Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Т.П. Берсенева Феномен синергии в древнерусской культуре

Аннотация: В русской культуре нетрудно обнаружить определенные пики и спады в развитии. Но несмотря на дискретный и катастрофичный характер, признаваемый почти всеми исследователями, русская культура сохраняет единство и уникальность. Автор статьи проводит мысль, что данное единство обеспечивается распространением на большинство сфер культуры центральных «ядерных» идеалов, отличающихся стабильностью и устойчивостью. Для Руси «ядерными» были православные идеалы. Но вместе с православием из Византии была заимствована теория и практика исихазма — мистико-аскетической православной традиции. Синергия является основным понятием исихазма. Автор, вводя в исследование категорию синергии, сделал попытку объяснить периоды расцвета русской культуры наиболее полным воплощением исихастско-синергийных идеалов. Один из таких периодов-пиков приходится на древнерусскую культуру, точнее на XIV–XV вв. Именно в это время Русь наиболее активно воспринимала идеи исихазма из Византии, что проявилось в образовании собственной монастырской культуры, в распространении старчества, в реализации исихастских идеалов в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева, во фресковой живописи, в архитектуре культовых сооружений, в литературе.


Ключевые слова:

русская культура, православие, ядро культуры, исихазм, синергия, исихастскосинергийное ядро, аскетизм, иконопись, старчество, монашество.

Abstract: There have been obvious ups and downs in the development of the Russian culture. But despite discrete and catastrophic character of culture admitted by almost all researchers, Russian culture remains united and unique. The author of the article advances an idea that such unity is caused by the expansion of the central, ‘core’ ideals to the most of cultural spheres. Such ideals provide exceptional stability and sustainability. For Old Russia such ‘core’ ideals were based on Orthodoxy. However, along with Orthodoxy, Byzantium also gave Russia the theory and practice of Hesychasm –mystical and ascetic Orthodox tradition. Synergism is one of the main concepts of Hesychasm. Introducing the term ‘Synergism’ in his study, the author makes an attempt to describe the periods of golden age of the Russian culture from the point of view of the fullest expression of Hesychastic and Synergistic ideals. One of such periods fell upon the Old Russian culture, in particular, the XIV–XV centuries. It was the period when Russia adopted most of Hesychastic ideas form Byzantium which resulted in formation of a monastic culture, spread of the starets movement and expression of Hesychastic ideals in Andrey Rublev’s and Theophanes the Greek’s works, fresco painting, architecture of religious buildings and literature.


Keywords:

Russian culture, Orthodoxy, core of culture, Hesychasm, Synergism, Hesychastic-Synergetic core, Asceticism, icon painting, starets (eldership), monarchism.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Алпатов М.В. Фрески храма Успения на Волотовом поле // Памятники искусства, разрушенные не-мецкими захватчиками в СССР: Сб. статей. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 103-148.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М.: Эксмо, 2005. 640 с.
3. Берсенева Т.П. Категория синергии в теологической традиции // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2012. № 4 (111). С. 116-120.
4. Берсенева Т.П. Синергия и синергетика: категория исихазма и современная наука // Вестник Том-ского гос. университета. 2013. № 369. С. 41-47.
5. Берсенева Т.П. Синергия и диалектическое противоречие // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2012. № 3 (27). С. 102-108.
6. Биллингтон Д.Х. Икона и топор [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Якова Кротова. (URL: http://krotov.info/library/02_b/il/lington_00.htm (дата обращения 01.08.2013)).
7. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI–XVII века. М.: Мысль, 1995. 637 с.
8. Кондаков И.В. «Новая Русь» и судьба человечества: русская культура в концепции Л.Н. Гумилева // Культура и искусство. 2013. № 1. C. 7-20. (DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.1).
9. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006. 416 с.
10. Пивоваров Д.В. Синтетическая концепция культуры. Проблема синтеза основных дефиниций куль-туры // Пивоваров Д.В. Синтетическая парадигма в философии: избр. статьи. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С. 5-19.
11. Поддубный Н.В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты: дис. … д-ра филос. наук. Ростов-н/Д, 2000. 335 с.
12. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопросы о смысле жизни в древнерусской религиозной жи-вописи. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1916. 46 с.
13. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви [Электронный ресурс — URL: http:// pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=746 (дата обращения 01.08.2013)].
14. Философский словарь [Электронный ресурс — URL: http://mirslovarei.com/content_fil/sinergija-5058. html#ixzz2PsOdOF70 (дата обращения 01.08.2013)].
15. Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: исторические связи, антропологические проблемы [Электронный ресурс — URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Horuzhij/isihazm.html (дата обращения 01.08.2013)]
References
1. Alpatov M.V. Freski khrama Uspeniya na Volotovom pole // Pamyatniki iskusstva, razrushennye ne-metskimi zakhvatchikami v SSSR: Sb. statey. M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1948. S. 103-148.
2. Berdyaev N.A. Russkaya ideya // Berdyaev N.A. Samopoznanie: Sochineniya. M.: Eksmo, 2005. 640 s.
3. Berseneva T.P. Kategoriya sinergii v teologicheskoy traditsii // Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. 2012. № 4 (111). S. 116-120.
4. Berseneva T.P. Sinergiya i sinergetika: kategoriya isikhazma i sovremennaya nauka // Vestnik Tom-skogo gos. universiteta. 2013. № 369. S. 41-47.
5. Berseneva T.P. Sinergiya i dialekticheskoe protivorechie // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya «Sotsial'nye nauki». 2012. № 3 (27). S. 102-108.
6. Billington D.Kh. Ikona i topor [Elektronnyy resurs] // Elektronnaya biblioteka Yakova Krotova. (URL: http://krotov.info/library/02_b/il/lington_00.htm (data obrashcheniya 01.08.2013)).
7. Bychkov V.V. Russkaya srednevekovaya estetika. XI–XVII veka. M.: Mysl', 1995. 637 s.
8. Kondakov I.V. «Novaya Rus'» i sud'ba chelovechestva: russkaya kul'tura v kontseptsii L.N. Gumileva // Kul'tura i iskusstvo. 2013. № 1. C. 7-20. (DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.1).
9. Likhachev D.S. Izbrannye trudy po russkoy i mirovoy kul'ture. SPb: Izd-vo SPbGUP, 2006. 416 s.
10. Pivovarov D.V. Sinteticheskaya kontseptsiya kul'tury. Problema sinteza osnovnykh definitsiy kul'-tury // Pivovarov D.V. Sinteticheskaya paradigma v filosofii: izbr. stat'i. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2011. S. 5-19.
11. Poddubnyy N.V. Samoorganizuyushchiesya sistemy: ontologicheskiy i metodologicheskiy aspekty: dis. … d-ra filos. nauk. Rostov-n/D, 2000. 335 s.
12. Trubetskoy E.N. Umozrenie v kraskakh. Voprosy o smysle zhizni v drevnerusskoy religioznoy zhi-vopisi. M.: Tip. T-va I.D. Sytina, 1916. 46 s.
13. Uspenskiy L.A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoy tserkvi [Elektronnyy resurs — URL: http:// pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=746 (data obrashcheniya 01.08.2013)].
14. Filosofskiy slovar' [Elektronnyy resurs — URL: http://mirslovarei.com/content_fil/sinergija-5058. html#ixzz2PsOdOF70 (data obrashcheniya 01.08.2013)].
15. Khoruzhiy S.S. Isikhazm v Vizantii i Rossii: istoricheskie svyazi, antropologicheskie problemy [Elektronnyy resurs — URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Horuzhij/isihazm.html (data obrashcheniya 01.08.2013)]