Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

А. В. Макеенкова Феномены «классического» и «современного» в истории изобразительного искусства

Аннотация: остро стоящей перед искусствознанием проблемы «начала истории искусства» сегодня нет, в то время как его текущее состояние вызывает множество вопросов. Сложность изучения современного искусства обусловлена тем, что его формы крайне многообразны. Поэтому автор предлагает обобщить это явление под понятием «модернизм». Оно вбирает в себя все направления современного искусства, начиная с импрессионистов, а также указывает на общность процессов, которые начались в искусстве в последней четверти XIX в. и продолжаются до настоящего времени. До сих пор главной интригой науки об искусстве остается появление модернизма, всколыхнувшего старую тему «смерти искусства»: «Черный квадрат» К. С. Малевича трактуется как надгробный памятник классического искусства. Но «классическое» в искусстве не есть что-то устойчивое и постоянное. Модернизм не «убивал» классическое искусство, оно медленно вырождалось по мере потери в нем действительной необходимости.


Ключевые слова:

искусствоведение, история искусства, классическое искусство, современное искусство, кризис искусства, модернизм, авангард, постмодернизм, стиль, реализм.

Abstract: The issue about ‘beginning of art history’ is not such a challenge for art studies any more, but the modern state of art still raises lots of questions. Modern art is a difficult topic to study because there are a great number of art forms nowadays. So the author suggests to use a general term ‘modernism’ for all kinds and forms of modern art. Based on the author, this term ‘modernism’ covers all modern movements in art starting from impressionism and also points out the similarity of processes that started in art at the last quarter of XIX century and have been ongoing up to the present. So far, the main intrigue in art studies is the appearance of modernism that recalled the old topic of the ‘death of art’. Kazimir Malevich’s ‘Black Square’ is now interpreted as the ‘gravestone’ of classical art. But ‘classical’ does not usually mean ‘stable’ or ‘constant ’ in art. Modernism did not ‘kill’ classical art. Classical art was gradually fading away because there was no more need in it.


Keywords:

art history, art studies, classical art, modern art, crisis of art, modernism, avant-garde, post-modernism, style, realism.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Андреева Е. А. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. СПб., 2007.
2. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. М., 1956.
3. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.
4. Виппер Б. Р. Искусство без качества // Среди коллекционеров. 1923. Январь– февраль. С. 7–14.
5. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. СПб., 2001.
6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 Т. М., 1968–1973.
7. Зедльмайр Х. Революция современного искусства в кн. Утрата Середины. М., 2008.
8. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.
9. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 2005.
10. Лики истории в европейском искусстве 19 века: Каталог к выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2009.
11. Тастевен Г. Футуризм (На пути к новому символизму). С приложением главных футуристских манифестов Маринетти. М., 1914.
12. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне М., 2003.
13. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.
14. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины / Приложение к журналу «Вопросы философии». М., 1990.
15. Фридрих Овербек и его картина «Таинство покаяния», принесенная в дар Московскому публичному музею графом В. П. Орловым-Давыдовым. М., 1865
References
1. Andreeva E. A. Postmodernizm. Iskusstvo vtoroy poloviny KhKh – nachala KhKhI veka. SPb., 2007.
2. Vazari D. Zhizneopisaniya naibolee znamenitykh zhivopistsev, vayateley i zodchikh: V 5 t. M., 1956.
3. Vinkel'man I. I. Istoriya iskusstva drevnosti. Malye sochineniya. SPb., 2000.
4. Vipper B. R. Iskusstvo bez kachestva // Sredi kollektsionerov. 1923. Yanvar'– fevral'. S. 7–14.
5. Vlasov V. G. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' izobrazitel'nogo iskusstva: V 8 t. SPb., 2001.
6. Gegel' G. V. F. Estetika: V 4 T. M., 1968–1973.
7. Zedl'mayr Kh. Revolyutsiya sovremennogo iskusstva v kn. Utrata Serediny. M., 2008.
8. Nekrasova E. A. Romantizm v angliyskom iskusstve. M., 1975.
9. Nitsshe F. Rozhdenie tragedii iz dukha muzyki. M., 2005.
10. Liki istorii v evropeyskom iskusstve 19 veka: Katalog k vystavke v GMII im. A. S. Pushkina. M., 2009.
11. Tasteven G. Futurizm (Na puti k novomu simvolizmu). S prilozheniem glavnykh futuristskikh manifestov Marinetti. M., 1914.
12. Khabermas Yu. Filosofskiy diskurs o moderne M., 2003.
13. Khofman V. Osnovy sovremennogo iskusstva. Vvedenie v ego simvolicheskie formy. SPb., 2004.
14. Florenskiy P. A. Obratnaya perspektiva // Florenskiy P. A. Stolp i utverzhdenie istiny / Prilozhenie k zhurnalu «Voprosy filosofii». M., 1990.
15. Fridrikh Overbek i ego kartina «Tainstvo pokayaniya», prinesennaya v dar Moskovskomu publichnomu muzeyu grafom V. P. Orlovym-Davydovym. M., 1865