Solodukho N.M. Bytie i nebytie kak predel'nye osnovaniya mira // Voprosy filosofii. 2002. № 6. S. 176 – 184. 8. Svirskiy Ya.I. Innovatsiya i slozhnostnoe myshlenie // Sinergeticheskaya paradigma. «Sinergetika innovatsionnoy slozhnosti»». M.: Progress –Traditsiya, 2011. 496 s. 9. Saenko N.R. Nigitologiya kul'tury (opyt postroeniya). Volgograd: Izdatel'stvo VolGTU «Peremena», 2010. 218 s. 10. Rozov N.S. Filosofiya nebytiya: novyy pod'em metafiziki ili staryy tupik myshleniya? // Credo New. 2011. № 1(65). S. 158 – 186. 11. Rodzinskiy D.L. Nebytiynaya priroda misticheskogo mirovozzreniya // Filosofiya i kul'tura. 2010 № 12. S. 23 – 32. 12. Nizhnikov S.A. Problema dukhovnogo v zapadnoy i vostochnoy kul'ture i filosofii. M.: Infra-M., 2012. 168 s. 13. Problema sootnosheniya bytiya i nebytiya. Kollektivnaya monografiya. Pod obshch. red. N.M. Solodukho. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004. 140 s. 14. Narullin R.A. Virtual'nost' kak osnova bytiya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004. 336 s. 15. Leont'ev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. 3-e izd., dop. M.: Smysl, 2007. 511 s. 16. Lankin V.G. Yavlenie smysla. Estezis i logos. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2003. 423 s. 17. Kutyrev V.A. Opravdanie bytiya (yavlenie nigitologii i ego kritika) // Voprosy filosofii. 2000. № 5. S. 15 – 30. 18. Kiyashchenko L.P. Postneklassicheskaya filosofiya – opyt transdistsiplinarnosti // Postneklassika: filosofiya, nauka, kul'tura. Otv. red. L.P. Kiyashchenko, V.S. Stepin. SPb.: Izdatel'skiy dom «Mir», 2009. 672 s. 19. Kagan M.S. Metamorfozy bytiya i nebytiya. K postanovke voprosa // Voprosy filosofii. 2001. № 6. S. 6 – 14. 20. Kagan M.S. Metamorfozy bytiya i nebytiya: ontologiya v sistemno-sinergiynom osmyslenii. SPb.: Izdatel'stvo «Logos», 2006. 416 s. 21. Delez Zh. Logika smysla. M.; Ekaterinburg: «Delovaya kniga», 1998. 480 s. 22. Dobrokhotov A.L. Kategoriya bytiya v klassicheskoy zapadnoy filosofii. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1986. 248 s. 23. Gaydenko P.P. Khaydegger: ot istoricheskoy germenevtiki k germenevtike bytiya // Gaydenko P.P. Proryv k transtsendentnomu: Novaya ontologiya KhKh veka. M.: Respublika, 1997. 495 s. 24. Volkova M.N. Filosofiya nebytiya: novyy vzglyad na mir // Filosofiya v sovremennom mire: dialog mirovozzreniy. Materialy VI Rossiyskogo filosofskogo kongressa. Tom II. Nizhniy Novgorod: Izdatel'stvo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012. S. 16 – 17. |