Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

В. О. Петров Вокальная симфония: к вопросу о синтезе музыки и слова

Аннотация: в статье на примере жанра вокальной симфонии, сформировавшегося в ХIХ в. и явившегося одним из знаковых элементов модификации жанра симфонии, изначально сугубо инструментального, рассматривается вопрос о синтезе двух рядов — музыкального и вербального. Сквозь призму взаимоотношения музыки и слова прослеживается историческая эволюция вокальной симфонии, рассматривается ряд оригинальных опусов.


Ключевые слова:

искусствоведение, музыка, симфония, слово, жанр, синтез искусств, образ, авангард, текст, семантика.

Abstract: Based on the example of the vocal symphony that was formed in XIX century as a genre and became one of the key elements of symphony modifi - cation, the author discusses the synthesis between the two forms of expression – musical and verbal ones. The relation between music and word also refl ects the historical evolution of the vocal symphony. The author also analyzes a number of original artworks.


Keywords:

art history, music, symphony, word, genre, synthesis of arts, image, avant-garde, text, semantics.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.
2. Борисова Е. Галина Уствольская: за пределами «fi ne arts» // Музыка и время, 2004. № 8. С. 45-47.
3. Гладкова О. И. Галина Уствольская. Музыка как наваждение. СПб.: Музыка, 1999.
4. Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986.
5. Кириллина Л.В. Музыкальная культура Европы. Вторая половина ХХ века. Италия // История зарубежной музыки. ХХ век: учебное пособие. М.: Музыка, 2005. С. 278–332.
6. Константинова Е. Музыкальный сад пана Пендерецкого // Зеркало недели, 2006. № 23 (17 июня) / Элект-ронный ресурс: http://www.zn.ua/articles/46993?section=newspaper#article
7. Коробейникова Е. А. «Симфония» Лючано Берио в ситуации «диалога культур» // Приношение музыке ХХ века: Сб. статей. Екатеринбург: Урал. гос. консерватория, 2003. С. 107–128.
8. Малер Г. Письма. Воспоминания. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1968.
9. Мукосей Б.В. Малер, или тяжкий путь познания // Большой театр, 2009. № 12. Электронный ресурс: http://www.bolshoi.ru/ru/season/orchestra/events/index.php?id26=1375
10. Петров В. О. Слово в инструментальной музыке. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2011.
11. Сергей Слонимский: «Я — часть народа…» (интервью с Иваном Вишневским) // Завтра, 2009. № 53 (841) от 30 декабря / Электронный ресурс: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/841/81.html
12. Чередниченко Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
13. Чигарева Е. И. Стилистические особенности симфоний А. Локшина // Музыка и современность: Сб. статей. М.: Музыка, 1976. С. 52–78
References
1. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera. M.: Sovetskiy kompozitor, 1975.
2. Borisova E. Galina Ustvol'skaya: za predelami «fi ne arts» // Muzyka i vremya, 2004. № 8. S. 45-47.
3. Gladkova O. I. Galina Ustvol'skaya. Muzyka kak navazhdenie. SPb.: Muzyka, 1999.
4. Denisov E. V. Sovremennaya muzyka i problemy evolyutsii kompozitorskoy tekhniki. M.: Sovetskiy kompozitor, 1986.
5. Kirillina L.V. Muzykal'naya kul'tura Evropy. Vtoraya polovina KhKh veka. Italiya // Istoriya zarubezhnoy muzyki. KhKh vek: uchebnoe posobie. M.: Muzyka, 2005. S. 278–332.
6. Konstantinova E. Muzykal'nyy sad pana Penderetskogo // Zerkalo nedeli, 2006. № 23 (17 iyunya) / Elekt-ronnyy resurs: http://www.zn.ua/articles/46993?section=newspaper#article
7. Korobeynikova E. A. «Simfoniya» Lyuchano Berio v situatsii «dialoga kul'tur» // Prinoshenie muzyke KhKh veka: Sb. statey. Ekaterinburg: Ural. gos. konservatoriya, 2003. S. 107–128.
8. Maler G. Pis'ma. Vospominaniya. Izd. 2-e. M.: Muzyka, 1968.
9. Mukosey B.V. Maler, ili tyazhkiy put' poznaniya // Bol'shoy teatr, 2009. № 12. Elektronnyy resurs: http://www.bolshoi.ru/ru/season/orchestra/events/index.php?id26=1375
10. Petrov V. O. Slovo v instrumental'noy muzyke. Astrakhan': GAOU AO DPO «AIPKP», 2011.
11. Sergey Slonimskiy: «Ya — chast' naroda…» (interv'yu s Ivanom Vishnevskim) // Zavtra, 2009. № 53 (841) ot 30 dekabrya / Elektronnyy resurs: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/841/81.html
12. Cherednichenko T. V. Muzykal'nyy zapas. 70-e. Problemy. Portrety. Sluchai. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002.
13. Chigareva E. I. Stilisticheskie osobennosti simfoniy A. Lokshina // Muzyka i sovremennost': Sb. statey. M.: Muzyka, 1976. S. 52–78